Cвящ. Анатолий. Психопатический круг...

+++


...Любая ссора, происходящая между родителями и детьми, является ссорой Психопатического Круга, его проявлением. Если человек никогда в жизни своей не ссорился ни со своими детьми, ни с супругом, ни с родителями, тогда можно сказать, что он свободен от Психопатического Круга. Если все же ссоры происходят, если внутренне человек переживает раздражение, возмущение, ненависть к другому (неважно, к кому) значит, он находится в Психопатическом Круге. (...)

Мы будем исходить из того, что существуют две формы психопатических отношений: явная, или открытая, и неявная, или скрытая психопатия. Явная, открытая психопатия имеет место в 25–30% семей. Скрытая — в 70% семей. Сегодня свободных от психопатических отношений семей, по-видимому, практически нет. В той или иной форме Психопатический Круг задевает любую семью, касаясь самых различных отношений между родителями и детьми. Усвоенный с детства определенный характер отношений между детьми и родителями  переносится сначала в супружество, а затем и в личные отношения со своими собственными детьми. В результате постепенно, из поколения в поколение, происходит нарастание Психопатического Круга.

Чем больше продолжается такое нарастание, тем глубже и тягостнее картина, которую мы сегодня наблюдаем в нашей стране в четвертом поколении. (...)


— Как выйти из психопатической реакции,
когда сделать уже ничего нельзя?
В случае развода, в случае потери близкого.
На это идет компенсаторная реакция,
связанная с парадоксальным весельем,
либо с окамененным бесчувствием, либо с тяжелой депрессией.
Как из этих состояний выйти
в состояние кротости и смиренномудрия?
Потеря близкого произошла, уже ничего сделать нельзя...

— Не имеет значения жив ли человек, по отношению к которому был Психопатический Круг, или уже умер. Если человек прощает отца или мать, то состояние прощения — это и есть исполнение Совестливого уровня. В этом случае психопатическое состояние снимается, его просто нет, и этого достаточно. Более того, если во мне нет психопатического состояния по отношению к моим родителям, то оно не проявится к моим детям. В результате на мне пресекается Психопатический Круг.

Одна из самых центральных задач всякого человека состоит в том, чтобы родовое накопление Психопатического Круга, идущее из поколения в поколение, на ком-то пресеклось. И если это удается сделать мне, то дальше он в моем роде уже не происходит. Именно поэтому наиболее трудное для человека — это простить своих родителей. Но есть еще одна предшествующая трудность — это увидеть, что я что-то на них имею.

Очень много людей считают, что они с родителями в очень здоровых, хороших отношениях и не видят, что эти хорошие отношения на деле — внутри Психопатического Круга. Увидеть это — труднейшая задача. Если человек отдан естеству своего становления, то это видение собственного Психопатического Круга с родителями обнаруживается только после сорока пяти лет. Раньше, без внешней помощи, без каких-то специальных книг, человек естественно обнаружить это просто не может. Исключение составляют верующие люди и то далеко не все.

К сожалению, не имея практики работы над Эго, и обнаружив реальное состояние себя, человек начинает внутренне избегать этого откровения. Срабатывает новый пласт защитных механизмов, которые закрывают откровение оболочкой беспечности, лени, самонадеянности, самоугодия, и оно уходит, забывается, исчезает. Человек снова восстанавливается в прежнем состоянии непрощения родителей или не разрешенного с ними Психопатического Круга.

Работа же над собой, которую человек начинает, приводит к тому, что потребность в прощении становится сначала интеллектуальной; потом все более душевной, а затем, наконец, и духовной потребностью человека. Эти глубокие потребности происходят по мере того, как возрастает в нем вера в Бога и он начинает осваивать церковную жизнь. Когда такая потребность прощения живет, то она естественным образом дает возможность работы над собой, работы над этим прощением. Выливается эта работа в четыре этапа, состоящие их простых поступков.

