Seit der Himmel, seit der Zeit

Предуведомление

Как возможно говорит о существовании человека в мире в категориях Мартина Хайдеггера? Можно идти путём, каким шёл сам философ, идя от Dasein к Befindichkeit и Beworfenheit. Можно идти от самой действительности, пытаясь обнаружить те феномены, которые были фиксированы Хайдеггером, однако это довольно скользкий путь, по сколько идущий по нему рискует столкнуться с проблемой несоответствия полученных им результатов с оригинальной системой. Оба этих пути относятся к чисто рациональному подходу, но на сколько вообще возможно говорить о нём, если живым материалом этого небольшого эссе является подлинное искусство – удивительный фильм об ангелах и людях “Небо над Берлином”. Здесь мы сталкиваемся с другой проблемой: можем ли мы выразить истину в некотором творческом акте осмысления? Насколько вообще творчество может являться способом познания и понимания? Для  ответа на это вопрос стоит обратиться к самому Хайдеггеру, а именно к его работе “Исток художественного творения”. Он пишет следующее: “Werksein heisst: eine Welt aufstellen”. Для пояснения приведу также цитату, проясняющую понятие “мир”. “Welt weltet und ist seiender als das Greifbare und Vernehmbare, worin wir uns heimisch glauben”. Творение составляет мир, мир выражается в творении. В творении создается сама истина, выраженная в красоте, поскольку красота есть способ, каким бытийствует истина. В действительности, по средствам творчества как акта создания искусства мы можем постигать то, что не всегда доступна рациональному исследованию, в тоже время, соединяя некоторые моменты рациональности и художественности, возможно в самой форме изложения передать специфичность бытия человека. Не случайно многие философы, такие как Ницше, Кьеркегор, Сартр, стремились излагать свои мысли в афоризмах, литературно-философских произведениях и эссе. Тут можно обратиться к фильму “Небо над Берлином”, где ангелы были способны сопереживать, читать мысли людей, но не могли существовать так, как существуют люди, недоступными для них оставались большинство глубоких человеческих переживаний, таких как любовь.
Этими соображениями обусловлен характер изложения, использованный в данном эссе. Я надеюсь, что в нём мне удалось передать, как точно хайдеггеровские понятия отражают существования человека, его поведение и внутренние переживания.


