2. 23. Удивительный процесс философствования

Начало: 2.22. История души. Смысл жизни // http://www.stihi.ru/2011/09/13/1525

Закрепляя знания студентов по истории философии, на семинарском занятии я предложила им «поиграть» в древних мыслителей. Распределив роли, каждый рассказывал о взглядах своего героя-философа от первого лица. Здесь уже студент из Анголы – начитанный гордый интеллигент, в недоумении спросил:

– Как же я могу быть Сократом, если он давно умер?
– А вы представьте, что он – это вы и попытайтесь убедить нас в ваших убеждениях.
– Но как же Сократ может находиться рядом с Фалесом, Пифагором и даже Кантом? Такого никогда не может быть! – возмущался анголец, прекрасно зная годы жизни названных им философов.
 – На то это и Философия, здесь всё возможно, – твёрдо ответила я.
– Ну тогда ладно, – приняв правила увлекательнейшей игры, сказал он.

Было так интересно наблюдать, как студенты из разных стран, объединённые общим делом, споря, не на шутку сердясь друг на друга, размахивая руками, отстаивали каждый «свою» точку зрения. На шум в класс заглянул опытный преподаватель, поинтересовавшись, не нужна ли мне помощь. Конечно нет, всё идёт даже лучше, чем можно было себе представить. Мы все оказались вовлечены в удивительный процесс философствования. Выходя из класса после занятия мои иностранцы называли друг друга именами выдающихся философов, радостно обнимаясь и смеясь. Как же я была рада, что смогла заинтересовать их!


На одном из последующих занятий я вновь задала вопрос:
 – В чём вы видите смысл своей жизни?
Эрнесто, студент из Анголы попросил разъяснить смысл слова «смысл».
– Ради чего вы живёте? –  повторила свой вопрос я иначе.
– Как для чего? Сейчас я живу, учусь для того, чтобы стать военным, – ответил Эрнесто.
– Ну хорошо. Через несколько лет вы отучитесь и станете им. На этом смысл вашей жизни закончится? Что потом?
– Потом у меня будет смысл стремиться стать генералом, – невозмутимо ответил студент, а другие внимательно следили за нашим диалогом.
– Это возможно для вас – стать генералом? – поинтересовалась я.
– Вполне, – гордо ответил он.
– Предположим, что вы уже генерал. Так что же, вы уже достигли смысл своей жизни? Дальше что?
– Наверное тогда я захочу стать президентом, – мечтал дальше Эрнесто.
– А это тоже возможно? – удивилась я.
– Всё возможно, если есть желание, – ответил вполне уверенно он.
– Хорошо, вы уже президент. Разрешите вас спросить, уважаемый президент, в чём смысл вашей жизни?
Мой президент молчал, не зная, что отвечать дальше.

– Вот видите, значит то, что вы говорили может быть только целью жизни, но никак не смыслом. Цель можно достичь, а вот смысл только постигнуть, – сказала я, только в этот момент осознав вышесказанное.

Тут в разговор вступил Мигель, никарагуанец с кубинскими корнями, очень красивый мулат.

– Я думаю, что только спустя время можно понять ради чего ты живёшь. Вот когда я учился в школе, то не думал, для чего мне это надо, а теперь понимаю. Наверное только в старости человек может понять в чём смысл его жизни, – вполне обоснованно рассуждал Мигель.
– А что если в старости человек поймёт, что смысл его жизни был совсем не в том, чем он занимался, а времени на реализацию понятого смысла уже нет? – продолжая нить его рассуждения, спросила я.
– Ну тогда всё, конец. Нужно застрелиться, – безапелляционно заявил Мигель.
– Но ведь это великий грех!
– Да… Ну а что же тогда ему остаётся? – спросил расстроенный Мигель.
– Думаю, чтобы такого не произошло, о Смысле Жизни нужно задуматься как можно раньше, – ответила я, опять удивившись осознанию, которое пришло в данный момент.

Я уже и раньше замечала, как во время занятия вдруг начинала говорить незапланированные вещи, то, о чём даже не подозревала и, слушая себя как бы со стороны, удивлялась льющейся через меня речи. После занятий каждый раз думала, что нужно вспомнить и записать всё сказанное, настолько это было мудро и вовремя. Но как всегда времени ни на что не хватало.

Продолжение: 2.24.История души. Задание на семинар // http://www.stihi.ru/2011/09/14/1423 


Рецензии
Продолжаем о смысле жизни... Что Жизнь человека? Жизнь – это творение спектакля, и спектакля, который как бы твориться двумя противоположными режиссерами… с одной стороны человек проводит в жизнь желание одного из своих режиссеров… этот шаг реализации своего сознательного желания активизирует такой же шаг подсознательного режиссера… их желания часто противоположны.
Но это, считаю – есть Урок, а не Цель! Это не цель, а Средство! Не флаг, за которым нужно бежать, средство – как ножницы, средство для разрезания материи, бумаги. Необходимо все время работать с «негативом». Почему? Почему не призывать бы к прекрасному? Да, считаю необходимостью работать с «негативом» и в первую очередь в себе!именно работа с «негативом» приносит очищение кармы, как говорят буддисты. Да, только став «нулевым» можно пройти между двумя сторонами магнита, и ни одна сторона не притянет… вот они_ Ворота! Ворота, разделяющие уровни сознания. Либо так и застреваешь на этом уровне сознания. Что же это значит и как это сделать? Это значит – надо понять опыт всего своего спектакля, всех противоположных актеров своего спектакля. То есть в жизнь, проживаемую «здесь и сейчас» включать весь опыт прожитого спектакля, это и есть Смысл Жизни – собрать Себя!
Благодарю!Татиана!
Хел.

Хельга фон Краузиньш   08.12.2011 18:01     Заявить о нарушении
"только став «нулевым» можно пройти между двумя сторонами магнита, и ни одна сторона не притянет… вот они - Ворота!"!!!!!!!!!
Точнее и не скажешь!!! БлагоДарю, Хел - Мудрый Ворон!

Татьяна Седанкина   08.12.2011 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.