Гроза с градом

     На седьмомъ вЪцЪ Трояни връже Всеславъ жребий о дЪвицю себЪ любу. Тъй клюками подпръся, о кони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружиемъ злата стола Киевскаго. Скочи отъ нихъ лютымъ звЪремъ въ плъночи из БЪла-града, обЪсися синЪ мьглЪ; утръже вазни с три кусы: отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу, скочи волком до Немиги съ Дудутокъ.   

     На НемизЪ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцЪ животъ кладутъ, вЪютъ душу от тЪла. Немизе кровави брезЪ не бологомъ бяхуть посЪяни, посЪяни костьми рускихъ сыновъ.

     Всеславъ князь людемъ судяше, Княземъ грады радяше, а самъ въ ночь волкомь
рыскаше; исъ Кыева дорискаше до Куръ, тмутороканя; великому хръ сови волкомь путь
прерыскаше. Тому въ Полоть скe позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы: а онъ въ Кыевe звонъ слыша. Аще и вeща душа в друзe тeлe нъ часто бeды
страдаше. Тому вeщей Боянъ и первое припeвку смысленый рече: ни хытру, ни горазду, ниптицю горазду, суда Божіа неминути.

Коротенький отрывочек из "Слова о полку Игореве".

    Не будем углубляться во все тонкости и перипетии сюжета. Есть в нем однозначно трудно переводимые места, и не в смысле изложения, а в смысловой интерпретации. Таков сон Святослава, о котором тоже резонно рассказать отдельно, потому что он того заслуживает по многим параметрам.
    Пока же поговорим об этом месте – Всеславе-чародее, гибели сынов русских и предсказании Бояна.
 
     Никто не оспаривает, что речь в данном фрагменте идет о Всеславе Брячиславиче — правнуке Владимира Святославича и его первой жены Рогнеды, князе Полоцком.
 
     Но вот почему он сравнивается с Трояном седьмого века?
     Трояне по разным трактовкам был представлен как-то (дабы не загромождать текст апологетов каждой из версий опустим):
1. славянское языческое божество;
2. римский император Траян (53-117);
3. комплекс памятников, воздвигнутых на территории нынешней Румынии в 108—109 гг. в честь побед императора Траяна и город Municipium Tropaeum Traiani;
4. территория юго-западной Руси и Бессарабии, сохранившая имя императора Траяна в топонимах;
5. русский князь или триумвират русских князей с разными трактовками;
6. образ, навеянный преданиями и книжными источниками о Троянской войне.

     Текст сербских народных преданий о короле Трояне, передвигавшемся на большие расстояния ночью до петухов, чтобы не быть застигнутым солнцем, близок легенде о Всеславе Полоцком. Кроме того, можно думать, что Троян как божество древних славян восходит к иранскому пантеону, где ему соответствует Траэтаона — победитель дракона. Параллели к иранским мифам о Траэтаоне имеются в скифской мифологии.
     Видимо такая же параллель это синтез божества, древнего короля и самого Полоцкого князя, по народным сказаниям  слывшего волшебником. В «Повести временных лет» (1044 г.) говорится: «его же роди мати отъ вълхованiя».
     Седьмой век трактуется в двух ипостасях — последние времена язычества, так как понятие «седьмой» в средневековье ассоциировалось с понятием «последний», либо  седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира  начавшееся  в 1092 г. Всеслав ( Чародей), бывший язычником,  умер как раз в 1101 г., а его внучка Ефросинья Полоцкая (языческое имя — Предслава)  родилась в  1110 г. Она стала первой христианской святой Белой Руси, и своим подвигом подвигла перейти в новую веру еще двоих сестер —   Гордиславу (в иночестве — Евдокия) и Звениславу (в иночестве — Евпраксия).
    Такой вот вышел триумвират.

    Под «девицей» в тексте многие видят сольный град Киев. Почему же тогда девица?

    Думается, это есть результат влияния современного библейского образного ряда, часто слово "дева" употреблялось у евреев в отношении городов и народов.
     Если же исходить из написания «Слова…» не как библейского начала, то существует другая вероятность понимания текста – девица – дева – дива – див. Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muz,   diva   zena,   польск.   dzivozona; серболужицк.   dziwja   zona,   dziwica).
     Развитие в славянском    отрицательных    значений иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый) превратилось в обозначение  отрицательного   мифологического   персонажа — дэва   (см.   Дэвы).   
     В   значении   «бог» у  иранцев   выступило   переосмысленное  обозначение  доли. 

