Поющая степь

Где - то совсем близко звучит домбра (1)... Под ее неторопливые звуки бредет моя гнедая кобыла, в такт   перебирая копытами. Я сижу в седле, поводья брошены,  голова опущена так, что широкий малахай  закрыл мои глаза,  и  солнце все сильнее  припекает    затылок, и  неудержимый сон обволакивает мое сознание, но  звуки домбры, изменяя тональность, переходя от плавного до ритмично быстрого темпа,  все время заставляют меня встрепенуться ,  возвращая в реальность... 

Моя лошадь,  зная дорогу , привычным путем   степенно везет меня  к родному очагу.  Тело мое раскачивается  вместе с движением  моей лошади в том же  равномерном  ритме, создаваемом  кистью руки куйші.(2) 

Звучит домбра. Мы  бредем  по  бескрайней ковыльной степи.
Серый   жаворонок,  внезапно  вылетевший  из кустов, как бы оповещенный одним взмахом руки домбриста о нашем приближении, испуганно  взлетает вверх  и откуда ни возьмись, ветерок, дунув мне в лицо,  вдруг  создает  приятную прохладу во всем теле...  Моя лошадь,  фыркая, тоже чувствует это приятное дуновение.

Душистая  высокая трава, наклоняясь от ветерка,    плавными волнообразными движениями танцует под  переливчатые звуки  уже совсем  близкой мелодии  домбры,   при этом еще сильнее издавая свой   полынный запах и кружа  мою голову.

Всем телом ощущаю  освежающую прохладу  медленно приближающегося к нам   зеркального озера, где  два лебедя тихо  и гордо  под  замирающую нежную мелодию взволнованной домбры  плавно отплывают от берега,  почувствовав нас , а   самец,  оберегая  подругу,  поворачивается к  ней, закрывая  своим телом.
 
А мы степенно  движемся  дальше, мимо   мерно пасущейся у берега   отары овец и коз,  навстречу табуну лошадей, при  виде которых моя кобыла напрягает, как струну,  свое тело и навостряет  уши...   

Вдруг звуки домбры  зазвучали , издавая цокот бегущих лошадей, это мальчики – пастушки скачут    галопом,  сгоняя табун лошадей  к озеру,  и  звуки гогочащих и взлетающих в небо  лебедей,  покой которых был внезапно  нарушен,  громким  перезвоном   далеко  разносит по всей округе  беспокойно бьющаяся  и  взлетающая в руках  куйші   встревоженная домбра !

Затем под медленно  затихаемые плавные и равномерные звуки  домбры, струны которой  ласково перебирает кисть  куйші, постепенно   все приходит  к спокойствию ,   и    вдруг спадает напряжение  натянутой струны  в движениях моей лошади, нежно поглаживаемой мною , и путешествие наше продолжается. 

Вскоре ,  почувствовав запах дыма и  приподняв с глаз малахай, я увидела, как   рядом с   нарядной  юртой у очага, в белом кимешеке (3),  над  большим  казаном наклонилась моя мама , при этом ее мониста,  нежно созваниваясь,  о чем - то  сокровенном перешептывались  с поющей домброй, оживляя все вокруг, а  мама   в это время большим ковшиком  «сорпаны сапырып жатыр» .(4)

Моя кобыла ускорила шаг , учуяв  копны  душистого  сена, и вдруг остановилась как вкопаная.  Вот мы уже дома...

Медленно сползая с лошади, я  с наслаждением ощущаю  запах  вареной баранины и  свежежареных баурсаков (5)  и под те же равномерные  звуки  домбры , доносящейся из юрты, бегу мыть руки , поливая их из   кумгана .

Тихонько подкравшись к  наклонившейся над очагом маме,  из  большого  желтого «шара»(6)  хватаю  горячие и обжигающие руки баурсаки  и бегу  под крики мамы «колынды жудын ба?» (7) в юрту, где папа,  лежа на застеленных  атласных корпешках, закрыв глаза,  осторожно  перебирает струны    своей  домбры, звук которой  далеко разносится по  бескрайним просторам  нашей степи ...    

Звени, звени, не умолкая  моя душевная  домбра, создавая   яркую картину  древней, как мир,  широкой казахской  степи  и звучащую, как  большой оркестр  Курмангазы (8) !


1.Казах.нац.муз.двухстр.инструмент
2.Домбрист - импровизатор
3.Нац. женская одежда
4. Букв.- перемешивает бульон
5. Муч.изделие типа помпушек
6. Тазик
7. Вымыла руки?
8. Народный композитор


Рецензии
Настоящая степь невозможна без проворного скакуна, который несет человека по степи, будто желает догнать вольный ветер. Мне, увы, еще не приходилось галопом проскакать на коне, я только сидел в седле, но очень бы хотелось, ведь говорят, что в голопе конь сливается с хозяином воедино.
Красиво всё описано - очень понравилось! Жду Ваших новых описаний любимой и родной степи!

Александр Тарбаев   19.07.2012 06:38     Заявить о нарушении
Спасибо. Я тоже не сидела в седле, это - фантазия. Мне бы тоже хотелось галопом проскакать на коне по бескрайней степи или войти в голубое и прохладное озеро прямо на коне. )))

Гульжан Иманкулова   19.07.2012 09:47   Заявить о нарушении
Красиво,талантливо,завораживат...Автор всегда имеет право выплеснуть читателю свои ощущения, переживания. Свое видение того, о чем пишет. Немножко по-женски, безмятежно, идеализировано. Хотя в небольшом фрагменте, эпизоде, зарисовке, где описаны только ощущения автора, калорит национального быта, состояние души, растворение в пространстве бесконечных просторов и времени, мы видим главное-ностальгическую любовь к своей Родине, историческим корням, своему дому, где словно в далеком детстве нам было так хорошо, куда всегда хочется вернуться. Примерно так писал об этом Чингиз Айтматов, в свое время. Очень похоже. А что касается степи, то описать ее олнозначно, конечно же невозможно. "Голодная степь", как говорили когда-то Аксакалы, где человеку приходилось выживать в суровых условиях летнего зноя, когда в июне уже выгорает трава и для того, чтобы прокормить стадо, чабаны устремлялись на склоны горных вершин ,где под ярким солнцем зеленела еще трава, цвели тюльпаны и маки. Где замой от стужи, бесконечных ветров и буранов, спасал толко огонь в юрте, саксаул, овечья шерстьб и бараний жир. Но все это за рамками Вашего рассказа, разумеется. Поэтому 4 + Моя оценка, если для Вас это важно...

Николай Мшинский   31.12.2012 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.