Введение. Строфа - что это? Моноримы

Здравствуйте, мои дорогие Чайники! Ну, вот и начался очередной учебный год на СТИХИРЕ. Вы все немного отдохнули от сайта, от публикаций своих стихов, от  всех сладких хвалителей и горьких  хулителей ваших новых стихов и, конечно же, от моего занудства. Увы. Занудство продолжается, но я очень надеюсь, что оно будет  не слишком скучным и обязательно познавательным.

Другими словами, я продолжу рассказывать вам обо всем, что я сама прочитала, узнала и была этим очарована.
 
Задумала я организовать на «Ликбезе» новый сборник статей, посвященный устройству строфы. Он так и будет называться – «Всё о строфе». Потому что строфа – ее организация и устройство – это то самое, что мы рассматриваем в первую очередь, когда пытаемся оценить форму стихотворения. Она у всех авторов разная, и сколько бы мы ни копировали друг друга, но все равно каждый обязательно внесет в форму своего стихотворения что-то своё, особенное. Есть, конечно, типичные формы строф, но есть и множество вариаций их, то, что делает звучание ваших стихов неповторимым, запоминающимся, узнаваемым. Теме  оригинальных и новаторских форм стихов у нас на "Ликбезе" посвящено целых два конкурса «Мастер класс по стихосложению». При публикации своих статей по строфам я обязательно буду в качестве примеров приводить стихи из конкурсных пакетов и какие-то из них подробно здесь разбирать.

Конечно, при приеме заявок на эти конкурсы форм, я вела себя как самая настоящая придира - отбирала лишь более или менее оригинальные работы, пытаясь собрать у себя весь наш Стихирский эксклюзив, который до меня дошел. Но дошел он до меня в ограниченном количестве. Очень жалею, что многие мастера пера не захотели поучаствовать в нашем конкурсе форм.

Чтобы во всех тонкостях разобраться в том, что было мне подано и со скрипом и сомнениями принято – отделить оригинальное и даже авторское от обыденного и порой просто безграмотного, необходимовсем сперва всем вместе познакомиться с тем, какие вообще бывают на свете строфы. Вот прямо сейчас мы это и начнем.Что такое строфа?

СтрофА - это условный отдел стихотворенья в несколько стихов, так называемый  куплет. Иначе говоря, стихотворенье может быть написано строфами в шесть, в восемь стихов, шестистишиями, восьмистишиями.

Дам более серьезное определение: строфа, (строфы, жен.р.) (греч. strophe-поворот) в стихотворном произведении – это раздел текста, объединяющий ритмически и по содержанию несколько стихов.

И, наконец, для самых умных: СТРОФА - это группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически.

Всякий стихотворный текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не урегулировано, т.е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, называется АСТРОФИЧЕСКИМ (так, например, пишутся  русские былины). Текст, где деление  урегулировано, т.е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла, ждет на определённых местах появления определённых стиховых признаков (например, сильной паузы, укороченной строки, мужского окончания, рифмы), называется СТРОФИЧЕСКИМ. Именно таким образом пишутся в настоящее время большинство известных нам стихов.

Между астрофическими и строфическими текстами возможны промежуточные формы, например, тексты со строфами непостоянной длины (так, "Песнь о Роланде" состоит из "тирад" разной длины, объединённых рифмой, а "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова — из "строфоидов" разной длины, в каждом из которых за рядом женских строк следует заключительная мужская).

Длина строфы в строфических текстах обычно берется небольшой  (от 2 до 12—16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой на слух. Но это вовсе не закон. У Г.Р. Державина встречается строфы в 38 стихов, а в античной лирике — ещё более длинные. Внутри строфы могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (например, 14-стишная онегинская строфа членится на 3 четверостишия и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, строфы объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма.

В античной поэзии, не знавшей рифмы, ПРИЗНАКОМ СТРОФЫ обычно было УСТОЙЧИВОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ СТРОК РАЗНЫХ МЕТРОВ. В новоевропейской поэзии таким признаком стало чаще всего ЧЕРЕДОВАНИЕ РИФМ.

