2011 - 7 конкурс. Итоги. Талестра
Автор скорее известен многим завсегдатаям стихиры.
Если нет, - давайте знакомиться :-)
Из переписки:
"Здравствуйте!
Обещание справиться к понедельнику оказалось опрометчивым:) образовалась очень плотная группа лидеров, не просто дышавших друг другу в затылок, но шагавших к плечу плечом. Тем не менее, я, наконец, определилась с оценками."
7. «Старость» – 14 баллов
Выцветут пряди, память просеет душу.
Перекипевшей осени солон свет.
Время, дорвавшись к телу, его иссушит,
тонкою станет кожа, и долгим – век.
И ощутишь, как вечность в тебя врастает:
бьется в гортани слово, крепчает смех –
так просолён – дышать бело-бело станет.
Это ноябрь. Ноябрь... ещё не смерть.
*Хорошая лаконичность - ни одного слова лишнего. Вроде бы традиционное сравнение осени со старостью и смертью, но здесь, на мой взгляд, оно воплощено так, как не воплощалось раньше. Очень хорошо.
13. «через улицу» – 13 баллов
своего детёныша жалеешь больше чужих,
отбиваешь его от толпы, вытираешь слёзы и сопли,
промываешь ранки, поешь колыбельные песни
и нет тебе дела до других бедолаг.
более того - каждый из них немножечко враг,
потому что может ударить, обругать,
отобрать игрушечную машину, выстрелить в спину -
ну это позже, когда человек человеку становится волк
и лишь изредка - друг товарищ и брат.
но кто виноват, о господи! кто виноват...
соседям строит веранду человек по имени Мурза-бей.
красиво работает, из инструментов только молоток,
веревочка с узелками и коробка гвоздей.
он говорит хозяйке:
"Виктория, надо сделать козырёк над порогом
на 10 сантиметров длиннее, иначе, если Вы
будете пить чай в тёплую дождливую погоду,
брызги через открытую дверь попадут на Ваши ноги".
у него руки музыканта, глаза недотроги,
и смуглое, гибкое тело маугли,
но наши мужчины не ревнуют к нему - ибо нет причины:
это другой цвет, род, вид....
ребёнок вчера загадал загадку - если будут драться
носорог и слон, кто победит?
интересно - кто победит
*Мурза-бей показался мне немного сбоку припека, вместо него вполне могло быть вставлено что-то другое, но вот начало и конец – захватывают, ведут, сжимают сердце.
4. «Бродяжничала кошка в огороде…» – 12 баллов
Бродяжничала кошка в огороде. Луна стыдливо терлась о рогожу.
Ну где теперь найти того мавроди, который был нелюдовкой доношен?
Он чувствовал себя в её утробе замоскворецким отпрыском примата,
а доктор, принимавший эти роды, искусан был мятежным горлохватом.
Чернявый. - Как не вспомнить о квадрате, навеянном художнику светилом?
Двусердный, что нутро у циферблата мануфактур женевского разлива.
Ручонками махал и бил ногами, горланил на бригаду акушеров.
"Бездельники, останетесь врагами!» - буравил взгляд родного люцифера.
Потом небезызвестная картина: подросток, обожающий Евклида,
сообщество занудливых кретинов, на дух не принимавших индивида;
как водится, картишки, тунеядство, фарцовка заграничным барахлишком,
арест на десять суток. (Вот же гадство!) Куда бежать совковым ребятишкам?
Короче, комсомол повел в разведку. Полгода терний: марш-броски, засады.
«Какой шельмец стащил мою барсетку?» - кричал минфин очкастый и усатый.
Палатка на Газгольдерной трещала. К ней очередь вилась с Ерусалима.
Такого даже Джосер величавый не мог сложить в египетских долинах.
И рухнуло... Maгическая сила! Не видел свет подобных катаклизмов!
Над Москворечкой бабочки простыли, и след простыл, осталась только шиза.
Народ, печалясь, требует свободы не Деточкину – Взрослочкина сыну.
А помните, в роддоме идиоты ему перерезали пуповину?
Ну, кто бы знал, какой подует ветер? - А так охота домик под Парижем,
где некий авиатор был в ответе за тех, кто приручён и не обижен.
А что Мавроди? Вряд ли свеж в улыбке у моря, где луна лицом с ладошку? -
Обобран был фанатами до нитки, и нужен лишь нелюдовке, да кошке.
*Потрясающе, на мой взгляд, воплощен дух безумной перестроечной эпохи – шельмовской, беспорядочный, жалкий.
Спотыкалась разве что на «нелюдовке» - виделась какая-то кикиморка, веяло чертовщиной, не уверена, что автор задумал именно это – да на паре мелочей. Тем не менее – хорошо.
