Философия творчества

Часть I: Вступление.
Данное исследование посвящается раскрытию творчества в трех его возможных аспектах. Философия и есть творчество.  Философия говорит о высоком,  и творчество, если оно настоящее творчество, должно говорить о высоком. Первый и главный постулат данного исследования: «Творчество почти тождественно философии». Воспользуемся известными примерами:

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный -
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.

Есенин, Метель
Обратим внимание на то,  о чем нам говорит данный отрывок. Описание атмосферы отдаваемой кленом своим видом. Как мы помним – отрасль философии о красоте, о внешности, о том, как и что прекрасно или не прекрасно – это эстетика, не так ли? Вот и идет  описание клена, передача его отличия от красивого, ярко выраженная атмосфера презрения, чувствуется боль и печаль, настроение падает, подобно снесенному ураганом дереву.

Далее:
Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.

Есенин, Метель
Вот он, поведенческий аспект человека. Этика! Первое – отношение человека ко всему, здесь оно негативное, а так же отношение всего к человеку. Здесь петухи – это собирательный образ всего, что так сильно нервирует нас, некий перенос проблемы с явным приуменьшением(литота образа) объекта, производящего данное неудобство.

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной:
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

Есенин, Метель
Онтология. Зачем жить? (помимо этого вопроса, онтология скрывает и другой вопрос: «что есть все?». Но онтология имеет множество вопросов, и поэты их всегда касаются). Вопрос о смысле жизни постоянно касается сущности бытия. Поэтому эти вопросы принадлежат онтологии.
На самом деле я взял третий попавшийся стих и нашел в нем все аспекты того, что мне было нужно. Философское исследование творчества начинается отсюда.

Глава II: Кратчайшая история мирового творчества.
Творчество родилось с появлением разума у человека. Нужда человека выражать то, что он видит, выливалась в различных рисунках на стенах пещер. Человек, как и любое живое существо, ест и выделяет, нагревается и нагревает, и как только у человека появляется разум, либо его зачатки, он начинает впитывать в себя то, что являет перед ним его быт и искажает это своим разумом, после чего перенаправляет воспринятое и обработанное в творчество. Первая ступень творчества – это эстетика! Мы не задаемся вопросами: «зачем нам это?»; «что нам делать с этим?»; «зачем оно существует?»; «как нам к этому относиться?». Но есть вопрос: «как это выглядит?». Творчество – это ответ на любой вопрос. Но первая ступень – это описание того, что мы ощущаем, в том числе и бездушный пересказ событий. Это все нижайшая творческая форма. Она развивается восприятием чего-либо, переработкой этого – то есть мы просто трогаем, смотрим, нюхаем и этим самым приближаемся к идеалу в безыдейном творческом направлении, но это, конечно, далеко не все. Опыт переноса из зоны внутреннего(душевного)во внешнее(отдача, а то есть творчество)- это важнейшее составляющее развития описательной способности. Гомер, Архилох, Ксенофан – греки, в творчестве которых все еще преобладает описание и перечисление.
Второй аспект творчества - отношение человека к себе самому и другим людям. Это второй уровень развития искусства. Человек все чаще обращается во внутрь своей души, чтобы создать новое творение. Уже греки начинают выражать свою душу в стихах. Однако еще существуют чистые представители первого класса творцов, но большинство мастеров смешали свои жанры, а кто-то даже полностью перешел ко второму уровню отношения к существующему. Индийские веды – наилучший творческий трактат о внутреннем состоянии души(и внешнем тоже, веды смешивают второй и тритий классы искусств), так же как и художники, сначала рисуют что-то, а после уже начинают овладевать кем-то, а потом постигают все.
Третий аспект творчества – все, что является не мной, вся широта мыслительного процесса. Онтология, представление о сущем. Главным поэтом этого направления являлся величайший философ(римлянин) – Тит Лукреций Кар. Веды, трактаты учеников будды, стихи Нагарджуны, Шанкары – это все в большей степени подчиняется третьему направлению.
Если присмотреться, то заметна тенденция один-два-три последовательности. Помимо всего остального, появляются направления один-два и два-три, которые содержат в себе смесь этих направлений.
Уже Гете совмещает в себе все три аспекта(Данте больше касается онтологии, и три других направления в его стихах есть, но Гете самый яркий объединитель описания, поведения и осмысления). Отсюда начинается эпоха синтетического развития творчества.

