Исток человечности. Часть iii
ЗАПАХ ХЛЕБА
1
Период новой жизни начался,
Семья пополнилась мужчиной.
Надежда вся обеспокоилась,
От матери стала отлученной.
В квартире новой ералаш,
Заботы все на Надежде,
Она старалась, как могла,
Всех опекала, как и прежде.
Лёню в школу, Юру в сад,
Сергей на поиски работы.
Так каждый божий день,
Как человека роботы.
А в школе ждут её питомцы,
При виде их она цветёт,
грудь её легко вздыхает:
- Какие же они все молодцы! –
2
Не отразим запах свежего хлеба
Пекарни в недрах извержений,
А на этаже поближе к небу
Звучит симфония счётных костей,
И довоенный дух конторский
Пронзил Сергея безмятежно.
- Работать должен ты прилежно.-
А печи русские раскалены,
Изделия из теста на столах готовы,
Поды почищены, подметены,
И пекарь заполняет печи снова.
Он, как король, но в белой короне,
Следит за выпеченными булками.
И снова бьют косточки на счётах
Ложатся цифры на бумагу.
Буханки хлеба, булки, сдоба на устах,
Сергей сегодня проявил отвагу.
3
- Милая Надюша – начал счетовод,
- Сегодня героически я изучил
Хлебных документов свод.
И не пойму, как будто бы стул меня измучил –
-Да, к гражданской усидчивости
Придется мужу привыкать. –
Подумала Надежда и миг учтивости
Мгновенно стала проявлять.
- Ты, Серёжа отдохни, расслабься.
Давай отвлечёмся от работы
- Сегодня ко мне старший сынок заявился,
Я, говорит, - хочу песни послушать –
- Не знаю, как он запомнил, что
Сегодня у меня будет урок пения,
Нравятся ему песни поющих детей.
Лёня слушал, маму не прерывая.
И вдруг, вставил своё слово:
- Я люблю, когда ты поёшь,
Вместе с ребятами.
- Да, хорошо! – воскликнула мама.-
-А потом мы зашли в садик за Юрой,
И возвратились все вместе домой.-
4
В школе базовой для педагогов училища
Учёбы процесс подчинён был порядку,
И студенты всех курсов святилища
Проходили учебную практику.
День за днём приходится Надежде
Следить за выполнением учебных планов
Каждого учителя начальных классов,
причём питомцев обучая, как и прежде.
Бывали случаи отсутствия учителей.
Она по возможности их замещала,
Скорее попросту их прикрывала.
Она не могла нарушить ритм учёбы детей.
За свои действия решительные,
Она получала благодарные взгляды.
Нравились её поступки предупредительные.
Она не могла допустить в школе разлады.
В ней особо свято окружали студентов,
Готовя их к пополнению кадров.
Завуч, не боясь, свои коррективы
Негласно вносила в учебные директивы.
5
И год промчался своим ходом,
Надежде предложили организовать
Учебный процесс на военном объекте
Для детей за забором.
И снова семьи переезд в новый барак.
Работа Сергея – три километра пешком,
В новое место всё чаще леском.
Зато Лёне и Юре раздолье трак - тара рак.
Уроки, управление и всё остальное
Пришлось Надежде исполнять.
Совмещение неразумное –
Два разных класса обучать.
Но как - никак окончил Лёня
У мамы класс второй,
А у друга Вовки после ранений
Отец возвратился живой.
В жизни Надежды перемены,
Она ждала эксперимента отмены.
В РОНО предложили решительно
вернуться в свою школу незамедлительно.
6
Четыре дома с краю деревни
Словно приземистые дровни,
Знойным солнцем опалённые
И ребятнёй озвученные.
Ниже домиков, под откосом
Текла речушка таёжная –
С чистым, как слеза водоносом,
Словно девчушка тревожная.
Песчаное прибрежье – благодать.
Резвилась, нарушая водную гладь,
Красная пионерия всласть.
Итак, почти каждый день
Окупались неурядицы быта.
И всё-таки у Лёни пропал ремень.,
История его не забыта.
Но были и сладкие денёчки:
В столовой иногда выдавали
Тёмного шоколада кусочки.
И это, конечно, дети помнили.
7
Надежда Кирилловна, директор школы,
Ведёт сегодня на работу сыновей.
Судьба детей, Сергея вместе с ней
Распорядилась так нежданно.
Устроилась всё благополучно.
Покосившийся, но отдельный дом
Во дворе пекарни стоял буднично.
Сергею Владимировичу выдан он.
Теперь у семьи приобретение:
Огород, помещение для скота и хлеб.
Маячит дровокол не от безделья,
Рубит дрова для выпечки хлебного изделия.
Со своими детьми домой
Возвращается мама из школы,
Устав от дел прекрасных,
Переключалась на дела домашние.
И прежде, нужно семью накормить.
Она в пекарню к Гоше с кастрюлькой,
Он магическим движением рук
Отрывает ей теста сук.
Сдобное тесто пушистое в доме.
Выпекать на сковородке – дело привычное.
И вот на столе лепёшки толстые,
Глаза сияют семейные. Все сытые.
8
Двор оживлял не только дровокол.
Лёня с Юрой с утречка футбол
Начинали бить в ворота,
Разбивая ботинок с калошей.
За забором петух кукарекал,
Гордый глас пеструшек созывая.
Охранял он их, поддерживал накал,
Свои обязанности стойко соблюдая.
А в переулке, рядом с забором,
Услышал Юра жалобные писки –
Двое маленьких щенят дуэтом
Пели, что плохо жить без соски.
Братьям достался розоватый щенок,
Назвали его Розка,
Похожая на слепой колобок,
Нуждающийся в тепле и молоке.
Начались будничные заботы,
Поочерёдно учили её лакать.
Возились с Розкой, как роботы.
От отчаяния: - Сколько может она голодать, -
Но обучение было успешным,
Розки сказалась выносливость.
С ней уже можно было играть,
Взросла она щенком пышным.
ЖИЛКА ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ
9
В глубине участка, на улице Володарской
Сиротливо дом с прогнутой крыше стоял
Его-то по весне, снег уже растаял,
Ульяна сторговала с большой опаской.
Он прельщал своим расположением –
Место славилось трактом московским.
Неподалёку центр, магазины и почта,
А, главное, жизнь от прохожих скрыта.
Семья Кати, муж Борис и дочка Люба,
И повзрослевший сапожных дел мастер Яков,
Ему выделили комнату “мамбу”,
Не могли нарадоваться – у каждого альков,
В доме двое мужиков, нестрашно им,
Долго думали, как уберечь свой дом
От потрясений случайных и тайных,
Они поставили три опоры в точках опасных.
Снаружи, завалинку засыпали землей,
Чтобы не поддувало избу зимой.
Над потолком добавили земли сухой –
Теперь будет дом славен теплотой.
10
У Якова зрели планы великие,
Готов был их он осуществить,
Но, боязно, сразу окунаться в воду –
Решил с Ульяной обсудить.
Она выслушала сынка приёмного,
Произнесла замедленную речь: -
Тебе нужно поучиться немного,
Одновременно с подработками.
Конечно, рассчитывай на меня, -
Для Якова торговый техникум
Не был барьером непреодолимым,
Деньги он считал, как уникум,
Всё было необременительным.
И вот, он будущий товаровед,
С утра лекции со всеми слушает.
Но, дремота, его одолевает,
А мысли, мысли на Луне витают.
Однажды в студенческой братии
Его приметила сибирячка одна,
И, нет-нет, он стал ловить её взгляды,
И, как-то, он улыбнулся ей, кстати.
11
Лидочка смышленая была,
Девица - круглолица, при теле,
Знающим труд и бывающим в деле.
