Музыка Природы и природа музыки. 77 стихотворений
Смальта.
Смелый смолистый камень.
Смальта.
Смуглая гладь глубин.
Смальта,
выстланная руками
сердца,
точного как рубин!
Грозен бас голосов базальта –
соло
музыки в хоре гор.
Смальта! –
партия контр-альта,
словно выискрившая простор
высшим
Кодексом
иерархий.
Как высок золотой орган!
В нём –
бессмертное сердце Баха.
Зал.
Мозаика.
Иоганн.
_______________________
Г Л У Х И М
Кто глух, я не пишу для вас,
непризадумавшихся всуе,
зачем он,
этот самый джаз?
А не пишу, так нарисую
дыру
в немыслимой стене,
и там, в проломе, -
уходящий
за горизонты
в тишине
мальчонка с флейтою блестящей.
В ней отражаются огни,
обрывки слов, симфоний, радуг,
спирали Солнечного Сада...
Пугают
и зовут они.
Мы распростимся с именами
перед полётом
в вечный свет
на сейшн с теми,
кто меж нами
когда-то спел
отрезок лет.
__________________________
М У З А
П Р И Р О Д Ы
В ровном ритме
череды небесной
облаков
над кронами лесов,
над глубокой заводью басов
журавлиной песней
полновесной,
в стройных рощах аккомпанемента
листопадом золотым кружа
по веленью ноты и момента
бродит Время
музыкой дыша
в радужных каскадах вдохновенья
меж реприз
в размерах четвертей
вне меня,
вне Мира,
вне забвенья –
в именах Созвездий
и детей.
________________________
Музыка
Где – музыка,
там Разум торжествует
и служит Ум
законам труб и струн.
Там на листву нездешний ветер дует
то хладным светом отражённых лун,
то сыплет звёзды, чем увы, рискует
попасть в петлю непроходимых Гун,
где Благодать,
Невежество
и Страсть
находят силу в грозном воплощенье,
чтоб стать вибрацией смычков... и в столкновенье
с величьем мысли
человеком стать,
и поклонившись с гибкостью маэстро,
взорвать Пространство, презирая прах,
сжимая Время пальцами оркестра
и ветром стать, что странствует в мирах,
сметая всё, что кажется излишним,
умчаться в колесницах мастерства
за Сталкером, Вергилием и Кришной
избранником Всевышнего перста,
где музыка
и Разум - торжествуют
и служит Ум
порядку труб и струн!
... Там на листву нездешний ветер дует
сквозь три петли
непроходимых гун.
________________
Пастораль
В конце концерта, в декабре
сгорала сцена в серебре,
и труб сверкающий металл
как призрак раненый взлетал,
как снежных аистов астрал –
свистящий "паист"!
Вихрь!
Хор!
Ветвей космический узор,
застывший в иней,
в струны, в сталь,
во льды озер
и ледников,
в хрустальных чашах облаков,
несущих лёгкий, хрупкий снег
над белым сном дорог и рек.
И – ровный, монотонный пульс...
Пора,
прикрыв ладонью пульт,
открыть серебряную клеть
и бросить ключ,
и посмотреть,
в какой полет,
в какую даль,
волнуя снежную вуаль,
взмахнет крылом виолончель.
Так пробуждается метель,
так поднимается душа –
легко,
свободно,
не спеша, -
волшебный, несравненный звук
вдоль грани скал,
к вершинам гор...
И да простит нам дирижер
и бедность слов,
и холод рук;
уже январь,
а там – февраль,
апрель,
капель...
и – пастораль.
______________________
Класс ударных
__________________________
\Друзьям-музыкантам\
Восемь часов по резинкам. И медленно.
Каждый день, и – за годом год.
В транспорте, дома - "тропой наследия":
звонкие палки – в ладонь...
и вот
режет педаль поперечные доли,
строя поэму с басовым щелчком,
хетт, захлёбываясь поневоле,
вон из-за такта – плашмя ничком!
Опережает, зовёт тарелка.
Всё – в ней: радость, любовь, печаль...
Так суетливо, смешно и мелко
всё, что не стоит игры.
А жаль.
«Двушечки», «троечки», «парадидлы»,
ноты в листах, ксилофон, барабан...
Сунуть в карман бутерброд с повидлом,
в малолитражку – и на автобан!
В полночь в кабинку, с листа – и на диски
с теми, кто рядом и так же чумны:
в музыке дальнее кажется близким –
ближе мольберта с холстом тишины.
________________________________
Плач по Владимиру Резицкому
Фестиваль джаза. Нью-Йорк, 1999г.
Интернет: Джаз-группа "Архангельск" - ГЛСНСТ
Владимир Резицкий и джаз-группа Архангельск / 1983 год.
