Памятники по Дороге Жизни
Первым монументом Дороги жизни стал памятник детям, погибшим в годы блокады,— «Цветок жизни». Большой мемориальный комплекс устроен на 3-м километре дороги, по проекту архитекторов А.Д.Левенкова и П.И.Мельникова. Центральным его сооружением стала бетонная ромашка высотой пятнадцать метров, растущая из небольшого возвышения. На лепестках цветка изображен детский рисунок улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Перед памятником — мемориальная стела, на которой написано: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда. 1941 —1944». Рядом высажено 900 берез, по одной березе за каждый блокады в день. В праздничные январские дни стройные деревца украшаются красными галстуками. За ромашкой вытянулась небольшая памятная аллея Дружбы, на высоких стелах которой рассказывается о героизме юных защитников Ленинграда. На первом монументе высечены слова: «Более 15 тысяч пионеров и школьников на-граждены медалью «За оборону Ленинграда».
Третий памятник перечисляет пионеров — Героев Советского Союза и кавалеров высоких государственных наград. А на другом монументе написано: «В годы блокады свыше 18 тысяч школьников вместе со взрослыми работали на заводах и фабриках, на полях совхозов и в подсобных хозяйствах.
И последняя стела рассказывает о школьниках-партизанах: «Около двух тысяч ленинградских пионеров были награждены медалью "Партизану Отечественной войны"».
Завершается аллея небольшим высоким искусственным холмом, где в окружении березок установлены гранитные блоки с копиями страниц знаменитого дневника Тани Савичевой — это Траурный курган. Восемь страничек, вырванных из телефонной записной книжки. Как их мало, и как много они говорят о тех страшных блокадных днях и ночах.
Женя умерла 28 лек. в 12. 30 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942.
Мама 13 мая в 7. 30 час. утра 1942.
Савичевы умерли.
Осталась одна Таня.
В воскресенье 28 декабря 1941 года одиннадцатилетняя школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем страшном дневнике. Большая и дружная семья... Старшая сестра Женя работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Бабушка Дуся — Евдокия Григорьевна —домохозяйка. Лека (брат Леонид) — рабочий судостроительного завода. Дядя Вася служил в книжном магазине. Да и дядя Леша работал там же. Мама... мама Мария... занималась домашними делами.
Семья Савичевых погибла, а Таню вывезли на Большую землю, эвакуировали из блокадного города, где уже никого из родных не осталось. Таня умерла 1 июля 1944 года в далекой Горьковской области от прогрессирующей дистрофии,— ее постоянно мучили головные боли, расстроилась координация движений... Танин дневник стал символом ленинградской блокады, страшным свидетельством фашистских преступлений.
Памятник «Цветок жизни» был торжественно открыт 28 октября 1968 года, аллея Дружбы посажена в 1970 году, а Траурный курган «Дневник Тани Савичевой» построили спустя пять лет.
Отметим, что фактически первым сооружением мемориала «Дорога жизни» является памятный знак на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Большой деревянный православный крест установлен в память железнодорожников, работавших на Дороге жизни и погибших в Великую Отечественную войну. Пятиметровый крест с шестью иконами на лицевой стороне был открыт и освящен 17 июня 2000 года около платформы № 5 направления на Ладожское озеро.
Несколько одинаковых монументов расположены в районе Ржевка-Пороховые, которые обозначают «Ржевский блокадный коридор»,— маршрут движения автотранспортных колонн по территории города. А на втором километре установлен монумент регулировщицам. На бетонной стеле в виде уходящей вдаль дороги несутся полуторки с продуктами для голодного Ленинграда. На переднем плане — молодая девушка регулирует движение колонн. Памятник был торжественно открыт в 1988 году. Авторы сооружения — художник Я.И.Имранов и скульптор Б. А. Изборский.
На шестом километре в 1968 году установлен памятный знак «Балтийские крылья». Он посвящен военному аэродрому «Приютино», который там размещался и был частично перебазирован на аэродром «Гражданка» в воюющий Ленинград. Основу монумента составляет врытое в землю хвостовое оперение самолета, с прикрепленной по центру эмблемой. На бетонной стеле, рядом с монументом, вырезана поясняющая надпись: «Здесь, на этом поле в 1941 — 1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу жизни». Автор памятника — А. Д. Левенков.
Второй мемориальный комплекс расположен уже в городе Всеволожске, на десятом километре Дороги жизни, у подножия горы, по наименованию которой назван второй памятник: «Румболовская гора». Композиция архитекторов П. Ф. Козлова и В. Н. Полухина достаточно проста — огромные зеленые листья дуба и лавра символизируют Жизнь и Славу, а маленький желудь — новая жизнь,— органически дополняет эту общую картину. Памятник изготовлен из металла. Рядом с монументом стела со стихами Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Памятник сооружен в 1967 году. За несколько десятков метров перед горой, на перекрестке Дороги жизни с улицей Александровской установлена стела, которая предваряет памятник на Румболовской горе. На ней написано: «Здесь в дни блокады Ленинграда проходила "Дорога жизни"». Двадцать берез, посаженных к двадцатилетию Победы, стали своеобразным фоном монументу.
Не доезжая немного до деревни Романовка, можно увидеть кусок старой настоящей Дороги жизни. Три высокие стелы работы архитектора А. Д. Левенкова выполняют роль указателей, которые были установлены на всем протяжении пути. На одной из них написано: «На Кобону», на средней — призыв: «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом», последняя стела указывает путь: «На Ленинград». Также на памятнике написано: «Слава героям Дороги жизни. I 200 ООО ленинградцев эвакуировано. 1 500000 тонн грузов доставлено в Ленинград».