    И что за жребий?
 
    В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в. Самое раннее значение жеребей – «нечто отрезанное»,  для метанья и решенья судьбою, счастьем чего-либо спорного. Майков А.Н. переводит это словосочетание  одним словом – дедина, участок владения земли «вотчина».
     Итак,
                Хитростью оперся на коней
                и скакнул к городу Киеву,
                и коснулся древком
                золотого престола киевского. (пер. Лихачева Д.С.)
      Княженье в Киеве было кратковременно, только коснулся Всеслав (Чародей) власти, и бежал диким зверем (рысью) из-под Бел-града (княжеская резиденция под Киевом)  в Ново-град, где
                звеня секирами на славу,
                Двери новгородские открыл. (пер. Н.Заболоцкого).

      «Обесися сине мьгле».
      Может быть:  повитый синею мглой, окутался синим туманом, объяв себя облаком синим и др.

                Лютым зверем побежал он прочь, на полночь из Белграда,
                Приукрылся синей мглою и орудьем стенобитным
                Новгородские ворота отворил, разбил он славу
                Ярослава и с Дудуток до Немиги прыгнул волком. (пер. Бальмонта К.Д.)

      «Утърже вазни съ три кусы»: урвал счастья с три клока, либо с трех попыток отворил ворота Новгороду. Дважды, в 1063 и 1067 гг., Всеслав брал Новгород, город Ярослава Мудрого. Немига - небольшая река, на которой стоял г.Минск, в данном месте «Слова», принято считать, речь идет о столкновении выступившего из Новгорода Всеслава с дружиной Изяслава Ярославича (и его братьев Святослава и Всеволода) на реке Немиге в 1068 г., где Всеслав был разбит и пленен.  Битва дружин сравнивается с молотьбой. Жатва для древнерусских воинских повестей является обычной, по утверждению Адрианова-Перетц, и  восходит к библейским книгам. Отметим, что метафора не имеет аналогий в других исторических памятниках.

                Там, на Немиге,
                Стелют снопы головами, молотят цепами стальными,
                Жизнь кладут на току, веют душу от тела. Немигский
             Брег не добром был засеян — засеян костьми сынов русских...(пер. Деларю М.Д.)

     По существовавшим представлениям, Всеслав, как князь-волшебник, мог распоряжаться судьбами подвластных ему людей и даже с помощью колдовских чар делить города между князьями. Представление о волке как оборотне является очень древним и восходит к индоевропейской традиции. Техника оборотней была известна всегда волхвам - защитникам, просителям перед грозными богами за славян, жившим по берегам Днепра и его притоков. Первое имя, которое упоминает народная молва - Авенум. Его род жил на притоке Днепра - Березине, и поклонялся Ургору, волку-оборотню.

                а сам в ночи волком рыскал,
                из Киева волком дорыскивал,
                до петухов, в Тмуторокань;
                великого Хорса в пути обгонял-перерыскивал. (пер. Стилецкого)

     Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища - хоромины, хоромы. В православии ассоциируется с Георгием Победоносцем (надо отметить что Ярослав Мудруй, о котором говорилось выше имел в святом крещении имя Георгий). С его именем, вероятно, связаны в русском языке такие слова хорошо, хорувь, хор, бог миропорядка, связанного с ходом солнца.

                До петухов он из Киева успевал к Тмуторокани,
                К Херсоню великому волком он путь перерыскивал.
                Ему в Полоцке рано к заутрени зазвонили
                В колокола у святыя Софии,
                А он в Киеве звон слышал. (пер. Жуковского В.А.)

     В “Слове на обновление Десятинной церкви”: “отъ Рима убо въ Херсонь, от Херсоня въ нашю Рускую страну”. А Херсонъ – это Корсунь.
     “Повесть временных лет” ведёт повествовании о крещении Русской земли князем Владимиром Святославичем. Это событие, преображающее Русь, первоисток ее совершенно новой, христианской истории. Так называемая “Корсунская легенда”, сюжет о становлении христианского властителя Владимира, который  берет город ( Корсунь в легенде — субститут Царьграда), вступает в брак с царевной, крестится, излечивается от постигшей его болезни. В ПВЛ существует еще сказание о завоевании Владимиром Полоцка и о принуждении полоцкой княжны Рогнеды вступить с ним в брак (Виролайнен М.Н. Автор текста истории.), но ведь Всеслав Брачиславович (Чародей) – внук Рогнеды, пытавшийся перейти путь не много не мало – Царьграду.
     Тогда совсем по-новому звучит предупреждение  Бояна:

                "Будь хитер, будь смышлен.
                Будь по-птичьи горазд,
                А божьего суда не минуешь!"

