Стихи со спондеями
С благодарностью за помощь в подготовке материала
Юрию Лысенко-Раин – автору СТИХИ.РУ
Сначала немного теории. СПОНДЕЙ - это стопа ямба (или хорея) со сверхсхемным ударением
Понятнее от такого определения многим (и мне, в том числе!) не стало. Скажу проще: это стопа с двумя подряд слогами, которые произносятся при чтении с ударением. Если ямб мы с вами обозначаем как 01(где 0-безударный слог,1- ударный), а хорей – как 10, то спондей обозначается как 11.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С.Пушкин)
Ритмическая схема строфы: ямб, где в 1 и 3 строке первые стопы – спондей.
11 01 01 01 0
10 01 01 01 0
11 01 01 01
01 01 01 01
Таким образом, спондей – это двухсложная стопа с двумя ударениями подряд.
Если подобного рода сверхсхемные ударения встречаются в трехсложном метре (дактиле, амфибрахии или анапесте), то такая стопа называется молосс.
МОЛОСС (тримакр, molossus) — стопа, имеющая три долгих слога (111) в древне-греческой и римской поэзии. Перейдя в русское стихосложение, молосс получил значение трехударной стопы, которая употребляется редко и основной считаться не может.
«Я, ты, он!», был отпор коллективного грома,
«Бью, бьешь, бьет!.. рву, рвешь, рвет!» — отвечали десятки...
(М. Тарловский)
Ритмическая схема отрывка строфы - анапест, у которого первые стопы – молоссы:
111 101 001 001 0
111 111 001 001 0
Теперь стало понятнее? Уверена, что, да!
Сегодня, в порядке начала разбора и комментирования стихов из конкурсных пакетов «Мастер класс по стихосложению», я поведу разговор о стихах, написанных со спондеями и молоссами.
Таких заявок было подано три и, независимо от того, какую оценку у судей они получили, они стоят того, чтобы обратить на них внимание.
1. Юрий Лысенко-Раин. «Национальный спондей».
Смерд курд
был крут:
бил всех.
Вот смех!
Финн - дрянь.
Вот пьянь:
пьет так,
что страх.
Курд гад
мой брат
мыл пол,
бил стол.
Швед тих,
но лих:
брал в долг —
стал плох.
Мозг сдох:
так плох
от лет
и бед.
Ритмическая схема строфы: одностопный спондей
11
11
11
11
Как видите, стихотворение из трех строф целиком состоит из односложных слов, все – под ударением. Не будем сейчас говорить о художественном впечатлении от стихотворения (судьи его справедливо не оценили), но сможете ли вы написать нечто осмысленное одними ударными слогами? Работа, безусловно, интересная, хотя и только в стиховедческом отношении.
2. Михаил Любавин. «Трехбуквица»
Зря жду год –
все злы дни.
Зря пью мед –
что шаг – пни.
Всё сам мог –
мне мир мил.
Жив мой Бог –
дай мне сил!
Ритмическая схема строфы:
111
111
111
111
Дать название данному стихотворному метру я не берусь (пусть его определяют специалисты!). Мне бы хотелось назвать его одностопным молоссом, и он им бы и был, если бы стопа 111 только бы начинала строку, написанную каким-то трехсложным размером (дактилем, амфибрахием или анапестом), но здесь вся строка представляет собой «трехударную стопу» – единственную!
Содержания во втором примере чуть больше, чем в предыдущем, но тоже немного, и судьи не почувствовав прелести написания данного стихотворения не номинировали его высоко. Ну, и что? Все равно, работа любопытная, не правда ли?
3. Надежда Лазебная. Волк.
Лес, ночь, мрак, вой,
Я сам не свой.
Страх вслед, я – в крик,
Звезд свет, жизнь – миг.
Бег со всех ног,
В мозг Черт и Бог,
Как лань я быстр,
Стук лбом – сонм искр.
Встал – волк, свёл спазм,
Взгляд двух пар глаз
Двух лиц, каст, морд,
Мой дух стал тверд.
Груз лап с плеч сняв,
Прочь шел, мне вняв,
Зверь – царь тех мест,
Я сжал свой крест.
Ритмическая схема строфы:
11 11
11 11
11 11
11 11
Ямб перенасыщенный спондеями, а практически – целиком написанный спондеями. Чтобы прочитать эти стихи, невольно хочется делать ударение на всех словах, даже на вспомогательных (бЕг сО всЕх нОг). Кроме того, стихи написаны назывными предложениями – автор только называет картинку, возникающую перед его глазами (в настоящее мгновение) и этим очень ярко передает напряженный драматический сюжет – встречу волка с человеком. Не случайно, стихи были отмечены сразу несколькими судьями.
