Воландская осень 1944

Глобус медленно вращался перед Воландом. Багровые сполохи войны то тут, то там озаряли его серые бока...

ВОЛАНДСКАЯ ОСЕНЬ, 1944

СЕРЫЙ ПОТОК тяжелых дождевых облаков летит сквозь мои легкие. Я падаю в стае ворон на черное горелое поле. Я падаю и вижу человека в белой рубахе на броне тяжелого танка. Танк горит, человек неспокойно как-то стоит. Да, в него сейчас будут стрелять из автомата. Всё тело его вибрирует, но он не трясется от страха смертного, он танцует будто бы. Какие-то ритмичные полудвижения делают его руки и ноги. Словно танец изнутри прощается с телом.
 И немец с автоматом увидел этот танец
 и раздраженно вскинул свою смертоносную игрушку
 и очередь прошила...

 ...и очередь прошила воронью стаю
 и я получил пулю в крыло и кувырком уже полетел вниз...

 ...и очередь еще не пришла помирать танцору Лео. Он лежал под горелым танком, белая рубаха пропитывалась кровью, небо темно-серое вдруг тоже пропиталось каким-то красноватым сиянием, как горячий снег стало небо, и тут же, сразу, резко потемнело, словно огромный пушистый черный кот улегся на лицо. Лео потерял сознание.

 - Швайне Шоммер! За каким чёртом ты полез в эту яму?
 - Герр оберст! Я споткнулся, обходя черного кота, и упал.
 - Суеверный дурак! На войне надо обходить кошку? Тебе повезло, что ты в похоронной команде и воюешь только с мертвецами, швайне Шоммер.
 - Герр оберст! Но кот всё-таки есть, он здесь, он жрет ворону прямо на трупе. А труп шевелится. Сейчас я пристрелю и эту тварь, и русского, и выйду.

 Автомат был весь в жидкой грязи. Шоммер оторвал кусок белой рубахи русского и стал аккуратно чистить оружие. Потом оторвал еще полосу от рубахи и прошел в окопный дощатый сортир, присел по нужде. Спешить было некуда. Если убрать все трупы быстро, скучающий оберст заставит еще что-нибудь делать.

 Лео медленно приходит в себя.

 - Нет, это Мастер приходит в Лео, - пробурчал кот. Он брезгливо отодвинул от себя ворону. Танцора всё-таки убили, а мы с вами, уважаемый Мастер, будем танцевать в возвращенном времени. Всё понятно? «О, сладостная привычка бытия!» — повторю я вам слова героя трагедии Гёте «Эгмонт», сказанные тем накануне казни. Мы, мудрые коты... Урр.. Экая вонь! Не Эгмонт-с, да-с… Но это жизнь. Мы все не имеем ни малейшего желания когда-либо расставаться с этой привычкой бытия. Сейчас Шоммер нас, то есть вас, узнает. Потом я буду не котом, я буду благородным черным пуделем, смешным Повелителем мух. А вы вспомните приветствие, которое всегда говорили герру Шоммеру, когда опаздывали в павильон киностудии, помните - съемки в Веймаре?

 - Ветрено в Веймаре что-то. Меня укачало сначала. Как долго шел я в русскую рулетку... Или в объятья ветреной кокетки? А если так, я не шутя дивлюсь: к чему без пользы мучить бедных муз? – продекламировал вполголоса Лео.

 - Смотрите, на немецкой сцене – резвятся, кто во что горазд. Скажите – бутафор вам даст все нужные приспособленья. - Шоммер ответил сугубо автоматически, не оборачиваясь, продолжая и справлять нужду и протирать автомат тряпкой.

 - Потребуется верхний свет, — вы жгите, сколько вам угодно. В стихии огненной, и водной, и прочих - недостатка нет. - Лео приподнял тело на локти и почувствовал, что в напряженный позвоночник, вибрируя, возвращается танец.

 - В дощатом этом балагане вы можете, как в мирозданье, пройдя все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад. – Шоммер вдруг начал что-то понимать, вскочил, натянул штаны, закинул автомат на плечо и расплылся в улыбке. - Ich werde verzeihen, zu entschuldigen! Их верде верзейхен… Вы – жив? ВЫ кто? ВЫ правда ВЫ????

 - И с непонятной быстротою опять вращается земля, на ночь со страшной темнотою и светлый полдень круг деля... Такая невероятная быстрота вращения Земли сегодня, герр Шоммер. И я опять опоздал..

