Сердце чистое сотвори во мне

Именно через познание человек освобождаемся от греха, через наставление в вере получаем веру (т.к. вера от слышания), принимает Духа Святого (Гал.3) и т.д. Почему именно так и никак иначе? Потому, что через слышание наполняется или питается сердце, а от этой пищи, приходит вера. Жизнь человека целиком и полностью зависит от того, что находится в сердце, и от того, чем его «кормят»? В книге пророка Исаии есть такое место: «Изумляйтесь и дивитесь; они ослепили других и сами ослепли; они пьяны но не от вина, - шатаются, но не от секиры; ибо навёл на вас Господь дух усыпления, и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: “прочитай её”; и тот отвечает: “не могу, потому что она запечатана”...И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих, то вот, Я ещё необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет»[87]  .

 Важно отметить, что в этом месте Писания говорится как раз о религиозных людях, но сердце которых было не с Богом. Они пытаются понять Его, даже изучать заповеди, однако не Бог был автором этих заповедей. Сердце находящееся далеко от Бога, это символ незнания Его[88]. «Как вы говорите: мы мудры, и закон Господень у нас? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть; вот, они отвергли слово Господне; в чём же мудрость их?»[89]  Ветхозаветному свидетельству вторит апостол: «..они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду»[90].

 Это серьёзное заявление, больше того - это проклятие. В книге Иова написано, что гнев Господень возгорелся только за то, что люди говорили о Нём не совсем верно (Иов 42:7). Если истине не верят, если истину извращают, то приходит заблуждение. Павел, осознавая это, пишет в первом послании Коринфянам:  «Ибо Христос послал меня... благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия. Ибо написано: “погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну”. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих»[91].

 Мир своею собственною мудростью не может познать Бога. Парадокс заключается в том, что простая, порой глупая с точки зрения мира, проповедь, приносит спасение. Отвергается ли здесь мудрость в принципе? Конечно, нет. В свете уже сказанного, можно сделать другой вывод. Что такое мудрость мира? Это веками накапливаемые знания, это процесс обучения, передачи знаний, это догадки и гипотезы, это сотворение многих и многих умозрительных сущностей, это усилия и произведения собственно человеческого ума. Вот в этом самом процессе, мир так и познал Бога. Проповедь же, призвала прийти к Иисусу Христу  «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения»[92]. То есть Апостол Павел указывает на источник истинной мудрости, он предлагает пойти другим путём, путём благодати. Здесь нет и намёка на какое-то тайное, недоступное знание. Впрочем, если оно и не доступно, то, как раз для тех, кто своею мудростью не способен «снизойти» до этого «юродства». Апостол Павел прекрасно понимал, в каком мире живёт, он помнил реакцию греков, и именно для них, для Эллинов, его проповедь была безумием[93].

 Сердце плотяное, способное услышать, сохранить на своих скрижалях и уразуметь Слово Божие - это то сердце, которое Бог желает видеть в человеке. Причина неспособности понять Библию или людей говорящих о Боге заключается не в специфике языка или сложности терминов, это говорит лишь о том, что человек не вступил в Новый Завет и его сердце всё ещё “каменное”. Сердца учеников Иисуса и слушавших Его людей были всё ещё в Ветхом Завете, когда Господь проповедовал им.  «Они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились. Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.»[94]  . И далее «Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Ещё ли не понимаете и не разумеете? Ещё ли окаменено у вас сердце? Имея очи не видите? Имея уши, не слышите? И не помните?»[95].   Евангелисту Марку вторит евангелист и апостол Иоанн:  «Столько чудес сотворил Он пред ними и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: “Господи! Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?”. Потому не могли они веровать, что, как ещё сказал Исаия, «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их»[96].

 Это была стена непонимания. Завеса, которой всё ещё отделялось святое святых от притвора в Храме Соломоновом. Иисус Христос сказал не только «слушайте»,  но «и разумейте»  (Мф.15:10). Он мог бы говорить о Небесном и без притч, если бы люди могли понять все духовные законы Царства Небесного, веры, спасения; но Иисусу было важно, чтобы человеческий ум смог принять Его истины на том уровне, на котором он находится, и уразуметь. Но с приходом Святого Духа, началась новая история, история сердец, способных воспринять и уразуметь мудрость и истину приходящую непосредственно свыше. Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам:  «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, - да даст вам по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею»[97].

                из интернета


Рецензии