Понял ли А. Македонский 3-го гимнософиста...
Учитель Шурика ...
* Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Гимнософисты (греч. ;;;;;;;;;;;;;, «нагие философы») — греческое слово, употребляемое рядом авторов в описании встречи Александра Македонского с индийскими философами в Пенджабе: обозначенные им подвижники аскетизма (близкие йогам или садху) пренебрегали одеждой, относясь к покрытию тела как к излишней заботе, препятствующей духовному совершенствованию.
О встрече с ними рассказывал в несохранившемся сочинении Онесикрит, которого пересказывали Страбон [1], Плутарх [2], Арриан [3] и Климент Александрийский [4].
10 гимнософистов были пленены, и Александр задавал им вопросы, после чего царь захотел увидеться с Дандамием, их старейшиной. Одного из гимнософистов, Калана, Александр убедил присоединиться к своей свите, некоторое время он сопровождал войско, но в Персии сжёг себя на костре.
Поздний спартанский историк Аристократ упоминает, что и Ликург общался с гимнософистами [9].
Общение с гимнософистами приписывали и Демокриту [10].
Гимнософисты также упоминаются у Филона [11], Лукиана [12]и других авторов [13].
Встреча Александра с «нагомудрецами» известна была и в Древней Руси по переводам «Александрии» [14].
** Однажды Александр Македонский в одном из боев захватил в плен группу гимнософистов (эта философская секта своим аскетизмом напоминала киников). Были они очень худы, но жилисты, и, кроме набедренных повязок, ничего на их темных телах не было.
Намереваясь их казнить, Александр решил сначала испытать их мудрость, задавая каждому по вопросу. На вопрос, кого существует больше — живых или мертвых, — первый ответил: "Живых; мертвых не существует".
На вопрос, земля или море кормит больше животных, — второй ответил: "Земля, ибо море только часть земли".
Отвечая на вопрос, какое животное хитрее всех, — третий ответил: "То, которого человек доселе еще не знает".
Четвертого Александр спросил, на что они, гимнософисты, надеялись, подговаривая Саббу восстать, — и тот ответил: "Мы хотели, чтобы он, живя со славой, со славой умер".
Пятый на вопрос, что появилось раньше другого, день или ночь, — ответил: "День, одним днем раньше".
Шестого Александр спросил: "Как стать самым любимым?" — и получил ответ: "Быть самым могущественным и при этом нестрашным".
Седьмой, спрошенный, что сильнее, жизнь или смерть, — сказал: "Жизнь: только она несет такие страдания".
"До каких пор жить человеку?" — спросил Александр восьмого. "Пока смерть не покажется ему лучше жизни", — ответил восьмой.
Когда же Александр задал вопрос: "Как человеку стать богом?" — другой гимнософист ответил: "Совершая то, что невозможно совершить человеку». И поскольку сам Александр считал себя совершившим то, что невозможно человеку, то он, обрадованный ответом, отпустил гимнософистов с миром.
См. "Что такое криптозоология ?"
http://www.stihi.ru/2011/05/20/8306
*** Киники...
http://fascinology.narod.ru/Diogen.htm
В. Соковнин
Бочка Диогена
Древнегреческий философ-киник Диоген действительно жил в бочке, чем широко известен народу... Публичность действий и поступков была его философской аргументацией.
Так, в ответ на определение Платоном человека как животного, лишенного шерсти и перьев, Диоген поймал петуха, ощипал его догола и, пустив на волю, торжественно провозгласил: "Теперь ты - человек !" Платон был посрамлен.
Он мог быть богатым и ни в чем не нуждаться - его приглашали властители многих городов, в частности могущественных и богатых Сиракуз. Его звал к себе Филипп Македонский. Но он отказывал могущественным правителям в их стремлении покровительствовать ему, поскольку превыше всего ценил личную свободу.
Если Сократ вел беседы и диспуты, то Диоген совершал поучительные действия и поступки, как с тем же ощипыванием петуха. Более того, саму свою жизнь он сделал живым учебником, практическим пособием по философии кинизма. Он был и остается, пожалуй, единственным философом, у которого слова и поступки сливались воедино, образуя философию практического действия. В бочке он писал свои сочинения: «О любви», «Государство» («Полития»), «Эдип», «Фиест» (трагедии) и др. И тут же на торговой площади внедрял свое учение. Некоторые легенды о его философских поступках-притчах настолько известны, что давно стали своеобразным мировым фольклором. Так, все знают, что он мог часами ходить днем по людной площади с зажженным фонарем, отвечая на недоуменный вопрос, зачем он это делает: "Ищу честного человека".
Поразительна по силе влияния и значению философская телесная практика Диогена, составлявшая сердцевину его учения. Киник объявлял, что настоящий человек не имеет права быть рабом страстей, алчных разрастающихся потребностей и всяческого "чревоугодия". Человек свободен и потому обязан жить просто и довольствоваться малым. Только тогда он будет счастлив и доволен собой и жизнью. А это, наряду с прочим, значит, что человек должен быть слит с природой, не быть изнеженным и хилым, не быть ее осквернителем и врагом. К тому, что Диоген жил в бочке круглый год, надо добавить, что он ходил босым по снегу, одеждой ему служил простой хитон из грубого полотна, а когда он увидел однажды, как мальчик пьет воду, загребая ее из ручья ладошкой, он выбросил и кружку, поняв, что можно обойтись и без нее. Таков был Диоген, и не день-два, - ради эпатажа или философского куража, - а всю жизнь вплоть до смерти на 90-м году жизни. И это - подвиг.
Однажды Александр Великий подъехал к Диогену и сказал:
- Я Александр - великий царь!
- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаст, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.
- Не хочешь ли ты отобедать со мной?
- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру .
- А ты меня не боишься?
- А ты - добро или зло?
- Разумеется - добро.
- Кто же боится добра?
- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя ?
- Отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!
Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: "Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном".
Свидетельство о публикации №111082900863