Когда ребёнок был ребёнком, у него не было суждений, всё его радовало. Когда ребёнок был ребёнком, он имел обо всём ясные представления, а теперь лишь догадывается. Для ребёнка было неразличимо позавчера, вчера и сегодня. Он и не догадывался, что он ребёнок.
Горизонтом же нашего бытия является время. Время превращает вокзал в вокзал не для поездов, а для вокзала. Время меняет лица и города. Оно крушит величественные площади и возводит шлагбаумы между крохотными закутками индивидуальных мирков. “Время лечит всё, а если само время и есть болезнь?” Может быть, существование и есть время? Слепая бабушка, которая услышала голоса ангелов, робкий юноша с букетом цветов в ожидании, мужчина, испачкавший пальцы свежей газетой, писатель, пьющий кофе, ребёнок, играющий со скакалкой. Повседневность становится способом заполнить время. Всё совместно во времени, есть лишь бесконечные пространственные границы, которые выстраивают люди, словно какие-то мини-государства, у каждого своё пространство, люди требуют пошлину за то, чтобы в него проникнуть. У каждого есть свой пароль, код доступа, без которого приблизится невозможно. Существование есть время, а пространство расчерчено границами. В настоящем все предметы равны, какие бы они ни были, они равны в том, что всякая вещь используется для чего-то, способ их бытия – принадлежность, в этом они тоже равны. А вот существование – это не вещь, “есть” предмета увидеть нельзя. “У вас, зрячих, слишком много красок, чтобы знать, что такое время”. Чистое бытие не представимо ни в каких красках, а время не описывается в категориях существования.  С точки зрения обыденности для нас подлинное время – только настоящее, лишь оно живое, для повседневности прошедшего уже нет, а будущее лишь в возможности возникновения из настоящего. Первоначальное же время является тем, что вбирает в себя весь особый смысл существования человека в мире. Оно становится тем горизонтом, из которого мы видим саму идею бытия.
Но что такое бытие для человека? Как отличить его от бытия бестелесных сущностей?
Когда ребёнок был ребёнком, это было время вопросов: почему я – это я? Почему здесь, а не там? Может всё, что мы видим, это только сон? Как получается, что меня когда-то не было и когда-то не будет?
Наше “есть” – это “есть” в мире. В мире, который одновременно и всё существующее вообще и место человеческого обитания. Бытие в мире – это историческое бытие: от первобытных криков “ааа” и “ооо” к автомобилям, галстукам и заумным разговорам. Тот свободен, у кого нет истории, но попадая в мир, мы сразу становимся её участниками. “Жизнь, если бы её не было, то мне бы её не хватало, - сказал генерал шлюхе. Сказала шлюха генералу”. Жизнь фактична, она определена обстоятельствами, эпохой, стремлениями.
“Шляпа, шляпа, шляпа. Одна похожа на шляпу сутенёра, другая на шляпу лондонского обывателя, какая же подойдет?”
“Статисты – сверхлюди”.
“Кто я, кем я стала? Обычно я слишком занята, чтобы грустить”.
“Why are you?’
“Этот человек похож на енота, зато такие красивые глаза. Огромные круги под глазами, интересно, о чём он думает?”
В действительности жизнь всегда удивительно близка к отчаянию, временные просветы лишь освещают истинный характер существования человека в мире – его заброшенность. И пусть, в самом деле, это значит лишь, то, что большинство обстоятельств, в которых мы оказываемся, нам неподвластны, осознание этой заброшенности приводит людей в состояние грусти, печали. Тогда мир сужается до размеров крохотного уголка комнаты, куда можно забиться и надеяться, что никто и никогда не достанет. Или, напротив, в попытке вновь расширить, открыть мир человек “вбрасывает” себя в новое пространство, но не всегда переход осуществим. Отсюда, по крайней мере, часть самоубийств. “Ухожу, а почему? Почему бы и не смерть”. Хотя в действительности причина – это не плохое настроение, это бегство не от печали, а  от самого существования. Человек не хочет знать себя, потому что нет ничего страшнее. Бегство от себя закрывает множество возможностей, но люди продолжают бежать. Мы бежим от существования, потому что боимся его. “Страх смотрит на меня, как на заблудившегося в лесу человека”. “Страх делает меня больной, потому что больна только одна сторона моего я, вторая не верит в плохое”. “Закрыть глаза за закрытыми глазами” и не видеть ничего, лишь бы не жить по-настоящему. Immer noch so. “Я думаю, что имею право бояться, но я не должна говорить об этом”. Страх и открывает и закрывает возможности. Иногда, как в истории с Авраамом, страх может стать способом перехода в новую сферу бытия, к истинной вере. Но страх – это всегда плод определенного настроения, особого состояния человека. Страх не только за себя, но и за других.
Возможно, подлинная свобода – это не отсутствие истории, не попытка её стереть, а нечто иное? Может быть, свобода рождается лишь в одиночестве? “Я никогда не была одинока. Ни одна, ни с кем-то. Но мне хотелось быть одинокой. Одиночество означает, что ты обрел цельность. Сегодня вечером я наконец одинока”.
И можно было бы закончить рассказ о бытии человека в мире на одиночестве, страхе, смерти и отчаянии, если бы не одно “но”, которое ускользает. То, что делает мир цветным, а руки тёплыми. Это неумолимое желание любви, которое движет человеком, приводит его к целостности не с самим собой, а с другим человеком. Иногда любовь и превращает человека в человека. И даже ангела в человека. Напрасно философов упрекают в том, что они выражают лишь пессимистическое отношение к жизни: такой мнение основано лишь на поверхностном их понимании.
Когда ребёнок был ребёнком, он любил, он всё знал о любви. Когда он перестал быть ребёнком, он разуверился в любви и поддался отчаянию, закрыв от себя весь мир.
Но если поднять глаза, то можно стать всем миром.



Wann kommt der Wind, der uns weitertreibt
irgendwohin, wo keine Erinnerung bleibt?
(Element of Crime)


Рецензии