2. 29. История души. Семинар. Дубль три
Следующее занятие предстояло с ближним зарубежьем. К нему я готовилась особенно тщательно, зная, что убедить мусульманина в чём-либо можно только словами из Корана. А Он просто звучал в моём сердце.
Передо мной сидели представители двух стран. Казахи – вольные, свободолюбивые, гордые. От них так и веяло ароматом ветров, степей и свободы. Словно дикие птицы, загнанные в клетку лекционной аудитории, они занимались своими делами, лишь изредка удостаивая меня вниманием. Но это внимание дорогого стоило. Услышав что-то интересное для себя, они устремляли на меня свои пронзительные взгляды, неотрывно следя за каждым словом, в любой момент готовые кинуться с высоты птичьего полёта и разорвать любого инакомыслящего.
Таджики – прекрасные дети гор, смотря на которых перед глазами вставали заснеженные горные вершины, зелёные пастбища, аилы. Один из таджиков как-то рассказывал мне, что из их посёлка только один парень учился в военном училище и когда он приезжал в отпуск, все мальчишки бегали за ним и мечтали стать такими же, как он. Не все курсанты хорошо говорили по-русски, но жажда знаний у них была неимоверна, так как они знали, что вернувшись к себе домой, на них тоже будут с завистью смотреть мальчишки и девчонки, а главное, за них будут горды их родители. А потому таджики были очень старательны, записывая всё услышанное и радовались как дети, когда их хвалили. Они стояли горой друг за друга. Удивляло то, что для них важнее было, чтобы их товарищ хорошо написал контрольную работу, чем он сам. Вот это чувство братства…
Я начала занятие с рассмотрения проблемы Смысла Жизни в исламе. Они были крайне удивлены, что я, русская женщина, читала Коран, да ещё время от времени ссылаясь на него.
– А вы знаете мусульманскую молитву? – поинтересовался Калмурат.
– Знаю, – ответила я.
– Прочитайте, – с недоверием в голосе сказал он.
– Молитва не читается по заказу, но если вы хотите, то давайте прочитаем её все вместе, а потом продолжим занятие, – предложила я.
И мы все вместе начали читать первую суру Корана «Аль-Фатиха», называемую так же «Умм-уль-Китаб» – Мать Книги, вобравшую в себя весь великий смысл Корана.
– А вы знаете как переводится Фатиха? – продолжали испытывать меня студенты, и мы вместе начали декламировать перевод суры Корана.
Мои мусульмане были очень рады и, окончательно приняв меня за свою, наперебой начали хвалиться, что каждый день выполняют Намаз.
Дальше я начала рассказывать о том, что в Коране приводится три различных состояния души:
Из «состояния успокоения», сотворённого Всевышним, человеческая душа, облачённая в тело, под воздействием суеты мира сего входит в состояние «души склонной ко злу», что соответствует качеству человека-забывшего (инсан), который, подобно гусенице, наслаждается радостями мира сего, побуждаемый джинами и шайтанами. При определённых условиях душа способна перейти к состоянию «души самообвиняющей, самоосуждающей», что является первым этапом метаморфозы, когда в результате преодоления в себе эго (нафс), душа превращается из гусеницы (инсан) в куколку (раджуль), сознательно вступая на путь духовного развития, совершая осознанное, смиренное и безупречное служение и поклонение Аллаху. Причём, поклонение становится не формальным исполнением обрядов и ритуалов, которые могут совершать люди-инсан, в силу своей забывчивости, а именно осознанными. Когда же душа созревает настолько, что готова положить конец безумству забытья и стать наконец таковой, какой была задумана Всевышним, осознанное подлинное служение Аллаху возвращает душу в исходное состояние «души упокоившейся», соответствующее человеку-вспомнившему, башар (бабочка). Не это ли великая внутренняя метаморфоза души является смыслом жизни?
– Что значит осознанное поклонение? Вы полагаете, что мы неосознанно совершаем намаз? – возмутился Инкарбек.
– К сожалению не каждая молитва является искренней, – ответила я.
– Как это? – удивился казах.
– Давайте рассмотрим различные виды поклонения Всевышнему, а вы уж сами решите, к какому виду можно отнести вашу молитву, – сказала я, радуясь тому, что только вчера прочитала об этом в книге арабо-мусульманского мыслителя средневековья Аль-Газали. которого студенты, к моему удивлению знали и уважали.
Существует лицемерное поклонение, когда люди лишь делают вид, что поклоняются Аллаху, совершая действия напоказ, преследуя при этом земные выгоды. Таких людей, Аль-Газали называл «верхней скорлупой ореха», а их веру – лицемерной.
Достаточно часто поклонение Всевышнему происходит из-за страха или корысти. Арабо-мусульманский мыслитель назвал таких людей «внутренней скорлупой ореха», а их поклонение – поклонением простых верующих.