Она свои симпатии нашла.
Ну, что поделаешь, это судьба.
Свела их вместе, а Яков поддался.
Началась тягучая косьба.
От дела часто отвлекался.
Сначала он скрывал от неё заказы
На пошивку тапочек и сапог,
Свободы от сапожной заразы
Он хотел получить, но не смог.
Засосала совсем трясина,
И занятия стал пропускать.
Выручала Лидочки мина,
С её помощью задачи решать.
Так протянули они вместе
Год учёбы, для Яши и работы.
Намечались жениху и невесте
Планы летние и их заботы.
12
Городки Тулун и Нижнеудинск похожи,
Такие же приземистые домики,
Та же пыль, грязь и всюду вхожи,
Имеют тюрьмы, как все городки.
Родители невесты приятные.
На первый взгляд, ещё не старики.
Перед гостями стояли коренастые,
Одним словом – сибиряки.
Дочка представила им Якова,
Отец настоял: - Пройдёмте в дом,
Продолжим знакомство за столом.
Там уже готовы выпивка и закуска. –
Под рюмку светлой самогонки
Развязались скованные языки:
- Почему? Как? Где? Когда? –
Ставились вопросы Якову тогда.
Отец понял – он парень не промах:
Предприимчивый, также “мономах,”
Семью сможет точно прокормить,
Вырастить и выучить детей.
13
Для Якова важно – будущий тесть
Согласен участвовать в сбыте сапог,
Пошитых им на досуге не счесть,
В Тулуне же он, как сапожный бог.
Дело сделано, согласна невеста
До конца учёбы потерпеть
И жить в гражданском браке вместе,
Иначе дело могло потемнеть.
Яша знал, с учёбой можно выжить,
За ним, пока не следит никто,
Но лучше сразу делать что-то,
Чтобы и потом хотелось жить.
А дело он собирался развернуть лихое,
При доме наладить выделку кожи,
Будет решение проблем скорое,
Если будут шкуры и место ложе.
Якову нашёлся компаньон –
Бедовый парень из соседнего двора.
Ситуацию он понял стремительно,
Прибыльное дело звучало, как Ура!
14
Выделка кожи, как ни странно,
У партнёров пошла успешно,
Только запахи-отходы не привычны,
Но на воздухе они обычны.
Это успокаивало подельников,
А риск их вдохновлял
На труд таившихся ударников,
Так Яков словами управлял.
В конце концов, процесс пошёл,
И поняли “первопроходчики”,
Что шкуры стоят выделки,
Получит каждый, что хотел,
Но плод конечный Яков уже видел,
Пока лишь в представлении:
- Раскройка “хрома” под сапог.
И вот, уже колодку вставил,
Шпильками подошву укрепил,
Стоят начищенные сапоги у ног
Не верится – сам всё сделать смог.-
Ликует Яша, ликует и подельник,
Дело начато, продолжат в понедельник.
15
Увлёкся Яков сапожным делом,
На учёбу не хватало сил.
Спасибо Лидочке, в поступке смелом
Скрывать грехи, какие он носил.
Доход их деятельности тайной
Возрастал весьма для них заметно.
Перед ними встал вопрос естественно:
- Как поступить с капиталом ответственно? –
Якову пришла идея,
Московских посетить родных:
- Мы, вместо свадьбы, устроим отдых,
Накупим шмоток и оденемся в них. –
Его идея Лидочке по нраву,
Но её ответ: - висят твои учебные долги.
Их устранить, конечно, надо, как отраву.
Чтоб выехать свободными могли. –
И начался штурм преподавателей,
Используя свое мужское обаяние,
Заслуги башковитости, и помощь Лидочки.
Бастионы – предметы сдавались,
Как у совестливых старателей дело.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСКРЫ
16
Аккомпаниатор пианист,
Дирижёр училищного хора
С блеском преподнёс талант
В праздничном зале – охра.
Надежда вся распалена
Его игрой на пианино:
- Согласиться ли он дать уроки
Сыну, хотя бы изредка в сроки. –
Удивительны миф и реальность.
Казалось, музыкант недоступен,
Но в нём имелся обертон
Лишь женской логике доступный.
И вот, Лёня на первом уроке.
Услышав улыбающегося пианиста:
- Начнём делать из тебя артиста, -
И ударил несколько благозвучий.
Лёня вздрогнул, как будто шок.
Маме понятно в себе:
- Вылетели музыкальные искры.
Пусть вбирает их милый сынок. –
17
Уроков у “артиста” было мало.
Познал он нотных знаков семь,
Выучил произведение “Картошка”,
И дальше наступила темь.
О пианино приходилось мечтать.
Мама купила самоучитель,
Лёне приходилось только его читать.
В школе к нему прилипло “изобретатель”,
В честь однофамильца – создателя радио
И смешных выдумок, друзьям на диво.
Искры же раздувались самим Лёней,
Школьный хор не обходился без него.
Песни под баян притягивали волей.
И не думал он – баян затянет его.
До этого пройдёт много детских лет,
Пока же увлечений у него достаточно.
То чтением книжек увлекался, то спорт мелькал:
Футбол, лыжи, гимнастика – всё поточное.
А, главное, ко всему этому незримо,
Мама прилагала много сил неутомимо.
18
Надежда сыновей не выделяла,
Но младший заслужил похвальный лист.
Сидя за столом семейным, сказала:
- Юра! Ты у нас, что медалист.
Твои успехи состоят из пятёрок.
Четвёртый класс – это жизни лист,
Я и папа дарим тебе подарок –
За дверью скрывался настоящий
Велосипед “Школьник” блестящий.
У сыновей неожиданный праздник,
С утра до вечера им сыты по горло.
Велосипед, что мальчик-подросток,
Не укрощался, и было невесело.
И всё-таки колёса покатили,
Управляемые чудесным рулём.
Братья с друзьями уже в очереди;
Хотелось проехать железным конём.
Какая мама! Как для детей старалась!
Всё чем-то занимала сыновей.
Они при деле, при них много друзей.
Ей спокойно – они росли и развивались.
19
Из печи пекарни украшением,
Виднелись румяные сдоба, калачи
И это омрачилось значимым событием.
Кладовщик был арестован с поличным.
В хлебовозке с выпеченным хлебом
Он спрятал упаковку с маслом.
Эта несуразность закончилась судом.
Виновников, кладовщика и бухгалтера
По всей строгости наказали сроком.
В конторе вакансии открыты,
Сергей теперь стал Владимировичем.
Ему предложили место экономиста
Хотя в душе хотелось быть бухгалтером.
Не понимал – нужно ещё обогатиться знанием.
И все бы ничего, но появились у него дружки,
Любители заливать горячительное в кружки.
В это время в городе популярна “Чайная”.
Она несла прелести захудалого кабака,
Или точнее общественная питейная,
И потому, в посетителях было много сброда
Само заведение действовало в любое время года
Пахло мужиками с прокуренными телогрейками
И перегаром всегда выдыхаемого пития.
Надежда часто отправляла сына туда –
Сходи и посмотри, там ли отец.-
И он, конечно, после работы с дружками
В пьяном виде общался с мужиками.
От подошедшего сына он откупался мелочами,
И говорил оправдываясь: - Я приду скоро домой –
Но возвращался, когда дети наслаждались снами.
20
Жена почувствовала влечение к алкоголю мужа,
Возникла мысль: - Предпринять, конечно, что-то нужно.
Пробудилась ревность – ощущение бывает у женщин
Мало с войны возвратилось мужчин.
Но у неё дети, не хотелось мириться с этим.
Как-то Сергей проявил воинственность руками.
