По диптих-конкурсу Мастер класс-2011
http://www.stihi.ru/2011/05/12/1409 и http://www.stihi.ru/2011/05/12/1441.
Итоги Конкурсов опубликованы в соответствующих протоколах:
http://www.stihi.ru/2011/09/08/4236 и http://www.stihi.ru/2011/09/17/5791
Как вы уже заметили, конкурсов было два: один отбирал оригинальные формы написания стихов, другой – новаторские. В процессе приема заявок быстро выяснилось, что новаторских форм, как таковых, или не было, или авторами использовались столь редкие техники письма, что ни автор, ни судьи просто не знали о том, что нечто подобное уже у кого-то в каком-то веке когда-то встречалось.
Но меня это ничуть не огорчило. Зато интересные авторы получили возможность представить не одну, а две оригинальные работы, а судьи - узнать в два раза больше нового о самых разных способах поэтического письма. Обо всех них в одной статье рассказать невозможно: слишком обширный материал. Но я задумала организовать на ЛИКБЕЗЕ еще один – новый - сборник, который так и будет называться: «Оригинальные и редкие формы стихосложения». Там я буду делиться с вами своими маленькими открытиями о необычных по форме стихах. Все вместе мы будем разбирать их особенности и их ошибки, причем, на примерах, взятых из конкурсных пакетов данного Диптих-конкурса.
Называть ли мне фамилии авторов или обозначать их порядковыми номерами? Как скажете. Моя точка зрения – не называть. Иначе тут же отдельные авторы будут рассматривать мои мнения (мнения не филолога, а Чайника со Свистком!) либо как обиду, либо как рекламу других. Наша с вами задача иная – мы будем вместе учиться мастерству. А вдруг, получится? ))))
Судьи, которые оценивали ваши произведения, не были озадачены техническими приемами написания стихов. Я специально убрала из пакета все авторские пояснения по особенностям их написания. Во-первых, это уравнивало в правах тех, кто таких пояснений перед стихами не делал, во-вторых, мне хотелось, чтобы судьи в первую очередь оценивали не технику ради техники, а художественное впечатление от стихотворения. Как бы сложно ни закрутил автор игру метров, рифмовок и разного вида «акро», стихи должны в первую очередь мелодично звучать, быть наполнены смыслом (содержанием), использовать правильный русский язык и поэтическую образность.
Вся разборка техники легла на мои плечи. С ходу она не всегда заметна, поэтому в этой статье я поведаю вам как стиховедчески разбирать свои собственные произведения. Это очень полезно делать со всеми стихами, подаваемыми вами на конкурс (для проверки себя!) или просто для работы над своими стихами. То, о чем я здесь напишу – повторение того, что я уже писала в нашем ЛИКБЕЗЕ (см. Запись стихов : http://www.stihi.ru/2011/06/01/2800 и http://www.stihi.ru/2011/06/02/2163, Модель строфы : http://www.stihi.ru/2011/09/02/33)
Но, как говорится, повторенье – мать ученья!
Свои стихи автор имеет полное право записывать так, как желает его душа – разбивая его на строки самым немыслимым образом. Но перед публикаций (и при анализе чужих стихов) лучше всего их сначала записать ПРАВИЛЬНО, то есть, разбив на строки, заканчивающиеся рифмой (словом, у которого есть такая же рифма других строк).
Напоминаю, мы сейчас говорим только о РИФМОВАННЫХ стихах, ибо только они принимались на данный диптих- конкурс (белый и верлибр не рассматривался).
Далее, если автор задумал оформленные строфы (а это всегда идет на пользу восприятия в рифмованном стихотворении), то лучше всего написать ваше стихотворение по строфам – четко выделив структуру каждой строфы (сколько строк, какова рифмовка – порядок рифм).
И, наконец, следует расписать модель вашей строфы (сноска о том, что такое Модель строфы – см. выше.)
Покажу на примере:
№1
Помня каждый изгиб наизусть,
Повиликою вновь обовьюсь
Томно...
И проснётся полуночный дом
От, слегка заглушаемых ртом,
Стонов.
Не пугаясь возможных остуд,
Я к тебе навсегда прирасту
Кожей,
Чтоб и ты в лютый холод и зной
Ощущал неразрывность со мной
Тоже.