 - Ах, герр Лео! Вы точно заговоренный. Чудо из чудес, что я вас не убил. Вы заговоренный. А как вы заговорили - я снова будто на проходной студии с бутылочкой пивка. И вы будто опять опоздали и просите пропустить вас на съемки, в ад. Добро пожаловать в ад!

 - Вы не шутите? Я могу пройти за кулисы этой тяжкой войны? Тот ад, который мы ставили на студии в Веймаре, это игрушка Мефистофеля, а этот... Да вы знаете, герр Шоммер.

 - Да, я знаю, герр Лео.

 Издали раздался рев оберста: - Швайне Шоммер! Фу - asshole! Почему всегда, когда ты справляешь нужду, ветер дует в мою сторону? Ох, как мне хочется кинуть гранату в твой окопчик!

 - Прошу прощения, герр оберст. Уже бегу. - Шоммер напрягся и громко выпустил газы, подмигнул мне, то есть некоему Лео, и тяжело полез вверх по склону воронки. Затем вернулся, схватил пуделя на руки и побежал опять наверх.

 - Смотрите, герр оберст, этого черного русского кота прогнала очень приличная немецкая собака. По-моему такой пудель спал в столовой у полковника люфтваффе. Если я отнесу вместе с вами собачку на аэродром, нам обеспечен хороший коньяк.

 - Ты хоть не повредил собачку, не наступил на милого пуделька своим сапожищем, когда летел в яму, умник Шоммер? - оберст был рад полезной находке. Трупы никуда не спешат. А если и правда это пес летчиков, то вечер может быть нескучным, был бы повод собрать буршеншафт! Хоть и в отступлении, но должны же быть у людей маленькие радости войны?

 - Смотрите, на немецкой сцене резвятся кто во что горазд. Скажите – бутафор вам даст все нужные приспособленья. – Шоммер потряс головой, словно отгоняя наваждение, и еще раз пробурчал это. Но слишком явственно и членораздельно, оберст услыхал.

 - Что ты бормочешь?

 - Это из пьесы о докторе Фаусте. Я служил охранником на студии в Веймаре. Там снимали кино. Очень большие деньги вкладывал фюрер в это кино. Пела фрау Марлен. С ней танцевал русский граф, которого специально выписали из Советской России. Он был настоящий мастер-мим.

 - Шоммер, ты дурак. Откуда в Советской России танцующий граф? Их расстреляли. Второе. Где ты видел аристократа-актера, мима? Ты вообще видел когда-нибудь на сцене графа? Третье. Что ты приплел за песенки и танцы к славному проекту "Фауст-патрон", а? Нет, Шоммер, Ты даже не Schweinekopf - ! Тупая твоя башка, даже для похоронной команды - слишком тупая!

Голоса моих убийц удалялись. Лео, мастер-мим, поднялся на ноги и легко прошел сквозь березовую рощу, как сквозь коридор осени. Как острой бритвой прорезал холст, плоское поле битвы, и вышел из небытия в эту болевую точку. Надо ж было... Слишком много совпадений. Но жизнь всегда строится из многих случайных совпадений. Это смерть - точка вне вероятностей.

На берегу реки стоит каменная церквушка. На пороге лежит убитый монах. Я захотел помолиться. Но сначала надо захоронить. Я зашел в церковь и в шкафчике отыскал лопату. Там была и ряса. Я надел её. Может быть, не выстрелят в монаха, который хоронит другого монаха. Разве что от нечего делать. Но, по-моему, немцы отступили, а наши пришли. И легли спать. После боя мне лично всегда хочется спать. Смертельно хочется спать.

Рыть было тяжело. Часа четыре прошло, пока я вернулся в церковь. Сил молиться уже не было. На полочке шкафчика нашелся сухарь. Крепкий, черный, кисловатый. Вкусный, как жизнь. Я засыпаю с сухарем в руке. Завтра схожу в деревню - Валдаевка, Валандаевка, Воландеевка? - сдамся властям. Может быть, еще раз не расстреляют. Кто такой – Лео…?


