Светлая криница. Программа

 Образовательная программа
дополнительного образования детей
(адаптированная)
«Светлая криница»
Направленность: художественно- эстетическая
Вид деятельности: исторический театр
(театрализованные постановки русских народных праздников, традиционных обрядов, сказок)
 Срок реализации 3 года Возраст детей 7 - 14лет
 Педагог дополнительного образования: Литвинова Татьяна Анатольевна
Город Москва 2012г.
 
Пояснительная записка
«Вода-водица, светлая криница, дай воды от всякой беды»


Направленность дополнительной образовательной программы: Образовательная  программа дополнительного образования детей «Светлая криница» направлена на активизацию природного творческого потенциала детей через приобщение их к русской народной культуре посредством театральной деятельности, базирующейся на системе К.С. Станиславского, а именно, живой, естественной системе элементов единого психофизического процесса – действия.
Актуальность: Не может не настораживать тот факт, что в сложившейся современной обстановке у детей с раннего возраста происходит увеличение количества стрессовых ситуаций в сочетании со снижением уровня их здоровья. По мнению Л.Д.Назаровой фольклор – это не просто историческое наследие, а «доставшаяся нам от предков естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой».  Традиционные русские праздники, традиции и обычаи, ритуалы и обряды, сказки и малые формы фольклора (потешки, пестушки, загадки, дразнилки и др.) – это история народа, культура и искусство, благодаря которым, и через которые достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим поколениями. Это то, что близко и понятно детям не только своей простотой, яркостью, выразительностью, но и, сохраняясь в ячейках нашей генетической памяти, позволяет ребенку всегда находиться в ситуации успеха.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует развитию психофизических функций каждого ребенка, художественных способностей, общечеловеческой универсальной способности к межличностному взаимодействию, а так же творчеству в любой области, учитывая личностно-эмоциональные особенности детей различной ментальности, помогает сплочению единого детского коллектива. К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность приобрести умение успешно презентовать себя как в детском коллективе, так и среди взрослых.
Цель программы: активизировать природный творческий потенциал детей через приобщение  всего детского коллектива и каждого ребенка в отдельности к русской народной культуре посредством театральной деятельности.
Задачи:
в области личностного и социального развития:
- пробудить любовь детей к русской народной культуре, привить детям ее традиционные ценности: любовь, уважительное отношение к окружающему миру, самому себе и людям, как важным составляющим единого целого;
- методами игровых и эмоцинально-подражательных упражнений активизировать способность каждого ребенка проживать богатый спектр разнообразных эмоций и чувств, претворяя их в творческие и безопасные для других людей формы, развивать у детей способность к сопереживанию и эмпатии;
- научить детей играть в русские народные подвижные, хороводные, театральные и развивающие игры с правилами, воспитывающими физическую и умственную гибкость, а так же доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, взрослыми;
- в малых группах, через игровую ситуацию на примере малых фольклорных форм и изменение предлагаемых обстоятельств, побуждать детей совместно, самостоятельно находить решение проблемы, конфликта, проигрывая различные варианты и планируя дальнейшие действия персонажей в соответствии с сюжетом, а так же предлагая свои варианты поведения героев;
- научить детей основам творческой рефлексии, осознавать не только свои достижения, но замечать и достижения товарищей, выражать одобрение, «не ругать и критиковать своих товарищей, а находить резервы или перспективы развития той или иной работы» .;
В области творческого развития:
- на фольклорном материале, побуждать детей претворять различные чувства в художественно организованные звуки, движения, действия, цвета, используемые в процессе пения, звуко-шумовых импровизаций, танца, рисования и иной художественной деятельности, способствовать снятию зажатости и скованности, поощрять моменты импровизации;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);
- выполнять игры-драматизации на фольклорные темы с учетом того, что фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые изменения, включая предложения конкретного детского коллектива.
В области психофизического развития:
- учить детей осознанно выполнять действия и движения;
- развивать психофизические показатели детей, особенно - гибкость, пластичность, умение расслабиться;
- развивать восприятие, память, внимание, мышление детей, способствовать овладению мыслительными действиями (сравнение, составление внутреннего плана действий, самоконтроль, рефлексия);
- формировать эстетический вкус, развивать пластическую выразительность, умение создавать образы с помощью выразительных пластических движений, а так же умение двигаться в соответствии с образом, заданным музыкой, текстом, картиной и меняющейся обстановкой.
В области познавательного развития:
- развивать познавательный интерес детей к русской народной культуре (быт, жизненный уклад, крестьянский труд и наблюдения за природой в календарном круге, праздники, обряды, традиционные народные промыслы), поощрять интерес детей к изучению культурного наследия различных народов;
-  побуждать к самостоятельному поиску информации, связанной с фольклором, в литературе, музеях, Интернете;
- побуждать к самостоятельному изготовлению простейших предметов старинной утвари, обрядовой  куклы, элементов русского национального костюма и осознанному соблюдению традиций и ритуалов.
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих:
В настоящее время существует  немало парциальных программ знакомящих детей с русской народной культурой, ориентированных на детей младшего школьного и дошкольного возраста. Большим преимуществом программ: О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и Николаева С.Р., Катышева И.Б., Хомченко В.А. и др. «Народный календарь», является создание предметно-развивающей среды, а именно воссоздание старинной традиционной обстановки русской избы, позволяющей путем действенного познания, через предметы, знакомить детей с бытом, жизненным укладом, традициями предков. Речевые, музыкальные фольклорные формы, народные игры, знакомство с народными традициями, промыслами позволяет детям ощутить свою причастность к родной культуре. По организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников наиболее полно отвечает требованиям раскрытия творческого потенциала каждого ребенка и коллектива в целом программа «Арт-фантазия» Э.Г. Чуриловой.
Эти программы направлены на всестороннее развитие детей, а именно - развитие зрительного, слухового внимания, речи, памяти, наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения, творчества, активизации мыслительного процесса и познавательного интереса, интереса к русскому народному или сценическому искусству, развитие эстетических способностей, развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, овладение навыками общения и коллективного творчества, воспитание зрительской культуры.