Ну а если навалится грусть
И однажды тебе покажусь
Вздорной, –
Отрывай!.. Но случайный побег
Затаится и пустит в тебе
Корни...
Модель строфы:
Разностопный шестистрочник: ааБссБ где Б – где Б – укороченная строка.
Стихотворный размер: строчный логаэд - трехстопный анапест, хорей.
001 001 001
001 001 001
10
001 001 001
001 001 001
10
Техника письма – четкая, все строфы соблюдают рисунок письма (что всегда – на пользу звучанию рифмованных стихов).
А вот пример, где рисунок строф хаотичен, не продуман, не доделан:
№2
Я не писал тебе. Извини.
Просто, рука не тянулась к бумаге -
В памяти яркою вспышкою дни -
время, когда в целом мире одни,
двум мотылькам ранним летом сродни,
впали в любовь мы, забыв о булавке.
Я не писал тебе. Извини...
Просто считал, что ты всё ещё рядом ,
нежно в глаза смотришь любящим взглядом
и, будто просишь: "Сильней обними!"...
Жизни закон: "Взгляд отвёл - упустил".
Вот, я - один. Унесло тебя время.
И на душе страшно тяжкое бремя -
смертной тоской принесённое семя
в сердце врастает, лишает всех сил...
Мир потускнел. Я задумчив, уныл...
Выдержу ль долгой разлуки кураж?
Стерпишь ли ты в дальних северных дебрях?
Лёг между нами километраж
рельсов и шпал, да дорожных деревьев.
"Скорый" внёс в сердце ещё больше смуты:
Что мы успели? Обняться всего.
Жизнь коротка..., но короче минуты
встречи проездом нет ничего ...
Вот - написал. Ты уж не обессудь -
Строки грустны. Но зато без лукавства.
Мчись! Мчись, письмо, в тридесятое царство...
К ней поспеши. Да ответ не забудь.
Модель строфы:
Разнородная строфа.
Нет постоянного рисунка рифмовки строф: аБаааБ аССа аДДДаа лМлМ КнКн пРРп
Стихотворный размер: логаэд: дактиль, хорей (незаконченная стопа), с цезурами
100 10ц 100 1
100 100 100 10
100 100 100 1
100 100 100 1
100 100 100 1
100 100 100 10
Утверждать, что так хаотично строить структуру нельзя – не стану. Но если бы рисунок строф (каким бы он ни был необычным) был продуман и выдержан – это пошло бы только на пользу звучания и восприятия стихов.
Здесь же приведу и грустный для меня пример – 5 место в «Мастер класс -1», Ирина Клейменова. Стихи хороши, но еще на их первичном приеме на конкурс я подробно пояснила автору, что и как хотелось бы минимально поправить для упорядочивания рисунка строф. (Этот пример, кстати, был даже подробно разобран мной в статье http://www.stihi.ru/2011/06/02/2163. Увы, автор не захотела поработать, а некоторые мои судьи (по нежеланию влезать в структуру стихотворения) стихи все же номинировали и вывели в призеры. А поправь автор стихи – могла бы и выше место занять, причем, не по ошибке, а законно. И звучало бы лучше (для тех, у кого слух есть!).
Итак, узнавание новых форм и приобретение навыка видеть слабые места своих собственных стихах начинается с привычки проверять себя расписыванием модели строфы. Хотя бы иногда – в случае интуитивного недовольства тем, что получилось. Эта привычка крайне полезна и для тех, кто судит. Авторы подают нам свои стихи в любой форме (даже – сплошняком, мнимой прозой), они так «морочат нас», но стоит ли «морочиться» тем, кто должен отвечать за свой выбор?
Судить конкурс мне было и трудно, и интересно. Потому что тема – не заявлена, стихи – разные и по теме, и по жанру, и по технике исполнения. Как выбрать?
Читателям - по художественному впечатлению, судьям – по художественному впечатлению плюс умению видеть ошибки в задуманной технике написания. Очень непростое дело.
Тем не менее, я планирую проводить подобные конкурсы ежегодно, например, неограниченно принимать заявки на «Мастер класс» в течение лета. Буду жива, и будет интерес – проведу его еще раз с удовольствием. Но приема всего подряд – не обещаю. Как и в этот раз, буду бегло оценивать наличие оригинальности в технике письма еще на входе. Потому что этим летом мне сплошь и рядом подавали в заявках обычные катрены, записанные на листе «как душа хочет» - лесенкой, частями строк и т.п. И были уверены в своем «новаторстве». А зря.