Над кроватью висело ковровое полотно
С изображением маслом Стеньки Разина
Мужу не понравился взгляд Стеньки
В момент броска в воду персиянки.
Он сорвал полотно и смял его.
У Надежды терпенье не выдержало такого поведения.
Она бросила в него тарелку - битва началась семейная.
Немногочисленная посуда стала жертвой зла.
Их проблема не решилась, она осталась у дна.
На утро, как ни в чём не бывало,
По работам разошлись родители,
Дети развлекались, как могли.
Их уже поджидали семь соседских мальцов.
Только двое из них потеряли отцов.
Основная их игра – всеми любимый футбол.
На зелёном лугу, рядом с речушкой Тулунчик.
Возбуждённые игрой, они обсуждали свои успехи,
Успехи городской команды, в особенности,
Игроков знали всех наперечёт,
И ставили по заслугам свои оценки.
После игры, для снятия пота и усталости,
Шли к излюбленным местам реки Ия,
Вода творила с ними шалости.
И, конечно, в таёжных речушках вода незабываемая.
Здесь и ловля рыбы и купание.
Вечером их спасает от комаров и мошек костёр,
А розовый чай из шиповника корней,
Делал друзей уступчивыми и родней.
21.
Надежда, конечно,
Сыновей из вида
И не выпускала.
Она ненавязчиво
Подсказывала им
Некие мысли свои:
- У знакомых дети
Собирают ягоду
И продают её. –
Сыновья для себя
Эту новость учли.
И вот они на лугу
Выбираю зрелость,
Клубники спелость.
Сибиряки знают
Ароматную сладость,
Вкус трудно сравнить.
Это не мёд пчелы,
Вкус напоминает
Божественное вино
«Имигликос кавио Тино»
(imiglicos cavio Tino) –
Напиток греков.
Слабость человека
Позволяет мне
Выдать одну тайну:
- Я пил его однажды
В одеянии Аполлона
И кругу богов. –
Читатель! …
Меня извините
За отклонение.
Надежда же рада
Приобретению
Новых портфелей
И школьных мелочей.
Это обоюдная
Полезность и радость
Мамы и сыновей.
22
Но жизнь не проходит
Без тоски и печали.
У Надежды в семье
Неприятность в коме.
Муж не пришёл домой,
Не был он и в конторе.
Исчезновение
Не объяснил никто.
Неделя мучила
Всех до изнеможения.
Наконец-то Сергей
Нагрянул домой
Из иркутских облаков
С повинной головой.
Это была попытка
Изменить свою жизнь.
Но безумная пытка –
Как ложная открытка
Развеяла гонор,
Неоправданный и
И пустой детский задор.
Без образования
Не исполнил желанье.
А за само отлучку
Он избежал легко
Достойного наказания,
И схватил выговор.
Его в конторе
Пока уважали.
С ним сердечный вскоре
Провели разговор.
23
В семье будто бы
Все и всё утряслось
Сыновья поняли
По-своему отца.
Забегу вперёд и
Объясню мысль мужа,
Высказанной им же.
Ему хотелось
Послевоенного
Заиметь ребёнка.
Он помнил рожденье,
Но играть с сыном
Лёней не пришлось
Было только приведение.
Тревога матери
Не вся понятна.
Надежду тяготило
Отсутствие зачатия.
Причина ей ясна.
Исход аборта дал
Тайну для Сергея.
Ну, а пока, внешне
Мирный семейный лад.
Но угнетал семью,
Покосившийся дом,
И дверь заклинило.
Все на работе.
Дети добывали
Свободу сами себе.
Ребятам изнутри,
Приподнимая дверь,
Удавалось закрыть её.
Из квартиры в окно
Вылезали легко.
Его закрывали
Ставни с запором.
Дверь же снаружи
Украшали замком.
Дети на свободе.
Хитрость Лёни с Юрой –
Радость своего рода
Закончилась скоро.
24
И всё-таки, кто-то
Узнал тайну ребят.
Квартиру их путём
Посетил тайком.
Хотя брать в ней нечего,
Но взрослый воришка
Нашёл себе чего:
Карманные часы
И буханку хлеба.
Неприятность –ужас
Для владельца часов.
Отец рассвирепел,
Обвинил Надежду,
Непослушание Лёни.
В наказание ремень
Прошёл по попке
С напоминанием
… от дома далеко.
Лёня же сбежал и
Его искали долго.
Надежда пыталась
Убедить Сергея
О ремонте вовремя
Проклятых дверей.
Но, Сергей в порыве:
- Мы переезжаем
На другую квартиру.
После перестройки,
Снова будем жить в нём. –
Так что переезды –
Бразды правления.
25
Ой! Маня. – Маня …
Ты навеяла мне
Воспоминание.
В загоне для скота
При новом жилище
Только Розка, легко,
Да корова Маня
Прижились в загоне.
Лёне же каждый день –
Обязанность ходить
Вместе с пастухом
Со стадом коров
Пасти ненаглядную.
Корова хороша,
Молоко вкусное,
И много давала его,
Но отсутствовал хвост.
Корова без хвоста,
Что рыло без пятачка.
Нечем остановить
Армию насекомых.
Любимая Маня,
Всё-таки начудила.
26
Зной, слепень наступал
Корове невмоготу,
И она прорвала
Стадо подружек и
К лесу прямиком.
Лёня бежал рядом,
Но понял бесполезно
Маню не повернуть.
Он молниеносно
Охватил её шею .
Не сговорчивая
“Подруга” неслась
С бешеной скоростью,
Сбивая ветками
Всю летучую и
Кусачую живность.
Маня не слышала
Уговоры Лёни,
Не видела слёзы.
Он тоже был сбит.
Наконец-то Маня,
Почувствовала,
Что она корова.
А Лёня? …
Вытер слёзы и стал
В испуге испускать:
-Корова блудница,
И теперь придется
Её искать без конца. –
К дому он брёл, но
Без любимой Мани.
27
А блудница нашлась
И стоит в загоне.
Лёня ею не доволен,
Снова Маня в стаде
Изменить не волен
Как-то он в обиде
Её ногою в полость
Ударил со злостью.
Мама испугавшись
Резко закричала:
- Ты, что? Изверг! …
Убить телёночка,
Не родившегося,
Не подумав решил?
Не хочешь пасти,
И думаешь о друзьях!
Ну а нам, что делать?
Родителям во всём
Ты должен помогать -
Ещё много слов округи
Мама обрушила
На сына в испуге.
- Не могу удержать
Корову всё равно.-
Выпалил раздраженно
Сынок и убежал.
Корова осталась
Без стада надолго.
Так было решено.
28
Виновного сына
Мама нашла сама
И только вечером
У Яши в доме.
Она взволнованно
Спросила жену Лиду:
- Не приходил ли сын? –
Лида неестественно:
- Да ... нет, не заходил –
Лёня же прятался
В это время под столом,
Скатерть его скрыла.
Сын Лиды Сашка
Неправду слышал и
С независимостью
Детской крикнул:
- Он здесь! Под столом, - и
Мгновенно на лице
Взгляд и рука
Отразились комом.
Неизбежный конфуз,
Что упавший арбуз
Привёл к перебранке
И семейной ссоре.
БАЙКАЛЬСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
29
Окончены семь классов.
Памятные узы.
Перед Лёней скосов нет.
Перспектива – вузы.
Ну а пока судьба,
Как будто бы арба,
Привезла путёвку
Вкусить тур – сноровку,
Сунуть своё тело
В байкальскую водичку.
Граница радости
Учеников бесконечна.
А географичку
Нину Семёновну
Обуяли страсти –
Сначала инструктаж
Дважды преподнесла
Родителям нежно.
Собрала Надежда
Старшего сыночка.