Особенностью программы «Светлая криница» является то, что, вместо традиционного для школьных учреждений обучения детей работе по образцу, предлагается на базе фольклорного материала, (малые фольклорные формы, песенки, попевки, сказки, народные игры, элементы обрядов), побуждать детский коллектив и каждого ребенка в отдельности, через конкретное «живое действие» , опирающееся на уже имеющийся личный опыт ребенка, интуицию раскрыть свои творческие возможности (двигательные, речевые, мыслительные, коммуникативные); в сочетании с методиками: «Режиссура и педагогика корня» кандидата искусствоведения Клубкова С.В.; учебное пособие - «Театр, где играют дети» под редакцией А.Б. Никитиной;  программа «Театр I-II» А. П. Ершовой; образовательная программа «Театр» Е.И. Косинец, адаптированными для детей школьного возраста, а так же использование народной игровой педагогики и  делает работу с детьми всегда неповторимой, эмоционально насыщенной, творческой.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-14 лет, срок её реализации - 3 года. Программа включает 3 этапа, в зависимости от возраста и уровня развития детей, что позволяет учитывать их индивидуальные, возрастные особенности и благоприятствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков в соответствии с зоной ближайшего развития.
I этап программы предназначен для детей 7-8 лет, предполагает уделить основное внимание выявлению творческого потенциала каждого ребенка, опираясь на его самобытные, индивидуальные особенности. Используя игровой мотив, опираясь на индивидуальную, личностную творческую составляющую каждого ребенка, решаются задачи психофизического развития, этических, эстетических, коммуникативных способностей детей. Знакомство  со  стариной начинается с представления людей того времени о себе, своем и чужом пространстве и правильном взаимодействии.
II этап: - для детей 9-10 лет предполагает продолжение работы по дальнейшему раскрытию и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей детей, и решению задач психофизического развития. В процессе работы над постановкой фрагментов обрядов или сказки,  через проживание в образе различных по характеру героев, действуя в различных воображаемых обстоятельствах, дети учатся отказываться от собственной эгоцентричности, оценочных суждений; проживая внутренне состояния своего героя, приближаются к пониманию своего внутреннего мира, осознанию его ценности, так же как и ценности внутреннего мира других людей. Народный календарь – основная линия знакомства с фольклором.
III этап: для детей 11-14 лет предполагает продолжение работы по дальнейшему развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей детей, решению задач психофизического, социального развития, а так же уделяет большое внимание полоролевому воспитанию, построению взаимоотношений юношей и девушек в традиционном и творческом ключе, способствует росту их мотивации к познавательной и коммуникативной активности, становлению ответственной гражданской позиции. Обряды, традиции, сопровождающие жизнь людей в старину от рождения и до кончины, былины, оставшиеся нам в наследие от предков, представляют собой не только историческую ценность, но, являясь проверенным временем рецептом, предостерегают молодежь от повторяющихся ошибок и являют пример поступков граждан, достойных своего отечества.
Формы и режимы занятий:
форма – групповая, количество детей в группе 12-15 человек.
Режим занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 2 часа (45 мин. – занятие, 15 мин – перерыв, 45 мин. – занятие, 15 мин. – перерыв). В структуру занятии включены организационные моменты, динамические паузы, перерывы для проветривания. Содержание занятий базируется на специальной системе упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и др., направленные на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях (игра, тренинг)», проходят в форме диалога между педагогом и воспитанниками, «в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между всеми субъектами учебного процесса. Диалог в этом случае может быть как непосредственным вербальным диалогом» , так и невербальным, и выражаться в виде действий индивидуальных, парных, групповых, фронтальных.
Не реже чем один раз в 2 месяца проводятся праздники или показы сказок, в которых задействованы и участвуют все дети.
Ожидаемые результаты и способы определения их успешности:
В результате занятий с детьми по данной программе, в комплексе с работой педагогов по музыкальному развитию детей, после первого года обучения предполагаются такие умения и навыки детей, как:
o могут самостоятельно разыграть бытовую сказку или сказку про животных, самостоятельно распределить роли, действовать по сюжету знакомой сказки в логике персонажей, совместно придумать свой сюжет сказки со знакомыми персонажами и разыграть его;
o знают несколько театральных, русских народных и подвижных игр с простыми правилами;
o знают народные пестушки, песенки, колыбельные, поговорки, пословицы, приметы связанные с человеком и его жизнью, а так же отражающими народную мудрость о доме, его хозяйстве, животных и мире добрых и злых духов, соседствующих с человеком.
o знают название, назначение старинных предметов крестьянского быта, могут выполнять действия с ними, знают названия простых народных музыкальных инструментов и могут играть на них (менять силу звучания, тембр, ритм), сопровождая действия персонажей, в соответствии с их характером;
o После разыгрывания сказки или её фрагмента дети могут высказать своё мнение об успехах товарищей или предложить свой вариант действия персонажа;
o могут провести разминку, соблюдая правильную очерёдность  работ с разными группами мышц (шея, плечи, руки, туловище, ноги) и самостоятельно подбирая эмоционально-подражательные упражнения, знают несколько игровых дыхательных и артикуляционных упражнений;
После второго года обучения детей предполагается углубление имеющихся умений и навыков и появление  таких как:
o могут самостоятельно разыграть сказку, элементы народного праздника, обряда, самостоятельно распределять роли, договариваясь о сюжете, придумать индивидуальные особенности характера своего героя и воплотить  его, действуя органично в логике персонажей, согласованно, творчески;
o знают народные поговорки, пословицы, приметы связанные с природными явлениями, погодой, трудом крестьян в календарном круге;
o знают основные календарные русские народные праздники, их значение, могут разыграть игры, которые их сопровождают, использовать традиционные атрибуты, народные музыкальные инструменты;
o самостоятельно могут провести разминку, комплекс упражнений для снятия мышечных напряжений, знают о пользе и необходимости применения дыхательных и артикуляционных упражнений, могут рассказать сказку, поговорку, скороговорку, пословицу, потешку и др., произнося их в разном темпе, изменяя тембр голоса, с разными интонациями;

