Образ

                Образ—это ключевое понятие в искусстве ,и во всяком разумно- эмоциональном мире. Образ—есть не само явление ,а некое представление о нем, возникающее у индивидуума в его субъективном мире. Это представление спонтанно формируется в воображении ,и больше напоминает плакатный формат или формат карикатуры, с разными доминантами и различными второстепенностями. Для простоты можно выделить в образе одну главную доминанту, а все остальные качества—из нее следующие.
Речь идет о сути образа-- о его лозунге, о его доктрине, о его идее.
Каждый человек несет свой флаг , на котором начертан его жизненный закон, его принцип и правила, которые он являет своими поступками и поведением в своей жизни. Таков образ данного человека, и этот человек стремится быть узнаваемым для тех, кого он ищет по жизни, он акцентирует свой образ, делая его привлекательным для потенциальных друзей; он развивает свой образ, чтобы расширить поле своей привлекательности. Создание образа свойственно не только искусству, но и бизнесу и политике (реклама и пиар). Попробуем сформулировать образ, как психическую одежду человека, суть которой—отношение к жизни (это главная характеристика индивидума), активная жизненная позиция (в чем он активен , а в чем пассивен). Часто образ представляют как характеристику человека, и это не случайно, как говорилось ранее: образ—флаг человека, его индивидуальность, его право быть таким, каков он есть, утверждение себя в мире и своих идеалов.
В театре образ является характеристикой персонажа, а не актера. Образов может быть много, а актер – один. Есть пантомимы, в которых мим играет разных персонажей—создает разные образы.
Например в моей пантомиме «В кафе» я играю : официанта, бомжа
пьяницу, девушку, художника, донжуана, семейную пару, слепого, обжору.
Образ как характеристика—вот это мне интересно. Как создается образ в пантомиме или как охарактеризовать персонаж? Театр начинается там, где возникают отношения; мим играет отношения своего персонажа с окружающим миром, с другими персонажами, с предметами—и в этой игре отношений мим дает характеристику персонажу, создает его образ. Всякое действие персонажа есть следствие его отношения к себе и к миру; поэтому всякое действие персонажа соответственно психически окрашено и выражает его отношение к тому, что он делает. Обобщая можно сказать, что образ есть характер отношений персонажа с миром и с собой. Значит нужно «копать» в характере отношений персонажа: персонаж может радоваться жизни, может грустить, может пребывать в задумчивости, может с радостью брать в руки любимую книгу, может с раздражением отложить газету, может радоваться звонку по телефону, может возмущаться холодным обедом в кафе…
Пример: гаишник на посту. Этот персонаж считает себя богом на своем посту, он может заломить любую сумму и водитель ее даст. От этой уверенности в своей власти гаишник нетороплив, спокоен как удав и невозмутим, совершенно бессовестно обирает автомобилистов.
Другой пример: на выставке у картины «черный квадрат». Персонаж пытается понять эту картину, но ничего не получается.
Итак , создание образа в пантомиме начинается с определения отношения к себе персонажа и  к тому, что и кто его окружает. Отношение персонажа является причиной действия и его психической окраской. Значит, сочинение пантомимы можно начать с определения персонажа и его образа; далее поместить этот  образ в определенную ситуацию и проследить действие персонажа в ней, пока не возникнет завязка; после завязки проследить нарастание напряжения противостояния, выделить кульминацию—пик напряжения борьбы; далее следует развязка и финал. В результате мы получим образ пантомимы: пантомима должна быть лаконичной, четкой, абсолютно понятной и по исполнению, и по мысли, сжатой  и интересной, злободневной (актуальной по теме и по конфликту)—это во-первых.
Да, все начинается с вопроса об актуальности темы и конфликта будущей пантомимы. Нужна ли  эта пантомима людям? И зачем? Если пантомима актуальна, то она : во-первых, обращает внимание на существующую проблему; во-вторых, предлагает способ ее решения; в-третьих, обличает виновников этой и других проблем. В этом  заключается социальная значимость искусства пантомимы.
Вот пример: посещение мэром городского дома ребенка.
Мэра встречают работники дома ребенка и он со всеми здоровается за руку, всем улыбается. Он открывает дверь в группу. Как светло и просторно! Мер довольно улыбается, подходит к кроватке с ребенком и пальцами руки гулит ребенку, позирует фотографу стоя у кроватки, подзывает двух санитарок и позирует с ними, наклоняется к кроватке и достает ребенка, позирует с ним для фото в разных позах. Вдруг почувствовал рукой , что ребенок мокрый, положил его в кроватку , а пиджак вымазан и мокрый, стал отряхивать пиджак, а фотограф снимает…не снимай!!!(жест мэра). Вот такой этюд получился на злобу дня.


Рецензии