К феноменологии скушного

Обьект: календарь Живаго-банка 2003г.

Казалось бы - просто пейзажные картинки. Но мне хотелось бы показать, что феноменологический метод (в не очень строгом исполнении) способен представить даже скушное (на первый - нефеноменологический - взгляд)в познавательном свете.
Я смотрю на картину В.И. Сыроешкина "Зимний день". Когда я нахожусь в естественной, обыденной установке сознания, то картина не затрагивает меня. Я как бы оцениваю правильность изображенного автором: "Ну зима. Ну день..." и далее, задаю себе тот самый вопрос, который заставляет множество людей в состоянии постоянной озабоченности проходить м и м о мира, не вступая с ним в реальное (нем. Rillen)взаимодействие, а именно: "Ну и что же дальше?" или "Ну и что из этого?".
Здесь не место разбирать условия, делающие возможным это "ну-и-что". Я поведу речь о том, чтО происходит со мной, когда я нахожусь а иной - феноменологической - установке, в которой данный вопрос-паразит невозможен.
Я смотрю сейчас не на картину "Зимний день", а на сам зимний день. Меня привлекает цвет двух облаков в верхнем правом квадранте поля зрения. Для меня это не цвет, который выбрал Сыроешкин, руководствуясь своим цветовосприятием. Для меня это не угол картины, потому что я смотрю на зимний день, в небо зимнего дня, в облака на зимнем небе.
По-моему, это очень странные, грязноватые облачка (особенно правое - с каким-то неясным пятном (странно: облачко, как пятно на небе)). Левое же облачко находится как будто в каком-то разреженном состоянии: вот-вот растворится... И не растворяется.
Цвет облачков - земной. Я специально искал в окрасе предметов такой же цвет. И нашел его. У дальнего конца забора, где он (забор), ввиду удаленности (или моей близорукости) переходит в снег. В этом моменте перехода забора в снег я вижу цвет облачков. На небе (в облачках) этот цвет не концентрирован и в сочетании с голубым (морская волна) производит двоякое впечатление дисгармонии-исчезновения.

Я смотрю сейчас на произведение В.И. Сыроешкина "Зимний день" (1992), 40Х50 см. Я не буду проводить художественный анализ его. Меня интересуют изображения облаков на картине и то впечатление, которое они на меня производят.
Хотя понятно, что изображены два облака, но цветовых пятна три: два сероватых и одно синеватое. Они расположены почти на одной горизонтальной плоскости, в то время как основные линии картины стянуты к точке перспективы снизу вверх (тропинка в снегу, линия забора, грядка и линия кустов в огороде) или сверху вниз (верхнее ребро ската крыши).
Снег и то более облачного цвета (чисто-белый), чем облака.
И горизонтальность расположения, и цвет, и негомогенность правого облака (два цветовых пятна) производят на меня впечатление дисгармоничности, неправильности в изображении облаков.

Послесловие.
В данных анализах не было простого потока ассоциаций, не было привлечения материала из каких-либо наук. Было проведено чистое феноменологическое описание построения впечатления от фрагмента (облаков) картины Сыроешкина с двух точек:
- рассмотрения самого зимнего дня как он дан;
- рассмотрения картины, как она дана взору.

Выводы.

1. Я отринул от себя равнодушный вопрос-паразит "Ну и что?". И это дало возможность соприкосновения с картиной. Равнодушное перелистывание картинок подобно...

                ---не окончено---


Рецензии