Глава III: Синтетика
Три аспекта постоянно должны быть вместе. Первый, чтобы представлять о чем речь, прочувствовать это. Второй, чтобы осознать отношение человека, углубиться в глубину автора. Третий аспект нужен для того, чтобы донести до читателя свою идею. Идея – онтологическая основа бытия, как утверждал Платон. Так вот, идея, не как онтологический конструктор бытия, а как мысль, преображенная человеческим сознанием, вот что представляет с собой творческая идейность.
В современное время все поэты стараются писать в синтетическом стиле. Так же лучшие из прозаиков укладывают все именно в синтетический стиль. На одном описании многого не построить, а не вложить кусочек себя, как автора – это тоже сложно, да и сложно читать произведение без идеи, точнее бессмысленно.
Важно чтобы поэт был философом, хотя бы интуитивно овладевшим тремя бессмертными темами: этика, эстетика, онтология. Не важно кто, даже художник должен быть философом. Пусть он и изображает, но нет, под его кистью рисуется идея. Попробуйте прочитать её. Она зарыта в символах. Символы – это указатели к определенному набору слов, из которого нужно выбрать подходящее. Солнце – яркое, теплое, желтое, гордое, порождающее. Символика Иисуса и звезды  понятны из всех представленных слов.
Количественный приоритет все же отдается образности, это традиция. Качественный приоритет стоит только за идейностью, ибо её в тексте всегда меньше, чем образов. Среднее положение здесь занимает этика. Человек, который решает, как ему говорить, как себя вести, что ему делать - вот он, между количественным и качественным.

Глава IV: Заключение.
Исследование привело нас к признанию дуаличности современного творца. Он всегда философ и всегда производитель. Этика, Эстетика, Онтология – они включают в себя все поэтические темы, и большинство стихов, как, например, произведение Есенина «Метель», созданы в синтетическом стиле.
В чем заключается качество творчества? В расширении синтетического стиля, притом, если учесть то, что описательное направление уже и так максимально развито, душевное направление развито вполне средне, и еще остались пути развития, и наименее развито идейное направление. Количество идей огромно, поэтому всегда есть огромный запас в карманах будущих профессиональных творцов.
И еще, творите, не смотря ни на что. Всегда есть люди, которые не поймут вашей гениальности, но вы должны шаг за шагом делать все гениальнее и гениальнее, становиться настоящим поэтом, а не тем, кого из вас хотят представить. Величие в развитии, но никак не личном, а в общественном развитии. Когда вы достигните уровня того, что существует сейчас, постарайтесь изо всех сил и сделайте шаг вперед. Это важно. Важно не для вас, а важно для всего человечества. Если есть избранные, читающие эту статью, то они поймут о чем я разглагольствую. Развивайте синтетическое направление во всех его проявлениях, совершенствуйте его, делайте его более идейным. И помните только одно: «Мастера может оценить только мастер». Если в вашей душе живет мастер, и вы постигли достаточно, чтобы сделать шаг и сделали шаг, то не обращайте внимание на жалких критиков, которые уткнулись в потолок, который стал вам опорой для отталкивания.


Рецензии
Интересно, спасибо.
А то здесь так много "городских сумасшедших".
Очень важный и правильный тезис: "Не позволяй оценивать себя!"(с)

А вот стихи Ваши что-то не так интересны.
Ну, бывает...
Всё-равно спасибо.

Капитан Буратино   28.09.2011 16:07     Заявить о нарушении