*
Архангельск. Газета "Культура": Волны джаза накрыли нас
«Дни джаза» в Архангельске - одна из культурных примет
нашего города,
многим людям он известен как родина Владимира Резицкого,
всемирно известного саксофониста.
Для самих поморов джаз стал чуть ли не народной музыкой.
В минувшие выходные очередная его волна снова накрыла Архангельск.
*
Я слышал движенье
магических строф,
ниспосланных нам,
но упавших в огонь...
Я видел
как лоб опускался в ладонь
и взор
за пределы
известных Миров
с галактикой «Сельмера»
в нервной руке,
с гармонией Севера
в обертонах,
где светлым виденьем
в пророческих снах –
лицо,
отзвучавшее
болью в виске.
_______________________
Архангельск. 2001г
П О С М Е Р Т Н О
(Владимиру Резицкому)
Он вынул блеск из бриллианта,
он снял с кольца червонный блик.
Он был безумен и Велик:
он жил и умер музыкантом.
________________________
Н Е Р В
Какая странная синева,
какой перелив прибоя!
Звонко, как перед боем,
натянута тетива.
Это струна, скрипач,
это мой нерв
в железе –
ветру
по морде
лезвием!
Провод,
несущий плач -
звонкий, разящий крик,
что порождает вихрь.
Миг!
... И светло.
И тихо.
Всё.
И смычок поник.
_____________________
Час заполненья страницы
Тает ледник заколдованным сердцем.
Падает, вьётся река-увертюра.
Там, подо льдами, лежат партитуры
в залах пещеры с протаявшей дверцей,
чтобы прорваться! И пусть все услышат
силу начала весенней долины
с пением птиц, с серебром паутины,
с воздухом горным, чей запах недвижим.
Брызги хрустальные – память Вселенной –
звонкая запись событий планеты.
В песнях о Рае мы помним об этом;
песни планет и Миров – откровенны.
Родина жизни накроет волною –
светлой страницей – прочтённые годы;
кем они были, цветы и народы,
чем они были, столицы и птицы.
Опыт запишется. Грязь отстоится.
Сбудется сон ледников и отхлынет
в Час возрожденья лозы и полыни –
в Час заполнения новой страницы.
____________________________
Сквозь две тысячи фуг и прелюдий
Сквозь две тысячи фуг и прелюдий
над планетой сожжённых мостов,
испещрённых надеждой листов
с многозначностью слова «люди» -
ИОГАН СЕБАСТЬЯН БАХ
от ядра – и до протуберанцев:
от исхода пустот – до вибраций
сквозь поверхность в домах и в гробах
снизу – вверх от басов до сопрано
сквозь мерцанье огней и реклам,
сквозь глубины души, океана,
сквозь Тибет и молчаие Лам,
через рёв поездов, водопадов,
дискотек, пароходов, станков,
над чредой отшумевших веков,
беспощадных лавин, камнепадов,
сквозь дожди и озон атмосферы
через тьму траекторий орбит,
сквозь причуды побед и обид,
сквозь каскад размышлений и веры –
трубы ангелов, вспышки галактик,
по спиралям в глубины причин,
в ритмах волн над молчаньем пучин,
в стройном пульсе
за тактом и в такте
рябь барханов бесплодной пустыни,
рябь волны на озёрных песках -
всё ГАРМОНИЕЙ станет отныне:
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ.
____________________________
У окон Рая
Мы столько раз касались окон Рая
нечаянным и лёгким словно сон
прикосновеньем... и печальный звон
витал во тьме от края и до края.
Здесь только так дано услышать Мир
в снегах лавин, что нам судьба готовит...
и даже сила муз не остановит
желанье слабых покорить Памир.
Что может звук без Времени, - о чём?
И что есть Время, чей поток без звука
безжизнен также как сердца без стука,
ведь имя – звук. Им каждый наречён.
Ты стать хотел полётом синей птицы?
Мы станем все, когда нас озарят,
и в нас всё небо сможет поместиться
и в лица, в наши лица, говорят.
Так из мелодий воздвигают сферы;
сыграет каждый всё, что он искал,
лучами Солнца и базальтом скал,
где гаммы станут эталоном меры,
что сеет разум на лугах планет
бросая зёрна жестом дирижёра
в провалы тьмы насколько хватит взора,
где все считают, будто Рая нет.
_____________________________
П О С В Я Щ Е Н И Е
/Музыкальному магазину
на улице Неглинке/.
Запах дерева и бензина
да полуденная суета.
Музыкального магазина
притягательная простота.
Если "слушающий да услышит",
если "страждущий обретёт"
и, униженный, всё же дышит,
он, конечно, сюда придёт!
Он, конечно, пленен Москвою, –
нашей юности музыкант,
и, повенчан со злой тоскою,
в тихой тайне влачит талант
за струною для главной пьесы,
за друзьями для главных дел,
чтоб узнать, кто теперь "под прессом",
чтоб услышать, о чём не спел...
