Дезорганизация - Проникающие войны

Содержание.
Введение
Асинхронность развития
Подъем джихада
Четвертая война
Диверсионный анализ
Заключение

Введение.

В данной работе рассматривается исключительно один источник, а также присутствуют размышления и комментарии автора.

Двадцатый век ознаменовался тремя мировыми войнами, первая из которых была империалистической – империи делили владения друг друга, с целью наиболее удобного доступа к стратегическим, природным и геополитическим ресурсам. Вторая была идеологической, где фашизм взялся за осуществление идеи превосходства  одних наций над другими. Третья была холодной, но тоже идеологической – это была борьба между образами жизни, между системами правления. После завершения холодной войны, где главный идеолог одной из противоборствующих сторон  потерпел крах, казалось, что причин для новых мировых войн просто не осталось, но на данный момент современные историки пришли к выводу, что на той стороне, которую раньше занимал тоталитарный СССР, сейчас прочно разместился радикальный ислам. И наступление эпохи без мировых войн откладывается на очень неопределенное будущее.
Асинхронность развития.
Асинхронность развития человечества была всегда. На разных этапах истории появлялись, так сказать, более успешные цивилизации: то это был Египет, то Антика, то арабский мир, и вот уже несколько веков впереди планеты всей находится европейская цивилизация. Она настолько расселилась по всему миру, воспользовавшись плодами империализма и колониализма, что не только увеличила количество стран относящихся к ней, но также распространила свои культурные ценности на другие культуры. Обратите внимание, что европейский деловой костюм сейчас носят в Японии, Китае, Иране, Латинской Америки и т.п. странах. Количество англоязычных, франкоязычных и испаноязычных стран за последние 300 лет несомненно увеличилось (одних только англоязычных стран стало вместо одной пять). Также стоит обратить внимание, что ходовые выражения «современный подход» или «модернизация» в наше время обозначают как раз соотнесение с европейскими ценностями и достижениями, из какого региона европейской цивилизации они ни происходили. Теперь чаще всего такое место – США.
Большинство существующих ныне мировых этносов и цивилизаций поглощают европейскую культуру и европейские достижения на местах, эти этносы и страны сами увлечены массовым поглощением различных продуктов мирового гегемона . Более того глубоко восточные Япония, Тайвань, Южная Корея, Китай сумели изрядно преуспеть в своем экономическом процветании используя европейские достижения в государственном устройстве, управлении и технике. Даже ярые ненавистники США пользуются ее валютой, порожденным ею Интернетом, не говоря уже о вооружении и банковских карточках.
А что же на другой стороне монеты распространения европейской цивилизации. На другой стороне поднимается сила  противоположных ценностей. Именно ценностей. Европейская цивилизация измеряет свои достижения развитием человеческой личности, все больше отбрасывая такие надындивидуальные сущности, как семья, община, нация, государство, стремясь подчинить индивидуальным достижениям личности все остальное. Противоборствующая сторона, в свою очередь, подчиняет индивидуальную земную жизнь диктату общностей, древних правил, загробных соблазнов. Важно понимать, что массовая база этих ценностей сосредоточена именно там, где самый низкий уровень образования, продолжительности и качества земной жизни. Жестокая воинственность там разряжается  по линии любых различий. В глубоких недрах исламского мира формируется физическая и духовная сила, которая выходит на линию противостояния с миром европейским.
Асинхронность развития всегда приводит к великим переселениям, достаточно вспомнить историю Римской империи, когда после ее раскола в ее западную часть хлынули варвары и расселились от Германии до Северной Африки, но все они постепенно восприняли культуру завоеванных стран и продолжили их развитие. Или второе гигантское переселение времен колонизации и великих географических открытий, когда европейские антропотоки хлынули на отставшие, с их точки зрения, территории.
Современное великое переселение происходит, как раз, в обратном направлении, экономическое притяжение развитых стран  столь непреодолимо, что вряд ли новое исламское заселение европеоидных обществ можно считать обратимым. Все больше политиков приходят к выводу о необратимости этого демографического преобразования. Европейское население Европы будет замещено, исламизировано к середине 21 века.
Хорошо известно, что на периферии все большего числа европейских городов растут и ширятся зоны, населенные людьми из стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Накопленная масса этого населения достигает уже таких масштабов, что становится самодостаточным в экономическом, культурном и политическом отношении. Главный же источник роста их числа – невиданная для европейской культуры рождаемость, и в такой среде зреют сепаратистские настроения. Европейский мультикультурализм, который был придуман для ассимиляции пришлого населения, для их встраивания под европейские ценности в данном случае дает сбой. Уровень и качество жизни на этих периферийных территориях гораздо выше, чем  на исторической родине  их обитателей, но столь же существенно ниже, чем у коренного населения. Среди них больше безработных, ниже уровень образования и квалификации. Получается, что классовые различия совпадают с этническими, такое совпадение усиливает напряженность с основным населением принимающих стран. Доля подростковых и юношеских когорт в структуре исламского населения гораздо выше, чем европейского. Незанятая молодежь становится средой произрастания семян самых категоричных настроений и идей.
Эти особенности и тенденции делают перспективу демографических перемен принимающих стран весьма реальной. Вслед за демографическими преобразованиями стоит ожидать и культурных и политических перемен в этих странах. Коль скоро это произойдет, то будущая военно-политическая карта мира станет неузнаваемой, если взглянуть на нее глазами современника.