Чашка, кружка, ложка,
Дневник с карандашом.
Рубашка с кепчонкой
И шароваров чернота
Превратили Леню
В сносного туриста.
30
Паровоз поезда,
Прозванный “Колхозник”
Дал свисток отхода.
Туристы медленно
Покинули Тулун.
На пустом перроне
Лишь сердобольные
Мамы помахали
Добрыми руками,
Прощаясь со своим
Путешественником.
Станция Иркутска
Поразила камнем.
Паровозные рельсы
Сменились трамваем.
Через ангарский мост,
Каменный Иркутск…
Туристы впервые
В великом городе.
И кругом кипела
Суетливая жизнь.
Наконец явилась
Городская школа.
31
В классе красовались
Засланные постели.
Уют обеспечен,
Забота явная
И душе спокойно.
Поэтому прогулка
По Иркутску – приятная.
Чего стоит улица –
Берега Ангары
С запахом историй!
Подошли к церкви –
Городской красоте.
В стороне от неё,
Домики, где жили
Декабристы, жёны.
Это следы ссылки.
В центре Иркутска
Чёрная громада –
Скульптура Ленина,
Подавляющей Лёню
Своею тяжестью.
И всё бы ничего,
Но сигналы машин
Пронзали пространство
Резкими звуками
Жизнь, превращая в ад.
А рядом естество
Украшает город.
Здание Театра. -
Противоречие
Красоты и ада.
Читатель, представьте!
Какофонию…
Звуков колокола
И торжество мотора.
А это же было,
Ещё в прошлом веке.
32
Знакомство с городом
Утомило ноги.
- Добираться будем
До кроватей наших
Желанным трамваем –
Услышали голос
Нины Семёновны.
- Мы тоже согласны –
Ответ детей дружный.
А утром случилось
Событие важное.
Кто-то из туристов
Сделал шалый бросок
Пуховой подушки.
Тайная поддержка.
Начались ловушки.
Комната с пухом –
Летающим снегом
Заполнилась быстро.
Смешались визг и смех
И забил ребячий чих.
Вбежала Семёновна.
Комната кайфует.
Как остановить беду?
Раздраженные и
Серьёзные слова
Не обнаружили
Желанную истину.
Но молча собран пух,
Слов не бросали вслух.
Наконец разрядка –
Семеновна сюрприз
Преподнесла смело:
- Сегодня предстоит
Ещё развлечение.
Мы увидем концерт -
Музыкальный театр,
С сказок представление.-
33
Воображение
Лени разыгралась
Впервые наяву.
Театр и музыка,
Звучание песен
И живых артистов
Всё-таки мир тесен
И тем же интересен
Но было все не так.
Есть мир кукольника.
Перед детьми куклы
Оживляли сказки.
Они говорили,
Пели и смеялись.
Звучала у кукол
Балалайка. труба.
Дети, их ладошки
Звучали , как ложки,
Выражая радость,
Куклам благодарность.
Весь день Семёновна
Слышала вопросы,
Держала ответы.
Ребята всегда дотошны.
Они уверены в том,
Что учиться нужно.
Так же на артиста.
Театр ждёт их свиста.
34
И снова паровоз,
Вот и пристань Байкал.
Канатом к ней судно
Прикреплено мудро
С названием пароход.
Невзрачный вид его
Видимо, решали
Пасмурный денёк
Моросящий дождик
И лопасти колёс
Деревянных полос.
Но внутри блестящей
От лака каюты
Мнение сменилось.
Детский шум оживил
Обстановку судна.
Их любопытство
И глазная оглядка
Коснулись всех углов
Парохода с трубой,
Дымящей чернотой
С яркими искрами.
Необычно - нет слов
Плыть ночью под дымом,
Вместо облаков
По самой чистой
Воде пресной мира.
35
Пароход разрезал
Холодные волны.
Равномерность звуков
Пародвигателя,
И лопастей колёс,
И теплота кают
Убаюкивали
Тела пассажиров.
Но нашим туристам
Ночная палуба
Казалась раем
Под наблюдением.
Над головой небо
С хмурыми тучами
И примесью дыма.
На воде же волны,
Подавляющие
Взгляд Лёни и других
Силой холодной, но
Он на пароходе
С любимой мечтой.
36
На другом берегу
Их ждала Листвянка
Со своим причалом.
С красивым началом
Произошла швартовка
Концами каната.
На лицах туристов
Одно удивление -
Встреча утренняя
И нет встречающих.
Но они руками
Помахали ударно
Капитану благодарно.
Далее всё гораздо
Разрешилось просто.
К группе учеников
Подошла приветливо
Зоя Михайловна -
Инструктор туристов.
Поздравив с приплытием,
- Я познакомлю вас
С побережьем Байкала,
А сейчас ждёт школа...-
Разместились в классе,
При этом оказались
Подушки пуховые,
И все засмеялись дружно.
Но приключение
Снова произошло.
Об этом чуть выше.
37
Лёня и его друзья
Вышли на прогулку.
Сначала набрели
В набережных местах
На чудо-представление.
Читатель представьте
Участок с церковью,
Огороженный,
Посреди зелени
Мохнатых кедров.
А сверху сверкает
Золото маковки
И ребят внимание
Сосредоточилось
На цветном экране.
Как выдумка-сказка
Пришла мысль-подсказка:
-Сравнить всё реально –
Тулунская церковь
Также красивая,
Но на ней нет креста.
Внутри какой-то склад
На её участке
(Ребятам не понять).
Правителя указ:
-Автобус заправлять.-
Вот откуда запах
До сих пор стоит у нас.
А рядом – памятник
Из чёрного камня
Служителю церкви
Превращен в булыжник
Из камнеломки.
Лёня, вдруг, очнулся
От мыслей звучащих.
Ребята потрясены.
-Выходим на берег-
Кто-то произнёс из них.
38
Наполнен берег
И лодками разными,
И воздухом смольным,
И шумной торговлей
Омулем славным.
Запах смолы тот же
На берегу Ии,
И смоление, похоже,
Но лодки поменьше.
Подошли к рыбакам,
Смоливших дно лодки.
- Можно нам поплавать
На одной из лодок -
Спросил Лёня у них.
- Отчего же нельзя!
Садитесь в ту, с краю
Рыбак помолчал, и
Добавил поспешно:
-Попробуйте вёсла
Около берега. –
За вёсла сел Лёня,
Друзья – равномерно.
А рыбак вдогонку:
- Перпендикулярно
Держитесь волне. –
А волна прилична,
Показалось Лёне.
Он направил лодку,
И она врезалась
Поперёк волны.
39
Каждому хотелось
Погрести вёслами.
А берег незаметно
От них отдалился.
Начинало темнеть.
Никто не подумал.
О беспокойстве за них.
В воздухе посвежело.
И волна стала круче,
При её переходе
Захватывало дух.
Лёня почувствовал
У ребят тревогу.
Он – Я сяду за вёсла.
Нам нужен, как никогда.
Правильный разворот.
Иначе нас затянет
Ледяной водоворот.
При этом он вспомнил
Управление лодкой
В раннем детстве получил.
Он сидит на корме,
Погружённой в воду,
И, давай качать, из
Стороны в сторону.
Волны были страшные,
Но страшнее омут.
Бабушка и мама:
- Ты опять, проказник
Раскачиваешь лодку –
И отшлёпав по попке,
Его уводят в дом.
С понурым лицом.
А сейчас предстояло
Ему спасать друзей.
40
Свет из окон домов
Подчёркивал берег,
Глубину темноты, и
Прибрежную тайну
Оплошности людей,
По сути разрешивших
Прогулку учеников
Совсем без присмотра.