И потёрты футляр и джинсы,
и на пальце мозоль свежа;
музыкальные пехотинцы,
нотной улицы сторожа!
В полутёмной душе подъезда
он разделит с тобой печаль,
у пюпитра – чужое место,
бутерброд и ларёчный чай,
на ладони напишет адрес
и... умчится невесть куда!
А в секунде, как в кинокадре,
он останется навсегда
будто с выгоревшей картинки -
непостижный как волшебство.
Этот дом на углу Неглинки –
удивительное
существо!
_______________________
А П О К А Л И П С И С
Толпа озябших нот в дверях репризы
с ключом басовым, кованым навек,
Пасториуса ждут как Божьей визы,
как разрешенья Солнца на побег
по дромам Кобама,
по взмахам Махавишну,
подхвачены Гарбареком в пути,
сметая что становится излишним
в стремительных инверсиях Понти.
Здесь – Апокалипсис:
итог любви и боли.
Бессилье гравитации Земли.
... С билетиком на звёздные гастроли
нас ждут у старта наши корабли.
_____________________________
М А Э С Т Р О
И люстра высока,
и занавеса ткань
волниста.
И с третьего звонка,
как в старые века, –
Ференц Лист.
Как музыка легка
и как тонка рука
артиста,
как ангел чист
и мудр пианист.
Как много он сказал!
... И светом целый зал
был залит,
и свету нет конца,
а с бледного лица –
глаза лишь.
Казалось, всем – пора!
Ведь Истина добра,
казалось...
И отражалось
где-то на слезах.
Тут слава – не предлог,
чтоб выйти за порог
из плена,
хоть сед и одинок
задумчивый Пророк
Вселенной.
Он начал как игрок,
и вот он словно Бог
на сцене.
О, странный рок,
о, странный
кодекс Цен!
___________________
Ф Р Э Н К
З А П П А
Разделили нас,
располовинили.
Разорвали как ткань,
как заповедь.
У двоих по полсердца
вынули.
... Это – Френк.
Подойди, - Заппа ведь,
ставший музыкой
Сальвадор Дали –
Миф спасительный
человечества.
Для раба ли там выход,
для Лорда ли,
всё там сбудется,
всё залечится.
__________________
Взаимность
Всё в Мире гармонично и взаимно,
на каждый минус предусмотрен плюс.
Что победители поют?
Наверно, гимны.
А что поют рабы?
Пожалуй, блюз.
_____________________________
Кантри-блюз
То-ли блюз поют, то-ли так, -
африканистая застольная
с синяками ковбойских драк
на заказ за зелёный "стольник", -
всё срослось... (это – Мир хлебов,
от хлебов никуда не деться)
то ль печаль и слеза рабов,
то-ли «кантри» рабовладельца.
Где он, сейшен высоких звёзд,
дух молитвы спиричуэлса, –
выше Эльбруса, выше "Стэлса"?
... Только - "музука" в полный рост!
_____________________________
*
Век Возрождения.
Век Застоя.
Век Золотой –
облетевший сад.
Мира движенье
легко и спокойно:
импровизатор
не смотрит назад.
_____________
*
За спящим городом в полях
таинственно и гибко
качая злаки на стеблях
в ночи
блуждала
скрипка.
Её незримый силуэт –
небесное творенье –
мерцал,
отбрасывая свет
на струны откровенья;
касанье лёгкого смычка –
неяркий огонёк –
полёт сверчка и светлячка,
звучащий уголёк,
гонимый ветром
в темноте,
лишённый измерений,
вдруг вспыхнет,
отражён в воде
прозрачных сновидений.
То позовёт с собою в путь
и сразу же исчезнет.
Скрипач – не демон.
Он – кудесник.
Здесь нет материи. Забудь.
В полях не ищут скрипачей, –
нет ночью расстояний.
Он – никакой,
нигде,
ничей.
Вне нас.
Вне воздаяний.
_________________________
И М П Р О В И З А Ц И Я
В
Л А Д У
Отладили лад,
отложили, и - ладно.
А лад – подокладный,
былинный, балладный.
В нём можно такое,
о чём после коды
по часу молчат
города, пароходы,
Палаты, Сенаты,
Дворцы, канонады...
Когда мы в ладу,
нам не многого надо.
_________________
Нота
Попала нота на глаза,
и, пролетая вдоль по нервам,
вдруг стала звуком.
Самым первым.
И самым чистым,
как слеза.
Руками чуткого оркестра
была подхвачена она
и, в тайны Муз посвящена,
парит, небесная невеста,
меняя платья и подруг
в лучах и зеркалах Гармоний –
душа Земли,
дитя симфоний,
над Миром замыкая круг,
холодной искоркой дождя
скользит... по театральной крыше.