Реже встречается осознанное поклонение сердцем из любви к Создателю. Таких верующих Аль-Газали сравнивал с ядром ореха.
Но существует ещё внутреннее духовное поклонение и радость единения с Всевышним. Это высшая стадия веры, это – масло, выжатое из ядра», только такой человек по словам Аль-Газали «понял религию и проникся ею».
– А теперь ответьте самим себе к какому типу верующих вы относите себя, – сказала я, не требуя озвучивать ответ.
Напоминание потомкам хранит молитва мусульман,
Не тараторьте без умолку, лишь искренних спасет Рахман.
Готов коль сердцем и душою читать Божественный Намаз,
Прочти, сия молитва стоит дороже тысяч бренных фраз.
А тот, кто чтит с душой холодной, лишь выполняя ритуал,
Задумайтесь, не джин ли подлый к своим рукам таких прибрал.
В молитве – главное не слово, в молитве – главное душа,
Не каждый чтить Намаз достоин, обдумай это не спеша.
Ребята молчали. Во всём их внешнем облике была заметна внутренняя работа мысли… Вдруг Казыбек сказал:
– А я соврал. Я не читаю намаз.
– И я не читаю, – признался Инкарбек. – У нас всего-то из группы только двое читают, – сказал он, показывая пальцем на Гафура и Бахтовари.
– Мне тоже стыдно, – признался Гафур. – Я ведь Коран не читал.
– Как не читал? – удивилась я. – А откуда же вы тогда знаете аяты из него?
– Да у нас никто его не читал. Просто мулла рассказывал, а мы слушали.
– Что, никто не читал Коран? – изумлённо спрашивала я. Все отрицательно качали головой. – Но почему?
– Потому, что мы не знаем арабского языка, – объяснил Бахтовари.
– Но я тоже не знаю, но читала его русский перевод, – недоумевала я.
– Перевод может быть с искажением, поэтому его лучше вообще не читать, – объясняли ребята.
– А вы уверены, что ваш мулла читал Коран по-арабски? Вы уверенны, что он вам рассказывает аяты из него без искажений? – продолжала недоумевать я.
– Да мы и не думали об этом. Просто слушали и всё.
– Неужели вам не хочется почитать самим? – спрашивала я.
– Хочется конечно. Может когда-нибудь выучим арабский и тогда прочитаем.
Я была в полном шоке. Передо мной сидели мусульмане, мечтающие прочитать Коран, в надежде, что это когда-нибудь произойдёт, ничего для этого не предпринимая.
На следующее же занятие я принесла из дома Коран, показывая его перед занятиям своим студентам. Они с любопытством смотрели на него, но никто не брал его в руки.
– Вы чего смотрите на него, возьмите, полистайте, – предложила я.
– Нам нельзя, – объяснил Бахтовари. – Мы не совершили омовение. Надо руки помыть хотя бы.
– Ну сходите и помойте их, – сказала я. – Хотя на мой взгляд, главное, чтобы ваши сердца и мысли были чистые.
– Нет, нельзя.
Я даже и не предполагала, что в этих юных головах столько догм и запретов. Передо мной стояли молодые люди, надеющиеся когда-то прочитать Коран, который пока даже в руки взять не могут.
– Но как же вы сможете прочитать Коран, если его нельзя брать в руки, – недоумевала я.
– А вы тоже не имеете права его брать в руки, – сказал Наджимидин.
– Это почему?
– Потому что вы не мусульманка.
– Так как же человек может стать мусульманином, если не прочитает Коран? И как же тогда я могу вести занятия с вами, не читая Корана?
– Нам достаточно слушать мулл, чтобы стать мусульманами, а вам наверное всё-таки можно, вы же преподаватель.
Я была просто потрясена, и вспоминая всё произошедшее на занятии написала в своей будущей книге:
«Не является ли изъятие Корана из общего доступа и помещение его в ранг «неприкасаемых книг» одним из средств, ведущих к невежеству и раболепному, бездумному выполнению предписанных ритуалов, тем самым, превращая ислам лишь в обрядовую культуру? Не потому ли многие студенты-мусульмане, безукоризненно выполняя предписанный пятикратный намаз, вместе с тем ведут образ жизни, не достойный истинного мусульманина, что в конечном итоге может привести к разложению подлинных устоев веры, что в полной мере соответствует общему плану деисламизации, нацеленному на «создание в мире ислама массовки для псевдоисламских фундаменталистов-радикалов».