После третьего года обучения детей также предполагается углубление имеющихся умений и навыков и появление новых:
o могут самостоятельно разыграть бытовую, волшебную сказку, обрядовые действия, фрагменты былин, включающие диалоги персонажей, в том числе и разных полов, самостоятельно распределить роли, договариваясь о сюжете, придумать индивидуальные особенности взаимоотношений своих героев, действуя в логике персонажей, в соответствии с полоролевыми особенностями, совместно придумать свою линию их взаимоотношений согласованно и творчески разыграть её;
o знают несколько пословиц, поговорок, обрядов и народных игр, сопровождающих различные периоды жизни (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) человека (парня или девицы), следующих сложным правилам, несущих в себе народные традиции взаимоотношения людей и их гражданственности, могут использовать характерные атрибуты, элементы народного костюма, народные музыкальные инструменты в соответствии с их назначением, творчески.
      Диагностика, промежуточный контроль, итоговый контроль, аттестация детей обучающихся по данной программе  осуществляется по результатам их участия в показах сказок или проведении праздников, обрядов, проводимых в соответствии с планом программы.

Учебно-тематический план 1 года обучения:
Разделы и темы
1 Своё и чужое пространство русского мира. Своё.
1.1 Я сам, мое тело, традиционная кукла.
1.2 Семья.
1.3 Традиционная народная одежда, роль орнамента, обереги.
1.4 Традиционная русская изба, предметы домашнего обихода.
1.5 Подворье, домашние животные.
2 Чужое пространство.
2.1 Мир за околицей. Собирательство. Добрые и злые духи.
2.2 Путешествия. Закон гостеприимства.
2.3 Народные приметы, поверья, народная астрономия.
3 Постановочная работа, театрализация.
3.1 Знакомство со сценарием, психологический анализ героев, действенный анализ, выстраивание логики поступков.
3.2 Построение мизансцен
3.3 Подбор костюмов, атрибутов, декораций, и их изготовление.
3.4 Репетиционная работа по действиям
3.5 Речевая репетиционная работа
3.6 Показы, инсценировки.

 

Учебно-тематический план 2 года обучения:


1. Ревун, листопад, грудень.
1.1 Праздник «Ариша-шиповница».
1.2 «День узлов» .
1.3 «Курячьи именины».
2. Студен, просинец, сечень.
2.1 Праздник  Платон да Роман – зимоуказчики.
2.2 «Рождество», калядование.
2.3 «Коровий» праздник.
3. Сухий, Цветень, Травен.
3.1 Русский народный праздник «Жаворонки».
3.2 «Масленица».
3.3 «Соловьиный день»
4. Разноцвет, Липень, Серпинь .
4.1 Вода, водица, чистая криница. Колодезники. Федорин день.
5 Постановочная работа, театрализация.
5.1 Знакомство со сценарием, психологический анализ героев, действенный анализ, выстраивание логики поступков.
5.2 Построение мизансцен
5.3 Подбор костюмов, атрибутов, декораций, и их изготовление.
5.4 Репетиционная работа по действиям
5.5 Речевая репетиционная работа
5.6 Показы, инсценировки.


 Учебно-тематический план 3 года обучения:


1. «Осенины», осенние традиции
1.1 Седьмица.
1.2 «Семен день» – новоселье явное и тайное.
1.3 «Льняницы».
1.4 «Капустники».
2. Зимние традиции.
2.1 «Наум-грамотник».
2.2 Святочные гадания.
2.3 «Ефремов день» (задабривание домового).
2.4 «Страшные вечера».
3. Весенние традиции.
3.1 «Пестрые недели».
3.2 «Благовещение». Освобождение птиц.
3.3 «Ночнина».
3.4 «Сказание  о  Георгии храбром».
4. Летние традиции.
4.1 «Кумовление».
5 Постановочная работа, театрализация.
5.1 Знакомство со сценарием, психологический анализ героев, действенный анализ, выстраивание логики поступков.
5.2 Построение мизансцен
5.3 Подбор костюмов, атрибутов, декораций, и их изготовление.
5.4 Репетиционная работа по действиям
5.5 Речевая репетиционная работа
5.6 Показы, инсценировки.
 
