Красота и гармония

      В цепи духотворчества находим проявления самых точных и тонких созвучий, явленных творчеством Космического Огня. Космический Огонь не есть только та сущность, из которой мы извлекаем наши формы. Называем Огнем все тончайшие духовные проявления, которые утверждают лучшие человеческие действия. В основе духотворчества лежит красота подвига. Наша Матерь Мира дала миру тот вечный подвиг, который лежит основанием Вселенной.
      Почему Земля так расходует свои сокровища? Ведь Начало подвига есть заложение всех чистых начинаний. Подвиг Матери Мира, как сияние Космоса, отражается в духотворчестве. Примем закон, как сокровенный, явленный подвиг. Красота жизни заключается в космическом единении, и основание жизни зиждется на утверждении подвига. Самоотверженность подвига приобщает дух к самым высоким проявлениям Бытия. Полную жизнь может дух выявить, неся на пути к Беспредельности чашу самопожертвования.
   Учение Живой Этики: Беспредельность, ч. 1, 117


                КРАСОТА И ГАРМОНИЯ
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Красота. Красоту считают понятием отвлеченным и не жизненным, в то время как красотой держится мир. С красотою неразрывно связана гармония и созвучие и соответствие всех элементов, входящих в явление. Если бы мысли и чувства человеческие были облечены красотою, мир преобразился бы в корне, ибо Красота – это основа Нового Мира. На ней будет строиться жизнь во всех ее формах. Красота означает также здоровье и гармоническое развитие тела и духа. То, что красиво, сильно воздействует на сознание человека. Велико влияние на него прекрасных книг, произведений искусства, природы. Войны, болезни, бедность, нищета, убожество и ничтожество не соответствуют понятию красоты. Многое из того, что еще крепко сидит в человеке, не соответствует ей, но Красота должна войти в мир во всей своей силе и победить безобразие во всей его неприглядности и наготе. Тьма и безобразие – синонимы. Можно наблюдать, как сильно к старости обезображиваются лица порочных людей, как темное начало накладывает свою страшную печать на физический облик и делает ее нестираемой на тонкой оболочке человека. Низшие слои астрального мира поражают своим чудовищным безобразием. Там мысли и чувства человека обнажены в своих отвратительных формах и явно и видимо существуют уже не в мозгах своих породителей, но в пространстве, не будучи скрыты, как на земле, завесой плотной материи. Но поражают своей красотой высокие слои Надземного Мира и гармоничностью красочных сочетаний. Там и люди красивы, ибо прекрасны их мысли и чувства. Так, Красота есть антипод тьмы. Противоположением хаоса является Свет. Свет и Красота явления равнозначащие. Служение Красоте есть служение Свету. Спасение всем, кто будет служить Красоте.

      «Безобразная мысль не породит прекрасного действия. Когда говорю о красоте, прежде всего имею в виду красоту мысли. Мысль имеет форму, значит, красота мысли должна быть понимаема во всех отношениях. Человек не должен мыслить безобразно ради Космоса.
      Вы знаете, что и в Тонком Мире происходят нагромождения безобразия. Битва в Тонком Мире являет и подвиг, и отвратительные действия. Ужасны условия Тонкого Мира, когда пространство отравляется черными снарядами. Если земные взрывы потрясают твердь, то насколько разрушительнее действия тонких энергий! О таком соотношении земного с Тонким Миром мало мыслят; если сказать земным языком – последствия тончайших энергий во много тысяч раз превосходят земные воздействия. Они, конечно, отражаются на земных ощущениях, но многие объясняют их только дурной погодой. В лучшем случае их приписывают солнечным пятнам или затмению. Но дальше этого человечество не отваживается помыслить» Учение Живой Этики: АУМ, 439.