Самыми ранними опытами применения рифмы для организации стихотворения были МОНОРИМЫ – «стихи на одну рифму», выдержанные от начала до конца. Потом явилась парная рифмовка, а потом и более сложная. Моноримы стали редкостью, и употребление их обычно мотивировалось содержанием стихов, например, как в приведенном ниже примере, монотонным убаюкиванием.

Основной размер приведенного ниже стихотворения Федора Сологуба - 8-ст. хорей, но два двустишия (в композиционно важных местах) выделены 10-ст. хореем. Интересно поразмышлять, как расположены в этом стихотворении многочисленные повторы, параллелизмы, внутренние рифмы, аллитерации и как это расположение соотносится с развитием двух тем стихотворения – основной безмятежной и оттеняющей трагической. Итак, даю текст этого монорима:

Лунная колыбельная. Ф.Сологуб, 1907г

Я не знаю много песен, знаю песенку одну.
Я спою ее младенцу, отходящему ко сну

Колыбельку я рукою осторожною качну.
Песенку спою младенцу, отходящему ко сну.

Тихий ангел встрепенется, улыбнется, погрозится шалуну.
И шалун ему ответит: «Ты не бойся, ты не дуйся, я засну».

Ангел сядет к изголовью, улыбаясь шалуну.
Сказки тихие расскажет отходящему ко сну.

Он про звездочки расскажет, он расскажет про луну,
Про цветы в раю высоком, про небесную весну.

Промолчит про тех, кто плачет, кто томится в полону,
Кто закован, зачарован, кто влюбился в тишину.

Кто томится, не ложится, долго смотрит на луну.
Тихо сидя у окошка, долго смотрит в вышину, –

Тот проникнет, и не крикнет, и не пикнет, и поникнет в глубину,
И на речке с легким плеском круг за кругом пробежит волна в волну.

Я не знаю много песен, знаю песенку одну,
Я спою ее младенцу, отходящему ко сну.

Я на ротик роз раскрытых росы тихие стряхну.
Глазки-светики-цветочки песней тихою сомкну.



                Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/08/22/6797


Рецензии
Милая
Светлана Титова-Лобзина
монорим
.
Я милую узнаю по сухотке,
По рваной перекрученной колготке,
По жирной и растёкшейся подводке,
По запаху горилки и селёдки,
По кожаным трусам, цепям и плётке,
По родинке с орех на подбородке
С торчащей волосиной посерёдке!
Мы с ней служили на подводной лодке,
Там не было у нас другой молодки.
Она ночами портила проводку:
Зубами грызла кембрик и оплётку,
В щиток втыкала шило, гвоздь, отвёртку
И радовалась искрам, идиотка!
Когда ж, приняв на грудь по литру водки,
Матросы шли толпой к ней на разводку,
Она, дразня их юбочкой короткой,
Горланить заставляла муча глотки,
Что штатские – лахудры и уродки,
А перед ней - единственной красоткой,
Снимают бескозырки и пилотки
По всей стране от Кушки до Находки!
Грозилась, если кто не будет кротким,
Тому по морде съездит сковородкой,
И будет хам своей зубною щёткой
Гальюны отчищать по всей подлодке!

Светлана Титова-Лобзина   24.11.2023 12:51     Заявить о нарушении
Спасибо!

Алкора   25.11.2023 08:03   Заявить о нарушении
Вот мне интересно, неужели вам самой настолько нравится данное содержание и язык этих стихов, что захотелось их всем показать???

Алкора   26.11.2023 15:43   Заявить о нарушении
Уважаемая Алла, этот монорим был написан мной в стиле гротеска, доведённого до абсурда, под негативным впечатлением от песни сомнительного характера, транслируемой повсеместно в течение лет: "А я милого узнаю по походке", исполняемой мужчиной от женского лица.

Светлана Титова-Лобзина   27.11.2023 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.