Весна красна. Ч. 8. Вторые русалии
Часть восьмая
ВТОРЫЕ РУСАЛИИ
Лада Лелю проводила,-
Зеленя пригреты Солнцем,
И давно уже берёзки
Молодой листвой играют.
Заплетут их снова в косы,
Ленты яркие навесят,
И венки сплетут на радость,
Чтоб с русалками кумиться.
Ветки от берёз до дома
Все несут себе на счастье.
Их разложат там, где надо,
Вместе с первыми цветами,
И до будущего лета
Будут в избах обереги.
Череда дней* тешить будет
Таинством своих обрядов;
Выйдет люд на чисто поле,
Молодёжь шумливой стайкой
Соберётся на потехи.
Время духа боевого*2:
Поединки, состязанья.
Старики и те до драки
Довести себя готовы,
Чтобы древние заветы
Исполнять себе на радость.
Что мужчины! Жёны тоже
Врукопашную схватились
И гордятся сочной раной.
Ведь от боя будет сильным
Колос каждый в вольном поле,
Оттого и не в досаду
Кровь пролить хоть в малой мере.
Но не всё же, только драться,
Есть обряды и другие:
В поле хоровод составлен,
Чтобы лён родился добрый.
«Лён мы сеяли, сеяли,
Ногами притопывали
Да всё приговаривали:
Удайся на диво ленок,
Беленький удайся ленок!».
Весь процесс показан живо:
Хоровод кружится резво,
Топот ножек в такт напеву,
Руки сеют, полют, мочат,
Сушат, мнут и треплют долго,
И до ткачества дошедши,
Славят щедрое светило.
Для невест половозрелых
Будет игрище другое;
Два ряда сойдутся в поле:
Первый строй пойдёт на Запад,
Ряд второй - тот супротивный,
Состоящий из девчонок
У которых волос долог*3.
Друг на друга наступая,
Зло с добром бороться будут:
«Просо сеяли, сеяли …*4
Просо вытопчем, вытопчем …
Надо девицу, девицу …
Она вшивая, вшивая …
Её вычешем, вычешем …
Она дурочка, дурочка …
Её плёточкой, плёточкой …
В полку прибыло, прибыло …
В полку убыло, убыло …
У нас пиво пьют, пиво пьют …
У нас слёзы льют, слёзы льют …
Ходим ладом, ходим ладом …»
Пока всех девиц не скличут,
Что по нраву неженатым,
Будет строй ходить за строем
И прореживать цепочку,
Словно делая прополку.
В силу, в рост пойдут все всходы,
Лето красное приспеет,
Так пора и попрощаться
С благодарственной Весною.
Хоровод опять кружится,
В середине стоит дева,
Костромой*5 её все кличут.
На ней белые одежды,
Ветку дуба в руке держит,
И покрыта вся листвою
Да нарядом первоцветов.
И кружится с хороводом,
Только в сторону другую.
Пляс стремительный всё злее,
В исступленье вводит скоро,
И покрытие из листьев
С Костромы срывает дева,
Что скрывается под маской
Чёрного обличья Смерти.
С визгом, хохотом верченье,
Зелень мнётся под ногами,
И шальная слышна песня:
«Кострома-то расплясалась,
Кострома-то разыгралась,
Головушка закружилась,
Горе горькое, померла!».
Хоровод остановился,
Ряженые лишь смеются,
Остальные причитают
С горестной слезливой песней.
Кострому кладут в корыто
И несут её до речки,
Чтобы в воду бросить тело.
Кострома в воде очнулась,
Погрозила пальцем Смерти
И к подружкам подбежала,
Чтобы петь другие песни:
Про кукушку, что взлетевши,
Унеслась во светлый Ирий,
Чтобы вновь потом вернуться.
Время Святодней Зелёных
К завершению подходит.
Посетит народ погосты,
Зеленью убрав могилы,
Кушанья оставив предкам,
Ну, а те, кто покумился
С берегинями речными,
Вновь на время раскумятся,
Чтобы в Яве очутиться
И продолжить труд во благо.
* Череда дней … - Вторые русалии или Зелёные святодни отмечаются с 26 травеня (мая) по 2 кресеня (июня). Чародейная седмица посвящается проводам весны и сопутствующих ей женских духов. Прощаются с русалками – берегинями и с Костромой. Проводятся обрядовые игрища.
*2 Время духа боевого – считалось, что боевые игры, проводившиеся в весенне-летние праздники, приносили добрый урожай; пролитая кровь удобряла землю, как на самом деле и происходило в местах настоящих сражений. Сохранилась поговорка: рыло в крове, брюхо в холе или чем больше бьют, больше в брюхо кладут. Некоторые женщины о ту пору принимали участия в ратных сражениях, что подтверждается археологическими раскопками. Княгини часто имели собственные дружины, и владение боевыми искусствами не являлось исключительной прерогативой мужчин.
*3 волос долог – часто наличие косы ниже пояса являлось причиной считать девушку заневестившейся;
*4 «А мы просо сеяли, сеяли, ходим ладом, сеяли, сеяли … - древнерусская обрядовая игра весенне-летнего сезона (с травеня (мая) до начала кресеня (июня). Имеет двойной сакральный смысл: способствует увеличению будущего урожая и является инициацией девушек достигших совершеннолетия. Смысл некоторых действий, которые отражены участниками таков: девушки пытаются вытоптать конями посевы (конь здесь символ внебрачной связи, свободного поведения, которое они хотят отстоять). Девушки, которые идут с Запада на восток, т. е. против движения Солнца, изначально враждебны, нечисты –
отсюда их «вшивость», а правильный строй хочет привести их в порядок, кроме того, расчёсывание распущенных волос и последующее плетение кос означает освобождение эротической энергии и является частью свадебного обряда. Девушка ещё дурочка – её учат плёточкой, кроме того, сечение – это ещё и изгнание злых духов и нечистых желаний. Итог обрядовой игры – девушки успешно проходят все полагающиеся испытания, и всё заканчивается символической свадьбой, на которой пьют пиво, а невеста по обычаю должна всплакнуть;
*5 Костромой … (Кострома) - сила весны и плодородия, которая исчезает (умирает) и появляется (возрождается) с каждым годом. Сие древнее понятие позднее преобразовалось в легенду о брате Купале и его сестре Костроме. Малыми детьми они убежали от матери, и Купала был схвачен и унесён птицей Сирин в подземное царство Нави. Став юношей, Купала убежал оттуда. Однажды Кострома пустила по реке свой венок, который выловил Купало и влюбился. Брат и сестра не узнали друг друга и поженились, а когда истина открылась, то они предпочли смерть позору: Кострома утопилась, а Купало бросился в огонь. История связывается с ритуалами, которые проводятся на летнее Солнцестояние, и переплетается с похожей легендой о богатыре Куллерве, переданная рунами Калевалы.
26.05.10
«Изба-Читальня». © 28.05.2010 Геннадий Дергачев/183867/
Илл. Кулачный бой. Старинный лубок.
Свидетельство о публикации №111091402166