1. Двустишия. Попарная рифмовка

Из http://www.stihi.ru/2011/08/21/6196

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом организации строф стихотворения.

 Как вам известно, я - такой же Чайник, как и вы, только со Свистком, потому что люблю писать о том, что мне самой очень интересно. А еще я – Чайник с собственным мнением. Хорошо ли это или плохо, судить вам, но скажу честно, я в этом сборнике делюсь с вами своим личным опытом, а вовсе не постулатами из учебников специалистов, которые я, безусловно, читаю и, как умею, стараюсь соответствовать их наставлениям. Но иногда поступаю наперекор им. К моим советам вы можете прислушиваться, а можете и нет – ваше право!

Итак, строфа – это одно звено вашего стихотворения, состоящего из множества похожих друг на друга звеньев. Оно может содержать две, три, четыре или более строк, имеет  определенный стихотворный размер и форму рифмовки.   

Стихи на одну рифму – это очень скучно. Ваше стихотворение должно не только поэтично  раскрывать тему, но и красиво звучать, вне зависимости от того, сколько строк вы используете в вашей строфе. Красивое звучание достигается разнообразным и гармоничным чередованием концевых рифм: их нежелательно  повторять. Представить себе, как бы звучало ваше стихотворение, если бы большинство его концевых рифм  имели однотипное звучание: «усну, плесну, десну, весну, волну, тишину», и так далее?

Сегодня мы с вами поговорим о строфах, состоящих из двух строк, а заодно и о парной рифмовке, независимо от того, сколько у вас строк в строфе: две, четыре, шесть или восемь. Строфа, состоящая из двух строк – это ДВУСТИШИЕ.

Самый известный тип двустишия или двустрочной строфы – это АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ. Обычно его пишут в размере 6-и стопного ямба с цезурой (паузой) после 3-й стопы. Но встречается  и александрийский стих с ударениями на каждом 4-м слоге, как в пеоне IV. На слух последнее звучит более изысканно.

Приведу пример фрагмента собственного александрийского стиха, написанного Пеоном IV:

Примета осени – круженье листопада,
Что сникло, сбросили, и сетовать не надо.

Ушло, что  мучило так долго и напрасно, -
Сезон закончился, и мне светло и ясно.

А что же в будущем? Всё снова повторится,
Пока внутри меня весна не возродится…

Запись ритма:
0001 0001 0001 0
0001 0001 0001 0
…….

Обратите внимание, что здесь строки хоть и рифмуются попарно, но не повторяются однообразно из строфы в строфу – они имеют каждый раз новое звучание: «листопада- не надо», «напрасно-ясно», «повторится- возродится».  Если вы по какому-то недосмотру (а это случается у нас сплошь и рядом!) в двух строфах подряд будете использовать однотипно звучащие концевые рифмы, например, в двух подряд двустишиях вставите что-то вроде «напрасно-ясно», и опять «ужасно-страстно», то мелодия вашего стиха станет скучной. Этот недостаток  еще как-то может остаться  незамеченным в строфе с большим количеством строк, но вот  в строфах с парной рифмовкой  обязательно будет резать читателю ухо.

Итак, мы с вами плавно перешли от двустрочной строфы или двустишия к попарной рифмовке строк в строфе.

Попарная рифмовка - самая простая, примитивная рифмовка. Она не придает стихам внешнего блеска, и стихи, ею написанные, могут стать гениальными только за счет их содержания, языка, образности. А с этим делом у нас, чайников, обычно дела обстоят плохо. Если прозаическая основа стихотворения слабая, это можно немного прикрыть оригинальной формой, но тут попарная рифмовка нам не поможет – форма небогатая.

Мне кажется, длинные стихи не стоит писать такой рифмовкой – лучше ее чередовать в одном стихотворении с другими формами рифм. Стихи, как и живая речь, не должны быть монотонно звучащими, им надо придавать «объем» - умело разнообразя их мелодию.

Кроме того, попарная рифмовка строк очень требовательна к чистоте концевых рифм: рифмующиеся слова здесь стоят рядом, - малейшая нестыковка звучания будет заметна и испортит впечатление.

Запомните: неточные рифмы – хороши для строф, где рифмующиеся слова отстоят друг от друга на несколько строк, но совершенно не годятся, когда рифмующиеся строчки идут подряд (в парной или охватной рифмовке)

Приведу пример из своих собственных стихов, где есть явные недочеты:

Солнышко греет заманчиво.
Ветви деревьев прозрачные
Небо безоблачно ясное, -
Вешняя магия царствует!

Медленно, тихо, торжественно
Я между лужами шествую,
Словно заслуженный приз,
Нюхаю жёлтый нарцисс!

Мне и забавно, и совестно:
Не по колено, по пояс мне
Море забот беспросветное! -
Солнцем сегодня согрета я!

Было ли, будет ли, деется ль, -
Стоит ли дальше надеяться?
Что мне Фортуны каприз!
Пахнет весною нарцисс!

Здесь в первой строфе, в начале второй и в третьей строфах рифмы неточные. Они в какой-то мере еще допустимы при другом типе рифмовки, но в парной рифмовке - режут слух. Спасает стихотворение только четвертая строфа, которая несколько сглаживает впечатление о непрофессионализме автора. К счастью, удачная четвертая строфа здесь  последняя, а значит, именно она берет на себя самую большую ответственность за впечатление от стихов!

Что тут еще стоит добавить? Есть еще такой зверь, как  ДИСТИХ — это двустишие, являющееся законченным стихотворением. Встречается весьма редко, ибо нет ничего труднее, чем умудриться сказать много и поэтично столь малым количеством строк. На это таланта требуется куда больше, чем на писание длинных стихов, строфы которых огромны, а строки многостопны. Не даром говорят: краткость - сестра таланта.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/08/23/7508
 


Рецензии
Спасибо, Алла! Живым языком пишете, интересно читать!
Но мне неточные рифмы не режут слух:)
С уважением и благодарностью за статью,

Наталия Медведева   26.06.2016 13:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.