Весна красна. ч. 2 комоедица
Отчего вчера все печи
Дымом небо целовали,
И дрова поели с треском,
Обнаживши балки грядок**?
В избах жар стоял как в бане,
И умаялись старушки,
Выпекая караваи
Из особого замеса.
Раз в году пекут те хлебы
И мудруют над опарой:
И овса в неё добавят,
И горох годится в дело,
И ячмень в ней непременно –
Всё, что любит Бер*** – хозяин.
Ой, зачем назвали имя?!
Не к добру. А вдруг услышит?
Утро брызжет светом ярким,
Тишина ещё морозит,
Хоть Весну мы закликали,
Масленицу проводили, -
Спит в берлоге косолапый
И сосёт свою всё лапу.
Но сегодня уж разбудим:
Хватит спать Весне в насмешку!
Эй, народ! Вставай пораньше!
Снедь берите и спешите
Все на капище лесное.
По дороге перекрёсток
Щедро просом посыпайте:
Пусть сороки всей округи
Вмиг сюда скорей слетятся,
Чтобы трескотнёй своею
Не мешали нашим песням.
Волхв зажжёт огонь священный,
Положив начало играм
И обрядам, посвящённым
Пробуждению медведя.
Вот мужчины дружно пляску
Начинают все по кругу.
Палки держат, прутья – копья,
Песню громко запевают,
Собрались, мол, на охоту.
А девчонки как собачки
Рядом весело кружатся.
Наконец, идут к «берлоге»,
Окружают хороводом
Что есть мочи кричат грозно:
«Пробудись!», - и мечут палки
Да подобранный валежник.
Но «медведь» лежит, не слышит
И сосёт, как будто, лапу.
Прыг,- и девушка – собака
На спине сидит у зверя;
Рвёт его, рычит и скачет
Под весёлый смех народа,
Отнимает рукавицу,
Мчится прочь, неся добычу.
Тут уж, Бер, хозяин леса,
Вмиг проснувшись, идёт плясом,
На комлюху*4 опираясь,
И со зла грозится песней:
«Я ногою скреплю липовой,
Не живою, - деревянную,
Как поймаю обидчицу,-
Заломаю враз дерзкую».
И, рыча, бежит вдогонку,
Обнимает деву крепко
Так, что визг её всем слышен,
Но охотники не дремлют,
И спешат скорей на помощь;
В чаще скрылся косолапый.
Там уже лежат гостинцы,
На пеньках, на видном месте,
Чтобы мог медведь заметить,
Но не ряженый, а явный.
Ведь недаром угощенье
Всей деревней выпекали,
И, принесши эти требы*5,
Низко кланялись медведю,
Вслух прося его откушать,
Когда он, проснувшись, выйдет:
«Сядь Хозяин на пенёчек
Да отведай пирожочек!».
В благодарность же, конечно,
Пусть не трогает скотинку,
По овсы не ходит в поле,
Баб и девок не пугает,
Когда ягода поспеет
И грибам придёт уж время,
А ещё горох не топчет,
И не разоряет ульи, -
Пусть соседом будет мирным!
Дело сделано: медведя
Пробудили. Вот и славно!
И теперь Зима уж сдастся
Вешним молодецким силам!
И готовят парни войско,
Чтобы крепость взять живую
В виде девушек с мечами.
На высоком месте ладят
Лавки вместе со столами,
А кольцом вокруг девицы
Стоят, палками махают.
Парни, мётла оседлали;
Будто конница лихая,
В горку мчится всё сметая,
Но удар дубинок длинных,
Не шутя, крушит их храбрость,
И летят они под горку,
Да, к тому ж, под смех народа.
Снова штурм, и снова больно
Лупит их девичье войско.
Но всегда храбрец найдётся,
И, собравшись с духом, рвёт он
Неприступную твердыню,
Разомкнув кольцо, прорвавшись
До столов, что в центре круга.
Славный витязь, славный воин,
Он добыче рад, конечно,
И целует без разбора
Всех пригожих полонянок,
По закону и по праву*6.
А теперь садятся люди
За столы, чтоб шумным пиром
Распугать всю навью нечисть,
Пусть играют им сопелки,
Бубны бьют, поются песни,
Яства тешат, сурья*7 льётся,
Сподобляя на веселье.
Так пируют в Сварге боги,
Наставленье дав и людям:
Разделять и труд, и праздник.
В коляде*8 сойдясь как братья,
От щедрот своих и мира
Стол накроют, сядут рядом,
Славя и богов и землю.
Пир окончив, на потехи
Отправляются гурьбою.
Комоедицы без боя*9
Не бывало ещё в веке!
