4. Модель строфы. Терцет или трехстишие
Прежде, чем продолжить изучение строфы, давайте познакомимся и запомним еще несколько терминов стиховедения.
Полезно различать три понятия:
1. СХЕМА СТРОФЫ - порядок рифм в строфе, например: ААБВВБ.
Здесь одноименные буквы (неважно – заглавные или строчные) обозначают одинаково звучащие концы слов – рифмы.
2.ВАРИАНТ СХЕМЫ СТРОФЫ - тот же порядок рифм в строфе, но уже с уточнением позиций мужских и женских окончаний, например: ааБввБ и АабВВб. Здесь большие буквы обозначают женские или дактилические окончания рифм, а маленькие – мужские окончания. О разнице между мужскими, женскими и дактилическими окончаниями мы с вами говорили в предыдущей статье.
3. МОДЕЛЬ СТРОФЫ - тот же порядок рифм и то же расположение окончаний, но в применении к конкретному размеру. Например, столько-то-стопному хорею или ямбу. Разбирая заинтересовавшие меня формой стихи, я часто записываю их модель следующим образом:
АбАб - все строфы
Разностопный ямб:
01 00 01 01 0
01 01 01
01 00 01 01 0
01 01 01
Предлагаю и вам время от времени расписывать свои собственные стихи подобным образом, и если вы увидите:
- нарушение рисунка ударных и неударных слогов в одноименных строчках каждой строфы или
- различия в варианте схемы каких-либо строф вашего стихотворения,
то это - повод усомниться в чистоте написания ваших стихов и необходимость поработать над их формой.
А теперь продолжим изучение строфы и рассмотрим более сложную ее форму — трёхстишие. Обыкновенное трёхстишие или ТЕРЦЕТ подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc. Используется такая схема нечасто, но встретить ее можно.
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А.Сумароков)
Больше ничего в рифмованном стихотворении из трех строк придумать невозможно. Все остальные схемы строф подразумевают их связь с предыдущей или с последующей строфой, то есть – СДВОЕННЫЕ СТРОФЫ. Что это значит?
Это означает, что две рядом стоящие строфы имеют общие рифмы и иногда могут даже рассматриваться как одна строфа. В сдвоенных строфах перекидывающаяся межстрофная рифма связывает 1-ю и 2-ю, 3-ю и 4-ю, 5-ю и 6-ю строфы и т.д. Если же сделать так, чтобы перекидывающаяся рифма связывала каждую строфу со следующей за ней – 1-ю и 2-ю, 2-ю и 3-ю, 3-ю и 4-ю... – то перед нами будет непрерывная цепь строф, связанных между собою рифмами. Такие строфы называются ЦЕПНЫМИ СТРОФАМИ.
Простейшим примером стихотворения с цепными строфами является терцина. Это еще одна форма трёхстишия.
ТЕРЦИНА — это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… Терциной написана «Божественная комедия» Данте:
Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)
Вообще, законченное произведение (поэма или крупное стихотворение), написанное терцинами, называется КАПИТОЛО. В «Божественной комедии» капитоло является каждая отдельная глава поэмы.
Разновидностью трёхстишия является РИТУРНЕЛЬ — трехстрочная строфа в итальянской, а затем во французской поэзии. и ВИЛЛАНЕЛЛА (ВИЛЛАНЕЛЬ) — в староитальянской, а затем в старофранцузской поэзии. Обе относятся к ТВЕРДЫМ ФОРМАМ и имеют довольно сложную (твердую) композицию строк и рифм. О твердых формах мы с вами поговорим позже (о некоторых из них у меня уже поготовлены статьи в «Ликбезе для начинающих»)
В русском стихосложении ритурнель и вилланель используются очень редко: они лучше приспособлены для итальянской или французской поэзии, откуда, собственно, и произошли. Если вам нравится трехстрочная строфа – пишите терцетами или терцинами.
А теперь рассмотрим два примера фрагментов стихотворений, записанных их авторами в виде трехстиший.
№ 1. Галина Панюшкина «Путь любви»
Дней солнечных бег,
и чувства, как снег, -
лавина.
Безумья глоток,
и губ сладкий сок –
малина.
Достигнута цель –
любви колыбель,-
вершина.
Погас огонёк -
обида, упрёк,
рутина.
№ 2. Ранняя луна. Любовь Сирота-Дмитрова
Ранняя луна.
Узкий косогор.
Птичьего полёта странный крен.
Ехать дотемна.
Гонит тот же вздор –
Вечное желанье перемен.
Грохот по мосту.
Блеск воды. Овраг.
Вехи, убегающие вспять.
И чего я жду –
То ли новых благ,
То ли потрясений – не понять.
Приглушив тона,
Стелется дымок,
Полог свой над зябью распластав.
Ехать дотемна.
Резво – скок-поскок! –
Скачет жизнерадостный состав.
Меркнущая высь.
Сумрак голубой.
Глупый счёт, предъявленный судьбе.
Сколько не глумись
Над самим собой –
Всё равно сочувствуешь себе…
Эти стихи (назовем их для удобства - №1 и №2) я оставлю вам в качестве темы для размышления. Напишите правильно их модели строф (в отзывах к данной статье) и дайте правильное название этим строфам.
На следующем занятии я прокомментирую ваши ответы и подробно разберу модели строф.
P.S. Все сказанное в данной статье прошу не применять к написанию хокку, хайки и строф ЯС – это особая тема, которая (возможно) когда-нибудь будет рассмотрена мной отдельно.
Продолжение см.http://stihi.ru/2011/09/12/6819
Свидетельство о публикации №111090200033