Рецензии
- так подсыпал он ей что-нибудь в суп или нет?
от неожиданности дьяк вздрогнул и выронил в костёр почти испёкшееся яблоко вместе с хворостиной. обернулся на голос, но тёмное на тёмном после пламени не видно. незнакомец сам вступил в круг света и напомнил:
- ваш ужин.
дьяк, вспомнив про яблоко, попытался его как-нибудь достать из огня, но на каменистом берегу под рукой не было ни одной ветки - всё догорало. голые пятки - тоже не самое подходящее орудие для таскания из костра кашт..., то есть яблок. спокойно созерцая безуспешные дьяковы попытки, скорее напоминающие ритуальный танец туземцев, незнакомец протянул руку в гущу огня и достал яблоко. протянул дьяку.
- приятного аппетита.
- ээээ, как вам это удается?
- что именно?
- читать мысли? или я вслух рассуждал о Никки и Маргите?
- а-а, вы про это. кстати, Марге - это ведь пеструшка. коровам обычно дают такие клички. но вы автор, вам видней. кстати, а вас не обижает, что надвашный автор пишет ваш ник с маленькой буквы - дьяк.
- чего ж тут обижаться. не вижу разницы, - дьяк с маленькой буквы попробовал на вкус антоновку.
- кстати, слышал ли ты сказку про святого Антония? - переходя на ты и не дожидаясь дьячьего ответа, начал рассказывать:
Были времена, когда в мире не знали огня.
Однажды люди так замерзли, что пошли в пустыню к Святому Антонию попросить его о помощи — жить в таком холоде стало невозможно. Святой Антоний пожалел людей, а так как огонь был в аду, он решил сходить туда и принести его.
А надо сказать, что до того, как сделаться святым, Антоний пас свиней и один боровок так и остался у него и повсюду следовал за своим хозяином.
Так вот, Святой Антоний взял палку из ферулы и вместе с боровом отправился в ад. Подошел к воротам и постучал:
— Откройте мне, я замерз и хочу погреться! Дьяволы тотчас поняли, что к ним пришел не грешник, а святой, и ответили:
— Нет, нет! Мы тебя узнали! Тебе мы не откроем!
— Откройте! Я замерз! — просил Святой Антоний, а боров тем временем рыл землю под дверями.
— Борова мы впустим, а тебя нет! — крикнули дьяволы и приоткрыли дверь.
Как только боров Святого Антония попал в ад, он тотчас все перевернул вверх дном. Дьяволы бегали за ним, подбирали головешки, поднимали и ставили на место треножники, вилы, орудия пытки. Они уже совсем выбились из сил, но никак не могли ни поймать упрямое животное, ни выгнать вон.
Кончилось тем, что они обратились к Святому Антонию, поджидавшему за воротами:
— Твой проклятый боров все перевернул! Иди забери его!
Святой Антоний вошел, дотронулся до борова своей палкой, и тот тотчас успокоился.
— Раз уж я здесь, — сказал Святой Антоний, — присяду-ка и погреюсь. — Уселся на проходе и протянул руки к огню.
То и дело мимо пробегал дьявол, спешащий сообщить Люциферу о какой-нибудь душе, которую довел до греха. И Святой Антоний бил его палкой по спине.
— Эти шуточки нам не нравятся, — разозлились дьяволы. — Попридержи-ка свою палку.
Святой Антоний воткнул палку в землю, наклонив ее к себе. И первый же дьявол, который бежал и кричал: «Люцифер! Еще одна душа!» — зацепился за палку и растянулся на земле.
— Хватит! Надоел ты нам со своей палкой! — закричали дьяволы. — Сейчас мы ее сожжем. — И воткнули палку в огонь.
В этот момент боров опять стал все разбрасывать: поленницы дров, крючья, головешки.
— Если хотите, чтобы я его успокоил, — сказал Святой Антоний, — верните мне палку.
Отдали дьяволы ему палку, и боров тотчас успокоился. Но палка-то была из ферулы, древесина которой мягкая, как губка, и поэтому никто не заметил, как она тлела. Так Святой Антоний вынес из ада огонь. Когда он ушел, забрав с собой борова, дьяволы вздохнули с облегчением.
Выйдя на свет Божий, Святой Антоний поднял палку горящим концом вверх и стал размахивать ею над головой. Во все стороны посыпались искры. Он как бы благословлял всех и пел песенку:
Огонь, огонь! В каждом местечке, В мире во всем Веселый огонь!
И с этого времени, к великой радости людей, на земле появился огонь. А Святой Антоний вернулся в свою пустыню и погрузился в размышления...
...
- то есть, вы полагаете, что я делаю что-то не так, чтобы попасть на новый уровень?
- ты сам сказал это.
- но ведь эту игру придумал я сам. чтобы попасть на следующий уровень, было необходимо развернуть свёрток, в котором находится лошадиная голова.