Краткое содержание программы

1 год обучения:

Знакомство  детей со стариной, с пространством русского мира начинаем осуществлять с того, что хорошо знакомо каждому, и в то же время таит в себе загадку – это я сам, мое тело, моя семья. Разучивая потешки, пословицы, поговорки, загадывая загадки, играя в народные игры, посвященные данной тематике, необходимо подвести детей к пониманию того, люди могут быть не только похожи или отличаться чем-то друг от друга внешне, но и другому человеку могут быть присуще такие же или противоположные чувства (любовь, страх, радость и горе). Знакомим детей с традиционной обрядовой куклой, почему в старину у куклы не было лица. Чем в старину для человека была одежда – ее роль не только согревать, но и защищать человека (пояс, гребень, обереги). Далее круг познания расширяется до границ дома. Крестьянская изба – это мир, в котором представлено все самое необходимое для удовлетворения жизненных потребностей человека. Печь – для обогрева и приготовления пищи; рукомойник, ушат, веник – для поддержания чистоты; полати, лавки, люлька – для отдыха; прялка – для изготовления одежды; сундук – для хранения вещей; мебель – для удобства; «красный угол» – для  удовольствия, общения с богом; окно и дверь – для общения с внешним миром.
 Изба – это дом не только для человека, но и для детенышей домашних животных. (Новорожденных телят, козлят, цыплят и других детенышей домашних животных приносят в дом, чтобы они на всю жизнь запомнили родной запах, ни когда не терялись, а возвращались домой.)
Затем увеличиваем границы ознакомления со стариной до крестьянского подворья. Огород, сад, поле – это места, где люди выращивали плоды, зерновые культуры, лен, где пасли скот. Дети своим посильным трудом или тем, что присматривали за младшими детьми, помогали родителям в этих нелегких делах. Затем, перед детьми открывается окружающий мир, начинающийся за воротами.
Еще совсем недавно лес, луг, водоем – это был враждебный человеку мир, общение с которым происходило по строгим правилам, ценой ошибки была человеческая жизнь. Наблюдая за природой, люди научились предсказывать погоду, передавая свою мудрость, запечатленную в народных приметах, благодаря этому облегчали земледельческий труд, сохраняли урожай, оберегали себя и своих животных от болезней и неприятностей. Кроме того люди научились общаться с природными явлениями (дождь, засуха, мороз и др.), при этом важную роль играли дети. Дети разучивают заклички, ритуалы, выполняемые детьми в старину, которые помогали тогда людям получить желаемое. Разучивая народные игры такие, как «Горелки», или произнося заклички, дети на своем опыте убеждаются в  их чудесной силе.  Знакомя с жизненным укладом, рассказываем как в старину трудились ребятишки, занимаясь собирательством, наровне  со взрослыми, помогали обеспечить семью запасом продуктов. Сказки являются яркой иллюстрацией того, как нужно и как не следовало вести себя в старину детям за пределами дома, и к чему могло привести небрежное отношение к другому миру – луг, лес, водоем.
Когда у детей, появляется законный вопрос, как же люди ходили в гости, путешествовали, рассказываем о том, что связь между поселеньями осуществлялась благодаря дорогам. Отправляясь в путь, люди соблюдали правила поведения человека в чужих краях, надеясь вернуться, но прощались навсегда. Соблюдение закона гостеприимства – было надеждой на то, что тем, кого они проводили из родного дома, тоже кто-то поможет в пути.
Где бы ни был человек – у себя в доме или далеко за его пределами, ему приходилось считаться с духами, которые тесно взаимодействовали с людьми. То помогая, то мешая людям, домовые, кикиморы, лешие, русалки и др., напоминали о своем существовании. Людям ничего не оставалось, как приспособиться к таким беспокойным соседям. Выполнение простых ритуалов делало духов помощниками людей. ( Важно не только рассказать детям о каком-либо представителе мира духов, но обязательно поиграть в него, смастерить своими руками маску, игрушку или что-то, что ему могло бы понравиться. Тогда, дети получат положительный опыт общения с представителем мира духов (домовым, кикиморой или др.) и не будут испытывать страх по отношению к нему.

2 год обучения:

Русский народный календарь – это месяцеслов, включающий наблюдения за погодой, а также народный сельскохозяйственный календарь, праздники, гадания, приметы и поверья, относящиеся к будним и праздничным дням. «Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило его». 
Программа «Светлая криница» дает неоценимую возможность детям пополнить практику межличностных взаимоотношений в процессе подготовки сказки или элементов обрядов. Это особенно важно в период становления дружеских взаимоотношений, так как через проживание в образе различных по характеру героев, оказавшихся в различных обстоятельствах, как благоприятных, так и стрессовых, ребенок способен отказаться от оценочных суждений, приблизиться к пониманию внутреннего состояния каждого героя, пониманию своего внутреннего мира, осознанию его ценности, и затем осознанию ценности внутреннего мира другого человека, а, следовательно, сочувствию, содействию, сотворчеству.

3 год обучения:

Программа «Светлая криница» уделяет внимание полоролевому воспитанию детей. Она дает возможность не только попрактиковаться в построении взаимоотношений мальчиков и девочек в традиционном ключе, которое нашло отражение в русских народных играх, обрядах, а так же и в современных играх на развитие коммуникативных способностей, но и подводит их к пониманию, что чувство симпатии к представителю противоположного пола естественны и свойственны людям и подросткам. Проигрывая радостные или горестные моменты, сопровождающие отношения между молодцами и девицами, подросток уже не останется один на один с новыми для него чувствами. Полученные коммуникативные навыки позволят ему выразить свои чувства словами, действиями, помогут быть успешным в общении с представителями противоположного пола.

