Весна красна. ч. 3 богиня жива
БОГИНЯ ЖИВА
Соберёмся на рассвете,
Чтоб восход увидеть Солнца,
Песнь ему споём, восславим
День прихода девы Живы*.
Ночью все костры горели
На холмах вокруг селений.
Зажигали по обряду –
Кремнем били по железу,
И огонь рождался новый,
Чтобы старое низвергнуть.
Женщины исполнят пляску,
Мётлами, метя пространство,
Чтобы в чистоте, без грязи
Гостью встретить спозаранку.
Снова девушки «веснянки»
Пропоют, Весну закличат,
И она с небесной Сварги
Спустится опять на Землю.
Жрица Мары с чашей сурьи
Шагом медленным ступает,
На алтарь неся ей требу;
Жрица Живы же не дремлет,
Подскочив, вмиг выбивает
Подношение, - ни капли
Не попало в огнь священный,
Ведь иначе снова стужа
Повернёт свои оглобли,
Чтобы землю поморозить.
Так Весне Красне дорогу
Подготовили на славу,
И она свой облик кажет,
Вся пронизанная светом.
Ей навстречу птиц отпустят,
Пусть летят и славят волю,
Ведь сама богиня Жива,
Часто в образе кукушки,
Кукованием особым
Людям знаки посылает,
Отмеряя время жизни.
Утром ели все печенье, -
На грачей оно похоже:
Растопыренные крылья,
Словно крест лучей от Хорса.
Крошки от него припрячут,
В решето с зерном положат,
Когда время будет сева,
Чтобы добрым урожаем
Это действо обернулось.
Яйца - писанки** в подарок
Расписали со стараньем,
Будут их вручать друг другу
С пожеланием здоровья.
Не простые то яички,
В них таится сила жизни,
Оттого и пахарь в поле,
Непременно, два зароет
В борозды для силы всходов.
Если ж вдруг пожар случится,
Крашенки бросают в пламя,
Укрощая гнев Семаргла.
Сдобой пышут караваи, -
Их пекли для встречи Живы,
Не жалея уж припасов,
Что остались в сбереженье.
Праздник, люди, веселитесь!
Славьте юную богиню!
Жизнь опять горит огнями,
Песни, музыку и пляски –
Этот день для всех готовит:
Снова крутят хороводы,
И качели ввысь летают,
И, конечно же, горелки,
Как без них?! У молодёжи
Это первая забава,
Что с весной всегда приходит.
Встанут парами, рядами.
Парень с девушкой, конечно,
И с задором напевают,
К одному лишь обращаясь,
Чтоб горел тот парень ясно,
Чтоб желанье не погасло ….
А затем бегут с весельем.
Тот, что водит, догоняет,
Не позволив снова руки
Вновь сомкнуть, оставшись парой.
Так меняясь, они долго,
Не дают остыть желаньям;
Скачут зайчиками*** в поле,
Накликая плодовитость.
Кто постарше колядует*4,
По дворам пройдясь и славя
Жизнь и будущий достаток.
Тут хозяевам скупиться
Нет резону, а иначе,
Чего доброго, худого
Пожелается в колядке:
Наперёд одни убытки!
Да, к тому же, в этот праздник
Грех – не поделиться с ближним,
Пусть и бедные пируют
И не чувствуют досады.
День пройдёт, веселье тоже,
И костры погаснут вскоре,
Но пока горят - всем прыгать
Заповедано от предков,
И чем выше через пламя
Ноги тело перекинут, -
Тем и жизни тепло будет
Дольше оставаться в жилах.
Оттого-то и старушки
Не чураются забавы
И, под общий смех, пугливо,
Но привычно, скачут резво.
Прогорит костёр. Золу же,
Непременно, всякий знает,
Нужно прихватить с собою
И запрятать под застреху,
Дабы в день, когда грозою
Сам Перун играться будет,
Дом от стрел его надёжно
Угольки чтоб защищали.
* Живы (Жива, Живана) – древнеславянская животворящая, воскрешающая богиня жизни или живота, что означало в те времена ещё и тело, существование, имущество. Производные слова: жито, жильё, животина, живность и т. п. Тождественна древней богине Ассирии Иштар, она же, Астарта. Празднование Пасхи приурочено христианами к периоду чествования богини Истер (Easter), который, в свою очередь, ориентирован на период весеннего равноденствия. День богини Живы отмечается славянами 25 марта;
**Яйца – писанки - роспись яиц - древнейший обычай, возникший ещё задолго до христианства. Яйцо, как символ жизни, почиталось: вавилонянами, друидами, римлянами, китайцами и другими народами;
*** зайчиками – Богиня Eostre (Саксония), которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц (позднее, кролик) всегда был символом плодовитости. Во многих странах, в частности в США, кролик часто изображается на пасхальных открытках;
*4 колядует – обычай, колядовать, который привычно ассоциируется с зимними праздниками, практиковался и в дни весеннего равноденствия, в начале нового с\х года;
24.03.10
«Изба-Читальня».© 25.03.2010 Геннадий Дергачев/work/161364/
Свидетельство о публикации №111090202607