Елена Евгеньева   10.10.2011 12:23     Заявить о нарушении
Ну, да!
Антонов есть огонь, но нет того закону, чтоб он принадлежал единственно Антону.
*
Но и была обормотная сторона у медали, которую отлил св.Ант. при повиторении Прометеевого благодейства.
Кронкрентно. Любимый боров дьяка так пристрастился к горячительному в аду, что теперь регулярно на шабашку ходит. А именно подрабатывает извозом голых домработниц на Лысую гору. И джаже не платит налоги, нечестивое животное, совсем омефистофился.
*
А где код для перехода на следующий уровень?
Почему это я должен думать?
НЕ надо понимать буквально, что у человека лошадиная голова!

Михаил Просперо   10.10.2011 19:40   Заявить о нарушении
а ведь (...) верно - и там бо(...)ров.
иду, пробираюсь, наитием ведома.
сахарная голова. тамбовский волк.

Елена Евгеньева   10.10.2011 19:55   Заявить о нарушении
дьяк и незнакомец подскочили как ужаленные - в серых октябрьских сумерках по каменистому берегу, незаметно оглядываясь по сторонам, к ним приближалась Вера Николаевна.
- Вера Николаевна! в эдакую рань! - незнакомец почтительно склонился над её рукой.
- Эрнест Фаустович! вот неожиданность. а мы полагали, вы уже давно в городе.
- да вот гость ко мне приехал, позвольте представить - Дьяков Иван Афраниевич (при этих словах он незаметно лягнул ногой дьяка). дьяку ничего боле не оставалось, как степенно поклониться и приложиться к протянутой перчатке.
- а почему вы здесь, не у себя дома?
- да, знаете ли, приятель мой человек творческий, специалист по компьтерным играм...
- пакам пью, простите, что?
- эээ, сочинитель они. вдохновения им для работы, знаете ли, требуется. вот и ждём-с, так сказать, рассвета.
дьяк про себя отметил, что его собеседник в обществе дамы значительно поглупел и поутратил свой цинизм.
- а вы с семейством отчего же не в городе? - перевел разговор Эрнест Фаустович.
- да с ремонтом ещё не управились.
- а что сестрица ваша, Аннушка?
- давеча уж в Москву уехали.
- так вы, следовательно, одни теперь целыми днями?
- да недолго уже, неделька-полторы и съедем.
- вот-вот, неделька-полторы. а не мог бы я обратиться к вам с просьбой?
- разумеется, Эрнест Фаустович. но с какой?
- видите ли, приятель мой человек чувствительный, а у меня, сами знаете, с утра до вечера пациенты, неспокойно ему, творческого настроения не образуется.
дьяк хотел было встрянуть, но теперь уже не незнакомец, а Эрнест Фаустович повторно лягнул его в лодыжку.
- думаю, Вася мой будет не против. да и Аннушкина комната освободилась. что ж, милости просим к завтраку. заодно и с Василием познакомитесь,- Вера Павловна ещё на что-то надеялась, но Эрнест Фаустович развеял её надежды.
- благодарствуем премного, Вера Николаевна! вот рассвета дождемся, съездим ко мне за вещами Ивана Афраниевича (здесь последовал третий ляг в подколенье) и к обеду будем.

Елена Евгеньева   11.10.2011 10:57   Заявить о нарушении
А почему всё-таки дьяк у вас, Елена?
Чем так интересен делопроизводитель приходской?
Или он тоже был Гоголь?

Михаил Просперо   11.10.2011 15:06   Заявить о нарушении
это получилось само собой. то есть я ничего не придумываю - просто прислушиваюсь. но, наверное, где-то Вы правы - созвучием дьякон и дьявол.

Елена Евгеньева   11.10.2011 15:09   Заявить о нарушении
теперь уже начинаю понимать, что хочу передать этим прозаическим текстом - подоплеку структуры Мастера и Маргариты, напоминающей матрешек (слово какое живописное - матрешка!!!). в одном авторе видится другой, в другом третий и т.д. но матрешки должны открываться не по степени уменьшения, а по степени увеличения, т.е. изнутри.
в силу специфики своей работы довелось посещать курсы коммуникации. вспомнилось одно из заданий - участники становятся друг за другом, смотря в затылок. последнему говорится фраза (предмет), который он должен показать впередистоящему, тот следующему и т.д. всё это снимается на видео. как теперь помню, в нашей группе от изначально названного предмета "компьютер" на другом конце цепочки оказался "подсолнух". такой трансформации подвергается любая передаваемая информация. у Булгакова она ещё и преломляется в стёклах очков.

Елена Евгеньева   11.10.2011 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.