 
Методическое обеспечение программы и условия реализации

Программа «Светлая криница» знакомит детей с русским народным устным творчеством (обычаями, ритуалами, сказками, малыми формами фольклора - потешками, поговорками, пословицами, скороговорками, загадками, дразнилками), народной мудростью, проверенной веками, старинным жизненным укладом соотечественников, приобщает детей к русским народным традициям, обрядам, которые сопровождали россиян в быту, труде и праздниках, оказывает эстетическое, нравственное воздействие на подрастающее поколение, что позволяет каждому ребенку ощутить себя причастным к Русской народной культуре, почувствовать себя ее сотворцем, осознать свою любовь к Родине.
Программа «Светлая криница» направлена на формирование творческой личности – спонтанной, эмоционально отзывчивой, фантазирующей, образно мыслящей, готовой к действию и телесному воплощению на сценической площадке и любой другой возможной ситуации. В дополнение к школьной программе, оказывающей большую нагрузку на память и интеллект учащихся, она задействует телесную и эмоциональную сферы, которые оказались неоправданно недогружены,  несмотря на сенситивный период школьного детства. Программа содержит следующие направления, по которым ведется основная работа:
• игропластика;
• игры;
• культура и техника речи;
• работа над спектаклем;
• основы театральной культуры.
Для всех этих направлений существуют общие задачи: развитие произвольного внимания, эмоциональной памяти, активизация ассоциативного и образного мышления, раз¬витие воображения. Первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами. Игры – это и общеразвивающие, и направленные на творческое развитие детей, индивидуальное и коллективное, а также игры, направленные на социализацию и развитие коммуникативных навыков. Параллельно уделяется внимание формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. В зависимости от успехов или отставания детей в работе по темам программы и индивидуальных особенностей группы в целом, педагог либо – увеличивает объем творческих заданий, либо – предлагает детям игры и упражнения для закрепления умений и навыков в разных видах деятельности до получения приемлемых результатов.
Игропластика
Игропластика направлена на воспитание и развитие гибкости и пластичности. На первых порах, предлагая детям выполнить какое-либо эмоционально-подражательное упражнение, следует задать им знакомый образ, напомнить о его каком либо свойстве, характере, его действиях. За тем предлагаемые образы могут абсолютно любыми – от фантастических созданий, звуков, до несуществующих предметов и т.п. Задачей детей в этом случае является - придумать и оправдать действия этого персонажа, явления.  В любом случае не следует давать им образец выполнения упражнения.
Основными требованиями в подбору игровых и эмоционально-подражательных упражнений, предлагаемых в качестве разминки, являются:
• очередность: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей;
• повторность;
• выполнение упражнений с максимальной амплитудой;
• чередование нагрузки и расслаблений;
• положительные эмоции и мотивация;
• смена предлагаемых воображаемых обстоятельств, требующая от детей перестройки своей деятельности;
• включение заданий на ориентирование;
• развития осмысленной моторики.

Игры
«Одним из основных принципов народной педагогики является общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания детей. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах, традициях. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа…. В основу же народной педагогики положен идеал личности, как цель воспитания и обучения».
«Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Этим требованиям отвечают общеразвивающие игры. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках» .
Все игры должны быть направлены на активизацию совместной творческой деятельности детей, ориентировочно их можно разделить по направлениям:
• общеразвивающие (направленные на развитие внимания, произвольности, памяти, мышления и др.) игры;
• игры на внимание, координацию движений, развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
• игры на развитие слуха, дыхания, речевого аппарата, речи, чувства ритма;
• игры на внимание, согласованность действий;
• игры на социализацию детей;
• театрализованные игры.
Многие игры можно отнести сразу к нескольким видам. Выбор педагогом игры зависит от конкретных задач, которые следует решить в конкретном детском коллективе.

Культура и техника речи
Разминка для речевого аппарата должна включать в себя артикуляционную гимнастику, дыхательные и голосовые упражнения. Игровые упражнения, желательно выстроенные в единый сюжет, это повысит мотивацию детей. В качестве речевого материала для данного раздела программы так же используются различные фольклорные формы. «Дорога к Храму взаимного понимания лежит через Слово».  В народной педагогике процесс овладения языком естественный, стихийный, спонтанный. «Обрядовые песни и танцы, заговоры, сказки, потешки – изначальное зерно любой культуры. Именно этот материал дает нам возможность осознания собственной истории, обычаев, преданий, традиций. Опыт наших предков был ориентирован на постижение детьми морально-этических норм. Детям, подросткам, молодежи отводилась особая роль, чаще всего они были «застрельщиками» праздничных гуляний. Целостная система народной педагогики изначально направлялась на формирование определенных черт личности: трудолюбия, честности, любви к своей семье, родине, народу».  «Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе». 
Работа над текстом осуществляется в результате активной, совместной деятельности воспитателя и детей, дополняется заданиями педагога на выполнение различных действий (двигательных, несущих смысловую творческую нагрузку, позволяющих детям избавиться от ненужных мышечных напряжений). Педагог побуждает детей к творческим словесным действиям, совместно с ними воплощает предложенные детьми варианты. «Проговаривание небольших стихотворных форм вместе с движениями делает речь более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие. Речевые игры можно проводить как в положении сидя, стоя, так и в движении, когда дети ходят по кругу или произвольно по всему помещению. Это дополнительно развивает координацию движений, внимание, снимает усталость. Кроме того, в качестве динамической пазы, можно выполнять упражнения для зрительно-двигательной ориентации (отводить глаза в право-лево, не поворачивая головы); поднимать глаза вверх, опускать в низ, не поднимая головы, упражнения для снятия зрительного утомления (зажмуривать и открывать глаза; быстро моргать в течение 10-20 секунд; смотреть в даль, а затем переводить взгляд на близко расположенный предмет). Рекомендуется тренировать глаза – при  проговаривании стихов фиксировать взгляд на каком-либо предмете, сопровождая взглядом движением рук». 
Развитию речи способствуют пальчиковые игры, стимулируя взаимосвязанную и синхронизированную работу правого и левого полушарий мозга, таким образом, активизируя творческий потенциал, развивая фантазию. «Любые маленькие стишки, считалочки, песенки можно «переложить на пальцы», то есть придумать сопровождающие движения для пальцев – сначала  простые, не сложные, а затем эти движения усложнить. Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться».

