О боге. Александр Барятинский
Александр БАРЯТИНСКИЙ
(1798-1844)
Восседающий на молниях этот бог, исполненный гнева,
Вдыхает испарения дымящейся повсюду крови...
- Да, у всех народов, в древнейшие времена
Лилась всегда кровь во имя твое, пугающее всей.
- Это ты создал это всеобщее стремление, -
Ты сам пил без конца кровь беспомощной жертвы.
Но мало этого. Чтобы насытить алчущего Титана,
Вооружилось, чем могло, всякое живое существо.
Это ты заострил огромный коготь льва
И вытянул клыки у черного вепря.
Видишь ужасную змею, свернувшуюся клубком?
Это ты напоил ядом ее жало!
Это ты зубами бешеного пса
Сеешь повсюду смерть, пылающую в крови.
Часто мрачный дар твоей красоты
Превращается в палача из самого нежного друга.
Это ты для обмана беззащитной жертвы
Спрятал в вероломный бархат кошачий коготь.
Сколько страдания на земле, в волнах, в воздухе!
Акула пожирает сонмы морских живых существ,
Остроглазый ястреб кровавыми когтями
Разрывает в воздухе дрожащую голубку,
А голубка своим невинным клювом
Безотчетно давит стонущее насекомое,
А оно, силой того же стремления, своим крохотным жалом
Уничтожает живой атом, незаметный взору.
Отвратительный паук в серой бархатистой шерсти
Соизмеряет свою ловкость со своею прожорливостью...
Прозрачная паутина, сотканная им,
Обманывает беспечный полет насекомого –
Чудовище, прыгнув на него, сжимает его в своих объятиях
И, не внемля его стонам, упивается его медленной смертью,
Острыми зубами грызет его, и медленный яд
По капле выпускает и кровь его, и жизнь.
Пусть мудрец видит божество в этом переплетеньи –
Но сердце мое отвергает его за такую жестокость.
Воистину, - какая слава для небесного владыки,
Что живое существо может жить лишь за счет другого!
И вот, - когда солнце, поднявшись на небо,
Заливает Вселенную океаном огня,
Когда гром, раскатываясь в мрачных высотах,
Бросается из тучи на колеблющиеся горы,
Когда сверкающий поток молний освещает все небо, -
Тайный ужас заставляет признать твое имя.
И когда темная ночь расстилает свой покров,
Я читаю твое величие на челе звезд, -
Но крик птицы, умирающей в острых когтях,
Внезапно отталкивает от тебя мое упавшее сердце.
Жестокий инстинкт кошки, несмотря на всю огромность твоего
..................................................творения.
Отрицая благость твою, отрицает твое существование.
- «Остановись, дерзкий вопрошающий», - скажут мне:
«Ты хочешь своим законам подчинить собственного твоего творца!
Если он заботливо хранит весь этот огромный мир,
То что значит убыль нескольких живых созданий?..
Давая всему бесконечную жизнь, его щедрая рука,
Ничего не уничтожая, могла бы уничтожить все,
Чтобы сохранить жизнь всей природе!
Излишек жизни берет он от бытия, -
Увы, если смерть - удел всякого существа,
Не все ли равно, от кого она приходит!
В лоне смерти бесконечно рождается жизнь». [...]
Но... которое имя его внушает Вселенной,
То, что имя его обожествлено, что выполняются его
..................................предначертания.
Это - естественные плоды воспитания.
Ах, я видел не одного отрекавшегося мудреца,
Чувствовавшего весь ужас этих басен,
[Напрягая] тончайшие фибры мозга,
С помощью разума, с помощью силы
Тщетно добивается он уничтожения заблуждения,
Но след остается! И в возрасте немощей и страдания –
Это один из предрассудков, баюкавших его детство.
Увы, кто из нас, клеймя эти заблуждения.
Не любил, не лелеял эти тщетные ужасы?
Сколько раз... утомившись игрою,
Соединенные дружбой и [невинностью?..]
Мы .................. ужасы
Мы ................... наши юные сердца
Около ................ умирающего .... старая
Магическим покрывалом удлиняя наше бдение,
Это святой, преследуемый окровавленным призраком
Ужас .............. наш .....
Или все угасает ...................
Не будучи в силах остановить его расточительство,
Его жестокость ......... должна ограничивать его благость.
Столь щедрый бог, пред которым преклоняется разум,
Расточает жизнь, чтобы ее разрушить.
Но может ли он лишить нас этих роковых благ
......... остановить стремление вперед во всяком существе?
И, отнимая от нас оружие бешенства и злобы.