Следующий памятник Дороги жизни называется «Катюша» и установлен он в районе деревни Корнево, на 17-м километре. Здесь в годы войны располагались части зенитной артиллерии, которые защищали Дорогу жизни от вражеской авиации. Пять 14- метровых стальных черных двутавровых балок, словно направляющие легендарной «Катюши», изготовившиеся для залпового огня, вырываются из бетонного основания — они установлены под углом к горизонту и символизируют собой знаменитую грозную машину. Рядом — стела с памятной надписью надпись: «1941— 1945. Эти грозные годы запомни! Здесь проходила Дорога жизни. Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим героям бессмертная слава!». Памятник установлен в 1967 году по проекту архитектора Л. В. Чулкевича, который во время войны командовал автоколонной и доставлял по этой трассе продовольствие и боеприпасы.
Братское воинское захоронение защитников Дороги жизни
устроено на военном кладбище за деревней Ириновка. Красная мемориальная стена вытянулась вдоль дороги, на высоком холме. Рядом небольшая стела со стихами Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись». На кладбище захоронены воины, умершие в госпиталях от ран; девушки-воины инженерных и медицинских частей; ленинградцы, погибшие в эвакуации.
Последняя остановка перед ледовой дорогой — 40-й километр и памятник «Разорванное кольцо». Здесь машины выезжали на лед озера, чтобы продолжить свой опасный путь к Большой земле.
Водитель Иван Васильевич Максимов вспоминает те поездки: «В ночь на 22 ноября с западного берега на лед спустилась первая колонна из десяти автомашин. Я был в этой колонне. Снега еще не было, и черные полосы ледяного поля часто казались открытой водой. Не скрою, страх леденил сердце, тряслись руки: наверное, и от напряжения и от слабости — четыре дня, как и все ленинградцы, мы получали по сухарю в день...
Не все машины достигли берега, но первый групповой переезд был совершен. Запомнилась даже первая горячая похлебка, которую мы получили. На следующий день эти машины шли обратно, везя ленинградцам хлеб... По трассе фактически проходил фронт. И каждый выполненный рейс был как выигранный бой. Несмотря ни на что движение по трассе не прекращалось.
Сразу после налетов выходили на лед дорожники, прокладывая новые дороги. Тут же регулировщики бежали к машинам, показывая шоферам новый путь. А регулировщиками были... девушки... Они стояли под ледяным ветром или снегом на расстоянии 350-400 метров друг от друга днем с флажками, а ночью с зажженными фонарями "летучая мышь". Круглые сутки в любую погоду несли они свою героическую вахту...»
Да, 22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовиков ГАЗ-АА. Ледовая дорога получила официальное наименование «Военно-автомобильная дорога № 101» (ВАД-101) и начала функционировать спустя четыре дня.
Но первым ледовую трассу опробовал батальон коннотранспортного полка, который утром 20 ноября прибыл на Ладогу из-под Пулкова с гужевой ротой 13-й стрелковой дивизии 42-й армии. В этот день конно-санный обоз, насчитывающий 350 упряжек, спустился на лед с Вагановского спуска.
Командир батальона М.С.Муров вспоминал: «Перед нами широко раскинулся, словно отполированный, темный ледяной покров самого большого в Европе озера. Лошади сразу же покрылись инеем, у верховых мороз начал прихватывать ноги в стременах. Пришлось спешиться и вести лошадь в поводу».
Обоз медленно пополз по маршруту, проложенному заранее разведгруппой. На девятом километре остановились из-за трещины во льду, и долго искали обходной путь. Местами лед был тонким и трещал под копытами лошадей. Некоторые начали проваливаться, и караван снова начал петлять в поисках более безопасной дороги. Уже было темно, когда обоз достиг Кобоны. Взяв груз муки, бесстрашный батальон двинулся обратно.
Преодолев множество трудностей, груз утром 21 ноября был доставлен в Осиновец.
Дорога представляла собой целый сложный инженерный организм. Ее хозяйство состояло из дорожных знаков, вех, мостиков и переносных щитов, различных баз, складов, обогревательных и медицинских пунктов, пунктов питания и технической помощи, мастерских и телефонных станций. С наступлением весны ледовое покрытие быстро таяло, и машины ходили по воде, выступившей поверх льда. 21 апреля 1942 года ВАД-101 была официально закрыта.
Большая белая полуарка памятника «Разорванное кольцо» разъята по центру, и две половинки не соприкасаются друг с другом. В этом месте фашистская блокада была разорвана мужеством и стойкостью защитников города. Блокаду победила не грозная боевая машина, не удивительное сверхмощное оружие, а простая гражданская грузовая машина, следы от колес которой навсегда врезались в бетонное основание монумента. Мемориальную композицию дополняют белые железобетонные шары, имитирующие прожекторные установки. Рядом авторы установили настоящую зенитную пушку 52-К калибром 52 мм. Такие орудия прикрывали ледовую трассу «Дороги жизни».
Авторами монумента выступила творческая группа, среди которых был архитектор В.Г.Филиппов, скульпторы К.М.Сумин и В.Т.Дугонец, инженер-конструктор И. А. Рыбин и художник В. Н. Яковлев. Открыт монумент 29 октября 1966 года.
За информацию благодарна
http://www.alexandria-guide.ru/info/war
Свидетельство о публикации №111090800515