Ана Бландиана. Как в испанской харчевне
Мне довольно часто приходится получать письма от незнакомых людей. Я говорю не о пухлых пакетах, набитых строфами и рифмами, которые посылают мне начинающие поэты: естественный жест, мосток между поколениями, попытка сообщиться, минуя неверность истории литературы, -- жест, лишенный, правда, каких бы то ни было публичных последствий, потому что мое мнение, сколько бы в нем ни было энтузиазма, к сожалению, не располагает ни малейшим типографским пространством, чтобы выложить аргументы и подкрепить их. Нет, я говорю сейчас о письмах тех, с кем мои страницы не вступают в двусторонние отношения, о тех, кому мои страницы адресуются, не подразумевая ответа, а если ответ все же приходит, он вызывает растерянность: что делать и как себя вести, --вместе с сомнением, что он попал по адресу. Всякий раз получение такого письма задает мне одну и ту же головоломную задачу, которую можно либо вообще игнорировать, либо решить более или менее наобум. Судите сами: что мне отвечать на письмо, где изложены мысли и чувства, вызванные какой-то моей мыслью, каким-то моим чувством, если, что совершенно очевидно, моя страница, моя фраза -- не более чем подложка для чувств, которые в человеке уже были и которые просто воспользовались моментом и формой, исходящими от меня. Проще всего, конечно, считать себя польщенной всеми этими признаниями, этим избирательным родством со мной, но я-то знаю, что моя заслуга не намного больше их (просто моё пишется свинцовыми литерами, а их -- литерами чернильными), я-то знаю, что идеальная встреча между писателем и читателем всегда имеет место на полпути между ними и происходит в атмосфере почти мистического узнавания и открытия родства душ, которым и те и другие в равной степени горды.
Потому-то я всегда считала чужие пометки на полях моих страниц самостоятельными сочинениями (в той мере, в какой всякое сочинение есть самовыражение), которые дошли только до меня из-за избытка скромности тех, кто их пишет, -- как преувеличенное, хотя и донельзя трогательное представление о роли писателя в запуске духовного и умственного механизма тех, кто читает. Потому-то меня больше пронимали и казались естественнее те редкие случаи, когда люди, по их собственному признанию, хранят письма, которые они написали мне, но не отправили, -- в силу точного ощущения роли, которую каждый из нас -- писатель и читатель -- играет в этих поразительно сложных и детерминативных моделях человеческих отношений. В конце концов, письмо, которое я послала бы в вечность, туда, где пребывает, например, Франц Кафка, -- письмо его простого читателя -- было бы настолько насыщено всем тем, что я пережила под впечатлением его творчества (но отнюдь не его жизни), что я спрашиваю себя: а сумел бы он, писатель, понять сложность моих кафкианских переживаний или испытал бы потрясение и чувство беспомощности наподобие ученика волшебника, который развязал (или просто описал в тот момент, когда они возникли, что еще страшнее) некие силы, которые превосходят его понимание и которые вырвались из-под его власти. Так что все снова и снова возвращаясь к этому навязчивому анализу в высшей степени человеческого дела, чтения, я прихожу к выводу, который часто парафразируют, -- что оно, чтение, подобно испанской харчевне, где каждый ест то, что принес из дому.
Перевод с румынского Анастасии Старостиной
Рецензии
Интересно, что вы мне дали прочитать эти рассуждения...я скорее не соглашусь с автором потому, что отношения читателя и автора-современника несколько отличаются от отношений читателя и автора жившего в прошлом...в последней ситуации можно согласиться с Аной, действительно, это может быть самостоятельным творчеством, что многие и делают анализируя творчество писателей прошлого...в её или чьем-либо ином случае автору-современнику предоставляется прекрасная возможность диалога...мне кажется поклонники именно этого и ждут. Разумеется, это огромная работа, возможно, титаническая, ведь невозможно ответить на все письма...возникает вопрос надо ли это самомоу автору вступать в диалог по той проблеме, которую он для себя уже решил, написав то или иное произведение (это, как мне кажется, все очень индивидуально)...как правило талантливые люди, при ревностном отношении к своим "детищам" в момент их создания,почему-то теряют к ним интерес...они создали и забыли, их мироощущение,мировозрение по ранее волнуемому вопросу прожито и все, что они хотели - они сказали, и у них потерян интерес вместе с тем вдохновением, которое у них было на момент написания, а тут их заставляют вернуться назад, посмотреть заново с точки зрения читателя...если посмотреть на подобную переписку, как возможность воздействия, воспитания чувств, то это прекрасная возможность расширять круг своих единомышленников...прекрасная аудитория, умная благодатная почва, в которой брошенные автором семена проросли и способны расти и плодоносить дальше, передавая по наследству другим поколениям, иначе, кому пишутся книги...неужели только для далекого будущего поколения? Я полагаю, если автор издает свои произведения при жизни, естественно, что он ждет реакции читателя, и вот тут уже от личных качеств каждого писателя зависит, готов он на возможный диалог и принимает ли он своего читателя за возможного вдохновителя своих будущих работ...наверное, вопрос уважения здесь имеет место быть, хотя, он возможно потребует пересмотра, доработки ранее написанного...ну или хотя бы продолжения поиска истины...вот так мне думается...Вам же спасибо за возможность прочитать очередную интересную работу, правда...теперь я буду думать, а нужно ли писать о своем восприятии произведения..." кому он нужен...этот":)...и все же нет, наверное, буду...потому, как интересный, и умный диалог всегда создаст положительное энергетическое поле...а это великолепно, потому как оно несет только пользу.
