3. Катрены. Разновидности рифм
Продолжим изучение четверостиший или катренов. В прошлый раз мы с вами говорили о формах возможных рифмовок катренов (попарной, перекрестной и охватной), и я позволила себе заметить, что особого греха в смешении этих форм в одном и том же стихотворении нет, но все же без особой надобности этим злоупотреблять не стоит. При смене формы рифмовки метр (МЕТР – это упорядоченное чередование в стихе сильных мест или ИКТОВ и слабых мест) вашего стихотворения сохранится, ритм… в принципе тоже, хотя и приобретет новые оттенки звучания (в том числе – иные смысловые акценты).
Есть, однако, случай, когда строфы вашего стихотворения, написанного в одном стихотворном размере (РАЗМЕР – это частная реализация стихотворного метра, его вариация, обычно определяемая числом стоп в строке) и даже с одной и той же формой рифмовки вдруг начинают звучать по-разному. При прочтении вслух почему-то возникает ощущение «спотыкания ритма» по каким-то непонятным причинам. В чем тут дело?
Давайте разберем это на примере фрагмента одного стихотворения, взятого мною наугад из публикаций нашей СТИХИРЫ. (Автора не указываю по этическим соображениям. Прошу не рассматривать данные стихи в качестве образцовых с любой точки зрения)
Стихотворный размер 5-и стопный ямб, везде – перекрестная рифмовка катренов:
(1)В одном далеком уголке Земли
Решили поиграть однажды в прятки
Все чувства человеческой души...
Но с чувствами у нас не все в порядке!
(2)Сказала Правда: - «Прятаться не буду!»
«Дурацкая игра»- сказала Гордость.
Игриво Дерзость подмигнула Блуду.
«А я, как все!»- ответила Покорность.
(3)А Радость так плясала с Эйфорией,
В ладоши хлопал им шальной Энтузиазм.
И в ожидании чудной феерии
Страсть в танце закружил лихой Оргазм.
(4)Вот начата игра и счет открыт.
Триумф мечтал скорей подняться ввысь.
И взял с собой на высоту горы
Подруг любимых Зависть да Корысть.
(5)Ложь спряталась в глубинах океана..
Лень под ближайшим камнем схоронилась.
Страсть и Желание лежат на дне вулкана.
В дупле глубоком Трусость притаилась.
……….
Оказывается, звучание мелодии вашего стихотворения очень сильно зависит от того, какие слова стоят в конце строк ваших катренов – на концевых рифмах. А рифмы бывают разные.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, они называются: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая
1. МУЖСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на последнем слоге в строке. Обозначается М и при записи формулы рифмовки обычно строки с мужской рифмой пишутся с маленькой (строчной) буквы.
Вся 4 строфа приведенного примера построена на мужских рифмах (абаб):
(4) Вот начата игра и счет открыт. М
Триумф мечтал скорей подняться ввысь. М
И взял с собой на высоту горы М
Подруг любимых Зависть да Корысть. М
По звучанию мужская рифма – утверждающая, энергичная. Ею прекрасно заканчивать стихотворение, где есть вывод – смысловой замок (например, английский сонет). Она не просит и не предполагает продолжения темы.
2. ЖЕНСКАЯ РИФМА - с ударением на предпоследнем слоге в строке. Обозначается Ж и при записи формулы рифмовки строки обычно пишутся большими (заглавными) буквами.
Вся вторая строфа написана только женскими рифмами (АБАБ):
(2) Сказала Правда: - «Прятаться не буду!» Ж
«Дурацкая игра»- сказала Гордость. Ж
Игриво Дерзость подмигнула Блуду. Ж
«А я, как все!»- ответила Покорность. Ж
Точно так же – всеми женскими рифмами написана и 5 строфа нашего примера (посмотрите выше!).
Звучание женских рифм создает ощущение незаконченности, требования продолжения темы, раздумья. Стихи, построенные на одних женских рифмах, звучат очень красиво и часто применяются в лирике.
3. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля – 100 (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы. Обозначим эту рифму - Д. Как положено записывать формулу рифмовки стихов с такой рифмой, я не знаю. Сама я пишу ее так же, как и женскую – большими буквами. Встречается не так уж часто.
В данном стихотворении автор дактилической рифмы не использовал (уж очень заметно другое у нее звучание – даже неопытный автор ее редко вписывает вместе с другим видом рифм строфы!).
Приведу пример моего собственного стихотворения, где все строки – дактилические рифмы: (АБАБ)
А ель спины моей коснется лапою, Д
Водой окатит - «так тебе и надобно!» Д
Я, как обычно, щеку оцарапаю Д
Иль в куст крапивы угожу негаданно. Д
Но всё равно сольюсь в экстазе радостном Д
С опушкой леса, со стихией грозною… Д
Ты, Человек, им столько сделал гадостей,- Д
Всё, что в ответ, уколы несерьезные! Д
Звучание у дактилических рифм - своеобразное (даже при том же метре) - распевное, неторопливое, доверительное.
4. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда или в некоторых стихах, написанных Пеоном1: 1000 1000.
Леший бороду почесывает, ДД
Палку сумрачно обтесывает. ДД
Обозначим такую рифму как ДД и будем просто помнить, что и такое - бывает!
Современные поэты довольно редко пишут катрены, построенные на рифмах одного типа. Чаще всего они одни (нечетные) строки пишут женскими рифмами, а другие (четные) – мужскими. И и это еще один тип звучания.
Вот первая строфа нашего примера:
(1)В одном далеком уголке Земли М
Решили поиграть однажды в прятки Ж
Все чувства человеческой души... М
Но с чувствами у нас не все в порядке! Ж
А вот третья строфа:
(3)А Радость так плясала с Эйфорией, Ж
В ладоши хлопал им шальной Энтузиазм. М
И в ожидании чудной феерии Ж
Страсть в танце закружил лихой Оргазм. М
Сравните разницу в звучании! В русском пятистопном ямбе по традиции свободно чередуются женские и мужские окончания; фразы, располагаясь по строкам, обычно стремятся заканчиваться на мужских окончаниях, потому что после них пауза в произношении бывает дольше.
Если же катрен (или вообще строфа) заканчивается на женской рифме, то она звучит как многоточие - просит продолжения темы, размышления, оставляет ощущение недосказанности, тайны.
А теперь самое главное. Хорошо ли, когда автор (как в нашем примере) из строфы к строфе меняет вид рифм (не способ рифмовки, а вид и порядок следования рифм!!)?
Думаю, что нет, особенно, если он делает не сознательно, не ради каких-то акцентов, а случайно. Ритм «пляшет», его мелодия меняется, и это не украшает стихи. Изменение вида рифм или их порядка допустимо (если очень хочется!) сделать один раз, обычно в последней строфе, например, написать «коду», замок – строфу-вывод, итог стихотворения. Хотя могут быть и другие варианты. (Мы с вами пока еще Чайники, поэтому не будем бежать впереди паровоза, пока не освоим азы стихосложения!).
Итак, катрены – это самые распространенные строфы, тем не менее, их разнообразие велико, главное, уметь им пользоваться.
В следующий раз мы с вами поговорим о трех- и шестистрочниках.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/09/02/33
Свидетельство о публикации №111082602612
Земли - души
(1)В одном далеком уголке Земли
Решили поиграть однажды в прятки
Все чувства человеческой души...
Но с чувствами у нас не все в порядке!
С уважением
Евгений
Елисеев Евгений Александрович 03.02.2022 19:07 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 03.02.2022 20:20 Заявить о нарушении