Осень - перемен восемь. Часть 1. Хмурень
Часть I
ХМУРЕНЬ
Хмурень* осень начинает,
Когда лес меняет облик,
А его хозяин нравом
Переменчивым напомнит
О себе и погрозится
Раскидать снопы на гумнах.
Пусть не гневается Леший,
Вспомнят люди его имя**,
Принесут с поклоном требы
И разложат по колодам.
Тот же, кто не откупился,
С кочергой всю ночь проводит
Да в тулупе наизнанку,
Чтобы защитить хозяйство
От проказ лесного Чуда.
Молвят люди, те, кто видел,
Что космат Дедуля очень,
Одноухий – то приметы,
Если облик примет мнимый
Родственника или друга
И в доверие вотрётся.
А глаза его сверкают
Изумрудными лучами
Так, что дедушку лесного
Отличить от смертных можно.
В этот день и час ненужный
Зарекайтесь сказать слово,
Чтоб ребёнка забрал Леший;
Вмиг поманит Дед дитятю
Заповедными дарами, -
И в краях не воротимых
Пропадёт навек кровинка.
Прародительница Макошь
Дарит дни тепла вторично
На прощанье с знойным летом,
А ещё и как примету
Нрава Зимушки – царицы.
Та уже не за горами
И, конечно, сменит осень.
Если гуси улетают,
А настало бабье лето –
Значит, их зима торопит.
А скворцы не улетают –
Осень будет вся сухая.
Журавли в полёт готовы,
Ласточки к воде всё жмутся:
К каждой птахе есть примета,
А к примете есть и дело!
Урожай спасён – коль убран,
Рожь посеяна ко сроку,
Лён постелен до подъёма;
Всё имеет свой порядок.
Начинаются засидки -
В избах при огне работа.
А огонь зажжён уж новый
По обычаю от предков:
Вечером погашен старый,
Утром вытирают новый
В наступившее полетье***.
Девушкам дано заданье
Вырезать гробы из репы.
В овощные домовины
Мух положат, тараканов,
И комариков несносных,
А ещё и блох и вошек,
Если таковых поймают.
Причитать все будут громко,
Плакать навзрыд, зарывая
Гробики в сырую землю.
В это время девки машут
Полотенцами и кличут
Насекомым всем, чтоб дружно
Отправлялись они следом
Хоронить своих собратьев.
Обряд с песнями проходит,
Дело знают, - не впервые:
«Как комар свалился с древа
Да упал на коренище,
Повредил себе плечище.
Как слетались к нему мухи,
Все горюхи – громотухи,
Стали они возглашати,
Комарика поминати».
У мужчин обряд серьёзней:
На коней мальцов сажают
Тех, кому четыре года
Жизни стали переходом
От младенчества до детства.
А парням пришла охота
Свататься не без причины.
Наступает время свадеб,
И смотрин, и посиделок.
Уж тридцать сватались: «Хотим!»,
А быть девице за одним!
Парням свататься-то ходить –
Так будто дровней попросить,
Коль в одном дому откажут, -
То в другом, глядишь, уважат!
Так пословицы шутливо
Говорят нам об обрядах
И хранят былое время,
Что прошло и не воротишь.
Праздник Рожаниц и Рода*4
Всех живых и всех усопших
Празднуется повсеместно.
У воды ждут Осенину –
Макошь матушку с поклоном.
Хлебом, киселём и мёдом
Будет осень прославляться.
Поминать всех нужно предков,
По делам хвалить живущих
На земле в законах Прави,
Чтобы в целостном единстве
Пребывать со всей природой.
В рюень*5 месяц рёв оленей
Слышен из лесу повсюду,
А медведь себе берлогу
Подбирает по удобству,
Замирают в спячке гады
После праздника владыки,
Огненного Волха – Змея.*6
Землю покидает Жива,
Отправляясь в Светлый Ирий
И прощаясь, долго плачет,
Заливая влагой землю.
*Хмурень – одно из старинных названий сентября;
**Вспомнят люди его имя – чествование именин Лешего и обряды, связанные с этим днём, приходятся, скорее всего, на 4 сентября по новому стилю;
*** полетье – Макошино полетье – старое бабье лето;
*4 Праздник Рожаниц и Рода – празднуется перед осенним равноденствием. По сути, это праздник благодарения сил природы за собранный урожай, встреча сытной осени, поминовения предков и богов прародителей. "Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед..." (Из записей XII века). У буддистов подобный праздник называется Хиган, и, например, в современной Японии его дата определяется астрономически (в 2010 году праздник приходился на 23 сентября);
*5 рюень – одно из названий месяца сентября;
* Огненного Волха – Змея – это праздник часто назывался Днём Огненного Волха Змеевича. Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского (Райского) сада и муж Богини Лели. Он был рождён от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. Через Индрика, Волх, являлся потомком Великого Чёрного Змея, владыки тёмных сил, а Мать Сыру Землю связывали с представлениями о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она часто рождала чудовищ. В IX—X вв. культ Волха оформляется как продолжение культа Велеса.
04.11.10
«Изба-Читальня». © 05.11.2010 Геннадий Дергачев/work/236366/
Свидетельство о публикации №111100602559