Литературные практики - 3. этап 4-ый
.
Самый простой мост(троп) — сравнение (образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета с:)
.
например:
Тучи, как люди (здесь опорные слова/опоры «тучи» и «люди»)
.
Анчар, как грозный часовой (здесь опорные слова/опоры «анчар» и «часовой» но не просто «часовой», а «грозный» )
.
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза. (здесь опорные слова/опоры «глаза кошки» и «твои глаза»)
.
.
Любой троп (параллелизм, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и пр.) может усложняться, усложняться могут опоры. Объём, многоплановость в текстах достигаются за счёт разнообразных поэтических средств выразительности, правильного их применения и задания правильного угла читательского восприятия.
.
О последнем, чуть подробней.
Возьмём что нибудь из чаньских изречений: На вершине священной горы травы растут без корней. Если убрать слово «священная» то фраза становится не совсем понятной, т.к. она получается обращенной к практическому опыту (сознанию) читателя. Слово священная меняет угол зрения и всё изречение становится метафорическим и обращенной к внутреннему сознанию и мистическому опыту читателя.
.
Линейное стихотворение можно показать, примерно так: http://www.youtube.com/watch?v=K4VcZhM2KxQ Есть строки, написанные с использованием разнообразных средств выразительности и задан правильный угол восприятия. Читатель, получает удовольствие от неожиданного завершения прочитанного.
.
Объёмный текст (объёмный психоделический текст) строится на том же самом (на тех же самых элементах) но только на других принципах:
http://www.youtube.com/watch?v=wYY1ttXqYCk&feature=related
.
Вся разница в том, что меняя угол зрения (в первом случае) мы приходим к пониманию текста(видим в самом конце неожиданную для себя «каритинку»). Во втором случае, получив «картинку» и меняя угол зрения мы открываем иные значения текста.
.
За счёт чего это может достигаться
опоры/опорные слова — прописываем как полифонические единицы (фрагменты строк имеющие одинаковое/близкое ритмическое звучание)
между полифоническими единицами — устанавливаем не только простые, последовательные связи, но и более сложные, (которые могут работать в разных направлениях, перескакивать через синтаксические группы).
Самые простые примеры:
1) мать любит дочь - если прочитать наоборот, слова останутся теми же, но смысл поменяется (читатель на подсознательном уровне считывает такие вещи)
2) солнце, тает снег - если перенести запятую, то смысл тоже поменяется (так же как в «казнить нельзя помиловать») если в стихотворение чётко пунктуацией задан единственный смысл, то подсознание читателя всё равно считает и второй смысл.
3 ) на вершине священной горы травы растут без корней — использовать сложные опоры (которые сами по себе могут быть тропом)
4) Стоят кресты после сражения / Простыми знаками сложения. (Но ведь кресты могут быть не только могильными, после сражения, а , скажем георгиевским за сражение, кресты могут быть не только после сражения. т.е. одна опора может послужить для двух, трёх мостов(тропов))
Используя при написании стихотворения полифонические единицы достаточно понимать и помнить о двух вещах:
полифонические единицы (опоры) - в основном строятся на именах существительных (вещественных понятиях, зрительно/визуальных образах)
полифонические единицы (опоры) - их набор не случаен, из общего их количества всегда можно выделить часть, которые будут являться самостоятельным
стихотворным произведением(миниатюрой).
С сегодняшнего дня начнётся серия игр «КОСИЧКА» в которых любой автор, сможет поработать с полифоническими единицами, и на практике понять, что же это такое.
Задание, на этот этап практик:
написать стихотворение, максимум 20-ть, применив одновременно технику совмещения (или последовательного растворения) и алеаторику.
Свидетельство о публикации №111082802612
Хочется попробовать и это Только как всегла не сразу врубаюсь:))
Целия 10.09.2011 16:26 Заявить о нарушении
там два возможных варианта показаны:
- техника совмещения
- техника последовательного растворения
Психоделика Или Три Де Поэзия 10.09.2011 17:06 Заявить о нарушении
Целия 11.09.2011 12:12 Заявить о нарушении
Психоделика Или Три Де Поэзия 11.09.2011 12:15 Заявить о нарушении
Слева при этой технике написанное,а справа 2-3 разных варианта сделать? Так?
Целия 11.09.2011 12:24 Заявить о нарушении
Психоделика Или Три Де Поэзия 11.09.2011 14:13 Заявить о нарушении
Ненужный риск. Осенний сплин.
Вираж. Тревога. Шальная скорость
Истошный визг потертых шин.
Врачи. Палата. Земли вращенье.
Борьба за жизнь. Несвязный бред.
Костер заката. Дано прощенье?
Прохладный бриз. Наверно нет…
Анатолий, жду вашего замечания.
Целия 13.09.2011 12:58 Заявить о нарушении
единственное в новых стихах пробуйте менять ритм матричного стихотворения (при том-же ритме/размере) миниатюры
Психоделика Или Три Де Поэзия 13.09.2011 13:20 Заявить о нарушении
Психоделика Или Три Де Поэзия 13.09.2011 16:56 Заявить о нарушении
Ненужный риск, забавы ради.
Вираж. Тревога. Есть сто причин.
Истошный визг. Так долго падать….
Врачи. Палата. Глубокий вдох.
Борьба за жизнь. Но есть ли выбор?
Костер заката застал врасплох.
Прохладный бриз. За вдохом выдох.
Целия 13.09.2011 17:11 Заявить о нарушении
Авто. Дорога. Туман и морось. 01010/01010
Ненужный риск. Осенний сплин. 0101/0101
или
Авто. Дорога. Адреналин. 01010/0101
Ненужный риск, забавы ради. 0101/01010
.
.
1) использовать в качестве донора один и тотже текст скучно (сам текст меняйте, не меняйте его размер)
2) вы не выходите за рамки полифонических единиц (у вас два полиеда всегда равны строке)
3) на самом деле вариантов строки матричного текста очень много (фантазируйте)
.
навскидку (используя вашу миниатюру):
.
авто. дорога сотни перекрёстков
ненужный риск
по лобовому ветер хлёстко
с дождём, держись.
.
автодорога, давай смелее, нажми на газ
ненужный риск и совсем без страха на этот раз
.
можно придумать и верлибровое звучание, и дольник, и минипрозу..
.
:) примерно так
Психоделика Или Три Де Поэзия 13.09.2011 17:30 Заявить о нарушении