Я шум аплодисментов слышу,
с зонтом у входа проходя.
Наш век закончился уже.
Века, увы, не выбирают.
Но кто напишет, кто сыграет
о нас,
о праве,
о душе.
___________________________
Рэгги
\Бобу Марлей\
Это зеркало Рэгги –
отраженье числа,
восхожденье Омеги,
продолженье весла,
снисхожденье Природы,
если хочешь рискнуть.
Это – шар небосвода
или – шёлковый путь.
Это – правда о правде,
неделимость двоих,
если голос украден,
или просто затих,
там лечебные травы
прорастают сквозь нас
с наступлением лавы
или – славы о нас.
Это – гул атмосферы,
напряжение дня,
завершение меры –
как начала меня.
Это – выше вопроса,
это – лёгкий поток,
если даже – с откоса
по пути на Восток.
К тем, кто долго смеётся,
подбирается страх,
но душа не сдаётся
и живёт в городах.
Говорят, кто безумен,
видит в омуте Рай.
И пожалуйста, woman,
если можно, - do`nt cry.
_______________________
Д Э В И Д У
Г И Л М О Р У
1.
What do you want from me?
Ты мне говоришь о бесчинстве и лжи,
что ночи – темней, а закаты – короче,
что годы бегут и текут витражи.
Так что же ты,
что
от меня хочешь?
Ты жаждешь любви - и строчишь рубаи,
и плача, о главном молчишь многоточьем,
что дети и предки – давно не твои.
Так что же ты,
что
от меня хочешь?
И все перемены затем, чтоб… казнить
саму справедливость, кто ею порочен.
Я знаю, что Разум – тончайшая нить.
Так что же ты,
что
от меня хочешь?
2.
С Т Е Н А
Вот – два океана.
А между – скала
встаёт из тумана,
как будто спала...
Вот – два человека.
А между – стена.
От века до века
всё выше она...
Два Солнечных света:
Восход и Закат.
А между – планета
растущих преград.
_______________
Б Л Ю З
Гармошка губная,
ползу по песку,
где ветры пустыни –
песком по виску
и воют навылет сквозь душу мою,
и плачет пустыня о том, что пою;
о тонкой фигуре,
о тяжких цепях,
о ярости бурь,
о пожарах в степях,
о верной собаке, о звёздном огне,
о юноше, павшем в неравной войне,
чьи губы я знала,
в чьих пальцах спала,
к кому ревновала,
кого берегла
и тайны хранила о первой весне,
и берегом Нила парила во сне,
читая по краскам,
на илистом дне,
на дремлющих масках
в ночной тишине...
Отступит прилив, обнажит миражи.
Бархан под Луною, прошу, поспеши, –
укрой нас волною
песчаной тоски, -
с хозяином юным
мы канем в пески.
А скатится капля, -
песок украдёт.
И камешек кто-то однажды найдёт,
бечёвку проденет, положит на грудь...
Храни нас, пустыня,
и Мир, не забудь.
_______________
Д Ж А З М Е Н Ы
Камертоны своей мечты,
в звуковых волнах Эллингтона,
это - джазовые киты
человеческого планктона.
__________________
Эстрадное
Жестикуляция певцу
нужна как для осы – полоски:
на сцене, априорно плоской,
певцу движения к лицу.
Беззвучен и неинтересен,
ни сном, ни духом не скорбя,
бессодержательностью песен
так трудно создавать себя!
Нелепый жест, смешные позы
в несоответствии словам... -
в них пляшут признаки угрозы
искусству, разуму и нам.
И если пошлость умиляет,
уже привычна и вольна,
то КТО
планету населяет?
КУДА
вращается она?
______________________
Эстрадная песня 2013
- Форма – ржание.
- А содержание?
- А содержание –
недержанье ржания.
_____________
К О М П О З И Т О Р
Кто в клавишах находит Мир –
настрой на струны Мирозданья,
тот строит Храм
среди страданья;
большой
космический ОВИР.
______________
П Р И Я Т Е Л Ь
_____________________________
Сергею Б.
«ЗеКа» и инструменталист,
он гробил пальцы на морозе.
Теперь он – друг Большого Оззи,
американский гитарист.
В Карнеги-Холле он печален,
техничен и не нарочит.
Он вежлив,
сыт,
сентиментален,
да жаль,
молчит, молчит, молчит...
_______________________
Виртуоз.
/Аркадию Ш./
Он может всё: зурна поёт кларнетом,
труба - тромбоном, что охрип слегка.
Мне кажется, он был рождён поэтом, -
ведь у него на саксе - три курка.
________________________
Е Д И Н С Т В Е Н Н Ы Й
З А К А Т
Штиль на Небе
и
штиль на Море.
между ними... – скрипичный волос.
Это – ария акваторий!