Подъем джихада.
Самой сильной идеологемой современного радикального ислама является джихад (газават). У этого понятия исторически было несколько смыслов. Но в современном виде он выступает именно как война против всех неверных, как стремление к уничтожению европейской цивилизации. Соприкосновение двух цивилизаций: исламского Востока и, в широком смысле, еропеизма обнаружило серьезные ценностные различия, вблизи различия стали более контрастными.
Джихад как понятие существовал в исламской культуре всегда, как принцип всеобщего  объединения перед общей угрозой, но в таких гигантских, подлинно мировых масштабах джихад еще не объявлялся никогда. Да и не было раньше у исламского мира таких возможностей. Но теперь, после вступления человечества в эту войну, приходится заново оценивать ее уникальные особенности.
Первая особенность: суицидальная пассионарность. Шахидизм как особый вид смертничества. По логике джихада всякий, кто погибает за дело Аллаха, попадает в рай. 
Вторая особенность: исчезновение барьера неприемлемых потерь. В военном смысле такая ситуация порождает принципиально новый фактор в ведении сражений – количество погибших не имеет значения, скорее наоборот. В европейских и мировых войнах принцип неприемлемых потерь всегда имел огромное значение, заставляя те или иные государства менять свою внешнюю политику, отказываться от военных действий или капитулировать. Примеры тому, капитуляция Японии, вывод советских войск из Афганистана или американских из Вьетнама.
Третья особенность: нет мирного населения. Все мусульмане, прямо или косвенно гибнущие в джихаде, тоже  отправляются в рай и должны поддерживать войну против неверных. Поэтому невыносимое для европейского общественного мнения размещения гнезд боевиков в жилых домах и кварталах с этой точки зрения выглядит вполне естественно.
Четвертая особенность: объектом воздействия бойцов джихада становится не столько противник на поле боле, сколько психика и массовое сознание. Исламисты обнаружили, что с этой стороны западная цивилизация с ее индивидуализмом весьма уязвима. Медийные картины массовой гибели людей действительно шокируют Запад.
Пятая особенность: недоговороспособность, т.к. смысл джихада не раздел владений или доступ к ресурсам, а уничтожение противостоящей цивилизации в принципе.

Четвертая война.
У современного джихада появился еще один ресурс, о котором стоит рассказать более подробно. При все желании уничтожить европейскую цивилизацию как таковую осуществить задуманное с помощью традиционного оружия не представляется возможным. Потому нет сомнений в жажде обладания радикальными лидерами ядерным оружием, и также нельзя исключить, что они уже имеют его в каких-то примитивных, «грязных» вариантах. Опыт второй мировой войны показал, что сторона конфликта, исповедующая принцип неприемлемых потерь, капитулирует после очень сильной демонстрации ядерного оружия с угрозой многократного его применения.
Еще одно. Наличие ядерного оружия для ответного удара теряет смысл: нет конкретного адреса для ответа, угрожающая сторона рассеяна среди мирного населения на громадной территории. Это сетевая организация охватывающая полконтинента, с постепенным проникновением на европейский и североамериканский континенты по каналам нового переселения народов, с опорой на локальных сторонников. Кроме того, эта сетевая, широко распределенная структура многократно усиливает свою мощь через подключение к инфраструктуре атакуемой стороны. И это не только интернет, но и банковская, транспортная, гражданская  и др. инфраструктуры обозначенного противника. По всем каналам, как собственным и заемным, нужно направить ударную силу, надо только создать такой тип оружия, который будет соответствовать  средства его доставки. И это оружие было изобретено – это человекобомбы. Их производство не требует заводов, шахт, крупных складов, ресурсы для создания человекобомб не ограниченны и легко возобновляемы.
Большинство шахидов видят в смертничестве своего рода обмен своего собственного жалкого безрадостного существования на, во-первых, райское блаженство после гибели, во-вторых, огромную денежную компенсацию, выдаваемую остающимся жить семьям, и в-третьих, обещание земной славы, загробное почитание друзьями, соседями и т.д. Совокопуность всех этих факторов создает суицидальную пассионарность масс, состоящих из неудачливых, легковозбудимых, необразованных людей.
Следующая задача – выбор центров поражения. Надо выбрать такие центры, разрушение которых максимально дезорганизует государственную жизнь, дезориентирует массовое сознание, вызовет мощные негативные эмоции.
Не может быть сомнений – исламисты тщательно и последовательно готовят удары превосходящие уничтожение башен-близнецов. Поскольку принцип неприемлемого ущерба действует только на одной стороне конфликта, это этическое неравенство вполне может оказаться главным стратегическим преимуществом нападающей стороны.

