Такие разные миры братьев Стругацких. Статья
ТАКИЕ РАЗНЫЕ МИРЫ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ…
Иногда мне кажется, что романы братьев Стругацких написаны разными людьми. «Ранние Стругацкие» – воспевающие технический прогресс и космическую экспансию человечества, самозабвенный труд коммунистического Завтра, и Теорию Воспитания… Примеры: «Страна Багровых Туч», «Путь на Альматею», «Полдень ХХ!! Век» и, конечно, «Понедельник начинается в субботу»… Авторы яростно воюют с мещанством: «Стажеры», «Хищные вещи века», «Второе нашествие марсиан» и опять-таки «Понедельник начинается в субботу»…
Помните ту сцену, когда вьюжной новогодней ночью в НИИЧАВО спешат на работу молодые ученые? Спешат, удрав от праздничного стола, танцев и бессмысленного времяпровождения? ( «…Я им туда( вместо себя) дубля послал. Хороший дубль, развесистый… Дурак дураком. Анекдоты, стойку делает, танцует как вол…»)
Или немного ниже:
- А ты тоже ушел?
- Да ну, скукотища… Напились все. Дай, думаю, пойду лучше поработаю. Оставил им дубля и ушел…
- Ты знаешь, танцую я с ней и чувствую, что обрастаю шерстью. Хватил водки – не помогает…
…В 60-70-е такое иногда творилось в научных коллективах решающих трудные, но интересные задачи. Атом, космос, экспансия в мировой океан… Вспомните фильм «Девять дней одного года»? Да и всякий из нас, кто работал в науке и на производстве помнит такие ситуации, когда наш русский коллектив трудился сутки напролет не думая ни о времени, ни о зарплате… Тогда между работающими возникала какая-то полумистическая надличностная связь: все чувствовали себя если не единым существом, то членами одной семьи. Тот, кто это пережил, тот подтвердит: это были самые счастливые минуты жизни! (Жаль, что только наше начальство этой русской особенностью бессовестно пользовалось!)
Именно братья Стругацкие дали уничтожающую характеристику «идеальному потребителю» (То бишь «западному обществу потребления»): «Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство, закуклится, и остановит время.» Когда проэкцируешь это их предвиденье на нашу теперешнюю действительность, становится страшно… Все так и есть!
Разве это не точный портрет Березовского и Абрамовича?!! Сюда укладывается и преднадмеренное торможение научно-технического прогресса, и местный сепаратизм («свернет пространство»), и та безудержная жадность с которой, во время кризиса и всеобщего обнищания, наши доморощенные бизнесмены и естественные монополии дерут цены вверх.
А вот другие произведения Стругацких… «Град обреченных», «Отягощение Злом или сорок лет спустя», «Сказка о Тройке», «Хромая судьба»… Здесь, в разной плоскости развернут манифест демократической интеллигенции. Тут есть и неприятие «тоталитаризма», и борьба «за права личности», и осуждения ущербных «совков» (Уж не Сашу ли Привалова имеют в виду авторы?), и вечные интеллигенские вопросы: «Кто я?», «Для чего живу?», «Чего хочу?» ну и т.д.
Это очень хорошо видно по двум главным героям «Хромой судьбы» - советскому писателю Феликсу Сорокину и герою его диссидентского романа писателю Баеву.
Чего они не хотят – это мы понимаем сразу. Не хотят подчиняться Власти. Любой. Потому что она, эта Власть (из кого бы она не состояла – ангелов ли, чертей ли) все равно заставляет работать, а этого «творческие интеллигенты» , ой, как не любят! Чего хотят? Свободы, разумеется! А для чего им нужна свобода? Хм-м… Ну вина попить… Ну, поплакаться в жилетку кому-нибудь под это дело… Дескать, не ценят, не уважают, не прислушиваются… Не платят столько, сколько хочется… А сколько хочется? Это тоже – вопрос… Ну, с дамами время провести – это само собой. А дальше – что? Спросить бы у завсегдаев столичных куханных посиделок: «А что вы хотите сделать? Не для себя – для других?», и в ответ услышишь возмущенный вопль : «Так Свобода как раз в том, чтобы не делать ничего для этих проклятых «совков»! Не хочу я ишачить на чужое, не мной придуманное, Общее Дело!» Понятно, на чужое не хочет. А своего не придумал, да и не желает…
Иногда думается, а если бы Быков, Дауге и Юрковский встретились бы на улице с Баевым или Сорокиным. Нашли бы они общий язык? Или «великолепный» Владимир Сергеевич Юрковский поговорив с героями «поздних Стругацких» минут пять обрушился на них, обозвал мещанами и «кое-какерами»? Не знаю… Одно скажу, что даже герои «поздних Стругацких» – это, все-таки, герои Стругацких! Они действуют… Даже когда очень этого не хотят… Банев схватывается с местными фашистами из-за мокрецов, пытается разобраться, с молодым поколением в городе. Со
рокин носится по Москве по поручению неприятного для него человека, умирающий от жары Малямов («За миллиард лет до конца Света») пытается работать над своей теорией, хотя сама Природа пытается мешать ему в этом…
Да, скажу откровенно. Для меня Дауге, Быков, Крутиков и Юрковский гораздо симпатичнее, чем Баева или Сорокина. А Максим Каммерер лучше Малямова или Вайнгартена.
Да, друзья, для меня Сергей Павлович Королев или Юлий Осипович Харитон дороже всех кухонно-крикливых «интеллигентов-демократов»!
А насчет «загадки ранних и поздних Стругацких»… Один знакомый писатель сказал мне, что Аркадий Натанович и Борис Натанович были в жизни очень разными людьми( Аркадия Натановича, увы, уже нет с нами больше). Один из братьев был убежденным коммунистом («державником», как бы сказали у нас сейчас), другой – демократом и либералом, не упускающим случая «показать этой власти фигу в кармане». Вот откуда и дуализм в их произведениях. Не знаю, правда это, или – нет. Но если так, тогда этим многое объясняется.
Свидетельство о публикации №111090503026