Работа над спектаклем
Работа над спектаклем осуществляется в следующей последовательности:
• знакомство со сценарием, психологический анализ героев, действенный анализ, выстраивание логики поступков;
• построение мизансцен;
• подбор костюмов, атрибутов, декораций, и их изготовление;
• репетиционная работа по действиям;
• речевая репетиционная работа;
• показ.
Благодаря тому, что работа над спектаклем начинается задолго до ознакомления детей с произведением (на разминке дети выполняют подражательные упражнения; проводятся речевые игры, а именно ребята рассказывают потешки, скороговорки от лица различных персонажей, с включением различных эмоций, настроений; театральные, народные игры – воспитанники выполняют действия персонажей бедующей постановки), при разборе произведения (чтение, анализ характеров героев) дети легко, с удовольствием включаются в беседу, предлагая свои варианты действий героев, выстраивания мизансцен в эпизодах, опираясь на знакомый материал. В процессе обсуждения действий персонажей, педагог предлагает детям рассказать и показать характер героя в действии. «Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания музыкального фрагмента, педагог может спросить детей, какому персонажу подходит эта музыка. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения, выполняя действия различных персонажей. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа» . При этом вопрос должен ставиться: не у кого лучше, а у кого получилось более похоже и почему? Затем дети делятся на две или три группы: одна – актеры, другие – зрители. Группам даётся небольшое время  на подготовку. Одной из групп можно дать народные музыкальные инструменты для музыкально-шумового сопровождения показа товарищей либо своего выступления. После выполнения упражнения группы меняются ролями.
На первоначальном этапе следует начинать с малых фольклорных форм от лица одного персонажа. Следующий этап – этюды с участием нескольких персонажей. Третий этап – это этюды, содержащие диалог персонажей. Следующий этап – сказки-малышки. (Не рекомендуется ставить с детьми космогонические сказки «Курочка ряба», «Колобок»).
На занятии при разборе сказки с детьми обсуждается последовательность действий героев. Для этого сказки разбивается на небольшие части. При разборе частей обращаем внимание детей на выстраивание логики поступков персонажей. После короткого обсуждения  всегда идет практическая работа с двумя группами. После проигрывания этюда, устраивается обсуждение, у кого получилось более похоже, почему вам так показалось? Таким образом, одновременно все дети задействованы, у каждого есть возможность проявить свое творчество и оценить работу товарищей. Такая форма работы решает проблему взятия ребенком на себя роли отрицательного персонажа, так как сам творческий процесс, положительная оценка его игры со стороны ровесников, педагога вызывает у юного актера положительные эмоции и удовлетворение своей работой.
 Следующий этап работы над сказкой – это обучение детей средствам речевой выразительности. «Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения».  Важно, чтобы дети не только запомнили текст, но не заменяли им действия на сцене. При этом работа ведется все так же в группах, как правило, все дети успевают побывать во всех ролях и запоминают слова и действия всех персонажей сказки. На этом этапе работы над сказкой используются атрибуты, элементы костюмов.
Что касается музыкально-шумового сопровождения, то предоставление в распоряжение детей простых народных музыкальных инструментов так же открывает им простор для творчества, в процессе работы над сказкой. Дети практикуются игре на них, учатся слушать, соотносить характер, ритм, тембр звучания инструмента с характером сказочного персонажа, эмоциональным оформлением сюжета.
Во время постановки сказки перед зрителями, на первых порах важную роль играет взрослый – ведущий. Поддерживая  детей эмоционально, направляя их действия, напоминая текст, комментируя действия персонажей, если вдруг актеры растерялись, что-то не сыграли, он помогает  сказке состояться и быть понятной и юным зрителям и взрослым. На втором и третьем этапе реализации программы взрослые (педагоги или родители) могут участвовать в показах сказок, обрядов, но главные роли при этом отводятся детям. Так как зрителями на таких показах чаще бывают дети, актерам следует поддерживать контакт с публикой (обращаться к зрительному залу с вопросами, просьбами, что бы собрать их внимание, снизить утомление). Количество показов не ограничивается, но главным условием является смена актеров, ролей, сценической площадки, костюмов, атрибутов. При таком условии театрализованная деятельность не наскучит детям, всегда будет носить творческий характер, удовлетворит потребность выступить всех желающих данного коллектива.
В систему занятий, основанных на играх и упражнениях, входят итоговые занятия, посвященные разыгрыванию потешек, прибауток, элементов народных обрядов, а также театрализации сказок, былин, что позволит детям раскрыться, научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, закрепить полученные знания, умения, навыки.

