ЭГОистина Марины Матвеевой
Господи!. Да вдохновит меня Аристотель,
Макиавелли, Дидро и Умберто Эко,
а не движения сердца и вопли плоти…
Господи, сделай из женщины человека!
Марина Матвеева
– Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к поэзии?
– Первые рифмованные строчки появились в возрасте трёх лет, а в возрасте десяти лет состоялась уже первая публикация. Во время учёбы в школе и университете долго поэзией не занималась, а в 2001-2002 годах, по окончании учёбы, вернулась к этому. У нас образовалось литературное объединение «МЫ», которое существовало семь лет. Сначала мы объездили со своим творчеством весь Крым, потом стали путешествовать по Украине и России.
– Что такое, по Вашему мнению, поэзия?
– По-моему мнению, поэзия – это такая же работа, как и все остальные, за исключением того, что, к сожалению, ею редко удаётся что-то заработать. А ведь душевные и умственные силы отнимает не меньше, чем любая другая творческая профессия.
– Ваше отношение к сегодняшней поэзии?
– Мне не нравится, что в наше время, во-первых, засилье так называемой «поэзии» (огромное количество людей рифмует беспомощные вирши), а во-вторых, полная свобода. То есть, благодаря Интернету, страшное количество слабой литературы идёт к людям, и нет никакого фильтра и никакого отбора. Очень трудно найти что-то такое, что было бы объективно сильным и одновременно близким тебе самому. Поэтому мне не совсем нравиться, что творится в современной поэзии…
- … получается, что цензура в поэзии должна быть?
…Не то чтобы цензура – какой-то отбор… Поэтому те сайты, которые функционируют с модераторским фильтром, мне больше нравятся, чем те, где разрешена свободная публикация. Вообще, хорошей поэзии достаточно много, и сейчас лидируют направления метареализма, иронического концептуализма, возвращается личностное начало в поэзию. На флаге лозунг: «В поэзии всё уже было написано – не написано было только о тебе». Вот эти три тенденции мне нравятся.
– Кого Вы читаете сегодня?
– Сейчас моя настольная книга – это стихи киевского поэта Вячеслава Рассыпаева, очень близко мне творчество Константина Кедрова, а любимая поэтесса на данном этапе – автор из Москвы Мария Ватутина. А вообще, читаю я очень много, а раньше ещё больше, чем сейчас. Творчество российских и украинских поэтов меня интересовало и интересует.
– Вы, наверное, следите за тем, что происходит в русскоязычной литературе. Что удивило Вас в последнее время?
– Меня в последнее время мало чем можно удивить – прочитано и пропущено сквозь себя огромное количество поэзии. Как правило, почему-то удивляют такие вещи, в которых присутствует какой-то концептуальный прикол, в частности – течение «иронический концептуализм», ярким представителем которого является Тимур Кибиров. Его поэма «Кара-барас», описывающая высокие философские категории в ироническом духе по мотивам сказки «Мойдодыр», а также его недавно написанный цикл стихов «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки», примечательно, что там о философских высоких категориях говорится с иронией в сказочно-притчевой форме. Вот это меня пока еще удивляет и радует.
– Как филолог, что скажете о сегодняшнем русском языке?
– Скажем так… Мне, допустим, очень нравится иногда в Интернете пообщаться на «олбанском» (прим. авт. – один из интернет-языков, исковерканный русский). Когда меня ругают: вот, мол, филолог, а такое себе позволяешь, – я им рассказываю анекдот про «станки-станки»... Дайте мне хотя бы в нерабочее время оторваться от орфографии, пунктуации и прочих правил языка!
– Можете ли Вы сказать, что истинному таланту непременно будет сопутствовать слава?
– Сейчас даже дело не столько в талантах, сколько в пробивной силе, обаянии и харизме. То, что «бездарности пробьются сами» – это подтверждается постоянно... У нас есть некоторые украинские поэты, не сказать, что графоманы, но и поэтами их назвать нельзя. Нечто раздражающе среднее. Зато они везде светятся, везде «тусуются», всюду появляются – и уже по ним начинают судить русскую поэзию Украины. Когда я приезжаю в Москву и говорю, что я из Украины, в ответ слышу: «А-а-а-а, это там где «этот» – вот такая у Вас поэзия!» То есть, к сожалению, не лучшее о нас там мнение из-за «этих». Графоман – это уже зло, но еще большее зло – «графоман активный». Их бы возможности – да на раскрутку хорошего поэта!
