7. Семистрочная строфа или септима
СЕМИСТИШИЕ (или СЕПТИМА) — вещь редкая. Хотя добавьте всего одну строку к любому встреченному шестистишию, и получится семистишие: из двух рифм, трех или даже четырех !
Простор для придумывания схем тут огромен: abbabba, abccbac, aabccba и так далее.
Редкость употребления семистишия обусловлена в первую очередь историческим фактором: ими писать было не принято! Хотя это просто и порой даже очень красиво, если, конечно, писано не левой ногой.
1. Семистишиями написано «Бородино» Лермонтова (ААbСССb):
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hнедаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М. Лермонтов)
От этого стихотворения пошло и закрепилось понятие БОРОДИНСКОЙ СТРОФЫ – септета, написанного ямбом со строгим чередованием рифм и количества стоп : 1, 2, 4, 5 и 6 строки написаны 4-стопным ямбом с женской рифмой, а 3 и 7 - 3-стопным ямбом с мужской.
Модель «Бородинской» строфы: разностопный ямб AAbCCCb.
01 01 00 01 0
01 01 00 01 0
01 00 01
01 01 00 01 0
00 01 01 01 0
01 01 01 01 0
01 01 01
1-а. Нашла на нашей СТИХИРЕ стихотворение, написанное этой строфой:
Иссечен горними ветрами,
Стоит в мороз, в засушный пламень
Бессонный страж пути
Преградою неодолимой.
Здесь скал обглоданных теснины -
Надгробья многим тем, кто мимо
Него хотел пройти.
Стоит над пропастью глубокой,
Молчит, но жизни одинокой
Он не изведал здесь.
Давно снегами убеленный,
Он встречи разрешал влюбленным,
А птицам, в небе утомленным, -
Себе на плечи сесть.
(Крокодилыч- автор СТИХИ.РУ)
2. Семистишие с рифмовкой abbaacc называется КОРОЛЕВСКОЙ или ЧОСЕРОВСКОЙ СТРОФОЙ. Чосер первым в английской литературе ввёл понятие размеров, силлабо-тонического стихосложения и рифмовки. Вот пример чосеровской, или королевской, строфы из «Кентерберийских рассказов» Чосера:
Переверни страницу — дивный сад
Откроется, и в нем, как будто в вазах,
Старинных былей, благородных сказок,
Святых преданий драгоценный клад.
Сам выбирай, а я не виноват,
Что мельник мелет вздор, что мажордом,
Ему на зло, не уступает в том.
(Пер. И. Кашкина)
Модель «королевской» строфы: пятистопный ямб с пиррихиями аББаасс
0001010 101
01 00 01 01 01 0
01 01 00 01 01 0
01 01 00 01 01
00 01 01 00 01
01 01 01 00 01
01 01 00 01 01
3. Пример, с похожей рифмовкой, но все рифмы – женские.
Среди сестер с привычною окраской
Вороне Белой было неуютно,
она парила в небе без опаски
у самых звезд, но в бездорожье смутном
путь не искала… редкий был с ней ласков -
клевали все: не то у ней обличье,
живет не так, и мнения – не птичьи…
Ей не пилось, как всем, из грязной лужи,
не елось из контейнеров помоек,
и ушлый Ворон был в мужья не нужен:
он глуповат и честен с виду только!
Она жила одна и мерзла в стужу,
вся исхудав, не билась за добычу
и не меняла стиль своих привычек…
(Алкора – автор СТИХИ.РУ)
Модель строфы: пятистопный ямб с пиррихиями АБАБАСС
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01 00 01 01 0
00 01 01 01 01 0
01 01 01 01 01 0
01 01 01 00 01 0
4. Еще одна рифмовка семистишия:
В неё влюблялись дети и таксисты,
Лишь только сладким голосом сирены
Она произносила пару слов.
Наверно, так глаголет ангел чистый,
Наверно, так вербуют секты пленных,
Так мать баюкает свой дар бесценный,
Так телефоны делают любовь.
Когда она большим и мягким телом
Вселенную мгновенно заполняла –
Там для других не оставалось мест.
Там лишь она глухому миру пела
О том, что можно всё начать сначала,
Что Карл не будет больше красть кораллы,
Что Бог нас любит, и свинья не съест.
(Евгения Ткалич- автор СТИХИ.РУ)
Модель строфы: ямб АБсАББс
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 00 01 01 01
01 01 01 01 01 0
01 01 01 01 01 0
01 01 00 01 01 0
00 01 01 00 01
5. Приведу в качестве примера одно, очень нестандартное семистишие. Это знаменитая «Песня» Иосифа Бродского:
Пришёл сон из семи сёл.
Пришла лень из семи деревень.
Собрались лечь, да простыла печь.
Окна смотрят на север.
Сторожит у ручья скирда ничья,
И большак развезло, хоть бери весло.
Уронил подсолнух башку на стебель.
Схема рифмовки тут просто сумасшедшая. Каждая строка характеризуется собственной сквозной рифмой, где середина строки рифмуется с её окончанием. Получается: aa bb cc D ee ff D. Это, конечно, очень нехарактерный пример, но он настолько странный, что грех было бы его не привести здесь.
Если кто-то найдет мне примеры семистрочной строфы (лучше собственные), написанной трехсложными размерами – с удовольствием включу их в данную статью. Единственная просьба - в отзывах оставлять не только ссылку, но и расписанную модель вашей строфы – заодно и потренируемся!
Примеры, присланные читателями:
1.
Здесь тишина. Вокруг песком
лежит рассыпанное время.
Уйдет в ничто сомнений бремя.
И я коснусь, как лепестком,
твоих уставших век дыханьем.
Умчатся ввысь воспоминанья,
и растворится грусти ком.
("Поэзия пустыни" Елена Картунова -автор СТИХИ.Ру)
Модель строфы:
ямб с пиррихиями, рифмовка на 3 (!!!) рифмы: аББаССа
00 01 01 01
01 01 00 01 0
01 01 01 01 0
01 01 00 01
01 01 01 01 0
01 01 00 01 0
00 01 01 01
2. Та же рифмовка в трехсложном метре:
Жизнь ходила шагами неслышными,
За удачей звала, только бросила,
Одарила сокровищем осени:
Миг восторга - и ветошью лишнею
Оказалась награда… истрачена,
Бесконечным страданьем оплачена.
И стою на ветру возле сосен я…
(Алкора – автор СТИХИ.РУ)
Модель строфы:
Анапест с дактилическим окончанием на три рифмы АББАССБ:
001 001 001 00
001 001 001 00
001 001 001 00
001 001 001 00
001 001 001 00
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/10/18/6806
Свидетельство о публикации №111100403587
Алкора 03.05.2023 20:02 Заявить о нарушении