Остановить в ......... кипучее волнение жизни?
Если он не может этого, ты должен, считая его благим,
Уменьшить его предвидение и связать его волю.
Ведя сонмы солнц и мельчайших звезд,
Блещущих планет и незаметных [тел],
Он кажется тебе слишком большим и могущественным,
Чтобы услышать стон страдающего насекомого.
...Твой разум, закутывая его непроницаемым покровом,
Измеряет его величие ......... высотою звезд .......
Остановись, если он существует, и уважай его имя.
- Нужен же был какой-то бог и для сотворения мошки! –
И, если этот бог ее сотворил, бесконечное могущество
Должно же напоить инстинктами ее хрупкое существование!
Атом, как и земной шар, свидетельствует о его величии,
И размеры. ...... .не нужны его величию.
Но, допуская бога ....................
О, разобьем. ...................
Пусть страх сжимает наше сердце более. .............
Вот это и есть колыбель заблуждений мира. ..............
О, разобьем алтарь, которого он не заслужил.
Или он благ, но не всемогущ, или всемогущ, но не благ.
Вникните в природу, вопросите историю,
Вы поймете тогда, наконец, что для собственной славы бога,
При виде зла, покрывающего весь мир,
Если бы даже бог существовал, - нужно было бы его отвергнуть
* * *
Александр Петрович Барятинский (1798-1844)
/АНТОЛОГИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ. ТОМ – 4 /.
Свидетельство о публикации №111082601064
НЕТ божества, кроме АЛЛАХА.
Утверждение Единобожия начинается с ЕГО отрицания...
Атеизма как такогого не существует....
Человечество само творит для себя зло, обрекая свое потомство на страдания...искренне верующий человек это прекрасно осознает и изо всех сил старается творить добро....
Понравилось,
Римма -Карамниса Арсланова 10.09.2011 12:08 Заявить о нарушении
И дело веры, как её объяснить, к кому примкнуть.
Каждый, став взрослым волен в праве выбирать самостоятельно и даже благородно, если это не просто суетный, и часто беспочвенный трёп экзальтации.
Римма -Карамниса Арсланова! у меня вопрос, и полагаю вы проясните стоящую перед глазами картину. Она мне не понятна.
А дело было примерно так. Как-то стою на остановке. Трамваев нет, я без колёс. Накрапывает дождь. Укрывшись от ветра, луж и моросящего неба, под стеклянным навесом, который искрится каждым пробившимся лучиком света сквозь заволок туч. Девушка. Красивая мусульманка, лицо, фигура - чистая классика готики. По одежде и понял, что мусульманка, но как велеречив ей этот наряд, пастельные без крика и надрыва краски, тон светлого ума.
Она не одна. С ней как мне показалось «провожатый». Она кипит. Энергия в ней бьёт ключом. Мужчина притулился на скамейку. Она – нет, пружинна, нетерпелива, жЫзнь кипит. Несколько сердита, ну, совсем - чуть-чуть, с мизинчик. Оно и понятно, тоже иной раз ждать, догонять – влом.
Когда подошёл их трамвай. Мне показалось, что она даже поторапливала своего провожатого. НО, вот тут для меня и наступила неясность. Они к трамваю. Ближайшая к ним дверь трамвая распахнулась – первая. Он в неё. А она, она и именно это мне не понятно, ну почему именно так – она в дальнюю, заднюю дверь. Салон почти, что пуст, ну почему так. Мне это не понятно. Почему так, почему в разные двери?! Знаешь, мне стало неловко. И потому, что руку ей подать уже не успеваю, мне этот трамвай – ну вовсе ни к чему…
А больше из-за того, что видимо чего-то в этой ситуации не понимаю.
Кармэл, разъясни.
Спасибо.
Стив Бердник
Стив-Берг 21.11.2011 19:45 Заявить о нарушении
Римма -Карамниса Арсланова 28.11.2011 12:22 Заявить о нарушении
Тогда мне требовалась помощь, так же как и сегодня. И знаю, что в этом Вы можете существенно помочь, прояснить и компетентно дополнить. Суть вот в чём: каковы представления в Коране и верующих мусульман о времени создания этого подлунного мира. Этот вопрос интересен и как догмат вероучения, и как личное представление о категории "пространства-времени" истинно верующего.
Спасибо.
Stiv-BerG Berdnik.
Стив-Берг 29.11.2011 20:12 Заявить о нарушении
Если прописано в "Скрижали".... встретимся, если нет, то нет.
Это и есть "пространство и время"...),
Римма -Карамниса Арсланова 18.12.2011 14:28 Заявить о нарушении