Их выход в озеро,
Глупость – авантюра.
Возврат произошёл.
Хорошо! Без потерь.
Нина Семёновна
Укоряла детей –
Вы должны понимать,
Уже шёл разговор
О поиске лодки.
Страшно подумать
В первый день – несчастье.
Это вам не пух собрать.
Это горе, слёзы и
Потерянные грёзы. –
Закончила она.
Лица виновников
Подобны, как после
Броска пуховиков.
Казалось, всё поняли.
41
Дорогие гости! ...
Начала сотрудница
Лимнологической
Станции Листвянки,
Молодая женщина
С приятным голосом.
-Вчера отличились
Несколько человек
Своим поступком.
Посёлок взволнован …
Вы, конечно не меньше.
Каждый виновен.
Напомню вам снова.
Не знаешь броду,
Не лезь в воду.
Не зная Байкала
Отважились отплыть
В шальную погоду.
Моя цель просветить
Всех вас об озере,
По-гречески «лимне».
Наука названа
Озероведение
А озеро Байкал –
Котлован содержит
Почти пятую часть
Мировых запасов
Пресной жидкости.
В ней много кислорода
И следы минералов.
Чистота водички
Позволяет глазу
Просматривать сразу
Слой сорок метров.
Она холодная,
Купаться опасно, -
И взглядом сносно
Добавила – Вряд ли,
Оказавшись в воде,
Кто-то из вас…
Выплыл бы способно...
42
Байкал – уникален –
Продолжался рассказ
Об озере – сказке.
Лёня видел море
С безбрежной далью,
Наполненного рыбой:
Омулем, хариусом
И даже осетром.
И только в Байкале
На большой глубине
Плавает и рождает
Мальков голомянка.
Рыбка невелика,
На солнце плавится.
В результате скелет
Предстанет на века.
В водных просторах
Живут тюлень, норка –
Животные в ластах.
Они восхищают.
Чудесная вода,
Чудесная обитель,
Видимо, навсегда
Имеется родитель.
43
Подготовленные знанием
Тайн озера Байкал
Дети с вниманием
Слушали речь гида –
Он их сопровождал
Просёлком до истока
Могучей Ангары,
Единственной реки
Из трёх сот тридцати шести –
Тормоз росту шерсти
- Смотрите! Над водой
Белый выступ блестит.
Это Шаман-камень.
Верхушка порога,
Крепко воду держит –
Сказал и умолчал
О созданных легендах,
Но рассказал, что он был
Местом наказания.
Преступник на камне
Ночь высидеть не мог
Живой, крайне редко,
Оставался порой.
Ему прощали всё
И освобождали.
Так судьба иногда
Спасала жизнь жестоко.
44
На берегу Ангары
Рыбаки и спиннинги.
Увлекла рыбалка.
У каждого леска
С поплавком и блесной.
Видны её броски
Далеко – далеко,
Насколько возможно
Вдруг, неожиданно
Плывущий поплавок
Погрузился в воду
На лице рыбака
Оторопь, суетливо
Начинает крутить
Рулетку спиннинга.
Вот и появился
Заглотнувший блесну
Чарующий омуль
Рыбак смело сачком
Вытащил улов и
Осторожно его
Опустил к сородичам
В холщовую сумку,
Висевшую на плече.
Улов нырял в мешок
Довольно красиво.
Он быстро тяжелел.
Не хотелось уходить,
Но неумолимый гид:
- Обернитесь! Видно?
На горе строится
Белое здание.
Это для приёма
Президента
Эйзенхауэра.
Богатство , красота
Сибири с Байкалом,
Естественно, всегда
Притягивали и
Должны привлекать.
Он обещал приехать
Но холод военный
Дул откровенный.
45
Утро предвещало
Благополучный день.
Играло солнце
Первыми лучами
С лаской в каплях росы.
Туристы расцвели –
Губы плыли в улыбках,
лаза детей полны
Воображением.
И, главное, у всех
Отсутствовала лень.
Гид предупредил, как
Вести себя в горах.
- С горной тропы никуда,
Нужно разрешение. –
Цепочка туристов
Начала с подъёма
На крутую гору.
А в нём таинственность
И страх – Поднимемся ли? –
Но, всё продуманно
Поднимались змейкой.
Покорённый верх,
Лазурное небо
С сиянием солнца, -
Всё запечатлело
Их, точно, победу.
- Вы не обольщайтесь! -
Воскликнул гид,
- Вам предстоит ещё
В жизни двух тысячник.-
46
Величественный вид
Да! Одно из мест рая!
Безбрежная вода.
Горные массивы
С поросшей зеленью
Их не удивляли.
Ребята сибирские,
Тайны тайги знали.
Но громадный объём
Чистейшей воды
Будоражил каждого.
Поверхность Байкала
Голубая – голубая,
Как синева неба
В глубине другая,
Голубизна темна,
Казалось, смесь цветов –
Сини и зелени.
Глубже виден почти что
Темно-зеленый цвет,
А дальше – темнее.
Лёня в восторге к
Слоистости цветов,
Сорок метров воды
Никогда не видел.
Он отвлёкся от всех,
Даже не слышал, как
Гид: - Давайте двинем …! –
Очнувшись, он с удивлением
Шёл лишь предпоследним.
47
Прорезала тропа
Пестроту кустарников,
Или камни – камни,
Мелкие и крупные, -
Навал человека.
Самые приятные
Места кедровые.
Особенно поросль
Среди вечных кедров.
Коснитесь рукой
Хвои кедрачёвой,
Особо молодой
У вас ощущение,
Вечной нежности.
Сравните с иголкой
Сосновой и еловой.
Лёня любил хвою
Кедра и лиственницы.
Цену знал их качеств.
У кедра - орешки,
Обожают белка
И птичка кедровка
И также человек.
Лиственница – это
Жаркие дровишки,
Это смола – жвачка.
Сибиряки зовут
Серой или серкой –
Давний предшественник
Жевательной резинки.
Прелесть её смолы –
Не липнет к зубам.
Все зубы покрепчают.
Вот такие мысли
Роились у Лёни.
48
Наконец-то тропа
Вывела к лазури,.
Но по краю скалы
Каждый при страхе;
Оступишься – к воде,
Несомненно, полетишь.
Лёня страх преодолел,
Но удивился гиду,
Он пошёл на риск:
Опасное место
И без подстраховки.
Но везение – авось,
Не просто так
У русских завелось
Смысл есть подумать.
К счастью всех –
Переход без потерь,
Был найден спуск к воде.
Мелкий и сыпучий
Камень не преграда.
Вот уж наслаждение!
Получили дети,
Бросив камень в воду.
Но некоторые
С кружками, охотно
Божественной водой,
Наслаждались вдоволь.
Остановка мала,
Туристы нехотя
Двигались берегом.
Вскоре тропа пошла
В гору с таёжным лесом.
49
Тропа же привела
В это место Байкала
Через сорокалетие
В начальной стадии
При становлении
Новой России.
Увы!
Картина печальна.
Этому способствовал
Ряд несуразностей,
Совершенных всегда
Властями Советов:
Комбинат целлюлозы ,
Аренда озера
Чехословакией
Для отлова живности.
Да! … Жаркая пора
У наших экологов.
Но это начало.
А совсем недавно –
Новая напасть.
Покушение спецов
Хотевших провести
Нефтепровод рядом
У Байкала берегов.
Подключились: наука,
Экологи, президент.
Последний решительно:
- Найдите разумом
Место отдалённо! –
Весь народ оценил
Важное решение.
Я же возвращаюсь
Когда-то чистейшей
Воде байкальской,
Ангары истока.
50
Что мой глаз увидел?
Противоречивость.