1. «худо ли, суетно…» – 11 баллов
худо ли, суетно по ветру косами осень сорвется в клин.
мальчики, бывшие звонкими, босыми неба расчертят синь.
харч за плечами в матерчатых нищенках,
руки по швам, как встарь,
по белу свету взахлеб сапожищами:
- стройся, горизонталь.
лица немыты, рубахи разорваны.
что ж, не в коня зерно.
кто же вас выдумал воины, воины с шашками наголо?
ладно бы слякoть, да спеют подсолнухи, ладно бы журавли.
осенью мальчики пахнут сполохами
малой большой земли.
*Первое, что вспоминается – окуджавское «До свидания, мальчики..». Нечаянно, ли, намеренно, но это стихотворение продолжает Окуджаву, правда, романтические образы из песни превращаются в босую "горизонталь". Тем не менее они так же романтичны, приподняты и прекрасны, и я безоговорочно восхитилась бы этим стихотворением, если бы не а) его вторичность, очень уж затертая тема; б) некоторые шероховатости.
3. «Прощанье с осенью» – 10 баллов
……………………………Кате
…И вновь среди притихших сосен
брожу по собственным следам.
Мой милый друг, уходит осень,
но не на год, а навсегда.
Не удержать её ни силой,
ни покаяньем, ни мольбой.
Уходит в никуда Россия –
моя последняя любовь.
Слепой, иду напропалую,
и осень, холодком звеня,
всё чаще, всё больней целует
сухими листьями меня…
*Хорошо сделанное стихотворение, искреннее, но чуть красивее, чем следовало бы, и... не могу отделаться от ощущения, что читано не единожды.
9. «предосеннее» – 9 баллов
в саду виноград созрел. мудренело утро.
жизнь – аллегория и не боле.
уже не чувствую даже боли.
улыбается мурзик, похожий на будду.
разговор с тобой о чём-нибудь, кроме быта,
похож на чтение стихов маме
(восхищается, не понимая,
что все герои, и я, в том числе, убиты).
кролик, проживающий в шляпе, идеален,
пока не явится льюис кэрролл.
жаль, но ласки не сдашь экстерном.
сколько же страхов таится в сугробах спален.
внутри кита – мы. снаружи – людское море.
тесно. стираю память, носочки.
тесто подходит. тоска бесстрочна.
и если что-то осталось во мне живое,
оно – для дочки.
*Вот это: «разговор с тобой о чём-нибудь, кроме быта, похож на чтение стихов маме» поражает психологической достоверностью, а последние две строчки – пронзительной искренностью, но ласка экстерном, сугробы спален, "стираю память, носочки» - по-моему, все же слишком натянуто.
11. «Дорогой термита» – 8 баллов
Подношения лета в раскидистых зарослях сада...
Не собрать ли мне россыпи яблок, не знавших дождей?
День-деньской примечать непрерывное действо распада
В захудалом дому, где прижился термит-лиходей?
В сердцевине древесной - тесны, глубоки лабиринты,
И, куда ни сверни, всюду своды темны и пусты…
По извилистым мысленным тропам, дорогой термита,
Пробивается слово на свет из длиннот немоты.
Запоздалые сумерки лето неспешно разлило,
До краёв переполнило дом - не молчи, говори...
Пахнет воздух прогретый тревожаще Белым наливом,
Травостоем июльским, дыханием жарким земли.
В заповедной тени, где плоды дозревают до срока,
Словно в сотах пчелиных – медовая тяжесть видна.
И потворствуя тайне, коровьим пристроившись боком
К порыжевшему стогу, молочная светит луна.
*Главное ощущение от этого стиха – избыточность. Слова, образы, сравнения словно громоздятся друг на друга, и пробиться сквозь них трудно. Они хороши, но мешают дышать.
12. «В октябре 93-го...» – 7 баллов
……………………………"Осень, в небе жгут корабли.
…………………………….Осень, мне бы прочь от земли".
………………………………………………. (Ю.Шевчук).
Он сегодня умрёт. Это точно и необратимо.
Всё давно решено и оплачено мною сполна.
Без привычных химер: детство, юность, друзья, побратимы.
Для всего есть своя – в наши дни небольшая – цена.
Ничего нет верней. Для решения данной задачи
недалёкий Афган подгоняет умелых парней.
Он всегда мне мешал. Даже если кто думал иначе.
Доставалось ему всё, что было назначено мне.
Доставать он умел. Если что-то, а также кого-то.
И за партой одной, и на танцах, и позже в делах.
И когда он меня выносил под огнём пулемёта...
Он же вывез потом... Что не видывал даже аллах.
