Ана Бландиана. Беззащитность теней

Я всегда жалела великие тени за их беззащитность. С бесконечным сочувствием думала я всегда о великих людях: они, одержимые единственно осуществлением своих трудов, фатальным образом оставляют в наследство потомкам историю своей жизни, прожитой, вне творчества, небрежно, случайно, кое-как, -- историю жизни, которой они не придавали значения (в той мере, в какой это не мешало их трудам), но которую потомки -- почитатели или хулители, равно алчущие знать, толковать и судить, -- нетерпеливо хватают, чтобы всласть в ней покопаться.
Всегда и везде: стоит творчеству воплотиться и стать общественным достоянием, как публика прямо-таки начинает ждать физического исчезновения автора, чтобы прибрать к рукам его жизнь, загодя, еще при нем обрастающую апокрифическими анекдотами и легендами, робкими от угрозы проверки. Как только смерть пунктуально дает старт бессмертию, тут же является рать исследователей и ватага свидетелей, истомившихся в ожидании этой минуты, но зато и отдохнувших в ожидании, тех, кто проживал свою жизнь, пока ОН возводил свои творения, тех, кто теперь готов со свежими силами, с давно припасенным приговором судить его с высоты своего восхищения и войти, через саму непререкаемость суждений, с благообразными минами, с отработанными жестами в круг света, где ОН стоит перед потомками. Коллеги, которые ему завидовали, приятели, назойливо на него наседавшие, родственники, которых он вынужден был терпеть, -- все являются и свидетельствуют в меру своего понимания и в зависимости от своих интересов. И так вокруг творческого наследия высыпает мелкая сыпь фальшивок, вольных трактовок, сомнительных или лживых воспоминаний, недостоверных сведений -- мелкая сыпь, из которой составляется образ какой-то другой жизни, другой, потому что такая не могла бы породить то творчество, которое со всей очевидностью есть.
Я не хочу сказать, что все те, кто выступает с воспоминаниями и впечатлениями от встреч с великими людьми, настроены злонамеренно. Но если чуть накренить зеркало, отражение исказится, и как бы мало ни отличались друг от друга глаза у разных людей, они неизбежно видят по-разному. На иной взгляд, усталость может показаться равнодушием; отрешенность -- спесью; страх перед потерей времени -- эгоизмом; выдержка -- фальшью; уход от бытовых проблем -- трусостью; тяга к одиночеству -- высокомерием. Я не утверждаю, что нельзя рассматривать художника вне его творчества, я знаю одно: единственные очки, через которые мы имеем право смотреть на него, -- это его творчество. В противном случае получаются те ярмарочные лабиринты из кривых зеркал, которые плодят чудовищ, раздутых и перекошенных, а живой человек теряется в них и не находит выхода.

Перевод с румынского Анастасии Старостиной


Рецензии
трудно изменить сущность любопытствующей толпы...что можно еще сказать, грустно от сознания того, что многие пытаются раскопать недостатки великих людей,возможно, ради оправдания своих...редко, когда ищущий способен понять время, в котором жил человек, традиции и окружение, условия быта, общественный уклад... все те неотъемлемые составляющие, в котором шло формирование великой личности. Мне как-то не встречались такие "великие тени", которые считали бы себя за исключительно идеальных людей...важно другое, как с учетом всех свойственных человеческих грехов они сумели преодолеть, осмыслить и создать свои великие творения...
с уважением и теплом,
Св.

Светлана Гаун   02.09.2011 21:57     Заявить о нарушении
Эльфы очень умные, и если бы они еще исправляли опечатки, им бы цены не было.
С нежностью --

Анастасия Старостина   01.09.2011 22:46   Заявить о нарушении
я исправилась?...хотя грешу сильно в этом смысле...сорри :)

Светлана Гаун   02.09.2011 00:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.