Рать Зимы стоит сгрудившись –
Мехом на лицо тулупы;
Рать Весны в одних рубахах
Супротив врага, без страха
Ждёт зачинщиков их боя.
Наконец, с усмешкой, отрок,
Колоски держа в шуйнице*10,
Дерзко речью подстрекает
Поединщика на битву;
Сверстник выбежал в овчине,
Размахнулся и ударил,
Получив ответ не слабый.
Тут сошлись уж обе рати
И молотят не шутейно,
Словно делают работу,
И спешат закончить к сроку.
Вот где удаль, вот где сила! -
Примечают девки с горки,
И румянец жжёт их щёки,
И мечтается о всяком.
Как бы ни было, без злобы
Всяк комедию ломает:
Знают наперёд все люди,
Что победа за Весною,
И приспешники Марены
Будут биты, несомненно.
Оттого они тулупы
И одели что потолще,
Чтобы не было досадно
Пропустить удар нарочно.
Наконец, бегут с оглядкой,
Уступая поле боя,
И народ весь торжествует,
Славя силы тёплой девы.
Молодёжь продолжит игры.
В ручеёк теперь играют –
В нём друг друга выбирают
И смеются, шутки шутят;
Старики на них же смотрят,
Вспоминают свою юность,
И закладывают в память
Стати будущих невесток.
Немудрёная забава,
Но сакральный несёт смысл,
Своим действом призывая,
Бег ручьёв и половодье.
Вот уже стихают песни,
Ноги ходят чуть устало,
Темень в дрёму всех вгоняет,
И огонь волхвом погашен,
Чтобы искры звёзд на небе
Засияли так же ярко.
* Комоедица – праздник пробуждения медведя, схож с древнегреческим праздником «comoedia», название которого трансформировалось позднее в слово «комедия». Период весеннего равноденствия эллины связывали с чествованием богини-охотницы Артемиды (Дианы). Артемида, дочь богини Лето и сестра Аполлона часто изображалась с ланью и медведем. Жрицы богини исполняли священные пляски, облачившись в медвежьи шкуры и принося медведя в жертву. Будучи девственницей, Артемида требовала этого и от своих спутниц. Подругу Артемиды, нимфу Каллисто, соблазнил Зевс. Когда Артемида при купании увидела, что та беременна, то в гневе превратила ее в медведицу и натравила собак. Зевс же, спасаю свою возлюбленную, переместил ее на небо в виде созвездия Большая Медведица. Славянская Комоедица отмечается, как правило, 23 марта (березола);
** грядок – (гряда) - Две жерди в черной избе, над челом печи, для сушки дров, лучины и пр. (Сл. В. Даля);
*** Бер – древнее название медведя, которое редко произносилось, чтобы не накликать его появление, и которое заменялось иносказательным: косолапый, медовый зверь и т п. «Бер» сохранилось в словах берлога и берендей (человек умеющий оборачиваться в бера);
*4 комлюху (комлюха) – комлястая палка, костыль (Сл. В. Даля);
*5 требы – жертвы;
*6 по праву – в награду первому, прорвавшемуся в «крепость», предоставлялся случай перецеловать именно всех девушек, а не одну им избранную, дабы предотвратить возможную измену делу обороны со стороны его симпатии, если таковая присутствовала среди обороняющихся дев. В Сибири сохраняется обычай строительства снежной крепости, и штурмуют её часто всадники на лошадях, проламывая стены на скаку;
*7 сурья – хмельной напиток на основе мёда с добавлением трав и молочной составляющей, по преданию, её пьют боги, так же, как Олимпийские боги пили божественный нектар;
*8 В коляде – «кол-яда», круговая еда, братчина, компания, складчина (словарь Г. Дьяченко. М. 1900 г.);
*9 боя – «кулачки», кулачный потешный бой, изображающий бой сил Весны с силами Зимы. Происходил строго по установленным издревле правилам, как-то не бить в определённые точки тела и в лицо, не бить лежачего и не бить одновременно несколькими бойцами одного противника. Как добро побеждает зло, так и Весна побеждает Зиму, поэтому, можно предполагать, что боем руководили «стратеги», которые в нужный момент давали сигнал к отступлению силам Нави;
* в шуйнице (шуйница) – левая рука (в отличие от правой – десницы); сохранилось в фамилии Шуйских. Представитель Весны иногда держал ветку с прикреплёнными на ней плодами, она, или колоски являлись своеобразным штандартом. Символом Зимы был пучок соломы. Десницы оставались свободными, чтобы можно было наносить удары противнику.
21.03.10
«Изба-Читальня». © 22.03.2010 Геннадий Дергачев/work/160444/
Свидетельство о публикации №111083101786