Анализ стихов, написанных спондеями, навел меня на еще одно интересное размышление. Оказывается, совершенно не все равно, как автор распределил свой текст по строкам, особенно, если ваши стихи содержат места, где подряд следует одно ударение за другим.
Приведу пример, взятый мной из СТИХИ.РУ (имя автора указывать не буду, стихотворение, о котором пойдет речь, на конкурс не подавалось).
4.
Не желая сводить счёты,
Отпускала его с Богом,
Но, в попутчики взяв чёрта,
Вряд ли спросят с себя строго.
На прощание — ни взгляда,
Ни объятий в тиши комнат...
Я забыть бы о нём рада,
Только он обо мне помнит:
По ночам над моей крышей,
Всё надеясь, что здесь нужен,
Этот ангел, (теперь — бывший)
Чёрным вороном став, кружит...
Ритмическая схема строфы: (строчный логаэд «анапест-хорей»)
001 001 10
001 001 10
001 001 10
001 001 10
Прочтя это стихотворение, я ощутила дискомфорт. Первые строки стихов задают ритм анапеста (001) который вдруг резко обрывается: в месте, где ухо готово встретить безударный слог, появляется второй подряд ударный. Ритм делает скачок, «взбрыкивает», требует паузы, переходя из анапеста в хорей и невольно подразумевает произнесение слова с ошибочным ударением. Это – составной ритм или стопный ЛОГАЭД.
О стихах, написанных логаэдами (а их было подано на конкурс великое множество!), мы с вами более подробно поговорим в следующий раз. Здесь я только отмечу, что появление спондея – двух ударных слогов подряд в середине строки - хороший повод для того, чтобы разделить эти ударные по разным строкам: для удобства чтения и для передачи читателю подсказки о том, какая требуется интонация. Перед хореем просится цезура (пауза), дабы два ударных слога не стояли рядом. В одном логаэде плохо уживаются анапест и хорей, но цезура перед последним двухсложным словом всё ставит на свои места.
Сравним это же стихотворение в другой записи (я разорвала строку, разделив два подряд идущих ударных):
Не желая сводить
Счёты,
Отпускала его
С Богом,
Но, в попутчики взяв
Чёрта,
Вряд ли спросят с себя
Строго.
На прощание — ни
Взгляда,
Ни объятий в тиши
Комнат...
Я забыть бы о нём
Рада,
Только он обо мне
Помнит………
Ритмическая схема строфы: (строчный логаэд)
001 001
10
001 001
10
001 001
10
001 001
10
Если в вашем запаснике есть другие интересные стихи с множественными (и вписанными в рисунок всех строф) спондеями, прошу вас оставить на них ссылки в отзывах под статьей. Порадуемся вместе!
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/10/07/7223
Свидетельство о публикации №111100208456
Ритмическая схема строфы: не одностопный - двустопный спондей
11
11
11
11
Наталия Ядохина 09.03.2020 00:37 Заявить о нарушении
Опечатки нет: слога два, а стопа одна, поэтому там одностопный спондей.
Спасибо за прочтение и отклик!
Творческая Мастерская Алкоры 09.03.2020 07:30 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2020/02/01/9321
Наталия Ядохина 09.03.2020 10:01 Заявить о нарушении
Я так понимаю - стопу определяет ритмическое ударение. Поэтому спондей в своем стихотворении проанализировала, как двустопный //
Опиралась в своем анализе на определение:
Стопа - структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе.
Наталия Ядохина 09.03.2020 17:57 Заявить о нарушении
Дан знак, тик-так...
Вновь путь, прибудь
Туда, куда
Летят ветра.
01 01
01 01
01 01
01 01
Вам вряд ли удобно читать эти стихи, делая ударение на каждом слоге, например, кУ дА, тУ дА, прИ бУдь, лЕ тЯт и т.д., поэтому ваши стихи - это двухстопный ямб, а не спондей.
Творческая Мастерская Алкоры 10.03.2020 07:58 Заявить о нарушении
дАн знАк
тИк тАк
и далее - аналогичный ритмический удар.
Стопа определяется положением ударных слогов - полностью согласна. Стопа - это структурная единица стиха, объединенная иктом.
Одностопный спондей будет таким:
Блик!
Крик!
День!
Тень!
Схема:
/
Двустопный спондей:
Бьет час
Для нас
Схема:
/ /
Поэтому я и задала вопрос Вам. В моем понимании теории:
схема / / - это двустопный спондей.
Наталия Ядохина 10.03.2020 13:20 Заявить о нарушении