Остаётся что навечно

       (Гуру – Н.К.Рерих). Воля и есть накопленных за многие жизни земных воплощений огней. Потому и называется она огненной. И вещи, и все имение, и матери, и жены, и отцы, и дети – все, все это было и все это ушло, но пылающий кристалл вечного пламени, собранного в сущности человека, остается с ним навечно. Разве этой чудесной работе не стоит посвятить всю свою жизнь – накопить, чтобы владеть вечно! Это ли не достижение! Они гоняются за болотными огоньками разложения, тухнущими мгновенно. Они гоняются за призраками, а вы, все вы, собиратели сокровища Света, вы идите с единою мыслью нарастить и умножить Сокровище Камня внутри.
   Грани Агни Йоги, 1956 г. 334


                ОСТАЁТСЯ ЧТО НАВЕЧНО (1) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      В избранных качествах приходится утверждать себя повторно, дабы достижение состоялось. Нет более трудной задачи, ибо силен атавизм. Но утверждение идет через Меня, ибо Я Есмь Путь. Так, во Мне утверждаясь, можно достичь. Самый процесс утверждения долог и постоянен. Как и весь Путь. Трансмутация сущности человеческой не кончается никогда, ибо и представляет собою эволюцию духа. Можно даже и день начинать с утверждения пошатнувшегося или очередного, намеченного к усилению, качества. Прибой волн житейского моря постоянно смывает построения. Потому приходится строить особенно прочно, то есть на Мне возводить основание, когда понятие Учителя становится фундаментом всех построений, всех начинаний и всей жизни. И тогда Владыка, в сознании первенствующий, Даст направление основному течению сознания. Если человек – процесс, который прорекает в будущее, то основное течение этого процесса и направление его чрезвычайно важно. Это и будет целесообразностью, то есть соответствием поступательного движения духа с целью единой, с целью его восхождения и усовершенствования. Спиральное восхождение позволяет утверждать качества последовательно, усиливая их одно за другим. Невозможно вместить все качества сразу. Но периоды вмещения пламени указывают на моменты их усиления. И тогда Мы Говорим: пришло время бросить в лоно сознания семена утверждаемых качеств отборные, улучшенные и полноценные.

      Важно посев произвести вовремя. Пралайя сознания – время для посева неподходящее и потерянное, ибо огненное качество посева не может быть высоким. Но даже и в эти периоды затухания сознания все же можно что-то усилить и поддержать, хотя бы и на плоскости не столь высокой. Важно запомнить одно: упорная и настойчивая повторность утверждения качеств обуславливает их рост и усиление. Можно замечать, как окружающим несовершенством тушится зажженное пламя утверждаемых качеств. Значит, его надо поддерживать упорно, и постоянно, и каждодневно. Не утомимся в действии утверждения и поддержания пламени требуемых качеств, ибо качества – это форма уявления огней, кристаллизованных в сущности человека, когда образовавшиеся кристаллы отложений высших энергий дают сияние пламени. Процесс утверждения качеств можно назвать огненной работой.

      Мужество, устремление, любовь, дерзновение – разве в этих качествах не ощущается наличие огня, им сопутствующего и с ними связанного? Следует понять, что качество нужное будет огня в себе утверждением. Так подводится основание огненное под эту, столь важную и необходимую работу над собою. Не проснутся центры и не загорятся огнями без качеств утвержденных. Именно, огненную природу качеств надо понять, чтобы оценить и полюбить процесс их утверждения. Что же такое непоколебимость духа, как не стойкое, ровно горящее пламя его? Под нагнетением пламя приобретает особую устойчивость, как в лампе паяльной. Отсюда и трудности, и отягощения духа обстоятельствами, дабы огни возгорелись. Так законно идет нарастание огненных кристаллов, дающих постоянство огней. Случайные вспышки без кристаллического основания утвержденных в микрокосме энергий, без предварительного их отложения, то есть накоплений, проходят бесследно, не наращивая и не увеличивая Сокровище Камня. Потому Говорю о сознательном, настойчивом и постоянном огней в себе утверждении. И если не хватает твердости и решимости, Меня призовите, и вместе со Мною осилим мы трудную задачу утверждения огненных качеств в себе.