Извините за ммногословность, есть такой грех :),
с уважением и теплом сердечным,
Св.
Светлана Гаун 30.08.2011 23:16
Заявить о нарушении
Вам кажется, милый Эльф, что наш писатель пренебрегает общением с читателями. Может быть, в силу недостаточного к ним уважения, в силу высокомерия или недооценки воспитательной роли диалога, или в силу потери интереса к написанному.
Но это как раз Ваши заметки на полях. Это как раз то, о чем пишет Анна Бландиана: «…моя страница, моя фраза -- не более чем подложка для чувств, которые в человеке уже были и которые просто воспользовались моментом и формой, исходящими от меня… я-то знаю, что идеальная встреча между писателем и читателем всегда имеет место на полпути между ними и происходит в атмосфере почти мистического узнавания и открытия родства душ, которым и те и другие в равной степени горды».
Разве это не огромное уважение к читателю, разве это не поразительная скромность великого человека? И еще: «Потому-то я всегда считала чужие пометки на полях моих страниц самостоятельными сочинениями (в той мере, в какой всякое сочинение есть самовыражение), которые дошли ТОЛЬКО до меня из-за избытка скромности тех, кто их пишет, -- как преувеличенное, хотя и донельзя трогательное представление о роли писателя в запуске духовного и умственного механизма тех, кто читает».
Вы вдруг засомневались: «…теперь я буду думать, а нужно ли писать о своем восприятии произведения..." кому он нужен... этот…" Именно нужно писать о своем восприятии. Ана Бландиана щедро делится с нами открытиями и откровениями, отводя себе роль катализатора. А дальше – как в ком отзовется. Я могла бы долго распространяться на тему о ее общественной деятельности на родине и об участии в Совете Европы, и о том, как она была в опале при Чаушеску. Но скажу только, что она читает стихи магически и при этом полна детского любопытства к другим.
Вот еще -- к размышлению:
http://www.stihi.ru/2011/08/27/3418
Анастасия Старостина 31.08.2011 23:39
Заявить о нарушении
Я не могу утверждать, каков автор, хотя бы потому, что мне всегда хочется видеть в людях хорошее. Могу лишь исходить из написанного, потому не буду выдавать свои мысли за абсолют касаемо этого автора, скорее высказанной ситуации, человек в затруднение перед теми письмами, а не заметками на страницах книг - что ответить, как реагировать.… Вообще, если книга пишется не для зарабатывания денег, как теперь у нас зачастую бывает, а является трудом всей или части жизни, то мне думается, она пишется скорее для себя, нежели в угоду другим. Автор излагает свои, пропущенные через душу, пережитые и глубоко осмысленные идеи. Читатель в праве вынести из этого творения свои уроки, тот же принцип «харчевни», каждый возьмет ровно столько, сколько может усвоить или не принять её вообще. Автора это не должно волновать. У каждой книги свой читатель. Возможно, нет смысла уж так сильно задаваться этим вопросом, читатель, пишущий автору из признательности, радости открытого в книге, просто сообщает об этом и он не ждет ответа, значит можно это принять за то, что твои идеи попали в нужную голову. Тут же не имеется в виду ситуация поклонника, который настоятельно требует ответа. В конце - концов, существуют определенные мероприятия, презентации книг, где ярый почитатель может встретиться и задать волнуемые вопросы. Отвечать это дело каждого автора и я, полагаю, исключительно избирательно. В противном случае автор может написать только одну книгу и всё остальное время посвятить общению с читателями, пожертвовав весь свой гонорар на бумагу и конверты с марками. Что же касается человеческих особенностей, не лично Аны, а вообще…то все же допускаю такие случаи сочетания в одном индивидууме детского любопытства к другим и пренебрежения с высокомерием.
Св.
Светлана Гаун 01.09.2011 18:46
Заявить о нарушении
Очень Вы хорошо все изложили, с Вами не поспоришь, Светлана. Одно уточнение: письма читателей -- они же и есть заметки на полях книги. И еще я подумала (вернее, не сразу подумала),что эссе-то очень актуально для СТИХИ.РУ. Только тут больше демократии: не один писатель, а вокруг читатели, но -- все писатели и пишут друг о друге.
Богатая идея!
Анастасия Старостина 01.09.2011 22:06
Заявить о нарушении
ну возможно и так...хотя в силу своего возраста для меня письмо человеку остается очень личным способом общения, все-таки с ожидаемым ответом, а заметки на страницах книг (мне нравится порой это делать)- скорее рабочий момент, не требующий согласия автора, являющийся лишь подтверждением единого образа мыслей или выделения полезной информации...На СТИХИ.ре я порой замечаю, некоторые авторы не отвечают на присланные рецензии, это их право, но на мой взгляд, есть определенное неписанное правило вежливости откликнуться со словами благодарности за оказанное тебе внимание...сказать СПАСИБО не трудно, но как показывает практика не для всех :)
Св.
Светлана Гаун 01.09.2011 22:26
Заявить о нарушении