– Исходя из собственного мироощущения, Вы можете сказать, что поэты особенно тяжело переносят несовершенство мира?
– Мне кажется, что любой человек тяжело переносит несовершенство мира, и это уже зависит от характера, душевной организации, оптимист он или пессимист, от темперамента, от группы крови и многого другого. А поэт ты или нет – в этом смысле не принципиально.
– Поэтическое отношение к миру иногда чревато тем, что реальность в какой-то момент возьмет свое и окажется суровей наших представлений. Бывало, что Вас что-нибудь обижало?
– Ну, как сказать, не то, чтобы обижало, просто бывают некие неожиданности. Вот, вроде бы, считаешь себя более-менее нормальным поэтом, и другие так считают, а приезжаешь в те же Липки на мастер-класс Андрея Василевского (прим. авт. – главный редактор «Нового мира»), и тебе говорят: «Ты графоманка, говорить не о чем». Это единственный случай, когда мне сказали такое. Это не то, чтобы обижает, но удивляет, и думаешь: «Как это? Почему? Что-то личное, что ли?»
– У Вас есть какое-нибудь собственное мерило таланта?
– Мерило таланта – это сложно... Мне кажется, что если талантливый человек сидит и ничего не делает, кроме как пишет стихи и никуда их не распространяет, то он будет иметь известность только в том случае, если найдётся какая-нибудь альтруистическая личность, которая будет за него это делать. То есть, для меня мерило таланта – это не только хорошо писать, но и иметь какие-то возможности и связи для того, чтобы твоё творчество читали и слышали. Поэтому я периодически нахожу молодых талантливых поэтов, пытаюсь как-то им помочь, что-то подсказать, на что-то нацелить.
– Вы когда-нибудь чувствовали, что за свой дар чем-то платите?
Да, кажется, вся жизнь об этом говорит, что всегда, не обязательно поэт, а любой творческий человек чего-то лишён. Потому что если бы не было этого, то не было бы, возможно, и творчества. Счастливые стихов не пишут.
– Скажите, а какое слово кажется Вам наиболее сильным, самым значимым, что ли, для литературного текста?
– В моих стихах чаще всего встречается слово «Бог».
– Какой знак препинания у Вас самый любимый?
– Любимые знаки препинания у меня двоеточие и тире, особенно тире, потому что считаю, что это воздух в тексте.
– Ваш жизненный девиз?
– Жизненный девиз?... Когда мне становится грустно, я вспоминаю строчки стихотворения моего друга, поэта и прозаика Юрия Пусова: „Чёрный зверь моей тоски пожевал мои носки”. И сразу настроение поднимается!
Интервью подготовил Иван Мезюхо
____________________________________
Марина Матвеева (16 августа 1979, г. Саки, АР Крым, Украина) — поэт, литературный критик, журналист литературных изданий. Более 300 публикаций в изданиях Крыма, Украины, России, Дальнего зарубежья (США, Канада, Германия, Дания). Сведения об авторе вошли в словарь-путеводитель С. Чупринина «Русская литература сегодня» (Том 3 «Зарубежье») (Москва, «Время», 2008). Широко представлена в Интернет. Стипендиат Фонда «Москва-Крым» за литературно-критические работы (2000, 2002) Авторские поэтические сборники: «Светотень» (Симферополь, 2003); «Избежность» (Винница, 2005), «Теорема слова» (Симферополь, 2006). Редактор-составитель коллективного сборника молодых поэтов Крыма (членов лито «МЫ») «Вселенная поэзии» (Симферополь, 2004) и коллективного сборника поэтов Крыма «Крымский орнамент» (Симферополь, 2005). Организатор Общекрымского поэтического конкурса «Крымский орнамент» (2005). Член редколлегий и творческих советов ряда литературных изданий (газет, альманахов и др.) Украины. Участник и лауреат литературных фестивалей и конкурсов в России, Украине и Крыму, международных. Победитель международного конкурса «Серебряный стрелец» в номинации «Новое слово» 2009. Участник 8 и 9 Форумов молодых писателей России в Липках (Москва, 2008, 2009) Член Конгресса Литераторов Украины. Член Национального Союза писателей Украины. Член Союза писателей России.
Лауреат Международной литературной премии Серебряный стрелец 2010, победитель 2011 года (2 место), член судейской коллегии МЛП "Серебряный стрелец" с 2012 года.
Читать полностью (видео)
Свидетельство о публикации №111091503306