Новая Листвянка,
С асфальтом берег
До Ангары истока.
Церковь исчезла
В горную деревню,
Кедры отсутствуют,
Раздался берег вширь.
На истоке стоит
Лимноинститут
При нём музей.
Главное же не та
Вода байкальская,
Что в дикости была.
Никакой разницы,
Цвет реки Москва.
Это было шоком,
Фактом, не возможным,
Но, увы! ...
Белизны, лишённым.
Шаманов камень
Стал тёмно-зелёным.
Как доносили туристам?
Этот факт, что пламя.
Уже два десятка
Лет Новой России
Она несёт Миссии.
Надеюсь, всё в норме
И вода без осадка,
Необходимой всем.
Она будущность
Экономики России.
Она гарантия
Земли долголетия.
ДУШЕВНАЯ ТРЕВОГА.
51
Летние каникулы со всеми бедами
И приключениями стали прошлыми.
Тут привалила не к месту радость
Надежде Кирилловне из пед института.
Оказалось, помнят её в “alma mater”,
И просят своё обучение продолжить.
Предложили на выбор два проекта.
Начались советы, сначала с мужем.
Он в штыки, - А как же с детьми? –
Надежде его позиция понятна.
Она пыталась объяснить ему внятно:
- Ты, не шуми! Я уже год отучилась,
Но я пока не бросаюсь в омут.
Надо убедиться, что мне помогут. –
Мнение Ульяны звучало прямо:
- Дочка! Обязательно ты образуйся.
Только тебе желательно бы работать.
Без денег трудно детей воспитать. –
Надежда дозревала несколько лет,
Чтобы на учёбу решиться.
Обсуждались разные, без примет
Варианты чуда, если задумка свершиться.
52
Опять РОНО с предложением и просьбой:
-Надежда Кирилловна! В семилетке
Вакансия открылась. Пал жребий на Вас.
Пожалуйста, выручайте нас! –
Она согласилась, тем более
Для неё имелась квартира при школе.
Снова переезд и быт на новом месте
Семьёй пришлось осваивать вместе.
Надежда по такому случаю приобрела
Патефон с набором пластинок –
Музыка из него беспрерывно звучала,
И каждый день без всяких починок.
Одновременно с этими событиями
В школе происходила суетливая подготовка
К выборам депутатов районного Совета,
И, конечно, учитель – рабочая лошадка.
Выбрана комиссия избирательного пункта.
Её председатель Надежда Кирилловна
Какие же её достались заботы!?
Нужно успеть всюду, просмотреть, уловить недочёты,
Учесть всех избирателей, устранить брак в работе.
53
В день назначенный, с раннего утра,
На пункте началась избирательная игра.
Желающие проголосовать первыми,
Выглядели на фото верными.
Избиратели мимо кабин к урне
Проходили, не замечая их присутствия.
Зачем они нужны, если все едины,
Но знали, сила не простит их отсутствия.
Люди отмечались и брали бюллетень,
Не смотря в него, голосовали формально.
Все знали, те, кто вписан,
Будут избраны депутатами.
К обеду народ повеселел,
Начались концерты самодеятельности.
Их сменили школьники в “доспехах”,
Поющих и рассказывающих о своих успехах.
Вечер - в длинном коридоре танцы,
Подвыпившая молодёжь в фокстроте.
В полночь, после дневной суматохи,
Уставшие члены избирательной комиссии:
- Ну, наконец-то! Счётчики приступят к подсчёту. –
Почти сто процентов избирателей проголосовало,
Депутатов назначенных единогласно избрали.
Эти выборы свершились по строгому плану,
Но не все гордились за великую страну.
ДВУХПУДОВЫЙ ТАЙМЕНЬ
54
Ульяна со своим мужем Фроловым
Перебрались на высокий берег Ии,
Покрытый столетним лесом сосновым,
И теперь не страшны им водные стихии.
Домик у них сказочный с видом на реку.
Внизу имеется лодка на берегу.
Выше простирается огород и баня.
Что нужно ещё старикам?
Разве что колодец и раздолье курам.
Ульяна вся в хозяйстве. Заимела
Колодец и кур. В стайке создано место
Для отдыха корове и угол развалившимся свиньям.
А ещё висели на ней
Огородные посадки и урожая сборки.
Александр с отчимом увлечены рыбалкой.
Снасти у них, как у заправских рыбаков:
Удочки, лески, крючки, блесны, и, главное сети.
Содержались в нужной им готовности.
Ну а лодке уделялось особое внимание,
Прежде всего, заделка течей и смоление.
Мужчины у Ульяны на все руки от скуки,
Ульяну уже не пугали житейские муки.
55
- Сашка! Завтра встаём спозаранку, -
Обратился отчим к сыну
Доброжелательно. – Путь маршрута –
На лодке по реке подъём,
Против течения до её поворота.-
Сашка с рассвета размеренно
Уже работал вёслами,
Перемешивая над водой,
Застоявшийся в ночи туман.
Отчим сидел на корме и изредка,
Его руки, как будто сами,
Опускали в воду шест, и
Лодка резко врезалась в водный “дурман”.
- Вот и поворот … вот и нужная пристань.
Выберем место, и будем спускать в воду сеть –
Объяснил отчим Сашке и предложил:
- Отдохни. Подниматься всегда тяжело …
Сейчас поменяемся местами –
Уключины лодки вновь зазвучали, но особым звуком.
Ловли рыбы сетью на плаву –
Добавил и продолжил отчим.
– Ты греби и притормаживай понемногу.
Лодка должна плыть вместе с водой.
Я же буду спускать в воду снасть. .-
Дорожка берестовых поплавков и текучая гладь
Поглотила взгляды рыбаков.
- Теперь будем плыть по течению и наблюдать.
Самая приятная процедура – ожидать улов. –
С юмором подчеркнул отец и уставился в гладь.
56
Зачарованный нитью поплавков,
Саша наблюдал старательно.
Ему хотелось увидеть первым
Хотя бы один тонущий поплавок.
А сеть спокойна плыла и плыла,
К сожалению, обоих рыбаков.
Вдруг: Сашка! Смотри! Да вон, справа
Поплавки то ныряют, то всплывают…
Наверно большая рыбёшка, - подал голос Фролов.
Сашка выдержав паузу, изрёк свое мнение:
- На жарево попалась, какая то дурёха -
- Ты не торопи события. Что толку твоего бреха.
Ты лучше наблюдай. Твоя очередь увидеть поплавок.-
- Ой!- …с испугом закричал Сашка,-Что творится! –
Наверно бревно запуталось в сеть. –
- Давай Сашка греби к снасти -
Тревожно и быстро приказал отчим.
-Это не бревно. Это рыба Таймень. –
Авторитетно и радостно воскликнул Фролов.
- Смотри, что делает! Пытается выбраться.
Ух! … матёрая рыбица. Всю сеть испортила.
Дайка мне багор, я его зацеплю.-
Обратился отчим к заботливо молчащему Сашке.
Наконец-то, зацеплена бьющееся в спутанной сети
Огромная масса “золотой рыбки”
Саша же с взволнованным рвением
Стал грести вёслами, направляясь к берегу
- Да! Такую огромную рыбу я давно не ловил,
Пуда два, точно будет весить. –
Отчим помолчал минуту и продолжил:
-Хотя с сыновьями до войны были такие уловы.-
Вымолвил отчим и к удивлению Сашки,
Рукавом телогрейки смахнул слёзы и быстро,
С надтреснутой интонацией проговорил:
- Вот мама твоя обрадуется такому тайменю.-
Впереди уже виднелся родной причал.
ТОВАРОВЕДЫ
57
Всё позади, диплом получен;
Яков с Лидочкой – товароведы,
Хотя товаров в магазине нет,
Но, в этом не будет скорой победы.