Еще несколько слов о том, какие стихи в основном подавались на конкурс.
1. Логаэды. Стихи написанные составным стихотворным размером (часть строки анапестом, часть хореем, или строка дактилем, строка ямбом и т.п.). Но - с соблюдением рисунка избранного порядка чередования метров!
2. Венки (кроме сонетных) с магистралом.
3. Разностопные строки (стихи написаны одним метром, но строки – разные по длине стоп).
4. Стихи, состоящие из одних только назывных предложений разного вида (существительных, глаголов, смешенных) - см. 2 место в «Мастер-класс-2»)
5. Всевозможные виды Акро (начало строки, конец строки, диагональные, смешанные).
6. Изопоэзия. Удлинение или укорочение длины строки по рисунку.
7. Стихи, построенные из одних ударных слогов (спондеев) – редкая и трудная форма, ибо подобные стихи трудно сделать еще и содержательными (будет отдельная статья).
8. Стихи с непривычной или редко встречающейся структурой рифмовки в строфе и между строфами, в том числе - вольная рифмовка. Об этом – обязательно будет отдельная статья.
9. Стихи с аллитерацией (подбор слов с определенным звучанием, раскрывающих настроение, тему)
10. Стихи с изысканной (пусть и встречающейся на СТИХИРЕ) формой строфы, но наполненные авторскими рифмами и нестандартными образами.
11. Всяко разно, в том числе, и безобразно (да простят меня авторы). Вот об этом писать не буду – автор всегда прав!
А в заключение дам вам пример стихов, которые нельзя отнести ни к одному из этих случаев. Они написаны в необычной для меня (и, думаю, для многих) форме. Сами по себе стихи – полноценная пейзажная лирика без особых изысков, но из одного стихотворения автор (Варвара Божедай) сделала три – одно общее, по нечетным строкам общего – зимний пейзаж, а по четным - летний. Причем, все три – содержательны. Интересно, не правда ли?
Приукрасил снежок одинокий пустынный перрон,
Снова память меня возвращает в далёкое лето….
В даль умчался экспресс… Мне опять не хватило билета
В нереальную явь, или, может, в несбыточный сон…
Синевою холодной пропитан тугой небосклон,
Солнце блики рассыпало каплями яркого света,
Серебрятся на окнах узоры морозных сюжетов,
И как будто с небес колокольный плывёт перезвон.
Это снежное утро сияет в канун Рождества,
А вокруг суета, разрумянились радостно лица…
Треск поленьев в печурке. Ты ночью опять будешь сниться…
Как милы мне твои, говорящие что-то, уста!
В белоснежных одеждах царевны прекрасно-чиста,
И в объятиях жарких сердечко волнуется птицей…
То ль растаявший снег, то ль слезинка дрожит на ресницах,
И ещё далека бесконечно разлуки черта…
ЗИМА (по нечётным)
Приукрасил снежок одинокий пустынный перрон…
В даль умчался экспресс. Мне опять не хватило билета…
Синевою холодной пропитан тугой небосклон,
Серебрятся на окнах узоры морозных сюжетов.
Это снежное утро сияет в канун Рождества!
Треск поленьев в печурке. Ты ночью опять будешь сниться
В белоснежных одеждах царевны, прекрасно-чиста…
То ль растаявший снег, то ль слезинка дрожит на ресницах….
ЛЕТО (по чётным)
Снова память меня возвращает в далёкое лето,
В нереальную явь, или, может, в несбыточный сон…
Солнце блики рассыпало каплями яркого света,
И как будто с небес колокольный плывёт перезвон.
А вокруг суета, разрумянились радостно лица…
Как милы мне твои, говорящие что-то, уста!
И в объятиях жарких сердечко волнуется птицей,
И ещё далека бесконечно разлуки черта…
С уважением, Алкора. 22.09.11.
Свидетельство о публикации №111092203436
Хорошее вы дело затеяли, правда назвались громко: "Мастер класс".
Говорите у вас много вопросов. Попробую выделить главный. --
Как обогатить звучание, с последующим усилением воздействия на
реципиента (в нашем случае, читателя, слушателя)?
И сразу, конфликт: Форма и Содержание.
Вы начали с Формы, что ж продолжу и я.
