20101220 - Что я думаю о ритме и размере
Попалась, так уж получилось, книга амурского автора Н.Левченко «Осень в Благовещенске». Я её читал… читал… читал… Не то, чтобы я сразу поймал себя на мысли, из-за которой, в принципе, и решил написать это размышление. Скорее эта мысль медленно, но уверенно зрела, обретая форму, сущность, и вот наконец, на 67-ой странице выплеснулась.
Я понял, что именно я не мог понять во многих стихотворениях!
Понял!
Ритмику и размер!
И я стал один стих за другим просматривать. Уже ушла в небытие скука, уже я нашёл, чем именно мне сейчас вот заняться. И даже не знаю, сколько времени прошло, перед тем, как я удостоверился: во многих стихотворениях не хватает именно ритма и размера. На лично мой скромный взгляд.
Приведу пример со страницы 67, на которой меня, так сказать, прорвало:
«…Я люблю тебя так, ни за что. Полюбил и люблю.
Ненавидят – за что-то, а любят от чистого сердца.
Пусть колеблются курсы, пусть дефолт угрожает рублю –
Всё равно я люблю, и от этого некуда деться.
Я люблю тебя всю, всю тебя – от греб`нок до ног
(Как заметил поэт Пастернак), любят так только очень и очень немногих:
Каждый взгляд твой и каждый волос завиток,
Каждый шаг твой и вздох, и улыбку, и руки, и ноги…»
15-16-16-16 15-22-12-16…
Это не просто цифры – это количество слогов (то бишь гласных букв) в каждой из строк. Просто само количество. И, может быть, больше и говорить-то дальше не стоит.
И это только по длине. А если взять ритм?
--|--|--|--|--|
--|--|--|--|--|-
--|--|---|--|--|
|-|--|--|--|--|-
--|--|--|--|--|
--|--|--|--|--|--|--|-
--|--|--|--|
--|--|--|--|--|-
В четвертой строке первым ударным слогом поставлено от того, что буква «ё» в русском языке как бы ударение на себя принимает. Но даже если это убрать, всё равно есть неизбежное нарушение ритма в третьей строке.
Лично я считаю, что ритм в стихотворении быть должен. Он обязан быть. Чтобы читалось всё так, словно песня. Вот выйдет кто-нибудь и начнёт читать. На русском языке. А ты даже можешь не знать этот язык – а будет красиво. Как песня поётся. Без музыки.
Точно также и с размером. Ну, конечно, сам автор может выйти и прочитать так, что все ахнут. Он где-то придержит себя... где-то ускорится… И будет здорово.
Но я!
Я-то так не смогу! Откуда мне знать, что автор хотел вот так вот паузу поставить, а не иначе? Откуда я это должен знать? И в результате я получаю то, что получаю: я должен, читая длинную строку (на семь слогов, между прочим, чем предыдущую) подстраиваться, перечитывать заново строфу. И теряю подчас весь смысл стихотворения. Отчего просто хочется взять и всё закрыть.
В музыке есть специальные обозначения, которые означают паузу. Между нот. А что ставить в стихотворениях? Надписи в стиле «ждать две миллисекунды – потом читать»??? Так каждый читать может по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее!
Я рад за людей, которые читают красиво свои стихотворения, какими бы они ни были. Молодцы! Но я думаю, что стихи пишутся для людей. И главное в написании от того – чтобы читатели смогли одинаково прочесть.
А если красивый стих прочитать? Что будет? Ну, неужели не захочется его ещё раз прочесть? И если ритмика и размерность нормальные – стих сам по себе запоминается! И становится частью человека, его прочитавшего.
Вы встречали хоть раз людей с разными размерами ног? У меня есть один знакомый. Говорит, что ему очень неудобно. Не на улице – там можно и обувь соответствующую носить, но четыре сантиметра доставляют неудобство в домашней обстановке – при ходьбе в тапочках.
Вы когда-нибудь слышали, как вдруг «стреляют» выхлопными газами автомобили? А, ведь, это нарушение ритма работы двигателя внутреннего сгорания.
А картинка на телевизоре хотя бы раз прыгала или «съезжала» немного в сторону? Так, ведь, это тоже нарушения ритма передачи данных.
Так почему тогда не соблюдать ритм и размер в стихах? Ведь, это такое же творение человека, как двигатели и т.п.? Чтобы всё было хорошо и работало прекрасно.
И лично я предпочёл прочитать вторую строфу в стихотворении следующим образом:
«…Я люблю тебя всю, всю тебя – от греб`нок до ног
(Как заметил поэт), любят так только очень немногих:
Каждый взгляд твой и каждый волос завиток,
Каждый шаг твой и вздох, и улыбку, и руки, и ноги…»
Что там с нарушением размера в третьей строке я уже даже предпочёл опустить. И я ещё раз перечитал. Я перестал знать, что это сказал Пастернак… и я не стал знать, что он говорил два раза слово «очень». Но зато (по моему простому личному мнению) не нужно было сбиваться, ища ритм и размер.
Помнится, когда презентовали данную книгу, член союза писателей России И.Д. Игнатенко сказал, что любит своим попутчикам в пути рассказывать стихотворение из этого сборника «Четыре станции любви». И, кстати, сейчас, по прошествии пары дней я только и могу этот стих, пускай смутно, но вспомнить. Не знаю от чего именно, но скорее всего – из-за того, что там идеальные размер и ритм. И этим стих выделялся на фоне всего остального…
2010.12.20
Свидетельство о публикации №111090802658