      Все металлы обладают запахом, все газы, всякое вещество, все элементы и всякая форма жизни живая, все вещи, предметы и все, что вокруг. У каждого вида растений и животных свой запах, у каждой расы, народа и даже отдельных родов. И свой специфический запах у каждого отдельного человека. Это хорошо знают собаки. Зловонны низшие слои астрального мира и благовонны высшие. Область Света, она благоухает. Учение об ароматах ждет своих исследователей. По мере совершенствования человека утончается и становится благоуханным излучаемый им аромат. По запаху можно определить нравственный уровень жильцов дома. Наполнена запахами каждая комната. Наполнены запахами сборища людей. Запах притонов и запах домов искусства различен. В ближайшем будущем сущность людей будут определять по светотени при помощи специальных аппаратов. Кто-то, имея утонченное обоняние, определение будет производить по запаху. Даже собака чует по запаху врага или друга. Даже пес зарычит на тьму. Особенно характерны запахи тел тонких, а также и сфер, к которым принадлежит каждое из них. Область ароматов так же широка, как и область цветов или звуков. В области цветной шкалы Красота является основою выражения Света, в области звуков – консонанс, в области ароматов – благоухание, во всех трех – гармония сочетания составляющих их элементов, или согласованность. Тело запойного пьяницы, тело обжоры, тело развратника, каждое имеет свои особенные запахи, весьма неприятного свойства. Но тело подвижника духа благоухает и даже не поддается тлению, в то время как тело первых троих иногда начинает разлагаться даже еще при жизни своих владельцев. Очищение мыслей и чувств и очищение питания отражаются и на характере излучаемых человеком запахов. Мясоеды зловонны. Область ароматов столь широка, что ее не исчерпать даже в объемистом томе. Лошади, коровы, овцы, гуси, куры, утки резко отличаются своими запахами. Антилопа, тигр, крыса и мышь пахнут различно. Даже след птицы и зверя и человека резко отличен и явен. Альпийский луг красочен и богат разнообразием трав, но еще более ароматами каждой. Легко, даже закрыв глаза, отличить гриб от розы или лук от земляники. Сколь богат этот аспект окружающего нас мира. И как мало думают о нем люди. Многие запахи не без значения для пространства – Имею в виду очистителей: эвкалипт, мята, розовое масло, ладан, смолы хвойных деревьев. Некоторые изысканные ароматы ядовиты. Некоторые запахи убийственны, некоторые жизнедательны и благотворны. Когда-то и кто-то напишет большой труд, посвященный ароматическому аспекту Вселенной. Не дивно сказать, что хорошая музыка благоуханна. Цвет, звук и запах связаны тесно. Каждый цвет имеет свой запах, а каждый звук – свой цвет. Величественная музыкальная симфония выражается в незримых цветах и сияньях и в переливающихся сочетаниях тончайших благоуханий. Беспредельность во всем, а также и в бесконечном многообразии проявлений природы в ее видимых и невидимых аспектах.