И здесь, три основных "кита", Рифма, Схема рифмовки и Рамер(ритм).
Далее, уже внутренний конфликт, пресловутая "золотая середина", если
хотите удобоваримый баланс, между "китами". И нельзя никого обидеть.
Неудивительно, что многие конкурсные авторы, так и не поняли чего же
от них хотят. Поле традиционной рифмы, рифмовки (катрены) перепаханно
вдоль и поперёк. К сожалению, кроме приблизительной составной рифмы
(как мне жаль их/пробежали), ничего авторского я не увидел. А жаль,
очередная реформа рифмы не за горами.
А пока, большинство продолжает относться к ней, как к инструменту
только мешающему выражению, собственных эмоций.
Вы много говорите о форме записи текста. Лично я мирю своих "китов"
панторифмой. В этой форме, когда рифмуются ВСЕ ударные слоги
(стопы, полифонические единицы, как угодно), я могу записать текст
мультивариативно, хоть в строку, хоть в столбик и он будет ЗВУЧАТЬ.
Хотя, конечно в условиях заданной рифмовки, например: АВС/СВА
Звёздный Маугли. http://stihi.ru/2011/07/08/2934
Но, безусловно это для тех, кто способен к сотворчеству.
А препарировать твой текст, как лягушку -- оно надо?
Не видит и не чувствует народ панторифму строк целиком,
В рифмовке АВАВАВВААВАВ
В городе грехов снег. http://stihi/ru/2011/09/12/9129
Ну и мой крайний экс
Диалог Инь и ян. http://stihi.ru/2011/09/27/6148
Представьте себе панторифмический диалог катренов (в одном ВСЕ слова
заримованы женской рифмой, в другом мужской) и перекрест в финале.
Есть мнение, что полных Панторимов, крайне мало. Действительно, кроме
моих, на стихире их не более семи. Так что сравнивать, особо не с чем.
Я только в начале освоения, столь сложной формы.
Однако одной геометрии, здесь мало. Однородной панторифмы, можно
вагон накропать. Использовать, максимально ВСЕ ТРОПЫ, которыми
владеешь. Вот Сверхзадача. Однако это, уже переход к Содержанию.
А там и Постмодерн, и Психоделика, и Суггестивная лирика.
Но это, как вы понимаете, совсем другая история.
С уважением.
Гольгертс 28.09.2011 00:04 Заявить о нарушении
Алкора 28.09.2011 13:50 Заявить о нарушении
Весьма досадно, если где-то между строк было услышанно: "Гнушаюсь".
Как раз я-то готов к диалогу, и по частным примерам, в том числе.
А вот, по моим ссылкам пройтись, видимо не досуг.
И кто же, кем "гнушается"?
С уважением.
Гольгертс 28.09.2011 22:14 Заявить о нарушении
Алкора 28.09.2011 22:19 Заявить о нарушении
У меня на Ликбезе наметился новый сборник "Оригинальные и редкие формы", сперва я там разберу то, что было подано на конкурс, а потом и обязательно займусь и панторифмой. Спасибо за информацию!
Несколько слов по вашему отзыву.
"А препарировать твой текст, как лягушку -- оно надо?"
Надо - но это внутренняя, черновая работа перед публикацией, перед подачей на конкурс, для видения своих слабых мест - структуры. А потом, когда все приведено в порядок, когда все проверено, публикуй, как хочешь, Я ведь "Ликбез" пишу - здесь мы учимся, делимся опытом использования насущных технических приемов. Творчеству научить не смогу - это невозможно, только - технике...
А вы - не пропадайте! Будь у меня чуть больше времени... Сразу много дел я делать не умею, но намеченных планов стараюсь держаться.
Страничка Психоделики у меня в избранных была, но вплотную влезать в эти сферы пока нет возможности. И с ходу - не особо увлекает. Пока не увлекает. Для меня стихи - это в первую очередь содержание в профессионально написанной форме (которая не мешает). А отображение потока сознания и ассоциаций, всякая искусственность, игра формой - не совсем мое.
С уважением, Алла. А вы - кто?
Алкора 01.10.2011 13:37 Заявить о нарушении
И формой, и рифмой, и размером. И ВСЕМИ известными Тропами, которые
необходимо осваивать, и правильно применять.
Заходите, приглашайте.
С уважением, Олег.
Гольгертс 01.10.2011 18:12 Заявить о нарушении