Напомним, какую нещадную характеристику «человеку массы» дал русский публицист и литературный критик Д.И.Писарев (1840-1868) в статье «Базаров»: «Масса, составленная из трёх сотен тысяч неделимых, которые никогда в жизни не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления, живёт себе со дня на день, обделывает свои делишки, получает местечки, играет в картишки, кое-что почитывает, следит за модою в идеях и в платьях, идёт черепашьим шагом вперёд по силе инерции... Эта масса, желудок человечества, живёт на всём на готовом, не спрашивая, откуда оно берётся, и не внося со своей стороны ни одной полушки в общую сокровищницу человеческой мысли». Эту «массовку» татарский писатель Диас Валеев называет «социальным пустырником – внутренне ничем, никакой идеей не наполненным человеком», характеризующимся «невольным и совершенно равнодушным исполнителем чужой воли, связанным по рукам и ногам, и не желающим даже развязываться; человеком полностью и абсолютно лишённым творческой инициативы», именуя её так же «пластилиновым типом человека», являющимся «основным физическим исполнителем многих драм и трагедий в мировой истории».
Вечером я записала стихи:
Ничто не переносится так сложно,
Как лживость ухищрения врагов,
Чрез всё пройти без осуждений должно,
Коль Цель поставил сбросить груз оков.
Безропотное следование Курсу –
Я не устану это повторять!
Не испытаешь Сладость, не вкусивши Уксус,
Всё с БлагоДарностью ты должен принимать!
Нет Лёгкого Пути! Чем Выше Пристань,
Тем Испытанья тоньше и сложней,
И мель здесь ни одна, а целых триста,
Веди Корабль и помни про друзей,
Что следом за тобой ведут Корабль,
Ответственен за каждого теперь,
Теперь ты не один – все вы – Ансамбль,
Мы ждём вас, уж раскрыли Дверь!
Сбираем на Ковчег Челны прибывших,
Кто Путь прошел, страстей водоворот,
Приветствует искателей Всевышний,
Взгляни, Сиянье Огненное у Ворот!
Увидел? Так не медли, шхуну жизни
На этот Свет Предвечный направляй,
Своим Движеньем послужи РОДной Отчизне,
Своим Стремлением приблизь Заветный Рай! 28.09.10.
http://www.stihi.ru/2010/09/29/2269
Продолжение: 2.30. История души. Прыжок в Бездну // http://www.stihi.ru/2011/09/16/1592
Свидетельство о публикации №111091501286
Знал, что Коран священен, но чтобы настолько, что не иметь право его не то, что изучить, но даже взять в руки... поражён.
Глупость человеческая не имеет границ...
Евгений Духовный 28.02.2012 20:54 Заявить о нарушении
Татьяна Седанкина 28.02.2012 21:00 Заявить о нарушении
Вчера утром прочитал главу о смысле жизни в Исламе, а вечером продублировал прочтение в Откровениях.))
Давно собирался просто прочитать Коран, разумеется в переводе, но довелось пока прочитать лишь некоторые Суры, из литературных источников.
Вот какие мысли возникали: Коран был передан неграмотному пастуху, который мог воспринять полученную информацию и был в достаточной степени Веры. Суры были переданы Архангелом Гавриилом в поэтической форме. А это значит, их сложно изменить. Видимо это было сделано после опыта коверкания Библейских Знаний.
Сейчас в моём понимании (из источников, которым сейчас доверяю) Иисус Христос - это Владыка Михаил, Создатель и Властелин нашей локальной Вселенной Небодон. Мы являемся его созданиями. И хотя Высший Творец является Его Отцом, для нас Михаил является Богом и Отцом, хотя и Отец Мироздания тоже вложил в нас свою частицу.
Михаил правит в своей Вселенной совместно с Материнским Духом, известным в Религии христиан, как Святый Дух.
Первым совместным созданием Михаила и Материнского Духа был соТворён Гавриил (Утренняя Звезда) - главный администратор Вселенной Небодон.
Кем является Аллах, у меня тоже есть воззрение, но возможно, из-за неправильного понимания,за Аллаха мусульмане воспринимают более Высокую личность.
Так вот, читая вчера выдержки из Корана, я воспринимал это не так, как воспринимают мусульмане и не так, как написано в книге. Мне показалось, что сказанное в Коране имеет более глубокий смысл.
Не помню точность мыслей, но к примеру, в Коране вроде бы описано, что нужно поклоняться Аллаху утром, вечером и в другое время. И поэтому мусульмане, как подкошенные падают в молении в определённые часы, а потом занимаются своими делами. А я понял так. Какое бы ни было время, всегда помни о Боге и поклоняйся Ему в своём сердце. Своими делами показывай (не напоказ, а с искренностью сердца), что ты живёшь не для себя, а для Всех, то есть для Бога. Бог Есть ВСЕ и ВСЕ. И поэтому живя для других, и не во вредя себе, ты живёшь по Божьей Воле и во имя Его.
Примерно так.
Евгений Духовный 29.02.2012 18:04 Заявить о нарушении
Татьяна Седанкина 29.02.2012 18:28 Заявить о нарушении
Евгений Духовный 29.02.2012 18:38 Заявить о нарушении
Татьяна Седанкина 29.02.2012 18:45 Заявить о нарушении
Евгений Духовный 29.02.2012 18:47 Заявить о нарушении