      «Могут спросить – как понимать благотворность препятствий, если психическая энергия, как магнит, собирает все преимущества? Правда, когда большой корабль ускоряет ход, то сила противодействия волн увеличивается. Многие препятствия вызываются нашим стремлением. Тот же процесс привлекает к нам неожиданные части противоположной воли. Будут они очень сильны – тогда и наш удар развивается соответственно. Главное, чтоб встречные токи были сильны, ибо тогда происходит наше воспламенение.
      Считайте воспламенение полезным и возгорание опасным. Называю воспламенением, когда сохраняется кристалл облика пламени центра; возгоранием, когда центр вспыхивает пожару подобно.
      Когда говорят, что кто-то подавлен обстоятельствами, будьте уверены, что он шел без воспламенения и при столкновении его сознание смутилось. Иногда трудно распознать мгновение смущения, но оно отравляет все последующие действия. Но когда тверд ход, тогда благотворны противодействия. Они рождают молнию, и гром потрясает далекие горы. Из ничтожного родится ничтожность. Потому, отпуская в путь, заповедайте отвращение к ничтожному.
      Будущее складывается молниями сознания, сила этих искр зависит от противодействия. Потому удача не есть плавание в домашней лоханке в заросшем пруду. Когда Мы говорим: «Плывите!» – значит, испытайте океан. Громады волн дадут вам радость. Испытание крепости не есть ли просто рост сил? Делаете невозможное, когда идете над пропастью. Но вы уже шли над пропастями и улыбались. Видите, что говорю не о мечтаниях, но о том, что уже применено и чему есть свидетели.
      Отвага есть лишь знание пути, иначе каждый открывающий запертую дверь уже храбрец. Что ждет его за порогом? Но Агни Йог при этом улыбается» Учение Живой Этики: Агни Йога, 257.
 
      Рассмотрим следующие качества: самоконтроль, самообладание, сдержанность, молчаливость, спокойствие, равновесие, умение владеть собою, хладнокровие, невозмутимость, непроницаемость, бесстрастие. Все они одного корня. Самое понятие, например, самообладания, указывает на власть над самостью, над собою, над своим низшим "я", ибо высшее при этом овладевает низшим. При физической работе расходуются телесные силы, при эмоциях – астральные, при мышлении – ментальные. Без мускульных усилий ослабеют мышцы. Нельзя также и без мышления, но без вихрей астральных, поглощающих энергию неимоверно, можно обойтись без всякого ущерба для духа. Интересен опыт: день провести, исключив из сознания движения астрала, то есть при условии полного его замолкания. Может быть физический покой, может быть умственный, а может быть и астральный.

      Привести к молчанию астральную оболочку даже на время – нелегкая задача, ибо навязчива она, своевольна, своенравна и не признает обуздания. Рука исполняет приказ воли, ум занимается делом, когда ему скажут, но неуемный астральный проводник без всякого приказа или желания со стороны своего обладателя стремится вибрировать и приходить в движение помимо контроля воли. Невозможно достичь ни одного из вышеупомянутых качеств, не овладев этой низшей неистовой оболочкой. Но если она обуздана и подчинена, все они становятся достижимыми. Нельзя оправдывать несдержанность ни болезнью, ни слабостью нервов, ни трудностью жизненных условий, ибо великую сдержанность можно явить при полной немощи тела и в любых условиях. Нет и не может быть никакого оправдания распущенности астрала. Право, стоит целую жизнь прожить хотя бы только для того, чтобы утвердить в себе умение владеть собою.