... перламутровый
... женский голос.
Если – не подобрать слова,
ЭТО
смог бы сыграть гений.
Да кому повезёт снова
в вечном хаосе совпадений!
_____________________
Владимиру Шурыгину. Калуга, 1980 г.
Вот – музыка
запуталась в траве,
смешалась с шелестом её
и стрекотаньем;
полёт пчелы – смычок по Мирозданью,
виолончель – пчелою в голове.
Высокий ветер духовыми дышит,
металл литавры плавится в волне,
и чей-то плач – свирелью при Луне.
Любой живёт в мирах,
чьи звуки слышит.
_______________________
Композитору
ВЛАДИМИРУ
ШУРЫГИНУ посмертно*.
/г.Калуга. 1976 г/.
Кристаллом врастая
в провалы пространства –
ломая о грань постулаты зеркал
ты строил Миры,
и твой гений сверкал
во тьме безымянства!
Теперь до тебя – что до светлого Рая:
от края до края планета в плену.
... Играя войти,
чтобы выйти играя,
ты выбрал для Музы
мою
тишину.
__________________
*Среди музыкантов, знавших Володю,
вполне обоснованно живёт мнение,
что будь он жив, музыка 21 века была бы другой. /Авт/.
П А М Я Т И
Д Р У Г А
Не плачь о судьбах скрипачей.
Они – в морях,
на пароходах,
в подвалах,
в залах,
в «переходах»...
скрипач - потомственный ничей.
Меж триединств
скрипач – четвёртый:
со всеми силами в ладу
играет "на разрыв аорты
с кошачьей головой во рту".*
В руинах РИМа,
в звёздах МИРа
повисла пыль его следов.
Его душа – в волнaх эфира
парит над дымом городов.
Не плачь о судьбах скрипачей.
Они – в морях, на пароходах,
в тоннелях, в ямах в переходах,
в провалах судеб и ночей.
______________________
* Осип Мандельштам.
П Е С Н Я
Я построил песню
с тонкой аркой входа,
всю - из лёгких лестниц
с отраженьем в воду,
с гладкою, одною
золотой стеною
и с окном чердачным
утренним, прозрачным.
Я её шарами
яркими наполнил,
чтоб играть ветрами,
в разноцветный полдень,
башнею Пизанской
наклонил к закату
и ковром испанским
выстелил «легато»...
Вынул осторожно
в студии... Версачи.
Мне сказали: «Можно,
но оркестр плачет».
________________
Посвящение в музыканты
Древесный запах контрабаса
и смолянистый аромат
смычка
околдовали разум
и сон мальчонки-новичка,
доверив ключ от арсенала
рядов ладов, клавиатур,
листов волшебных партитур...
и всем, чего не доставало
в инструментарии души -
чем строят крылья для полёта
над монотонностью болота
и человеческой глуши.
___________________________
*
Музыка из любви к жизни.
Музыка из любви к музыке.
Музыка для самой любви.
Музыка, чтоб “делать” любовь.
Сколько музыки в Мире!
____________________
Служенье Музам
и служенье Муз
«Служенье муз
не терпит суеты»,
и потому они не суетятся,
а мы без них рискуем потеряться,
бездарны, суетливы и пусты.
Служенье Музам -
не для нищеты,
что превращает службу в наказанье.
Служенье Музам –
не за подаянье,
но Музы – не в долгу.
Они щедры.
________________________
Гармошка
В городе - море
ярых огней.
С этим не спорят;
это сильней.
Девочка плачет -
горькое горе:
город – не с ней.
Двадцать ступеней
в старый подвал;
столики в пене,
липкий бокал...
Ты – о хорошем,
но плачет гармошка, -
пой, Taj Mahal.
В песнях небесных –
звуки разлук;
девочку предал
искренний друг.
Плачет гармошка,
плачет и хочет
выпасть из рук.
_________________
Г Е Р М А Н У
Л У К Ь Я Н О В У
/Дж. ансамбль "Каданс"/.
Не продавай трубу, трубач.
Труба играет на закате -
закат играет на трубе
в одной-единственной сонате;
в одной единственной судьбе.
Не продавай трубу, трубач –
Ну кто ты без трубы?
Ты лучше выпей да поплачь
над рифами Судьбы.
Как караван уходит в ночь –
в волшебный лунный край,
как караван уходит в ночь –
в волшебный лунный край,
рисуй, рассказывай, пророчь –
играй, играй, играй.
Захочешь, я возьму такси;
вот – ключ, а вот - жильё.
Не продавай и не проси –
тут всё вокруг – твоё.
Не продавай трубу, трубач –
Кем будешь без трубы?
Ты видишь свет, ты слышишь плач.
Не уходи с тропы.
. . . . . . . . . . . . .
Труба играет на закате -
Закат играет на трубе.
