Ахатова Кристина и как я верила словам...

В  мае  2011 года  в Доме-музее  С.П.Бородина  прошла  конференция  "Малые  Бородинские  чтения",  на  которой  студентка  2  курса лицея  при  УМЭД  Кристина  Ахатова представила  свою  исследовательскую  работу  о  моём  творчестве.

Кристиночка! Огромное  спасибо  за  Ваше  внимание  к  моему  творчеству! Удачи,  счастья,  радости  и  новых  интересных  исследований!
                Светлана  Клокотова

********************************************


Ахатова Кристина,
Учащаяся II курса а/л при УМЭД

«…. И как я верила словам, и как любила…» (Образ лирической героини в творчестве Светланы Клокотовой)
                Я перед вами обнажаю душу,
                Я расскажу вам о судьбе своей…

      Проблема художественного образа является одной из ключевых в литературоведении. При этом, несмотря на многочисленные, ставшие уже классическими, исследования, посвященные данному вопросу, художественный образ остается своеобразной terra incognita любого литературоведческого анализа. Возможно, это связано с тем, что образность, образное мышление сами по себе составляют одно из таинств поэзии как древнейшего искусства.               
      Роль художественного образа в поэзии значительна. Проблема образа повествователя, автора, лирического героя, естественно, менее масштабна, однако это не умоляет ее теоретической значимости.               
      Художественный образ – «основной в творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражение этого познания, цель и итог поиска» . Однако не следует понимать под определением художественного образа изображаемый автором предмет. Задача автора заключается в  перевоплощении предмета из внешнего мира во внутренний. Художественный образ многолик и многосоставен, он содержит в себе реальное событие, жизненный опыт, впечатление и дает им возможность излиться в слове, в произведении.               
Задача настоящей статьи – рассмотреть образ лирической героини в стихотворениях ташкентской поэтессы Светланы Клокотовой, намечая грань между лирическим Я поэта и лирическим героем.   
       Талантливый лирик и автор немногочисленных, но уже получивших известность стихотворений Светлана Клокотова может занять достойное место среди современных литераторов. Она – поэт, глубоко переживающий жизнь и своими стихотворениями заставляющий читателя радоваться и страдать, сопереживать автору.
        Светлана Клокотова – активист Литературно-творческого клуба «Данко», участник клуба авторской песни «Арча», – получив уважение и признание коллег, не останавливается на достигнутом. В сборнике стихотворений «Я перед вами обнажаю душу» Светлана Клокотова говорит читателю о своей судьбе, о потерях, которые ей пришлось пережить, о предательстве и боли, которые не сломили, а лишь сделали ее сильней. Какой образ возникает перед нами – лирическое Я поэтессы или образ лирической героини, не равный автору?         
Понятия  «образ автора» и «лирический герой» – неравнозначны. Автор стоит «над» героем и повествователем, он не равен им, потому что отдален от них. В то время как лирическому герою принадлежит прерогатива передать то интимное, скрытое, тайное, что отличает поэзию вообще и лирику в частности. Лирический герой способен вести «двойную жизнь» и «двойную» игру: он готов перевоплощаться из думающего, чувствующего, страдающего субъекта в почти статичный, отрешенный ото всего объект переживания автора. Исследователь Л.Гинзбург подчеркивает, что «лирический герой возникает тогда, когда автор – субъект лирики, «носитель переживания», - становится предметом изображения, когда он сам является темой поэтического произведения» .               
Анализировать образ лирической героини всегда непросто, в особенности, если речь идет о произведениях женщины-поэта. С одной стороны, контуры этого образа максимально обрисованы двумя «царицами» русской поэзии – А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой. С другой стороны, всякое талантливо написанное произведение несет в себе особо индивидуализированный образ главного героя (героини). Наша задача – выделить те неповторимые, особым образом переданные черты образа лирической героини в стихотворениях С.Клокотовой:               
Как я любила и теряла как,                Как поступалась добродетелью и честью.                И как я верила словам и как любила,                Искала в жизни вечный свой Эдем.   
                («Я перед вами обнажаю душу»)               
           Поэтесса смотрит на себя в прошлом, она видит женщину, которая была тогда, раньше, в этот момент позиция лирического Я плавно передаётся  лирической героине: 
Мой кофе остыл, тихо тлеет твоя сигарета,               
Мы оба молчим, что потеряно – нам не вернуть.                Билет на столе, вещи собраны, завтра ты – где-то,                Мне без тебя будет сложно в постели заснуть.
                («Непрошенной гостьей зима залетит к нам в окно»)
          Тема любви – центральная в творчестве С.Клокотовой. Для нее любовь – смысл жизни, главное богатство и счастье: «…Ведь тебя богаче даже нищий,// кто любил, и кто любим всегда…», «…Любить, не каждому дано,// И Бог не каждого услышит…».