      Ценно качество самообладания, и ни одно усилие его приобрести нельзя считать не приносящим пользы. Если всю энергию свою, все силы духа направить на утверждение всех указанных качеств, то трудно придумать занятие более достойное, и более полезное, и более нужное для сущности человека. Бесконтрольная и безудержная смелость граничит с безумием, ибо самообладание нужно даже в проявлении качеств. Даже любовь хороша сдержанная. Неистовая любовь даже к Учителю легко может стать назойливой и навязчивой. Многое приносится в жертву условностям: сколько условных улыбок, слов, соглашательств, сколько ненужных жестов и движений, сколько излишнего в поведении нашем, вызванного требованиями условностей. Зачем и кому приносится в жертву достоинство духа или качество сдержанности? Не лучше ли молчаливо силу власти своей над собою яро всегда утверждать? Замените ненужные улыбки и условности внутренней доброжелательностью. Улыбками ничего не достичь: ни Учения, ни власти над собою. Много паяцев вокруг, неужели собой умножать их ряды, принося в жертву мощь пламени сокровища Камня. Ибо огненная сила утекает и расходуется бесцельно всякий раз, когда паяц в нас торжествует над духом.

      Искательное лепетание, лесть, заискивание, улыбка неискренности, словоблудие, болтливость есть не что иное, как попрание духа своего во имя короткого, поверхностного и дешевого эффекта, который производится на сознание слушателя. И собственный дух попирается и унижается этим, теряя при том даже и то уважение и пользу, на которые рассчитывал человек. Надо оберегаться от бесцельных и бессмысленных действий. Накопленный и сдержанный огонь много эффективнее в достижении всего того, чего люди хотят достигнуть, попирая достоинство свое. Так прямо и Скажем: мощь сдержанности, мощь самообладания, мощь спокойствия. Ибо качества эти являют собою и сами по себе силу огня, собранного в кристаллы концентрированной психической энергии. Накапливая и умножая эти все качества, можно лишь преуспеть. В распоряжении человека все время, которое есть, ибо за любой работой и в любых условиях можно укреплять эти качества. И будут они, питаемые заботой, мыслью и вниманием, незаметно, но неуклонно расти и усиливаться, концентрируя мощь кристаллов пламени духа. Радость сознательного наращивания сокровища Камня и будет истинной радостью духа, доступной и возможной всегда. Все сердце вложите в достижение ваше, и станет возможным оно. С одной стороны – приобретение и приумножение нетленного достояния духа, с другой – потеря всего, самообкрадывание и опустошение сокровищницы. Что же чему предпочтем? Пора понять ответственность свою перед духом. К чему жалкие самооправдания, когда путь победный, сияющий путь перед духом открыт. И те, уползающие во мрак от Пути, пусть подумают, что теряют они, уползая. Наш путь к победе над собою любою ценой!

      Жизни задача – это пламень, горящий в груди огнями прошлых накоплений, пронести через жизнь не только не растратив его элементов, но, наоборот, их приумножив. Не в счастливых условиях окружающих растет Камень. Скорби, испытания, болезни, тяготы, трудности, преодоления сопротивления среды – они, только они наращивают кристаллы огней, если дух ни перед чем не сдается и идет, несмотря ни на что. Именно, не сдаваться перед жизнью, не поникать, не опускать руки, не складывать оружие в борьбе за утверждение примата духа будет условием, нужным для роста Сокровища. Пронести Его через все, яро Его охраняя, поступью будет сужденного победителя. И не в трудностях дело, но в том, чтобы Сокровище оберечь. Нет другой, более важной задачи, ибо наличие Сокровища, его величина, структура и качество пламени обусловливают жизнь духа в Незримых Мирах после смерти. Все, что происходит внутри человека, либо наращивает кристаллы, либо расходует их. Можно уйти или расточив, или приумножив. Каждая мысль, слово и действие этим определяют свою целесообразность, ибо созидатели или разрушители все. Можно идти через жизнь, протянув руки к Чаще, и крепко держа Сокровище Камня в руках, и каждое мгновение жизни помня об этом.

___________
* Полностью эссе: ОСТАЁТСЯ ЧТО НАВЕЧНО – размещено на стр. 14-15 в «Галактическом Ковчеге» – Учение Живой Этики о снах, озарении -  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68


Рецензии