Пути мысли. Венок
Ума богатство злое — знанье ,
Ужели прав Екклесиаст* ?
Карк «никогда!» познанья даст
Душе бесплодные терзанья.
И множит их образованье.
А каждый век свой копит пласт Скепсис.
Идей, учений. Их балласт
Ускорит с жизнью расставание!
Но верим мудрости окольной,
Как в ход часов на колокольне,
Хоть слышим только дальний звон.
Сокрыты бытия причины:
На всех событиях — личины.
Но ум наш — любопытен он.
2
Но ум наш — любопытен он:
Вопросы — что вдали и рядом? -
Он ставить любит. Был Сократом
В беседах метод применен.
И собеседника в загон
Он заводил, будь тот по взглядам Сократ
И чужд сперва. Но спора ядом
Повален, как курАре - слон.
Открыл: природа человека
От свойства не зависит века,
Какой бы тот не взял разгон.
Был шершнем. Но грозит цикута
Тому, кто каждую минуту
В явленьях ищет свой закон.
3
В явленьях ищет свой закон
Птенец сократовский и гений,
Узнавший тайну сотворений
Начал и сущего — Платон.
Был ум в абстрактность устремлен, Платон
И в ней искал он откровений.
И мир в восторге озарений
Постиг: идеями рожден.
Их космос вечен, строен, строг.
А красота — единый Бог.
И человек — его созданье.
Идея — царь. Людей, как слуг
Содержит строго Демиург:
Не беззаконно мирозданье!
4
Не беззаконно мирозданье.
Но мир есть множество идей:
Идея в каждой из вещей,
Как форма их существованья.
Так Аристотель в новом знаньи Аристотель
Отверг Платона мавзолей
Однообразья, и людей
Признал достойными желаний.
У нас смысл жизни - не един.
Но каждый в поиске — один
И с ближними в соревнованьи.
Наш выбор цепью неудач
Стать может. Что взять из задач?
Обманно истин обладанье.
5
Обманно истин обладанье:
Судьбы трагической пример,
Любовь всю жизнь неся, дал Пьер
Дю ПАлле*, храбрый рыцарь знанья.
Он Церковь оскорбил дерзаньем, Абеляр
Сказав, что ум — основа вер,
Что мир реалий голых сер:
Мертва идея без созданий.
Быть должен человек свободным
В своем мышлении голодном -
Тогда он в вере убежден.
От бедствий — в келью удалился...
Две правды есть — их бой продлился**:
Одна другую гонит вон.
6
Одна другую гонит вон
И приговаривает к смерти
Дерзнуть посмевшую — "не верьте!" -
Той истине, чей щит — закон.
Джордано Бруно был рожден
Внести свой диссонанс в концерте
Умов: «Нет истины в конверте!
Бог в вещном мире растворен.
Сонм точек общее составит. Джордано Бруно
Бессмертье душ он нам не дарит -
Будь в этом мире устремлен!»*
Сжег искрой Бруно рухлядь знанья.
Но Бога ищет вновь сознанье.
Так сон другой рождает сон.
7
Так сон другой рождает сон.
И Гоббс, бежав, меняет взгляды,
Поняв, что Кромвеля отряды -
Свободы лучший бастион.
Необходимость есть закон Гобс
Для воли. Он дает отраду,
Когда причин и следствий ряду
Наш путь по жизни подчинён.
Смирит людей Левиафан*
В их эгоизме. Богом дан
С ним договор для подписанья.
Дарует счастье нам успех.
Достичь его есть цель для всех -
Соблазны нас влекут,желанья.
8
Соблазны нас влекут, желанья.
А юность не на то ль дана?
Философу чужда война,
Но манит в молодости ранней*.
Юнцу полезны испытанья - Декарт
Они будители ума:
Живет материя сама,
Иль Бог вселил в неё сознанье?
И что на свете достоверно?
Незнанье знанью соразмерно.
А скепсис — от ошибок бег.
Как метод ввел его Декарт,
Чтоб споров охладить азарт:
Зачем был создан человек?
9
Зачем был создан человек,
Если у знАнья есть границы?
Мир с временем меняет лица,
А опыт чувственный — на век.
И всё же он - вчерашний снег: Кант
Прибавить чтоб к нему страницу,
Сухой анализ не годится -
Воображенья нужен бег*!
Мир — вещь в себе. Для нас — явленье.
И человек — как мир. В стремленьи
Исполнить долг он жаждет нег.
Добро в нём, зло — в противоречьи.
Императив — не безупречен:
Не сходен с каждым веком век.
10
Не сходен с каждым веком век.
В несходстве вектор есть движенья.
Прогресс являет достиженья:
К свободе дух берет разбег.
За ним бредет и человек.
Восток о ней — без представленья,
Но Запад — познает в боренье.
Сова там не смыкает век*.
Необходимость есть закон. Гегель
С развитьем Духа спорит он.
И Дух ему готовит мессу.
Но ход истории — он лют!
И знает только Абсолют,
В чем смысл движенья и прогресса.
11
В чем смысл движенья и прогресса?
А может быть, пустой вопрос?
Абстрактность не имеет спрос,
Как мысли - собственного веса.
Деревья видеть из-за леса! Конт. Позитивизм.
Граница любопытства — нос!
Но даст нам опыт знанья воз
Без метафизики замеса.
К чему - познание причины?
Вся цель научной дисциплины -
Предвиденья полезный свет.
Лишь факт и метод позитивны.
Зачем мир создан? Объективно
Науки не дают ответ!
12
Науки не дают ответ
Достичь как счастья, в чем же цели
Существованья. «Мы на мЕли,
Плывя в сомненьях сотни лет!»