      Мир Высший во всех своих аспектах выражается Красотою. И приближены к нему через Красоту. Осколки ее можно усматривать и наблюдать в мире земном и мирах промежуточных, но не в низших слоях астрала, где все характеризуется безобразием. Красота и безобразие – антиподы, полоса Света и тьмы; прекрасное есть путь к Свету. Спасение через Красоту. Ее можно часто наблюдать в природе. Луга, леса, реки, озера, горы, моря, снега – все красиво. Цветы, травы, особенно цветы, являют собою Лик Красоты. Прекрасному служит искусство. «Через Искусство имеете Свет». Служитель прекрасного есть служитель Света. Крохи Красоты можно собирать и в жизни обычной. Можно стремиться окружать себя Красотою. Богатство и роскошь – не Красота. Жизнь Нового Мира будет строиться Красотою, пока не войдет она во все стороны жизни. Если отсутствие Красоты есть отсутствие Света, то можно представить себе, насколько нуждается она в утверждении в жизни. Современная одежда далека от Красоты. Преобладание темных и серых тонов создает диссонансы. В природе осенние и весенние краски различны: осенние цвета – цвета смерти и увядания, весенние – возрождения и жизни. Цвета и оттенки одежды можно брать у природы. И не только для одежды, но и всего обихода, всей жизни, всего, что окружает человека. Мрачные, серые, темные каменные дома-ящики должны совершенно со сцены уйти. Красота войдет в жизнь, во все ее сферы, и станет тогда жизнь иною. Красота мыслей, чувств и эмоций особенно светоносна. Ею строится жизнь, и ею будут строиться взаимоотношения между людьми. Будет время: не будет ни грязи, ни дыма, ни сора в просторных и чистых и светлых, украшенных цветами и произведениями искусства, помещениях преображенных заводов и фабрик. Все будет отмечено печатью на себе Красоты, и прежде всего, человек, и не столько внешне, сколько внутренне. С внутренней Красотою со временем придет и внешняя. Ведь даже здоровье есть не что иное, как равновесие или гармония, то есть красота тела. И не надо быть красавцем, чтобы лицо было привлекательным и озарялось внутренней Красотой. Будущее овеяно Красотою, ибо будет построено на основе Прекрасного.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Когда окружающие условия становятся слишком уж тесными и невыносимыми, можно, убрав элемент времени, помыслить о далеком будущем, как бы стирая границы, отделяющие нас от него. Будущее это неотъемлемо, оно непреложно наступит. Осознание его сделает это будущее реальным фактором внутреннего мира человека и двигателем духа. Придет это будущее, и настанет время, когда человек будет в состоянии действовать в любом из своих проводников, когда внутренние возможности заменят ему и телеграф, и телефон, и телевизор, когда исчезнут болезни, нищета, безобразия, насилия и войны, когда преображенная человеком Земля станет садом цветущим, прекрасным, а Дальние Миры – реальностью для сознания, доступной и близкой, когда красота и гармония будут царствовать на Земле и смерть утратит свое жало, ибо ее не будет существовать для духа. Все это будет, все это определено в будущем для человека эволюцией сущего. И все это может стать, даже теперь, непреложной и неотрицаемой реальностью для сознания. Все в духе. Недостижимого нет.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Музыканты, художники, поэты и все настоящие деятели искусства прекрасно понимают значение гармонии и ритма. Именно гармоническое сочетание красок дает полотну красоту и ценность. Красота основана на гармонии. Без гармонии нет Красоты. Искусство, Красота и гармония создают высшие ценности человеческого духа. Когда говорим о Красоте, не отделяем от нее ни гармонию, ни ритм, ибо Красота выявляется через них. Будет время, когда Красота войдет во все области жизни. Чистыми, светлыми, прекрасными и гармонически построенными во всех деталях станут фабрики и заводы, Города и деревни. Настанет время, и Красота победит мир, ибо в нем установятся гармония и ритм.

       (Гуру). Можете представить себе благие воздействия творений человеческих, созданных руками, излучающими Свет. Эти наслоения очень прочны и сопровождают эти творения в течение всего времени их существования. Правильно некоторые предметы назывались священными. Но представление о благой ауре светоносных предметов надо расширить. Предметы искусства, насыщенные красотою, несут на себе эти благодетельные излучения, ибо Красота, Гармония и Свет – явления, не отделимые друг от друга. В этом отношении значение искусства очень глубоко, ибо оно несет людям Свет. О великом значении искусства еще многое придется сказать. Не поднять сознание народа до нужной высоты, если искусство не войдет в его жизнь и не станет одной из основ преображения человеческой сущности.

      (Гуру). Evolving selective capacity (Эволюционирующая селективная способность –англ.) человека позволяет ему из бесчисленного количества окружающих его явлений выбирать наиболее созвучные и близкие и этим путем строить дом своего духа. Строители – все, только вопрос в том, что и как строят. Вопрос этот важен чрезвычайно, ибо в невидимом доме своем человек пребывает и здесь и там. Много негодных строений, много безобразных и нечистых, но есть и прекрасные, чарующие взор и являющиеся украшением Тонкого Мира. Строящий на Красоте строит в созвучии с Высшими Законами Космоса. Красота – критерий безошибочный. Красота – значит гармония и созвучное сочетание элементов, входящих в построение. На примере цветущей розы можно видеть уявления такого созвучия. Такой же гармонической и прекрасной может быть и душа человека. Устремление к Высшей гармонии, или согласованности духа, можно считать наивысшим.

