Путь к бессмертию. Шаг 3-техника дыхания Пранайама
Предварительная подготовка.
1. Перед занятиями необходимо принять душ. Ваше тело и волосы должны быть чистыми.
Снять все украшения. Надеть чистую свободную одежду из натурального материала. Длинные волосы не должны быть сколоты или завязаны.
В комнате должно быть хорошо проветрено и убрано, где все вещи лежат на своих местах, иначе время вместо убыстрения начнёт замедляться.
Во время занятий вам не должно быть ни холодно, ни жарко.
Если в доме есть домашние животные, пусть они на время ваших занятий побудут в другой комнате. Во время пранайамы вы должны находиться в одиночестве.
2. Выключить свет. Можно иметь в стороне горящий ночник, но его свет не должен падать на ваше лицо.
Лечь на спину. Руки и ноги разомкнуты. Руки лежат ладонями вверх. Глаза закрыты.
Начинаем полное расслабление лица и тела.
ПРАНАЯМА - это четвертая ступень ЙОГИ. Это слово означает, “напряжение (ЙАМА) космической жизненной энергии (ПРАНА)” и скрывает в себе всю тайну дыхательной техники - “контроль дыхания”.
Для того чтобы войти в состояния медитации используется высшее йоговское дыхание Кевали. Это дыхание условно делится на Кевали 1 и Кевали 2.
Дыхательные упражнения «ПРАНАЯМА».
Всего 8 упражнений. Из них нам нужны только ТАЛА-ЮКТА, БХАСТИКА, КЕВАЛИ-1 и КЕВАЛИ-2.
1. « БХАСТРИКА», т. н. “воздуходувный мех - дыхательное упражнение, дающее легкое изучение диафрагменного дыхания, которое нормальным образом должно проделываться диафрагмой, иначе оно легко причиняет чувство головокружения, знак, что дыхание неправильное.
Техника наблюдения за процессом дыхания.
1 вариант - Как выполняется эта техника дыхания?
Сначала делается предварительное упражнение, которое вводит эту технику спонтанно. Это предварительное упражнение называется ТАЛА-ЮКТА (“связанное с ритмом”). Это не что иное, как маятниковое дыхание, причем имеющее одинаковую длительность вдоха и выдоха. Считать про себя до трех при вдохе и до трех при выдохе. Далее попытайтесь постепенно качок растянуть по длине – до четырех, затем до пяти и т. д. – до тех пор, пока один качок не перейдет во второй и дыхание станет “непрерывным”. Этот непрерывный способ дыхания, при котором грудная клетка длительное время остается растянутой и есть - первая ступень КЕВАЛИ.
2. КЕВАЛИ 1. Теперь мы понимаем, что должно значить “исключительное застывание в дыхании” – легкие застывают в чрезвычайно медленном вдохе, который затем непрерывно переходит в выдох. Отсюда следует практическое выполнение этого упражнения – попытаться стереть границы между вдохом и выдохом. Это происходит само по себе.
Это КЕВАЛИ 1, или непрерывное дыхание, которое сопровождает любую концентрацию. Объект концентрации можно удержать в мыслях лишь при непрерывном дыхании. Но если мы хотим удержать этот образ возможно дольше, то для этого есть одно-единственное средство, а именно, при этом вдыхать как можно медленнее, случайно сдерживая дыхание. Граница между вдохом и выдохом стирается полностью, причем способность концентрации имеет свой кульминационный пункт при этом кажущимся полном прекращении вдоха, а ее минимум на другом конце, а именно, на почти стертой границе между выдохом и новым вдохом.
В дыхательной технике, есть еще один, более высокий способ дыхания, так называемое, незаметное дыхание, которое постоянно содействует и сопровождает самую наиважнейшую ступень ЙОГИ – медитацию, и называется КЕВАЛИ 2.
3. КЕВАЛИ 2.
Этот способ дыхания - самое лучшее расслабление дыхательных органов, обусловленное опущением грудной клетки. Если при КЕВАЛИ 1 мы получаем ощущение неограниченного расширения всего дыхательного аппарата во время дыхания, то при КЕВАЛИ-2 чувствуется постепенный его упадок, до тех пор, пока дыхание не станет незаметным.
Но как достичь высшей ступени дыхания? Оно возникает, само по себе, как только достигнута предыдущая ступень, и непрерывное дыхание достигает правильных взмахов. Если посредством постепенного вдоха мы добились необходимого расширения легких до их максимальных границ, то вся грудная клетка, дыхательные органы расслабляются, “спадают” и дыхания мы больше не замечаем, будто вообще не дышим.
Это незаметное дыхание, является постоянным сопровождением медитации, которая возникает и достигает своего высшего размера только при КЕВАЛИ - 2. Всякая попытка вызвать медитацию, со всеми возникающими явлениями и силами, без этого способа дыхания не достигнет цели.
2 вариант - В чем же состоит техника Кевали?
Мы начинаем с предварительного упражнения, которое действует успокаивающе на все тело, особенно на все нервы. Оно называется Тала Юкта (связанная с ритмом) и делается так:
Лечь на спину (голова, шея, спина – в одной плоскости) и дышать одинаково долгим дыханием: вдох и выдох 3 или 4 секунды.
При этом значительно помогает, если себе представить эти дыхательные движения, как раскачивание маятника, проходящее через определенную точку тела (место посредине между бровями), внутрь и обратно наружу. Сама продолжительность дыхательных упражнений не играет роли: важны только одинаковость вдыхания и выдыхания.
Через некоторое время во время упражнений, не прерывая его, надо увеличить продолжительность вдыхания и выдыхания последовательно с 3 секунд до 4, с 4 до 5, с 5 до 6 и т. д. Это предварительное упражнение способствует созданию образов при "зрении без помощи глаз".
Когда в упражнении будет достигнута ступень, на которой дальнейшее удлинение вдыхания и выдыхания станет утомительным, переходят к дыхательному упражнению Кевали.
Кевали – главное упражнение. Теперь попробуйте по возможности сглаживать переходы от вдыхания к выдыханию и обратно, так чтобы практически получился непрерывный способ дыхания.
Хотя главным стремлением при этом является именно устранение границ между вдыханием и выдыханием, все же сама собой получается пауза дыхания (с воздухом в легких). Это первая часть упражнения – непрерывное дыхание.
Когда это дыхание усилится, оно внезапно переходит во вторую часть – в незаметное дыхание, при котором пауза наступает без воздуха в легких.
В первой части этого упражнения кажется, что легкие постоянно наполнены воздухом, причем он только иногда выдыхает, чтобы набрать новый воздух.
Вторая же часть (которая автоматически и сразу получается из первой, как только будет достигнута граница ёмкости – задержание дыхания) производит впечатление, как будто дыхание вообще прекратилось, настолько оно незаметно.
Но важнейшей особенностью Кевали, его второй части (незаметное дыхание), является воздерживание чувств – возможность выключить внешние впечатления, так что позволяет сознанию полностью сосредоточиться на любом объекте.
Это высшая ступень йоговского дыхания.
Свидетельство о публикации №111100608201