Основы театральной культуры
Знакомство детей с особенностями театрального искусства, историей русского народного театра следует осуществлять в результате практической деятельности детей. Уделяется внимание таким направлениям, как:
- разыгрывание этюдов с предметами-заместителями («Три медведя» три мячика разного размера), а также «Театру на столе» - это разыгрывание этюдов с предметами народных промыслов, старинной утвари, посуды, мебели, находящимися в  крестьянской избе;
- кукольному театру, приемам вождения кукол, особенностям оформления ширмы, декораций,
- создание спектакля;
- построение мизансцены;
- зрительская культура.
На индивидуально-групповых занятиях осуществляется более детальная работа с детьми, по тем же темам в соответствии с теми же пунктами, которые были рассмотрены выше, но с учетом их личностных особенностей,  с целью коррекции или совершенствования показателей, проявляющихся как в сфере психофизического, речевого, коммуникативного так и творческого совершенствования и развития.
Каждое занятие по театрализованной деятельности следует начинать с разминочных игровых и эмоционально-подражательных упражнений, желательно подобранных в один последовательно развивающийся сюжет, к которому подбирается тексты малых фольклорных форм, с музыкальным сопровождением, или звуками природы. Такая разминка способствует снятию мышечных зажимов, поднимает настроение детей, позволяет перейти к речевым, развивающим, театрализованным играм, игровым упражнениям, работе над спектаклем. При этом дети могут работать индивидуально, в малых группах и всей группой. В конце занятия педагог дает индивидуальную, положительную оценку деятельности детей, поддерживая ситуацию успешности каждого, опуская замечания, поощряя детей к творчеству, принимая во внимание их предложения как руководство к действию на следующих занятиях, а так же к выявлению интересных, творческих находок у товарищей.
 Комплексный подход в приобщении детей к русской народной культуре, и раскрытии их творческого потенциала, осуществляется благодаря включению народных и театральных игр, игровых и подражательных упражнений (на базе малых фольклорных форм), направленных на развитие психофизических, речевых, коммуникативных, эстетических и творческих способностей детей. «Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на поставленной задаче, которая становится не навязанной из вне, а желанной, личной целью.» 
Группы формируются из детей выразивших желание заниматься театрализованной деятельностью, по возрастному принципу, с учетом степени готовности к обучению. Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении. Желательно наличие большого ковра или индивидуальных ковриков на каждого ребенка. Необходимо также наличие музыкального сопровождения или аудиотехники. Одежда предпочтительно не стесняющая движений, обязательна мягкая обувь или чешки. Для ознакомления детей со старинным бытом необходимо наличие предметов старинной утвари, убранства русской избы, посуды, изделий народных промыслов, простых народных музыкальные инструментов. Для проведения русских народных праздников, а так же необходимо иметь в наличие атрибутику, русские национальные костюмы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
             На занятиях объединения «Светлая криница» дети, окунаясь в атмосферу русской старины, выполняя доступные для них и адаптированные для детей школьного возраста, упражнения из тренинга программы «Театр» Е.И.Косинец, по методике С.В.Клубкова, играя в народные, театральные игры, участвуя в обрядах, разыгрывая сказки, фрагменты былин, на занятии по театрализованной деятельности постоянно находятся в Действии. А это «на самом деле позволяет раскрыть любые творческие способности, дремлющие в человеке, формирует особое творческое мышление, творческое отношение к миру и творческое решение любых поставленных задач.» При это очень важна стабильная творческая активность каждого ребенка, которая достигается за счёт поддержания детской успешности, положительного эмоционального настроя, ориентации на эстетическое удовольствие от создания образов прекрасного. Такая творческая активность, проявляющаяся в устойчивом желании индивидуально или в групповой игре, создавать что-то красивое, воплощение этого желания в действии (игра, движение, речь, пение, рисование, танец, лепка, конструирование и др.) не только на протяжении занятия, но и в свободное время, не только в стенах образовательного учреждения, но и на улице, и даже дома. 
          Театрализации сказок, русских народных праздников обрядов являются и основной формой контроля промежуточного и итогового и наглядным результатом работы с детьми по программе «Светлая криница», так как во время показа сказки или проведения праздника, обряда дети имеют все возможности проявить свои умения, навыки, достижения в способности самовыражаться, проявлять творчество. Самым значимым результатом в работе с детьми по данной программе считаю приобретение ими уверенности в себе, удовлетворение потребности в общении, эмоциональном самовыражении, творчестве, поддерживаемое сверстниками и взрослыми, умение высказывать свое мнение, выражать свои чувства в позитивном и конструктивном ключе, приобретение навыка общения и решения конфликтных ситуаций, гибкость, юмор и находчивость, неиссякаемым источником которых, является фольклор, позволит воспитанникам применять их в повседневной жизни.