Свой брак, они, как пожелали,
Оформили без всякой свадьбы,
Но свадебный вояж позволили,
Зашив в поясе трусов Яшин капитал,
Чтобы не искушать своей судьбы.
И вот они едут в поезде скоростном.
Мелькает тайга, кое-где дым над нею столбом.
Хотелось быстрее, но кто им поможет
Десять суток вагонной жизни вдвоём,
Им они не казались томительными.
Они раскрепощены, обо всём говорили,
Считали свои планы живительными.
Цель у них совсем проста:
Знакомство не только с московской роднёй,
Но и закупка разного товара,
Чтобы его перепродать по цене доходной.
Такие мысли были у наших
Товароведов страны родной.
58
Москва встретила молодожёнов
Бесконечно моросящим дождём.
На них никто не бросал взглядов,
Не возникала и мысль – переждём –
Они с толпой уже прошли в метро;
Доехали до Красной Пресни,
Ожидал трамвай “Аннушка,”
В палатке сияло “Ситро” –
Они готовы ехать до Мантулина,
А в доме КТ на Мантулинской
Встречали их бабушка и тетя Настя.
Внук и племянник представил себя и жену.
Короткие объятья, распрямили стать,
- Яков весь пошел в мать –
Продолжила волнительно бабушка.
- Какие были годы! Какие страсти! –
Добавила тетя Настя.
А стол в комнате уже накрыт
Незатейливой русской закуской.
И все думали: - Где же дьявол зарыт? –
Виновник давней обиды сибирской.
Начались друг к другу вопросы,
Так долго мучивших живых:
- Почему судьба жестока и трагична,
Не уберегла Якова родных?.
59
Тётя Настя была в ударе от гостей:
- Яша, ты как первая ласточка
Появился в послевоенной Москве –
Её глаза сияли огоньком уголька.
- Вы впервые в Москве, не пугайтесь!
Я её покажу вам, как и девочкам Ульяны –
Она вспомнила о довоенном приезде
В Москву племянниц Нади и Кати.
И вот, они шагают по Москве,
По центральной улице Горького (Тверская).
- Это главный телеграф страны,
А это театр Ермоловой, а далее,
До гостиницы остались
Одноэтажные убогие старинные строения,
В них процветают букинисты, и
Разные магазинчики пищевых творений. –
Так тётя начала свою миссию гида..
Основы познания города
Были заложены тётей Настей, тогда.
60
После первичного их знакомства,
Яков с Лидой шлифовали Москву
Самостоятельно и без чванства,
Внимание,уделяя естеству
День на день у них был не похож,
Попадались и музеи, и магазины,
Всё перемешалось, ну и что ты хочешь
Обвешались сумками, и стали, как образины.
Товар постепенно накапливался,
Чемоданы уже не вмещали вещей.
Часть товаров почтой отправились,
Вещевые мешки становились полней.
Заранее подумали о билетах на поезд,
И о продуктах дорожных, ведь скоро отъезд.
Но наступил момент прощания
С Москвой и близкими, затем обещания.
У бабушки и тёти Насти слёзы на щеках.
- Когда теперь встретимся? –
Их лица говорили без всякой прозы.
И Яша, понимая их, грустно отвечал, -
Обязательно увидимся. –
Растроганные москвички
Крепко обняли молодых,
Затем поцеловали в щёчки их.
Поезд медленно стал
Удаляться от взглядов пожилых.
СОСЛАННЫЕ ЭСТОНЦЫ
61
Этой полувековой осенью
Тулунчане были особенно поражены.
Одно событие будет отражено
В жизни Надежды к её удивлению.
Представьте октябрьскую погоду.
Холод, беспрерывно дождь со снегом.
Земля, что кашевидная порода.
Для сибиряка всё говорит о многом.
В такую слякоть за станцию Тулун
Машинист подтянул состав из товарных вагонов
С вывезенными эстонцами с родины.
Их привезли, как народных врагов.
Встретила Сибирь эстонцев неприветливо,
Под скрытым мглой холодным небом.
Они от вещей высвобождали вагоны.
Головы подняты, как будто на них короны.
До утра, горы почти не прикрытых тюков
Смачивал невозмутимый дождик.
Эстонцы, униженные Советами,
Спасались в пустых вагонах крышами.
От насаждения воли, чувства притупились,
Но надежды на лучшее оставались при них.
62
Пять трёхтонок несколько дней
Перевозили застуженных эстонцев
На крутой таёжный берег,
В новенькие, ожидавшие их бараки.
Женщины с ребятишками оживились
При виде необычного жилища.
Мужчины сразу же взялись за печки –
Необходимо, прежде всего, тепло.
Места много, шири даль.
Разводи скот, засаживай огород.
Ну, что ещё человеку надо?
Правильно. Ему не хватает родины.
Всем стало ясно, без работы не будут.
Неподалёку, почти рядом лесозавод.
Он поглощает прорву рабочих.
Утром вставать под заводской гудок,
И во время приступить к работе. –
Вот что нужно советскому управлению.
Остальное: деньги заработаются,
Дети будут учиться, баня выстроится.
Короче всё стерпится и приложится.
Эстонцы в массе поняли,
Сопротивление бесполезно.
Другие так не считали.
Однако,... для некоторых
Сибирь – счастье привалило.
63
Надежда Кирилловна в эстонской струе жизни
Всё перевернулось. РОНО предложило
Новое место работы – руководить учёбой,
В школе будут учиться и эстонцы.
И начались у неё новые заботы, но
Ей сказали: – Только ты справишься с работой –
Опять, как в детстве, но только наоборот,
Из города в школу лесозаводскую
Пешком через опробованную Ию.
Хорошо, что к новому году
Стройка моста идет к концу.
Главная задача в школе очень сложная.
Привлечь детей эстонцев к учебе.
Все католики. Матери не хотят их учить.
Пришлось каждого родителя убеждать
Детей нужно обязательно обучать.
На производстве нужны исполнители
Не тупые, а соображающие.
Все эстонские дети в школу ходили.
Родители на работе, .дети в школе или саду
В общем оказались все при деле.
64
Эстонцы, привыкая, все прошли невзгоды:
Непросто пережить сибирские морозы,
Нужно всему научиться, переболеть,
А главное деньги иметь.
У рынка свои законы
Приобрести и продать тоже нужно уметь.
Этому, конечно, выселенцы были научены.
Как-то уборщица школы , эстонка, предложила
- Надежда Кирилловна купите
Своим сыночкам небольшой аккордеон:
Перед завучем был поставлен инструмент
Красного цвета с названием “NORDEN”
Предложение оказалось к месту
В соответствии народному тесту –
На ловца и зверь бежит.
Вечером Надежда открыла футляр
В глазах семьи неожиданное изумление.
Блеск красного обличения.
Леня никогда не получал такого подарка.
Отец тут же начал примерять
Плечи и ремни со слоем лака.
- Прямо как будто бы для тебя
Был изготовлен аккордеон.
Как выяснилось позже, судьбоносный.
А теперь что-нибудь сыграй,
С усмешкой попросил папа.
В ответ быстро полились с разливом звуки.
Дело, сейчас за тобой, учись сказала мама.
Сама же она цель могла преследовать,
Теперь будет некогда сыновьям бездельничать.
65
Таким образом, судьба Лёни ненароком
Уже второй раз подавала сигналы
Вхождения в жизнь через музыку с наскоком.
А жизнь только начиналась:
На аккордеоне ничего не получалось.
Нужен был толчок музыканта.
И, вот, случай представился в школе.