И когда мы вдвоём поднимали с нуля биржу с фондом.
И когда разошлись, не сумев поделить общий банк.
Он тогда процедил мне сквозь зубы, с улыбкой Джоконды:
– Наша дружба по гроб, но врагов я сминаю как танк.
Он тогда говорил что-то долго, расплывчато, мутно...
А потом за карьер мы схлестнулись. И выхода нет...
Всё решится сейчас. Счёт открыт, он идёт на минуты.
С темы съехать нельзя. Можно только зайти в кабинет.
И дождаться звонка. Обещали, что где-то в четыре.
А сейчас без пяти. В окнах – осень, плакучая слизь.
Я представил, как он – там, в старинной отцовской квартире,
где мы пили вино, и гуляли, и в дружбе клялись –
так же смотрит в окно, ухмыляясь и спину сутуля.
Завтра будут торги. Не осталось терпенья и дней.
Очень скоро в окно прилетит справедливая пуля.
Наш недавний Афган поставляет умелых парней...
Мы считаем себя полноправным вершителем судеб.
Что нам суд: что людской, да и тот, что повыше – пустяк...
Но в последний момент я вдруг понял, что больше не будет
никогда ничего. И что строить нельзя на костях.
И что можно ещё позвонить, отменить по системе.
К чёрту бизнес, долги. Если дружба важней и верней...
Дом напротив. Чердак... Тело съехало с кресла как с темы.
Тот, другой тоже знал, где находят умелых парней.
Мы считаем себя выше прочих, и дальних, и близких.
Тот, другой помнил всё. Также помнил, какое число.
Он успел заказать для партнёра и гроб с обелиском.
Пёр по жизни как танк. Впрочем, это его не спасло.
В день один две души, а точнее – бездушный остаток
вместе с пухом земли принимал самый модный погост...
Осень двигала век, разгоняя последний десяток.
В небе жгли корабли, с тем и танки съезжали на мост.
*Это хорошая баллада, и рефрен об умелых парнях из недавнего Афгана хорош, но, кажется, танки в финале появляются только для того, чтобы оправдать название. И не только в танках дело... в том, может быть, что здесь подробно описанная ситуация, сюжет, частный случай, а глубже – не чувствуется ничего...
14. «Грани зеркала мира» – 6 баллов
В зеркале время течет незаметно - мир растворяется, тонет в пространстве.
В нем еще есть уходящее лето, люди раздето-одетые,
таинство.
Будто бы осень лишь только снаружи в мутном воздушном, планетном просторе.
Ветер-художник рисует на лужах мира этюды новейшей
истории,
Гонит людей в переходы и пробки, пишет цвета для деревьев бордовым,
желтым и красным, немного неловко перегибает травинки
подковой.
Все для невидимой лошади неба, ветер для гривы, зелень копытам.
Яблоки падают пятнами гнева в новую осень древнего
вида.
Падают в память крупицами знаний, грустными каплями зеркала ночи:
Новая Ева Адама поманит. Светлое время намного
короче.
Там, позади в стекловидном узоре солнце смеется и жжет беспощадно,
льются по граням туманные зори, капают стены вечерней
прохлады.
Женщины в легкие платья одеты, шорты и майки - сезонные флаги,
в дымке времен заблудилась карета летних минут и пропала в
овраге.
Время стоит и не хочет меняться, в кадре застыли покои сезона:
ротою "смирно" на огненном плаце, томной улыбкой, зеленою
кроной.
И отражаясь витриной, рекламой, грань преломляется. Видимо, зримо.
В воздухе виснет осенняя гамма. Летние ноты запутались
в гриве.
Зимней попоной укутает осень время и воздухом Третьего Рима,
грани сезонов пространство уносит и растворяется в зеркале
мира.
*Невидимая лошадь неба, «в стекловидном узоре солнце смеется», «заблудилась карета летних минут» - вот это особенно понравилось, но во многих местах все же - красивости ради красивостей, воспринимается тяжеловато.
8. «Трава» – 5 баллов
Ночь говорила о зиме льдам у причала.
Редела лиственная медь... Трава молчала.
Сны отрывались от луны и плыли, плыли.
И караси, и плавуны дремали в иле.
Перетекал холодный мрак в густое утро.
И колотилось сердце в такт желаньям смутным.
Играли дети на траве в лапту и кукол.
Траве хоть кол на голове,- трава ни звука.
Слагало время сквозь года сезоны в вечность,
Ломало птичьи города и человечьи.
И обрывало жизни нить, сносило крыши...
Трава умела говорить, но я не слышал...
*«Свеча горела на столе...». Не подражание, нет, но интонация очень похожа. И тот случай, когда хочется сказать: «Красиво, но...»