Вот эти четыре этапа:

стерпи, прости, отдай, уступи.
И многократно пытаясь исполнить это по отношению
к своим родителям, человек, в конечном итоге,
приходит к любви,

а это значит к свободному бытию
в Совестливом уровне.
Он свободен в своей Совести,
это — возможность свободного общения с Благодатными Силами. Человек исполнен ими,
и от избытка сердца действует и живет.
Это и есть избыток любви.
В данном случае никакие прошлые психопатические отношения
уже не передадутся новому поколению.

Психопатия пресеклась. Вы увидите еще одну удивительную особенность в жизни человека. Оказывается, больше ничего не нужно. Если удается исполнить это пресечение всех психопатий, которые есть во мне, в моему роду,
 то смысл человеческой жизни исполнен,
человек высвобожден из власти Эго-влечений,
он свободен любить.
Поэтому он любит Бога,
а по любви к Богу любит и людей.

— Можно ли научить своих детей этому поведению:
стерпи, прости, отдай, уступи?

— Не только можно, но и нужно. Дело в том, что если мы запаздываем в этом с детьми, то потом это правило, этот навык работы над собой восстановить бывает очень трудно. И позже для этого потребуется очень много сил. Этот взгляд в самого себя, оценку своего мотива ребенок может делать уже с семилетнего возраста.

Если посмотреть по периодизации становления детей, то это период, когда ведущей, активной становится учебная, интеллектуальная, осмысляющая и самосознательная деятельность. С этого момента он уже может осмыслить все свои поступки. Что должны делать для этого родители? — Приводить его к разговору или проговариванию своих поступков.


Обычно человек в своем поведении выполняет два действия. Одно он выполняет вовне, как бы для других, а другое — на самом деле, для себя.

Например, в настоящий момент, во внешнем действии, я вам говорю о Психопатическом Круге, а на самом деле, на внутреннем уровне, я могу делать совершенно иное:

— Я могу в это время самоутверждаться перед вами.
 
— Могу избавляться от своих психопатических состояний тем, что я начну вам о них рассказывать.
 
— Могу просто потреблять вашу симпатию по отношению к себе.

— Могу болеть и переживать за всех вас.

Таким образом существуют два действия: внешнее и то, что выполняется на самом деле. Задача взгляда в самого себя — это и есть задача увидеть, что же я делаю на самом деле.
Вот этому детей нужно учить с семилетнего возраста. Необходимо дать им образ такого поведения. Это может быть рассказывание сказок, притч, былин. Рассказывать ребенку можно для того, чтобы:

— Его ублажить или же дать удовлетворение его праздности.

— Дать образ поведения, а потом сравнить действия ребенка с образом, рассказанным в сказке.

И когда бабушка или мама, дедушка или папа, рассказав сказку, спрашивают ребенка: «Скажи, пожалуйста, ты кем был сегодня?», называя того или иного героя, ребенок должен посмотреть в себя, кем же он был на самом деле? Вот такое собеседование с ребенком помогает ему начать видеть себя изнутри.

Правда, здесь существует очень большая тонкость.
Такое общение с ребенком должно происходить от любви.
Ибо как только родитель начинает с помощью сказки назидать,
то в ребенке немедленно начинает разворачиваться
 психопатическая реакция на родителя
и через это на сказки вообще.

Поэтому в старину было принято сказки такого характера
рассказывать одну, максимум две в день.
Обычно вечером, перед сном, когда ребенок уже успокоился,
когда все Эго-влечения в нем насытились
и теперь он может в них всмотреться.
Они настолько затихли, что позволяют ему их разглядывать,
ибо если какое-то Эго-влечение не насытилось,
то оно будет буйствовать
и при этом не предоставит такой возможности.
Ваш малыш будет прыгать по кровати,
потому что ему очень хочется исполниться в праздности
через пластическую способность,
которая не выхолостилась,
т.к. он еще полон сил физических.
Кстати, дети очень часто плохо ложатся спать
или плохо засыпают именно потому,
что целый ряд Эго-влечений у них не затих,
не исполнился по своей потребности.