      И этот мотив с завидно ноткой преемственности звучит в переводах как божий бич:

                Только хитрость князя не спасла,
                Удальство не помогло Всеславу,
                Знал он в жизни беды без числа,
                Пил он вместо радости отраву.

                Про него сказал Боян тогда,
                Знавший правду и в большом, и в малом:
                — Час пробьет, от божьего суда
                Не уйти ни хитрым, ни удалым.
                1962—1966 гг. Рыленков Н.И.

Наши дни.

     Трагедия на Немиге — массовая давка в подземном переходе Минска возле станции метро «Немига», жертвами которой стали 53 человека.
      30 мая 1999 г. многие минчане пришли на берег реки Свислочь на праздник пива(Это был ДЕНЬ ТРОИЦЫ), организованный пивоваренным заводом «Аливария». Внезапно началась гроза, сопровождаемая крупным градом. Около двух с половиной тысяч молодых людей предприняли попытку укрыться от непогоды в подземном переходе. В результате давки погибло 53 человека, среди которых 42 девушки и два сотрудника милиции, пытавшихся спасти людей. Большинство погибших — молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Более 150 человек получили различные ранения.
                Берега Немиги той проклятой
                Почернели от кровавых трав. (пер. Заболоцкого Н.А.)-
     После трагедии было возбуждено уголовное дело в отношении 2-х сотрудников милиции по обвинению в «недостаточном выполнении должностных обязанностей», однако в 2002 году производство по нему было закрыто. Семьям погибших была выплачена компенсация.
     Долгое время после трагедии подземный переход был своеобразным местом паломничества для близких друзей и родных погибших: люди вешали на стенах портреты, иконы, тексты молитв, зажигали свечи в память о жертвах.
                Хоть и веща душа в ином теле, да часто страдала.
                Вещий Боян наш ему-то разумную молвил припевку,
                Так говоря: «Ни хитру, ни горазду, — летал хоть бы птицей, —
                Не миновать суда божия!»
                Деларю М.Д. 1839 г.
      На месте трагедии, около входа на станцию метро «Немига», 30 мая 2002 года был установлен мемориал в виде 53 цветков из бронзы (42 розы и 11 тюльпанов по количеству погибших девушек и парней), раскиданных по метафорическим ступеням с надписью «53 рубцы на сэрцы Беларусi. 30 мая 1999 года», а также маленькая часовня с металлической плитой внутри, на которой высечены имена и отрывок из Евангелия от Иоанна: «Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек». Плита увенчана православным крестом.


      Согласно «Книге перемен» триграммы звучат так:
                11 – «Тай». Иероглиф изображает человека в воде, соединенного с потоком дао.
                42 – «И». Иероглиф изображает сосуд, переполненный материальными и духовными благами. 
                2 – «Кунь». Иероглиф изображает духов земли.
© Copyright: Волна Поль Домби, 2011
 Свидетельство о публикации №21106140848

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Написать рецензию

 Как-то не вяжется Троица и пиво... Вот и результат.

Ляля Табунова   14.06.2011 20:40   •   Заявить о нарушении правил / Удалить


Гнев Божий - это страшно, полностью согласна

Волна Поль Домби   15.06.2011 09:31   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания

      


Рецензии
Встречал в сети упоминание термина "Русский карго-культ".
"Слово", скорее всего, чья-то поделка 19 века в рамках этого карго-культа.

Большаков Алексей   01.11.2021 09:48     Заявить о нарушении
ну вот)))
"карга"
старая карга
Кары и Канары)))

Татьяна Ульянина-Васта   01.11.2021 09:58   Заявить о нарушении
Cargo - груз,
аборигены, получавшие в сороковые годы
помощь от американцев, потом сделали
форму религии - карго-культ - стали строить
из подручных материалов "самолёты" и молиться на них.

Большаков Алексей   01.11.2021 16:08   Заявить о нарушении