И если даже не заплатят,
Тут всем зачтётся, и - тебе.
Не продавай трубу, трубач, -
Она тебя спасёт,
твой медный бог и твой палач,
свобода и полёт.
____________________________
*
Дым повис
и софит погас.
Кто пьёт, кто молится
или спит,
но он спасёт нас
и он простит,
мальчик,
который играет джаз.
Он, наверное,
одинок;
это так на Земле не ново!
Звук за звуком,
за словом слово...
МИР,
который играет Бог.
_______________
К А Р А В А Н
/Дюку Эллингтону/.
Плывет корабль среди пустынь -
большой,
двухмачтовый,
двугорбый –
звено зскадры, часть аккорда,
а по бокам – ночная стынь.
Глубокий, равномерный кач
наполнен волнами движенья
и звёзд небесных отраженье
плывёт в глазах его как плач.
Так наполняется душа
густой мелодией Востока...
О, как молчание глубоко! –
я понимаю Вас, паша`,
и Ваш прищур, и опахал,
и век, что окружён терпеньем,
ночных песков щемящим пеньем,
которых сроду не слыхал.
Плывёт корабль среди пустынь –
большой,
двухмачтовый,
двугорбый -
живой, загадочный, и гордый
в густой ночи
меж двух твердынь.
____________________
Кафе у дороги
... Плакала скрипка в кафе у дороги.
Хрупкие звуки метались в тревоге –
то замирали у двери холодной,
то поднимались легко и свободно
облаком дыма над старой заставой,
в зорях озёр отражённой октавой,
лёгкой звездою над миром убогим...
Мальчик и скрипка в кафе у дороги.
Что между ними, - какое заклятье? -
старый футляр и потёртое платье,
тонкие руки, озябшие ноги... -
Солнце Вивальди сияет немногим.
Выла у входа бездомная вьюга:
те, что за дверью, любили друг друга!
Вдруг ворвалась, раскричалась и... скрылась.
Что-то исчезло и переменилось;
длинные кудри засыпаны снегом,
будто бы Ной управляет Ковчегом
в море мелодий – то страстных, то строгих...
Это – печальный скрипач у дороги.
Век словно сон, и судьба – как чужая.
Боги скорбят, но судьбе не мешают.
Скрипка молчит, и у края дороги –
вьюга
и мёртвый старик на пороге.
Что между ними – любовь или злоба,
что сохранили, что помнили оба? –
скрипка споёт мудрецам да убогим:
мальчик играет в кафе у дороги.
_____________________________
Майлс Дэвис
Крича в сурдину
молящий недра
вопрос,
согбенный к ядру Земли,
по сценам Мира
светло и щедро
влачить...
Внемли, человек, внемли.
__________________
Мир поёт
Увы, на свете мало песен.
Вполне понятно почему.
... Висит Юпитер в поднебесье,
да песни нет, чтоб спеть ему.
Чем успокоить опоздавших,
что спеть тому, кто устаёт,
где песня, чтобы поднять упавших,
а Мир поёт, поёт, поёт...
____________________________
Дождь дорог
Капли по клавишам автомобилей,
ксилофонический дождь дорог.
Мы эту музыку полюбили,
кто как услышал и кто как смог.
Мимо парадного консерватории –
пёстрой симфонией в блеске крыш
сквозь эйфорическую светофорию
вдоль подворотен, витрин и ниш.
Это движение не остановит
ни тектонический крен Земли,
ни изверженья, ни море крови,
ни ледники в голубой дали.
___________________________
Без гармонии
Без гармонии красота –
надоевшая парадигма.
Надоешь за час как «Энигма».
Без гармонии – никуда.
_______________________
П Е Ч А Л Ь Н Ы Й
С П У Ч А Й
Он вышел показать
игру воображенья!
...Но кто-то выкрал ноты из такси.
В них завернули жирное печенье,
пузырь вина
и банку "иваси",
и сели шумно
где-то на балконе,
и кто-то выпил
и успел уснуть...
Он вышел показать
Игру На Саксофоне!
Они – "от безобразий отдохнуть".
____________________
Под Пата Метни
Как напутствие
в джунгли, в бредни -
вечер летний
под Пата Метни.
И предчувствие,
что – последний,
незаметней и незаметней...
____________________
Р Е К А
М У З Ы К И
Течёт река в ветрах Симфоний -
прозрачность, охра, изумруд...
тут всё поёт, и все поют,
топча песок на синем фоне.
Прямой душою промолчит
и с долгой паузой заляжет.
Глядишь, и с музыкой завяжет.
А где-то палочка стучит
и мокнут нотные листы... -
там льются слёзы обделённых,
река шумит, снося мосты,
деревья, города, короны.
______________________
Р Е К В И Е М
Британии – поклон:
с ней гений говорил.