Детство — это состояние, когда естество пребывает в полноте, т.е. один ребенок в естестве Эго-состояния активно прыгает, бегает, играет в догоняшки, у него мощный заряд физических сил, другому — хочется петь. Нужно дать возможность все это исполнить. И вы увидите: если ребенок к вечеру по всем Эго-влечениям использовал все свои резервы, тогда он сможет уже как-то к ним относиться. И тогда можно рассказать ему сказку. А потом спросить: кем же он был сегодня.

К сожалению, мы часто этого не делаем. Не зная, ограничиваем действия ребенка и он у нас ходит как на поводке. Или еще более тягостное состояние — это современные каталки. Оказывается, теперь ребенок даже до магазина пройтись не может. Он теперь везде сидит, везде лежит или же везде на руках. Это ненормальное состояние, в результате чего Эго, которые хотят использовать энергетику тела, этого не делают и тело сохраняет в себе достаточный резерв энергии, который никуда не вышел. В результате вечером, перед сном, когда вы упорно будете его укладывать, он упорно не будет ложиться… Если же вы его все-таки уложили, выход энергии начнется ночью — это будет плохой сон, ребенок начнет ночью вскакивать, вскрикивать и т.д. То есть всякое неспокойное поведение ребенка ночью означает, что в течение дня он был не в естестве своих проявлений.

Кто же может разглядеть, где он в естестве, а где нет? Только душевное зрение родителей, а это есть четвертый уровень, уровень Душевных Сил. Значит, только от любви можно это увидеть. Поэтому когда родителям говорят: «Любите своих детей», то этой фразой говорится все, больше не надо говорить ничего. В этом вся полнота, и остается только одно — исполнять ее и действительно любить своего ребенка.
 И от любви увидится, что в данную минуту с ним, оказывается, надо позаниматься,
в другую минуту его надо просто вольно отпустить.
Или же надо выйти из дому и пройтись где-нибудь километров пять-шесть, даже если он упорно не хочет этого. Позиция родителя становится активной, именно к естеству детского проявления. И здесь вы увидите: при этом и Совестливые и Эго-проявления будут активными. Они будут перемещаться и только в момент, когда он будет слушать сказку, он начнет соотносить, где он был в Эго-проявлении, а где — в Совестливом. С семи лет он начнет это осмыслять и называть свое Эго-состояние конкретным словом.

Еще один очень серьезный момент, который надо иметь в виду, когда ребенка спрашивают: «Что в тебе сегодня было?». Появляется внутренний искус от родительского Эго подсказать ему: «В тебе была гордость». Но так как ребенок этого не знает, то говорятся более простые слова: «в тебе была злость», «в тебе было желание власти», «ты хотел быть царем»… И как только вы этот образ ему выдали, он начинает мыслить интеллектуально и немедленно замкнется в Эго-влечении гордости, которое здесь именно и начинается, а дальше получает возможность состояться в том, в чем он ловко может себя обнаружить.
 Состояние гордости возникает из чувства самодостаточности,
от того, что человек может самого себя быстро «расщелкать». Так ребенок и побежит по жизни. Он запросто всем отвечает. Его, например, спрашивают: «Что ты сейчас делаешь?». Он отвечает: «Я злюсь». И дальше продолжает злиться. То есть в своем укоренившемся состоянии гордости он просто весело бравирует тем, что в нем есть, и делает это легко.

Кстати, вы увидите, что многие взрослые, ступая на путь так называемого духовного самосовершенствования, находятся именно в этом состоянии и несмотря на то, что они говорят про себя: «Я в гордости», они продолжают в ней находиться. Они от гордости сказали про гордость и от этого стали еще более гордыми за самих себя, таких знающих.