Но – слишком искусственно. И опять ощущение, что все это читано, было...
6. «Сказка на ночь» – 4 балла
Слушай сказку, сокровище ты моё. Как привычнее? Жили-были…Это будет не вычурное вранье, всё, как в жизни. Щепоть ванили только пахнет божественно, как нектар, а попробуешь – горше хины. Так о чём я? Лохматился солнца шар, под тяжелой волной гардины тихо Бонни сидела. Июльский зной в душном городе плавил камни… К ней подъехал красавчик – весёлый, злой… Спел ей песенку в стиле кантри, растопил незаметно на сердце лёд, не потратив притом ни пенни. Так замерзшее озеро солнца ждет, ждет, как чуда, деньков весенних… Как там в сказках случается? Нет, они не спешили скорей жениться. Каруселью событий летели дни: банки, выстрелы, чьи-то лица… Бонни об руку с Клайдом. Потерян страх. Разумеется, их убили. И осталось несбывшееся в мечтах белым платьем под слоем пыли… Говорят – романтично. А мне не жаль. Знаешь, странная эта пара… Что-то жарко сегодня… А в чем мораль? Да ни в чем… Пусть звучит гитара, пусть высокое небо глядится в нас, словно в зеркало… Тает лето. …Получилась не сказка, а так – рассказ. Дикий вестерн по всем приметам.
*Сказка и в самом деле не получилась, финал совсем не похож на финал – словно надоело писать, и просто поставили точку. Да и история Бонни и Клайда – не такой уж вестерн. «На сердце лед» по соседству с "замерзшим озером» показались неуместным повторением, «лохматился солнца шар», «под тяжелой волной гардины» не очень удачные образы, на мой взгляд. Одна строчка тронула: «И осталось несбывшееся в мечтах белым платьем под слоем пыли...».
2. «Я леплю…» – 3 балла
…………………………….Я леплю из пластилина…
…………………………….Н. Матвеева…
Я леплю из пластилина необъезженных лошадок.
Я сажаю им на спины необстрелянных бойцов.
Если лошадь вышла плохо – обзову её коровой.
Если всадник будет лохом – сгинет первым на войне.
Громко грянут звуки горна рыком ямы оркестровой,
и привидится Горгона, на летающем коне.
Жизнь и здесь пришла в упадок.
И не суть, что вяще слово.
Я леплю из пластилина одинокое лицо…
*Еще одно стихотворение, навеянное другим. К сожалению, в первой строфе знакомая интонация Новеллы Матвеевой практически заглушает голос автора. «Громко грянут звуки горна рыком ямы оркестровой» - хорошо звучит, но одинокое лицо в финале смотрится странно и нелогично, на мой взгляд.
10. «Моя беседка в маленьком саду…» – 2 балла
Моя беседка в маленьком саду, –
то место, из которого исходят
любые изменения в погоде,
накликанные снами и в бреду,
пока из них с рассветом не уйду...
Давно живу от мира взаперти.
Гляжу на сад, а стёкла всё мерцают,
за ними ни крыла и ни лица я
не вижу. Лишь метели и дожди:
что отошли, и те, что впереди...
Неволя наступающих времён, –
бессонная и ласковая тайна.
Мы в ней проездом словно бы, случайно,
и каждый не заметил, что клеймён
с библейского зачатия племён...
*Тоже красиво, и тоже невозможно отделаться от ощущения искусственности и вторичности. И финал, к сожалению, завис...
5. «в бесконечных тоннелях» – 1 балл
...в бесконечных тоннелях мы норы построили сами,
каждый- сам за себя, на себя, о себе о самом,
непрострельные панцири сердце закрыли от раны,
шлем на голову каждому- думай под ним о своём...
если крысы бегут с корабля, значит, он обречённый?
мы похожи на крыс! ты об этом не думал вчера?
дальше длинного носа мы смотрим уже отвлечённо:
что маячит пред нами? - роднее своя конура.
а минуты с песком убегают в безвременья вечность,
за барьером есть НЕЧТО, которое нам ни по чем,
по лежащей восьмёрке примчит-приползёт бесконечность,
подытожит сомненья и робкие сдвиги плечом.
...в бесконечных тоннелях...
*Повторение «сами-сам-самом», «себя-себя-себе», непрострельные панцири и шлем, крысы, которым роднее своя конура, сдвиги плечом... мне кажется, эмоции автора побеждают здесь чувство языка. Общее ощущение – довольно сумбурное.
Спасибо за интересную работу:)
С уважением,
Татьяна
Свидетельство о публикации №111092301389
Ольга Домрачева 27.09.2011 17:41 Заявить о нарушении