Так Ницше думал, дерзко «нет!», Ницше
Как вызов бросив всем , кто пели
Осанну Богу и скорбели,
Что христианства гаснет свет.
«Не счастье важно, а свобода
Сверхчеловеку, не народу.
Путь слАбых — ближнему привет.
Долой мораль, стремись к порфиру!»...
Безумец изгнан был из мира*:
Простой хотим мы знать совет!
13
Простой хотим мы знать совет,
Какую нам избрать дорогу.
Когда лишен доверья к Богу,
То сам себе ты дашь ответ.
Свободен телом или нет
Не значит, Сартр внушает , много: Сартр. Экзистенциализм
Послужит узнику залогом
Лишь выбор — в нём к свободе свет.
Мы сами делаем себя,
Всё отрицая, не любя
Нам данного. Противовесом
Ответственность — она за всех...
Что, впрочем, вызывает смех:
Важны нам наши интересы.
14
Важны нам наши интересы.
Мы верим в то, что нужно всем.
В чем польза есть. И вместе с тем
Чужому мнению — нет веса.
Не знать нам лучше ни бельмеса, Прагматизм. Постмодернизм
Чем мучить мозг тревогой тем
Абстрактных, философских схем.
Ненужное — закрыть завесой.
Нам все идеи не близки!
Сознанье рвется на куски -
Итог идей завоеванья,
Постмодернизма мысли сон...
А мир без веры — обречен.
Ума богатство злое — знанье.
Магистрал
Ума богатство злое — знанье.
Но ум наш — любопытен он,
В явленьях ищет свой закон:
Не беззаконно мирозданье.
Обманно истин обладанье:
Одна другую гонит вон -
Так сон другой рождает сон,
Соблазны нас влекут,желанья.
Зачем был создан человек,
Не сходен с каждым веком век,
В чем смысл движенья и прогресса?
Науки не дают ответ:
Простой хотим мы знать совет -
Важны нам нАши интересы.
05.10.2011г.
* все примечания под отдельными сонетами, выложенными в сб. "Формы".
Свидетельство о публикации №111100603000
молчала: не потому что сказать нечего, а призадумалась. Такой объём знаний
почти невозможно вместить даже в крупное стихотворное произведение. Это
равносильно тому, что кто-то возьмётся проанализировать развитие поэтической
мысли от Гомера до Апполинера, как мы называли курс зарубежной литературы.
Но настоящая поэзия для меня всегда была тесно связана с философией, как
и литература. Поэтому выражаю своё восхищение Вашей незаурядной работой.
Не буду слишком распространяться. Все имена знакомы, но знаний не хватает
(многое забылось). Зато вечные - увы! - неразрешимые вопросы актуальны во
все времена: в чем смысл движения и прогресса, роль и польза знаний, что
есть мир и человек... и не только. Каждый из великих, да и мы сегодня,
пытаемся найти ответы на множество вопросов. Я теперь поняла, почему Вы
обратили внимание на моё ст. "Несовместимость". И главное, что я почерпнула
(в который раз!) для себя - НАУКИ НЕ ДАЮТ ОТВЕТ. Отсюда течет одна дорога -
в религию и веру. Но это уже совсем другая тема. Наш общий знакомый В.Н.,
рецензия которого ниже, знает намного больше меня. Но мне хочется привести
цитату из Франсуа Вийона: "Я знаю всё. Я ничего не знаю!" Это моё мнение о
моих знаниях. Спасибо Вам большое, Владимир. С самыми добрыми пожеланиями,
Валя. До новых встреч.
Валентина Щугорева 20.03.2019 13:41 Заявить о нарушении
Но больше по душе мне мои поэмки "Петроний" - она живая, перевоплощениям давала возможность, и "Разлом" - быть очевидцем "геополитических катастроф" для сочинителя интересно, как не кощунственно это звучит по отношению ко многим согражданам... А венки, как предупредил меня мой хороший в то время знакомый и отличный поэт, мастер таких крупных форм как мегапоэмы и свитки, pelle (Игорь Геннадьевич - имя в миру), "ум и воображение сушат".
А в своей рецензии Вы, Валя, затронули еще одну важную, спорную, ставшую опять животрепещущей в связи с клерикализацией нашего государства и общественного сознания (это не хорошо и не плохо в абстракции, смотря в каких отношениях церковь с государством и обществом, и на какой вектор эта церковь ориентирована, и как общество и отдельные люди воспринимают ту или иную религию - её этические идеалы или просто как обрядность, а иногда и мракобесие). Да, науки не дают ответа на многие мировозренческие вопросы. Но основной вопрос философии остается - он не разрешим, видимо. Поэтому останутся и атеисты (как А.Г.Невзоров с его "средами" в эфире "Эхо"), но пополнится число и сознательно верующих людей, такими, как уже Вам знакомый великолепный Михаил Гофайзен. Вот его ответ одному поэту и ученому (технарь) - материалисту, грубый флюд (вторжение) которого в мой разговор с моим рецензентом, профессором, кстати, и д.т.н В.С. (ник здесь - Нерыдайидальго) и способствовал знакомству Михаилом:
http://www.stihi.ru/board/list.html?start=372&rec_writer=trismegist
У атеистов и людей религиозных разная система координат вер - есть Бог, нет Бога в любой его ипостаси, мало соприкасающихся. Об этом правильно говорит этому Сергееву Михаил Гофайзен. Франсуа Вийон великий поэт. Но его афоризм - поэтическое преувеличение:). Так же как и Вы, Валя, явно скромничаете, следуя Вийону:)). Вы - очень эрудированный, думающий и проницательный человек. И исключительно приятная в общении женщина. С Вами очень интересно перекликаться! С симпатией и теплом! До новых встреч! В.
Владимир Гоголицин 20.03.2019 17:29 Заявить о нарушении