          Лирическая героиня С.Клокотовой – это соединение нежности и слабости с бесстрашием, мужеством и храбростью. Судьба посылала ей разные испытания и удары, но она стойко их выдержала. Однако, при этом героиня, как и каждая женщина, нуждается в мужчине, опоре. Одно из наиболее ярких стихотворений С.Клокотовой «Женщина» отображает в нескольких словах эмоции и чувства обычной женщины:
С женщины спрос втрое больше: Сама все, в других нет веры.
А ночью тихонько плачет, И счастья почти не ждет.
Ей по ночам одиноко, лишь мучит один вопрос:
Вокруг ведь мужчин так много! А с женщины втрое спрос…
                («Женщина»)
           Светлана Клокотова объединила, отобразила внутренний мир, характер женщин в образе своей лирической героини, сообщив ему обобщающий характер. Но при этом он наделен вполне конкретными, бытовыми деталями: героиня вечно занята делами («Родители, школа, дача,// Начальник, график, отчет»), ее день расписан как по графику («Погладить, купить, подруга// В обед забежать в салон»), но она страдает, жаждет любить и быть любимой. Мужчина для нее – лучший друг, плечо, на которое можно положиться в трудную минуту, когда хочется быть слабой и хрупкой.
Лирическая героиня Клокотовой – женщина грустная, печальная, задумчивая, скучающая, в ней – сердечная боль всех брошенных женщин, покинутых матерей, забытых сестер: «Не улыбнусь, не скажу я ни слова,// Кажется мне что ищу я другого», «Может быть надо, надо мне притвориться// Грустно подумаю я, и вздохну»,  «Я в одеянии простом,// В сандальях кожаных шагаю».               
При этом образ героини – достаточно зримый внешне; попытаемся составить ее портрет: женщина со светлой кожей и светлыми волосами, ухоженным и красивым лицом, грустными огромными и опухшими от слез глазами, тонкими губами и прямым благородным носом. Стройная, изящная, прекрасная, но покинутая. Простое одеяние, кожаные сандалии – символ утонченности и грации, ведь не каждая женщина красива в сандалиях, но клокотовская героиня – прекрасна.
             В лирике С.Клокотовой образ печальной девушки всегда превосходит образ веселой, смеющейся простушки:
Давит тоска на сердце, сбивая ритмы,
Я у окна реву, хоть реветь не гоже.
                («На тебя похожий»)
          Но героиня может быть и весёлой, ведь она молода и полна сил:
Моя звезда, что светит мне с небес,
Моя слеза, что в космосе навечно,
Мне дарит снова ожидание чудес,
И я смеюсь, юна, мила, беспечна.               
  («На черном небе новая звезда»)
           Счастье – звезда, печаль – слеза. Для лирической героини и счастье, и печаль – это и есть жизнь, ожидание чуда: даже грусть, боль, утрата могут принести героине чудо. В этом – её правда. Она живет, преодолевая трудности и потери. В очередной раз разочаровавшись в жизни, она продолжает в неё верить.
           Конечно, образ лирической героини С.Клокотовой не лишен традиционных мотивов любовного томления и разочарования в жизни. Однако поэзия Клокотовой кажется более чем откровенной: автор – не только талантливый лирик, но и тонкий психолог. Не каждый поэт способен так ясно выразить то, что чувствует женщина. Сделаем небольшое добавление: в  некоторых текстах повествование идет от мужского лица («Ромашковое поле», «Не спрашивай меня сегодня ни о чем», «Увитый восковым плющом»):
Ты меня закружи, урони на ковер из ромашек,                Я тобой опьянен, как мальчишка бегу за тобой,                Мне б с тобой жизнь прожить, остальное, поверь мне, неважно               
Ты – ромашка моя, нас с тобой закружила любовь.
                («Ромашковое поле»)
              Герой действительно опьянен девушкой, строки произведения говорят о чистой и сильной любви – не просто о  любви, а о зависимости и привязанности к девушке:
Сжимаю рукоять ножа,
И зубы стиснуты до боли,
Опять сегодня не пришла,
И гибну я в сетях неволи.
                («Увитый восковым плющом»)
              Мужчина у Клокотовой –  брошенный, мучающийся, любящий. «Ведь ты с другим, хрусталь мечты// Разбит. И нож я в грудь вонзаю», – он не может смириться с тем, что его женщина принадлежит другому, это доводит  его до безумия. Слова любви и ненависти, сказанные мужчиной, производят больший эффект, нежели если бы эти слова были сказаны женщиной. Осмелимся предположить, что мужской образ усиливает образ женский, оттеняет переживания, эмоции и чувства героини, таким образом выстраивая единый, цельный образ в лирике С.Клокотовой вообще. В мужчине – скелет женщины, ее мысли, печали и боль. Пожалуй, уместно вспомнить в этой связи лирические опыты Зинаиды Гиппиус; многие произведения ее были написаны от мужского лица. Эти стихотворения отличаются конкретностью поэтических образов и, главное, отточенностью высказываний. Мужчина у Клокотовой «позволяет» облачить страсть и эмоции в более строгие рамки, делая их весомее.
              «…Жизнь порою щедра на драмы…», – пишет С.Клокотова:
Я на небо смотрю слезами,
В окровавленном сердце рана,
Я живу одними стихами,
Хотя мне уходить еще рано,
Мне б в забвенье любви окунуться,
Не смывая с души отметин.
Мне бы ночью уснуть и проснуться
Синей птицей новых столетий.
Согласимся, в сумасшедшей веренице дней, в бесконечном круженье встреч и расставаний только стихи – приют лирической героини Светланы Клокотовой.

___________________________________________

1.Бушко О.М. Школьный  словарь  литературоведческих терминов. М.:Материк-Альфа. -2005  с.61

2.Гинзбург Л.Я. О  лирике.- Л.,1974.- с.159-162.


Рецензии