Задумчивы поэты стран безумных.
... В зелёном парке
меж проспектов шумных
я вижу мальчика,
он замер у перил.
И детский взор в глубины древней Темзы
с кувшинкою, плывущей в никуда...
Пусть – не поэт, но опьянённый тем же,
он слышит,
как уходят поезда
и шелестят в опавших листьях шины,
парят дороги, крылья, корабли,
и как молчат
Тибетские Вершины,
взлетая льдом
над плоскостью Земли,
расчерченной прямыми автобанов,
квадратами далёких авеню,
как взлётной полосой меридиана
летит заря к Священному Огню
сквозь нотный стан
условных параллелей,
трансцендентальной Мантрой
славя Мир –
весенней песней, музыкой капели,
чтоб наполняя души и эфир,
стать монументом
(вновь – нерукотворным).
И всё равно, базальт он или гипс,
над «Сотвореньем»
вздорным и покорным
while my guitar gently weeps.
_________________________
20.11.2008г.
Р О Я Л Ь
Ушла.
И двери затворились.
И щёлкнул каблуком замок.
На стройных станах струи строк
оборвались
и растворились
за полустворками дверей
на полуслове, полувдохе –
там... в половинчатой Эпохе
меж половин полуморей
за полутридевять знакомых
полупустынь-полуземель
качать пустую колыбель
слепым
движеньем
метронома.
________________________
Музыка в сосудах
Стояла музыка в сосудах.
Настала ночь – и полилась,
колдуя, плача и смеясь –
стекая искрами в рассудок.
Прости, так тяжелеет тигель,
он форму ждёт, стремясь за край...
Сыграй на тему «баттерфляй»
на старом флюгере под флигель,
вливаясь в контур вечеров
металлом серебристых крыльев
над горизонтом многомилья
ловя мелодии ветров,
пусть предназначенных не нам,
что прилетая ниоткуда,
заполнят тонкие сосуды
надеждой с болью пополам.
_____________________
Остаток мира
Я Вагнера люблю, Сезанна и Шекспира.
А ты – девиц, коньяк и шоколад.
… Блажен, кто посетил остаток Мира:
не те пиры, дары, электорат.
__________________________________
С Т Р У Н Ы
Г А Р М О Н И И
/К астрофизической "Теории струн"/
Мелодия проливает
свет на гармонию Мира.
Рояль так похож на лиру,
в чьих струнах Миры мерцают,
где квартовый строй басовый,
где тонкой трубы сурдина
похожи на щель в гардинах
космической тьмы суровой,
чей пульс порождает ритм, -
тамтамы гудят в саванне, -
над ровной строкой Санскрита
и гранями сердце ранят.
Сигналы несут отчаянье
в холодную тьму и даль...
и Космос зловещ молчаньем, -
закрытый чужой рояль.
______________________
Т Р Е Л Ь
Ты слышал когда-нибудь трели гармошки –
тихой, по-над травой -
дымкою призрачной...
ниже окошек,
с полудыханием... как живой?
Звук переливчат, слегка приохрипший,
где-то качнувшийся на кривой –
вроде как выпил... да недопивший, -
вроде бы ясный, да сам не свой.
Полузнакомый, и полупривычный,
в чём-то не наш, – не из здешних мест...
Только предстало вдруг фантастичным
с детства знакомое, что окрест;
в этом окне передумали спорить,
в этом – шалить, выключая свет...
То ли Природа мелодии вторит,
то ли припомнились проводы лет
или рассказы про дальние Страны,
да разгулявшуюся войну,
ту, что застряла в своих же капканах,
и отпустила навек тишину,
и о великих ненаших вершинах,
и о забывшемся смысле добра,
и о мужчинах.
Обычных мужчинах -
о хлебопашцах и юнкерах,
свадьбах былых, белоснежных невестах,
о небесах в косяках журавлей...
Миг! - и исчезла. Покинула место.
Душно во тьме.
А на душах - светлей.
И над рекою – туман серебристый
или неяркий поток фонарей.
Здесь, на планете, живут гармонисты.
Им за туманами Солнце видней.
___________________________
У памятника Дж. Леннону
Белее мела только мел –
провал щеки белее гипса.
К рукам навек примёрзший «Гибсон»...
Мы допоём, кто не успел.
_____________________
Судьба барабана
/Билли Кобаму/.
Машина.
Механизм, чей пульс живой –
почасовой, минутный, помоментный... -
здесь время – музыке:
его сдают в аренду
и обрамляют
солнечной канвой –
её вибрациями – «целжен-вика»-вита –
пространство чувств творит расчёт доле`й.
Так души заполняют звук и ритм
в величии слияния полей!
Бездонный гул в мембранах барабанов –
удары магмы. Это бьётся боль,
врываясь в Мир
пожарищем вулканов –
в «Backup» Системы, где педаль – пароль.