 Список использованной литературы при составлении программы

1. Агапова И.Д., Давыдова М.Л. Лучшие музыкальные игры для детей. — М.: ООО «ИКТЦ  ЛАДА», 2009. — 224 с.
2. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2006. - 368 с. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского. М.: Просвещение, 1991.- 178 с.
3. Н.А. Бернштейн. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 392 с.
4. Большая игра. Учебно-методическое пособие по организации фестивалей детского творчества. /Авторы-составители: Никитина А.Б., Салимзянов Д.Х., Быков М.Ю., под ред. Фоминовой М.А. - М.: МИОО, Интеллект-Центр, 2008. - 256 с.
5. Букатов В.М, Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. -224 с: ил.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте  3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. – 576 с.
9. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя : пособие для учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 344 с : ил.
10. Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговор¬ки. Популярное пособие для родителей и педа¬гогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с, ил.
11. Иванцова Л.В. Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, поси¬делки, кукольный спектакль. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2009. - 272 с.
12. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб¬но-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 2010. — 304 с: ил.
13. Косинец Е.И. Образовательная программа «Театр» (вариант наполнения худо¬жественно-эстетического профиля). - М.: МИОО, 2009. - 288 с.
14. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. / под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982. - 128 с.
15. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
16. Народный календарь. План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.— 304 с.
17. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. — 240 с: ил.
18. Пашнина, В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1—4 классов. / В. М. Пашнина; худож. А. А. Селиванов — Ярославль: Академия развития, 2005. — 160 с: ил.
19. Т.А.Пигилова. «Народная культура». - М.: Русский дом, 1993.
20. Приметы на каждый день. Сборник / Составитель - Торпокова О. М.: «Агенство «ФАИР», 1996. 220 с.
21. Пигилова Т.А.  Народная культура. «Русский дом».- М.: Русское поле, 1993.
22. Ражников В. Детская психология искусства: Музыка. Поэзия. - М.: ВЦХТ («Вхожу в мир искусств»), 2008, - 160 с.
23. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с.
24. Рибо Т. Закон развития воображения. Творческое воображение. М.: СПб., 1901. - 140 с.
25. Сазонов Е. Ю.Театр наших детей. – М.: Знание, 1988. – 96 с.
26. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Автор: Издательство: ИНТОР. Год издания: 1997. – 206 с.
27. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. — М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. — 288 с: ил.
28. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
29. Техника и выразительность речи в работе учителя образовательной области «Искусство». Учебно-методическое пособие в 2-х частях. Ч В. Часть1. Викторова О.В. Москва МИОО 2007. – 80 с.
30. Фазиль Искандер Антология Сатиры и Юмора России ХХ века. Том 14. 2004.–708с.
31. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм. - метод. пособие. / Под ред. С.И.Мерзляковой. - М.: Гуманит. И. Ц. Владос, 2003.- 216с.: ил.
32. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО Издательство «ДОМ. ХХI век, 2007. – 186 с.
33. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. - 160 с.: ил.
34. Шевченко Ю.С, Добридень В.П. Радостное взросление: развитие личности ребенка (Ме¬тодика ИНТЭКС). - СПб.: Речь, 2004. - 202 с.

Список литературы для детей
1. 500 загадок для детей. Сост. И.А. Мазнин. М.: ТЦ Сфера 2005. - 128 с.
2. Агеева И.Д. 500 новых детских частушек. М.: Сфера, 2005. - 96 с.
3. Александрова Л.А. Народный календарь. Издательство Белый город. 2006. М.: - 50 с.
4. Александрова Л.А. Про льва и дивного коня-единорога. Тверь. 1991. - 29 с.
5. Лапатина А.А. 600 творческих игр для больших и маленьких. 3е изд. М.: Амрита-Русь, 2005. - 320 с.
6. Левина С.А., Тукачева С.И. Физкультминутки. Издательство «Учитель». 2004. - 70 с.
7. Приметы на каждый день. Сборник. Сост.  О. Торпакова, М.: Агенство «ФАИР», 1996. - 220 с.
8. Русские народные сказки.  Сост. В.П. Аникина; Ил. Р.Ж. Авотина. М.: 1990. -560 с., ил.
9. Скребцова М. Хоровод кукол. ООО «Алтей и Ко», М.: 2009. - 10 с.
10. Солина В.В. Зимние забавы. Петербург: Изд. «Дидактика Плюс», 1997. - 336с.
11. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В., Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с., ил.
12. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: «Академия развития», 1996. - 192 с., ил.
13. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: М.: ООО Издательство «АСТ», 2003. - 624 с.
Список литературы для родителей
1. Беловинский Л.В. Изба и хоромы. Из истории русской повседневности. М.: Издательство ИПО «Профздат». 2002. - 352 с.
2. Играю - значит интересно живу: учебно-методическое пособие. / И.В. Ткаченко, Н.А. Богачкина, Е.Е. Молодцова и др. - М.: Дрофа, 2008. - 302с. :ил.
3. Икобаева  Е.И. Психология детского творчества. 2е изд. Спб: Питер. 2010. - 240 с., ил.
4. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. Учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного университета культуры. 2002. - 144 с.
5. Миловский А.С. Песнь Жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. Издательство Детская литература. М.: 1987. - 190 с., фотоил.
6. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. Печатный двор. Ленинград. 1990. - 607 с.
7. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. М.: Мозаика-Синтез, 2006.-56с
8. Соколова В.К. Осенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов.  ХIХ начало ХХ в. М.: Издательство Наука. 1978. - 286 с.
9. Сорокина Н.А.  Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. М.: «Секачев ИОИ». 2010. - 256 с.
10. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет.: Сборник упражнений. М.: ТЦ Сфера. 2005. - 64 с.
11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: ООО Издательство «Дом ХХI век». 2007. - 186 с.
12. Энциклопедия российских праздников. СПб.: Респекс. 1997. - 448 с.

           PS
     Уважаемые коллеги, благодарю Вас за внимание к моей программе, буду рада, если она Вам показалась достойной для применения в Вашем творческом коллективе. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы, выслушаю замечания, приму к сведению и постараюсь внести поправки в программу. В настоящее время я собираю, пытаюсь систематизировать приложение к программе , которое будет включать в себя:
1)сказки, малые фольклорные формы,
2)описание обрядов,
3)народный календарь,
4)народные игры,
5)театральные игры,
6)сценарии к театрализованным постановкам,
7)коллекцию театральных шумов,
8)русские народные песни, наигрыши, минусовки, 
9)сведения по народному костюму,атрибутам 
10) фото, видио и аудио материал из опыта работы с детьми, и другое.
   Буду рада Вашей помощи в сборе информации по перечисленным темам и с удовольствием поделюсь тем, что имею сама. Открыта для сотрудничества. ЛиТА.
     Мой адрес для обратной связи:   tatlyfa@yandex.ru 
   


Рецензии
Привет от любителя фольклора.

Алексей Кашеваров   22.01.2013 11:43     Заявить о нарушении
И Вам здоровьечка!

Та Ли Не Та Ли Лита   23.01.2013 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.