Шифр А. С. Пушкина через столетия потомкам

Шифр А.С. Пушкина через столетия потомкам.


А ларчик просто открывался,
И лишь поэт его поймет,
Тот, кто внимательно вчитался,
Всю правду жизни там найдет.


Простой анализ фрагмента  из поэмы “Руслан и Людмила”

1.У лукоморья дуб зеленый;
2.Златая цепь на дубе том:
3.И днем и ночью кот ученый
4.Всё ходит по цепи кругом;
5.Идет направо — песнь заводит,
6.Налево — сказку говорит.


1.“У лукоморья дуб зеленый“  А.С. Пушкин

Образ “Лукоморье”   
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в зачинах народных заговоров и молитв.

Образ “Дуб – Древо жизни"
Славяне среди других деревьев особо выделяли и почитали дуб. Возможно, поначалу вообще все деревья они называли словом «дуб». Не случайно происходящие от него слова «дубина», «дубинушка» относятся не только к дубовой палице.
 Дуб почитался как божество.
Дерево в народной культуре славян объект поклонения. В древнерусских памятниках XI – XVII вв. говорится о поклонении “рощеям” и “древесам”. Судя по подробным описаниям подобных мест, выбранных для свершения культовых обрядов и сохранившихся кое-где на Русском Севере (“кусты”), в Белорусском Полесье (“прощи”), это были, как правило, обнесенные оградой участки леса.

2.“Златая цепь на дубе том: “       А.С. Пушкин

Образ “Златая”
 Напыщенная, пышная, золотая.
 Инвентарь христианской церкви золотой. Пышные, красивые обряды.
Образ “Цепь”   
 Оковы, неволя, гонение.
Намек на подавление, уничтожение.

3.“И днем и ночью кот ученый”       А.С. Пушкин

Образ “Кот”- христианство
 Кот у славян – олицетворение вредоносной силы.
Образ “Ученый”
 Священник, монах, дьяк.
Все монахи были носителями письменностями и знаний.


4.“Всё ходит по цепи кругом; “       А.С. Пушкин
Образ – “ходит по цепи”
Охраняет, сторожит, держит в неволе.


5.“Идет направо — песнь заводит, “ А.С. Пушкин

Образ “песнь заводит”
Церковное песнопение:
a)Древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавказе (например — грузинский распев.), на Западе (до Великой схизмы), а также в Древней Руси: знаменные, столповые, и др. распевы
б)Партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали разные композиторы, например — Д. С. Бортнянский, Рахманинов и многие другие.
в)Духовные стихи и псалмы (это песни на духовные темы)

6.“Налево — сказку говорит.”          А.С. Пушкин
Образ “ сказку говорит” –
Рассказывать ложь, врать, обманывать.

Итог.
И теперь попытаемся понять, что нам хотел описать Александр Сергеевич.

А.С. Пушкин пишет:

Нашу Веру захватила, и в цепи заточила, в тюрьму – неведения посадила религия.
Держит в заточение, и охраняют наши корни  тот самый кот-священник, и песни поет и сказки рассказывает. И не просто так, великий творец, эти строки отдельным абзацем написал.
Советую почитать его “ Гаврилиаду”, где он наглядно смеется над религией.



P.S.

О, Дуб – ты мировое древо,
Связывающее землю, и небеса.
А я его швырнул для обогрева,
Ведь я уже христианская душа!

Сломали нас, а также нашу веру,
Златая цепь сковала на века,
И по христианскому примеру,
Из нас слепили Ваню - дурака.

В огромном храме кот ученый,
Он в темной рясе  впопыхах,
Слагает новые законы,
В наших черствеющих умах.

И пастухи все стадо охраняют,
Ведь овцам нужен и вожак.
А наши тайны тихо исчезают,
Пастух не свой, и он для нас чужак.

Прольется свято песнопенье,
Из глоток русских молодых,
И вознесется то ученье,
На головы людей простых.

Расскажут нам и о чужих героях,
И о другой религии святой,
И прочих важных геморроях,
И страшно запугают Сатаной.


Рецензии
Интересненько, и с душой, и с сердцем, но это позднее славянство, начиная с 5 тысяч лет назад. А нам 500 тысяч лет. Можешь у меня в былинах и сказках почитать об этом. Это: "Кто мы такие и откуда"? Второе удалили. Будет трилогия. Да и про Московию и Москву, тоже трилогия. Но не шлифанул полностю пока. Рук мало. Дошел, до философии включительно.

Яков Быль   28.09.2011 19:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Обязательно почитаю.
Приятно, что в моих изысканиях я не один.

Второе http://stihi.ru/2011/08/20/2655

Павел Конди   28.09.2011 20:25   Заявить о нарушении