Диверсионный анализ.
Современная военная наука активно использует теоретический метод «атакуй себя», чтобы найти у себя те наиболее слабые места, которые могут оказаться точками нанесения значительного ущерба атакующей стороной.
Очень вероятно, что максимальная дезорганизация обороны и сокрушения духа сопротивления европейских стран может быть осуществлено на основе использования одностороннего принципа неприемлемого ущерба. Выбор конкретного объекта для поражения теряет смысл, население в самом широком смысле и есть такой объект. Если, к примеру, серия мегатерактов может вызвать массовый психологический шок, затем последует угроза их многократного повторения, а потом это угроза начнет подтверждаться новыми такими же потрясениями – весьма вероятно наступление готовности соответствующей страны к немыслимым пока уступкам, которые будут подобны капитуляции. Здесь успехи джихада очевидны: взрывы в испанских поездах с убийством массы пассажиров заставили это государство сменить свою внешнюю политику.
Особый вопрос: о каких уступках может идти речь? Ведь переговороспособность атакующей стороны чрезвычайно мала, ее требования неконкретны, она просто не признает права европейской цивилизации на существование. Если попробовать расшифровать угрозы и проклятия , которые идут от исламистов, в какое-то практическое требование, то оно может означать только одно: поголовное превращение всех в магометан.
Каким бы фантастическим ни выглядело подобное развитие событий, его нельзя исключать. Создать ситуацию неприемлемого ущерба технически трудно, но возможно, прежде всего с использованием «грязных бомб», бактериологического или газового оружия. Но одно дело когда им обладают демократические страны и совсем другое – появление ядерного оружия у диктатур или теократий. Но даже в этом случае субъектом решений является государство. И вся ситуация резко меняется применительно к современному джихаду.
Понятие «безопасность» имеет различные смыслы. Один из них – надежность, прочность, защищенность. Другой – активная защита, упреждение агрессии, противодействие встречным угрозам.
В случае с проникающими войнами особое значение приобретает активная сторона безопасности. Но что считать источником угроз? Современное состояние массового сознания исламского региона.
 Арабский мир с его великой историей, в какие-то периоды превосходивший Европу по своим достижениям в науках, ремеслам, военном деле, государственном устройстве, философии погрузился в отсталость. Арабские халифы и турецкие султаны подчиняли себе большую часть Европы, но в новое время этот интеллектуальный и духовный потенциал иссяк. Немногие из арабского мира разбогатели на нефти, обнаруженной европейцами, производство ее также было организованно инженерами из Европы и Америки, на привезенном ими же оборудовании. Иначе говоря, богатство было произведено не столько собственным трудом, сколько природными и внешними обстоятельствами. Это тоже усиливает понимание или, скорее, ощущение комплекса неполноценности. Даже в небольших районах преуспевания.

Заключение.
Как можно проактивно воздействовать на массовое сознание приверженцев исламской культуры? Его не арестуешь, не разбомбишь. Принципы политкорректности выработанные европейской цивилизацией в качестве благородного чувства вины перед своими колониями лишь еще больше раздражают приверженцев ислама, заставляя их искать все новые и новые пути к изменению ситуации. Помимо прямого военного контакта, которые сейчас происходит в странах исламского региона, между европейской и арабской цивилизации, со стороны арабского мира происходит  добровольное  перемещение носителей ценностей на территорию врага, и нет другого выхода из джихада как уничтожить противника или погибнуть самому, при это отправившись в рай. И если с одной стороны есть угроза применения ядерного оружия, то с другой стороны по логике вещей должно возникнуть оружие нового поколения, оружие способное изменять сознание людей, изменять устремления, и это оружие будет информационным, я не говорю про зомбирование  масс населения, достаточно изо дня в день преподносить обществу определенного вида информацию, необходимую для корреляция разных цивилизационных  ценностей. И тогда спустя какой-то промежуток времени сближение станет возможным. Волна джихада пойдет на спад. Но данное оружие нового поколения, также должно быть использовано по каналу проникающих войн, т.е. носители подаваемых информационных идей должны находиться внутри того общества, быть частью того общества которому они будут подавать корреляционный сигнал.




Литература: Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. Гл.25 Проникающие войны. Москва Альпина Бизнес Букс 2007


Рецензии
Великий Skomorox!
Рад, что и в этом жанре Вы на коне!
Вопрос: понесёт ли этот конь Вас туда, к чему Вы стремились?
Кони бывают весьма своенравны!
Геннадий

Геннадий Генцлер   11.10.2011 09:41     Заявить о нарушении
спасибо вам Геннадий....вот все учимся и познаем...это самое интересное...
с теплом

Skomorox   12.10.2011 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.