В чреде тамтамов – эхо Атмосферы,
прошитой хеттом степами стежков
под взмахи многовёсельной галеры,
где «Paist» серебристей облаков.
Галактики, - прозрачные медузы, -
скользя в пучинах, постигая даль,
всё ближе к зеркалу,
где им себя не жаль.
За гранью Мира обитают музы,
что знают: сердце превратится в дым –
но только пламень закаляет сердце,
что неподвластно тяжести инерций.
Счастливый шанс остаться молодым!
______________________________
Это – джаз, Господа
Это – джаз, Господа:
это – нечто.
По реке звезда –
плачем кречета:
каково в закат,
да по плечи-то!
Не тебе, видать,
да не мне чета:
яснозвёздный край -
на порог пути.
Отразись... сыграй,
чтоб навек уйти
да оставить звук
в полусферах ниш
да портреты рук
на полях афиш.
______________
Барабанщик
Мой лёгкий барабан,
он полон слёз и смеха;
над ним летает эхо –
цветной аэроплан!
Мой старый барабан
в чехле из чёрной кожи.
Мы в этом с ним похожи.
И шрамами от ран.
Выдерживать удар
сподручней – отзываясь
где фразами из слов,
где фразами из нот.
Но мы идём вдвоём
на сцену, забывая
как Мир и глух, и глуп,
чем, отродясь, не нов.
______________________
Герой искусства
«I love you», «I love you».
Я – на зависть соловью!
И пою как гнёзда вью;
почитайте интервью.
«I love you», «I love you».
Каждый «хит», конечно, «нью»:
френды, бренды и превью,
извините, перебью:
я пою как продаю,
и на сцене – как в Раю
на рискованном краю.
И - без критики! Убью.
____________________
Р У С С К И Й
Ш А Н С О Н
Репертуар неинтересен.
Тюрьмою музыка смердит.
Поёт бандит бандитам песни –
лет десять по Москве галдит.
И слов набор один и тот же –
салат из надоевших тем.
... Выходят петь с ленивой рожей,
как будто вышли – не за тем.
И это – музыка столетья!
И это – двадцать первый век!
Так гонят стадо крепкой плетью,
давя несчастных и калек.
_____________________
КРИКУН
"Непростой для сердца звук".
А. Блок
Крикун забрался на эстраду, –
пустой расхлябанный сквозняк.
Таким, увы, эстрада рада,
но жаль, что слушатель размяк;
забыл, несчастный, про бананы,
орёт, не покладая рук,
считают "бабки" шарлатаны... –
знать, "не простой для сердца звук".
____________________________
* * *
Как мелодия красива! –
слёзы - облаком на глаз...
Эта музыка – под пиво.
Социальный госзаказ.
__________________
З В Е З Д А
Я слыхал –
поют от сердца,
для души
и от души...
Это значит –
«без коммерций»;
с голодухи
и – в глуши.
Петь хочу.
Стоять на сцене,
чтобы – деньги,
как в кино.
Остальное мне «до фени»,
потому что – всё равно.
Я – певец.
Не сочинитель.
Сочините – заплачу.
... А потом,
уж извините,
заплатите –
замолчу.
_________________
Поэт шансона
Он стихи писал по понятиям,
и забыл для чего писал.
Это – муторное занятие;
то базар в душе, то вокзал.
________________________
П Р О Д И Ж И
То ли – проседи,
то ли – пролежни,
что-то – «анти»
всего, что есть,
прёт в гимназии,
в классы, в колледжи –
тоже, видимо,
хочет есть.
_________________
« П О П С А »
Певцов гортанных да гундосых,
что стали символом судьбы,
сослать бы на «Галапагосы» –
на край большой морской губы –
висеть окурками пожара
московских горьких пепелищ...
Богат ландшафт Земного Шара,
да без Москвы богатый нищ.
Пусть посидят, поразмышляют
о чём поют,
зачем поют,
куда зовут,
о чём мечтают,
что отнимают,
что дают,
что значит КЛИП
для пониманья,
в чем соль да СМАК,
да горечь слёз,
какой несут в себе вопрос
пейзажи,
полные вниманья.
____________________
Звук
В песнях чудесных,
в напевах небесных
сколько печали земной!
Слушают песни
в Мирах бестелесных
там
без меня,
не со мной.
В вечной любви –
ни объятий, ни ласки,
слёз и разлук.
Им – небеса
да ожившие сказки,
нам – только звук.
______________
Fusion
На сложных джазовых ногах
стоит классическая пьеса
неясным признаком прогресса,
в своих этнических долгах.
________________________
* * *
Быть звездой на небосводе
много легче, чем вчера.
В чём секрет простых мелодий?
В том же, в чём и топора.
________________
Свидетельство о публикации №111090808582