Он был связан со спортом
Точнее Лёня с другом Женькой
Решили закрепиться в спорт школе,
За несколько лет, каждый стал гимнастом
Их спортивная подготовка
Нравилась школьному физруку.
Как-то преподаватель похвастал,
Что он кларнетист и аккордеонист.
Это, конечно, не ускользнуло от Лёни.
Петр Иванович, обратился Лёня к нему,
- А у меня дома есть аккордеон -
- Да! – удивился физрук и предложил:
- Ты можешь принести на квартиру ко мне.
Я живу на территории школы в домике. –
66
В назначенный день Лёня явился к нему.
По его лицу и словам Лёня понял,
Для него аккордеон слишком мал.
- Ты не огорчайся – опередил его учитель,
- Я тебе сейчас преподам урок.
Это будет твоему разуму толчок -
За полтора часа Лёня знал
Три части вальса “На сопках Манчжурии”
Ученик трогательно поблагодарил учителя
За урок игры, но в его душе мучительно
Созрел вопрос: Почему не преподаёте музыку? -
Он помолчал, по-видимому, думал, и затем
Коротко выложил ему крупицу своей жизни.
- Я работал в оркестре, но жизнь – злая штука.
Меня сослал в Сибирь. Оркестра в городе нет.
И любителей, как ты, тоже почти нет.
Теперь я преподаю спортивный инструмент.-
Он замолчал, но жена выручила, предложив чай.
Но ученик отказался от него.
Время позднее, при возврате долго
Аккордеон требовал сил его.
Лёня же запомнил ценный урок.
Он заменил ему отсутствие
Музыкальной школы в нужный срок.
67
Мама, видя успехи Лёни в музыке,
Не могла нарадоваться им.
Сообщить всем на работе и знакомым
Она считала своим долгом:
- А сын то мой хочет быть музыкантом. –
Он же после школы обязательно,
Занимался аккордеоном старательно.
Это вошло в привычку и потребность.
Каждый день после занятий на инструменте
Он чувствовал удовлетворённость собой,
Но однажды она обернулась бедой.
Лёня чуть было богу не отдал свою жизнь.
После школы он возвратился домой.
В квартире – никого, родители на работе.
Брат в школе во вторую смену.
Леня был голоден и весь в заботе.
Щи, как обычно, стояли на плите.
После чашки с мясными щами,
Лёня с особым удовольствием
Облизал ложку, почему?
Он этой изюминки не замечал,
Но тщательно со стола убрал.
Его ждал аккордеон.
И вдруг, недомогание.
У него закружилась голова, и
Он пошёл из кухни в комнату,
Но ноги ступали как в темноту.
- Со мной что-то неладное -
Подумал Лёня и прилёг на кровать,
И стал в напряжении думать:
- Такое с ним происходило впервые.-
68
Неожиданно - спасительная мысль:
Надо выйти на свежий воздух,
И покататься на лыжах.
Он поднялся торопливо,
Чтобы мысль успеть претворить.
Напялил куртку на себя с трудом,
Вышел из квартиры,
Открыл замок кладовой, и
Тут провал памяти роковой.
Очнулся от крика женщины,
Она развешивала постирушку.
- Лёня! Что с тобой! -
Его рассказ привел в квартиру.
Ей стало ясно, угарный газ.
Юра, уходя в школу, перекрыл трубу,
А в печи стонал не прогоревший уголь.
- Ты просто родился в рубашке. –
Сказала испуганная соседка.
Это было испытание смерти.
Судьба вела его своей дорогой.
- Господь видит, ты не простой. …
. Он сохранил тебе жизнь.
Береженого бог бережёт.-
Добавила она и перекрестилась.
69
Лёня взял лыжи, и не спеша
Заскользил по снегу к своему другу.
- Что-то рановато ты у нас? –
Удивилась мама друга Женьки.
- Сейчас я расскажу про пенки,
Они служат разделом, как стенки
Между жизнью и смертью.
Пенкой был угарный газ. –
Лёня преподнес им свой рассказ.
Он был как потрясение.
- Да!!! Ты был почти в лапах смерти. –
Сделала заключение милая мама в горести.
И через паузу, довольно продолжительную,
Она пригласила Лёню к столу,
На нём пылала жареная картошка.
Спасибо! Я ещё до угара съел чашку щей.
Я подожду пока Женьку без всяких вещей.
А после работы в доме родители охали и ахали.
Ты нас спас от несчастья! - Воскликнула мама.
Надо же! Что натворил твой брат!–повторил папа.
Лёня же не воспринимал свою
Несостоявшуюся трагедию.
Занятие аккордеоном отключило его события.
Свидетельство о публикации №111100309799
Произведение написано динамично, что позволяет читателю активно воспринимать события жизни персонажей. Автор концентрирует свое внимание на более значимых с его точки зрения фактах, характеризующих его героев.
Посвятив свой роман жизни любимой матери, автор с полным откровением, без лукавства и приукрашивания описывает факты ее личной жизни и жизни всей семьи, что делает роман доступным и близким читателю, вызывая чувства понимания и сопереживания героям.
Самобытность и своеобразие языка автора придают особый колорит произведению, способствуют ощущению глубины содержания, его эмоциональному восприятию. Читатель невольно погружается в жизнь далекой сибирской семьи, остро воспринимает проблемы, радуется успехам персонажей. Особенности быта, семейного уклада, проблемы взаимоотношений героев, вопросы становления личности, воспитание, обучение детей – все это написано с опорой на подлинные человеческие ценности, и вызывает у читателей интерес к познанию и пониманию особого исторического периода в жизни нашего народа.
Роман пронизан большой любовью к своей Родине, народу, ненавязчиво формирует у читателей чувство патриотизма.
С особой теплотой автор описывает своеобразную природу Забайкалья - реки и озера, флору и фауну. Детские впечатления перемешиваются с описанием современных событий; чувствуется большая тревога автора, его озабоченность состоянием окружающей среды. Особенно ярко описано озеро Байкал, с его самобытной красотой, и проблемы небережливого, бездумного отношения к его богатствам.
Отдельно хочется остановиться на вопросах воспитания детей, описанных в романе. В связи с тем, что главная героиня романа мать писателя является педагогом по профессии, много внимания уделяется ее педагогическим качествам, что очень ярко видно по ее отношению не только к собственным детям, но и к ученикам в школе. Неоднократно подчеркивается, как дети любят своего учителя, с каким нетерпением ждут ее возвращения после длительной разлуки в связи с различными семейными обстоятельствами.
Автор ярко описывает становление молодого поколения, опираясь на свои личные воспоминания и на опыт своей семьи. Не смотря на тяжелые условия жизни, быта, детям прививались лучшие человеческие качества: честность, трудолюбие, уважение к старшим, взаимопомощь, доброе отношение к людям, чуткое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Сформировавшись в этой семье, дети усвоили подлинные жизненные ценности, активно стремились к получению образования, впитали все лучшие качества личности.
Не удивительно, что выходцы из этой семьи, в том числе и автор – ученый биохимик, смогли занять достойное место в нашем обществе и привнесли много полезного и значимого в жизнь нашей Родины.
Мудрость автора в том, что он демонстрирует нам, читателям, что жизнь многогранна, что проблемы решаемы и, проявив волю и настойчивость, а, главное любовь к Миру, можно многого добиться в жизни.
Клава Чайка 08.10.2011 15:49 Заявить о нарушении
время, но гарантирую в этом году. Надеюсь последняя часть ещё больше понравиться, герой романа взрослеет и проблемы жизни героя другие.
Я Вам желаю творческих успехов во всей многообразной жизни.
С искренним уважением Леонид Тулунский.
Тулунский Леонид 08.10.2011 18:33 Заявить о нарушении