Ана Бландиана. Беззащитность теней
Всегда и везде: стоит творчеству воплотиться и стать общественным достоянием, как публика прямо-таки начинает ждать физического исчезновения автора, чтобы прибрать к рукам его жизнь, загодя, еще при нем обрастающую апокрифическими анекдотами и легендами, робкими от угрозы проверки. Как только смерть пунктуально дает старт бессмертию, тут же является рать исследователей и ватага свидетелей, истомившихся в ожидании этой минуты, но зато и отдохнувших в ожидании, тех, кто проживал свою жизнь, пока ОН возводил свои творения, тех, кто теперь готов со свежими силами, с давно припасенным приговором судить его с высоты своего восхищения и войти, через саму непререкаемость суждений, с благообразными минами, с отработанными жестами в круг света, где ОН стоит перед потомками. Коллеги, которые ему завидовали, приятели, назойливо на него наседавшие, родственники, которых он вынужден был терпеть, -- все являются и свидетельствуют в меру своего понимания и в зависимости от своих интересов. И так вокруг творческого наследия высыпает мелкая сыпь фальшивок, вольных трактовок, сомнительных или лживых воспоминаний, недостоверных сведений -- мелкая сыпь, из которой составляется образ какой-то другой жизни, другой, потому что такая не могла бы породить то творчество, которое со всей очевидностью есть.
Я не хочу сказать, что все те, кто выступает с воспоминаниями и впечатлениями от встреч с великими людьми, настроены злонамеренно. Но если чуть накренить зеркало, отражение исказится, и как бы мало ни отличались друг от друга глаза у разных людей, они неизбежно видят по-разному. На иной взгляд, усталость может показаться равнодушием; отрешенность -- спесью; страх перед потерей времени -- эгоизмом; выдержка -- фальшью; уход от бытовых проблем -- трусостью; тяга к одиночеству -- высокомерием. Я не утверждаю, что нельзя рассматривать художника вне его творчества, я знаю одно: единственные очки, через которые мы имеем право смотреть на него, -- это его творчество. В противном случае получаются те ярмарочные лабиринты из кривых зеркал, которые плодят чудовищ, раздутых и перекошенных, а живой человек теряется в них и не находит выхода.
Перевод с румынского Анастасии Старостиной
Свидетельство о публикации №111082703418
с уважением и теплом,
Св.
Светлана Гаун 02.09.2011 21:57 Заявить о нарушении
С нежностью --
Анастасия Старостина 01.09.2011 22:46 Заявить о нарушении
Светлана Гаун 02.09.2011 00:34 Заявить о нарушении