Правильное родительское поведение всегда поведение действия, а неправильное поведение — поведение многословия. Правильно действующий родитель совершает по отношению к ребенку поступок — это или прощение, или любовь, или конкретная помощь, а неправильно действующий родитель начинает что-то объяснять ребенку.

— Как возможно устроить правильные отношения между родителями, бабушками и дедушками?

— Действительно, это очень сложно. Но ответ вообщем-то простой, хотя и трудный в исполнении. Ведь можно декларировать любовь, говорить о ней, призывать к любви своих родителей, бабушку и дедушку, при этом пытаясь объяснять, почему такая декларация хороша.
 А можно проявлять саму любовь.
Проявлением любви являются прости, стерпи, уступи...

И если удается это делать, тогда постепенно наступит мир.
Если же не удается, а вместо этого
хочется заставить их поступать так, как сам видишь,
тогда мира не будет.
Поэтому человек, работающий над собой, действительно, или сам, или с помощью Благодатных Сил
обретает состояние Совести.
Человек же, этих сил не имеющий,
часто делает ошибку. Он начинает приобретать знания
о том, что такое любовь, как над ней надо работать.
И чем больше знаний, тем больше у него надежды,
что может быть когда-нибудь количество перейдет в качество.
А оно не переходит и не переходит.
Тем временем отношения с родителями не улучшаются,
они все тяжелее и ужасней.
 
Когда не получается исполнять
«терпи, прости, люби»,
имеет смысл просто на мгновение остановиться,
т.е. сделать педагогическую паузу
по отношению к своим родителям.
Это и значит делать действия Совести.
И постепенно придут внутренние силы
и появится возможность мира с родителями.

— Исповедь — это всегда раскаяние Совести или она может идти через ум?

— Конечно, может быть и тот и другой вариант. Есть исповедь эмоциональная, есть по сознанию. А есть исповедь настоящая — покаяние.

Что такое настоящая исповедь? Это когда Благодатные Силы рассекают изнутри Эго-щит или Эго-кору. Это происходит изнутри. Поэтому человеку остается одно — исполнять веления Совести, и в этом исполнении ожидать, что Совестливый уровень исполнится Благодатными Силами.
Этот момент исполнения Благодатными Силами каждый человек,
если он внимателен к себе,
чувствует как дар, неожиданно пришедший к нему.
Это так и есть.
Поэтому само покаяние исполнить по собственному желанию невозможно (но только с Божьей помощью, если просишь её. - Б.П.),
но можно выполнять веления Совести.

//Из книги:  Священник Анатолий Гармаев. Психопатический круг в семье. //

+++


Рецензии
Довольно мудрёно, Борис Иванович, но абсолютно верно. Если откровенно вам сказать испытано на себе. Много лет, носила в себе детскую обиду на маму, и когда сама уже была мама, меня это беспокоило невероятно, умом понимала - все давно в прошлом, хочу, очень хочу! уйти от этого искренне, честно, чтоб следа не осталось, но...все тщетно, при малейшем поводе вспыхивало давняя боль как спичка. И только, когда на исповеди, (видимо была готова уже к такой исповеди) рассказала все об этом - освободилась. Освободилась раз и навсегда, какое это было облегчение вам и передать не могу, физически ощутимое. И все - больше никогда эта тема меня не беспокоила. Спасибо вам, ваша публикация в очередной раз отозвалась во мне звонко и нужно.

Прихожанка   26.08.2011 09:42     Заявить о нарушении
Ага, мудрено, Наталья... Хорошо понять его можно, наверное, лишь прочитавши всю книжку.
Главное здесь -- то, о чём мы толковали недавно: прости, стерпи, уступи...
И в отношении к ушедшим: если вспоминается о них что-то плохое -- тут же молить Бога о прощении их и себя... Мне это тоже пользительно помнить всегда

Борис Пинаев   26.08.2011 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.