      «Урусвати знает три Наших состояния в Братстве. Каждое из них имеет свои особенности. Плотное состояние нельзя назвать земным. Оно настолько утонченно, что вряд ли (его) можно считать обычным. Тонкое состояние настолько ассимилировалось с земной атмосферой, что оно существенно отличается от обычных оболочек Тонкого Мира. Наконец, третье состояние, находящееся между плотным и тонким, является уже феноменом не бывалым. Таким образом, все три состояния настолько необычны, что образуют совершенно необыкновенную атмосферу, которая не легка для земных легких и сердца. Люди должны к ней привыкать, иначе, в лучшем случае, получат сердцебиение. Это не магия, но естественное напряжение атмосферы Обители.
      Каждый земной дом имеет свою атмосферу. Понятно, что чем больше труда происходит, тем и атмосфера насыщеннее. В Братстве, где каждый проявляет наибольшее напряжение, где столько мощных аппаратов, где столько разных опытов происходит одновременно, должна быть насыщенная атмосфера. Не забудем и о складах химических веществ, и о лекарственных растениях. Эманации от них весьма сильны. Можно избежать аромата, но эманации неизбежны.
      Если можно посылать пространственные идеи, то и великая гармония должна быть в месте их отправления.
      Лама говорит о месте пребывания великих Риши. Каждый описывает Шамбалу по-своему. Рассказ о сокровищах правилен, ибо разные бывают сокровища. Легенда о воинах по всему миру не лишена основания. Имеются и многие врата, и зеркала. Сама легенда о выдаче пропусков на Шамбалу Таши-ламой символична. Явление однообразных символов в разных частях света уже показывает, насколько истина распространялась. Даже старая Мексика знала о Священной Горе, где живут избранные Люди. Неудивительно, что все народы Азии сохраняют воспоминание о Священных Горах. Место очерчено приблизительно правильно, но не позванный не дойдет.
      Множество людей стремится найти Нас. Правильно удержать таких путешественников. Найти Нас, прежде всего, нужно не географически, но в духе. Вы знаете, что от Нас ожидают. Мало, что ожидают, но и требуют. При этом жалобы рвут последние нити. Не думают люди, что их жалобы напрягают и без того насыщенную атмосферу. Конечно, и ошибки Нам приписывают по своему усмотрению. Мы и сказать не умеем, и писать не умеем. Люди не понимают несоизмеримости своих поступков. Не примите это за недовольство. Сожалеть можно, когда видим, что энергия направлена не к пользе. Вместо жалоб лучше побеседовать. Сердечная беседа лучше всего войдет в гармонию Обители. Если помощь может быть оказана, она не замедлит, в этом заключается красота мыслетворчества.
      Явно Мы служим для помощи страждущим, но не следует кулаками ломать Врата. Сказано: «Царство Божие берется приступом», – но в духе. Так пусть думают о Братстве. Пусть не забудут, где истинные Врата» Учение Живой Этики: Надземное, 16.

      «Урусвати знает, что земное и надземное должны быть понимаемы как неделимая действительность. Люди много препятствуют такому пониманию. Одни унижают земное, другие кощунствуют над Надземным.
      Мы посылаем мысль о гармонии этих начал, но трудно растолковать, что дальнозоркость и близорукость являются качествами, и невозможно дать преимущество одному из них. Дальнозоркий упускает из виду соседние предметы, тогда как близорукий не может познать красоту далей. Но нужно признать, что оба свойства имеют свое преимущество. Также не будем умалить земное во славу Надземного. Целость Мироздания есть красота, и человек должен полюбить все создание, только тогда он может выполнить свое назначение.
      Часто йоги гордятся своими достижениями, но они забывают, что труженик, работающий в гармонии, будет не меньшим, нежели они. То же следует сказать о стремлении к долголетию. Когда оно не вызвано особою задачею, оно может даже противоречить закону Природы. Все природные проявления должны протекать в гармонии, и человек должен прислушиваться к условиям мира, так он поймет, что есть естественная Йога, истинная связь с Высшим.
      Мы достаточно говорили о трех мирах, которые должны быть осознаны. Нельзя ожидать явлений эволюции, когда основы Бытия не признаны. Могут быть судороги, могут быть разрушения, в которых элементы эволюции будут уничтожаемы, так прислушаемся к стонам пространства.
      Мыслитель говорил: «Слушайте пристально, неужели ваше ухо не улавливает стенаний пространства?» Учение Живой Этики: Надземное, 519.


Рецензии