Венок сонетов. Гильдия Омпасан

«Волшебный фонарь».
 
Венок сонетов

1.
Уносит сознание парус фантазии
в неведомый неограниченный поиск,
и хочется, чтобы мне душу не сглазили
случайные люди бравадой слепою!

А дни чередуются цветополосками,
рвёт синее небо оранжевость молний,
в дороге химеры рисуются Босхами,
и парус, кренясь, задевает за волны.

И всё же - вперёд! За ухабы и тернии,
туда, где у радуг цвета безразмерные,
где жизнь и судьба сплетены воедино!
Где нет ни фанатиков, ни истерии,
а люди, что целятся недругам в спины -
намеками, где-то на периферии.

2.
Намеками, где-то на периферии -
созвездия судеб, трагично непонятых.
Живущие рядом, не в Риме, не в Трире,
не в средневековых пергаментных хрониках -

туманны они, да и неощутимы...
Мгновением больше ли, меньше мгновением –
ни тверди не рухнут, ни небо, ни климат
не выест грядущее ожесточением.

Логичность – логичности, богово – Богу.
А нам - миокардно лелеять итоги,
и не бунтовать! - Пугачёвым и Разиным,
любуясь сквозь пальцы в лиричных изломах,
как в небе, под птичий тревожащий гомон
плывут облака из страны эвтаназии...
Плывут облака из страны Эвтаназии.

3.
Плывут облака из страны эвтаназии,
влекут за собою прохладные тени,
способствуя мере чужих вожделений
себя проявить при любви многоразовой.

А мы разве против возможностей пламенных
любиться вживую, а не суррогатно,
счищая с камзолов потёки и пятна
от пошлых шажков расточительной памяти?

Да чтоб я был Зевсом разложен и высечен
за то, что я в счёте девичьем не тысячный,
а первый, купающийся в эйфории,
не благостный выходец из семинарии,
а шут-гастролёр, исполняющий арии
в стране под покровами девы Марии!

4.
В стране под покровами девы Марии,
где Богом согретое небо - тревожно,
где стольких поэтов нещадно морили -
душа, пролетая,  несёт осторожно

тебя, осиянное рифмами слово,
Серебряный век! - твои тонкие нити,
твои имена... Чтобы снова и снова
коснуться ушедших судеб, и событий...

Но бронза скульптур, застывая, не дышит.
Не дрогнут знакомые, милые лица.
За горести мук, и за то, что так вышло…
Упасть к алтарю и молиться, молиться.
Кладёшь карандашик с запиской под камешек,
приподнимаешь завесу за краешек.

5.
Приподнимаешь завесу за краешек...
Посмотришь на сцену поверх антуража -
и поневоле освоить стараешься
роль, отведённую принцу иль пажу.

Самодостаточен – выберешь первое,
если зависим – лакействовать будешь,
освобождая дорогу сопернику,
в гневе дробя на осколки посуду...

Занавес хрупок, изящен и тонок,
он прикрывает от глаз воспалённых
всех лицедеев,  любимцев эстрады -
или ценителей девственных  лоно,
в тысячный раз отыгравших влюблённых,
с риском наткнуться на демониаду.

6.
С риском наткнуться на демониаду,
rемодиализом - вИски  назнача,
бдения дней обращаю в триаду:
виденье знака. прочтенье. задача.

Сердце ли бычье, ума ли палата, -
пагубней многим, не многим короче
бденья болезной, змеящейся ночи:
транс - и догадка. За ними - расплата.

Знаю, предписаны дантовы ады
за преднамеренность опытов странных.
Страх затаился в личинах жеманных,
в гроздьях ущелий морщинок и трещин.
Ведаю, кем плод познанья обещан,
да любопытство - сильнее блокады!

7.
Да, любопытство сильнее блокады,
и ты не удержишь замками запрета,
крича в полутьме: - Дайте выход! Мне надо
на свет! На частички летящего света!

И вдруг ощущаешь, что тени земные,
зигзагами ломаных, спутанных линий -
и есть наша жизнь, а ее позывные
ударами гроз или молнией синей

разбили стекло... Замерзает теплица,
и зелень вопросов растет без отгадки,
а рифмы летят, заполняя тетрадку,
здесь столько невызренной мысли томится,
что спросишь Луну: "Если ты понимаешь,
кажи нам, Волшебный Фонарь, что желаешь"?!


8.
Кажи нам, Волшебный Фонарь, что желаешь,
рисуя узор ироничными всплесками,
украсив людскую тщету арабесками
из листьев плюща безгреховного рая!

Показывай, кто мы по сути явлений –
властители дум или пешки на марше,
реликты прошедшего, мясо для фарша,
а, может, слепые безгласые тени?

Вопрос на засыпку, ответа не жду я,
и знаю – по-своему век негодует
и не подчищает потуги политиков
в желаньях себя узаконить диктатом,
чтоб сверху смотреть с равнодушием статуй:
вторичны оценки, суждения, критика!

9.
Вторичны оценки, суждения, критика,
коль скоро душа приземленней базальта.
Прозекторству крио-ножа аналитика
не вычленить тайну мелодии альта.

Не вынуть медвяность губных бэо-бэби,
смешной грёзофарс не разъять препарацией.
И даже пеньки маршегробой отребья,
и гроздья душистые белой акации -

живут, неподвластные времени тлению.
Что - золото мира, вот это - богатство!
Надмирными тропами - путь воспарения -
с лихвою оплачивает ренегатство
от быта и от повседневности прений…
Первичны - лишь средства передвижения!

10.
Первичны лишь средства передвижения:
тут - звездный челнок, а там - Ноев Ковчежек.
Дремавшие души, придя в оживление,
тела покидают, как место ночлежек.

Причалить спешу к вам, о сферы небесные!
Для грешных раздвиньте свои баррикады!
Вселенная в полночь становятся тесною,
и не раскрошить облаков рафинады!

Поток бутафорных светил! До забвения
хочу прикурить от небес сигарету я!
Мерцанье плеяд затихает в смущении.
Стою с недоверием, глядя и сетуя:
а вдруг все бравада? - фантазий скольжение?
Кто знает, как надо??? В чем сущность движения...

11.
Кто знает, как надо? В чём сущность движения?
Куда нас влечёт по неведомым тропам
сознание или сердечное жжение
от сапиенс хомо до питекантропов?

Нет-нет, не ошибся я, и утверждаю:
дорога вперёд обернулась возвратною
и сдвинулась в неизмеримые дали,
напуганная канонадою ратною!

Две разницы с разнопонятным значением:
черствение душ и прогресса скольжение,
планета людей и загадочный космос,
где звёзды как шишки на кедрах и соснах,
где свет, интригуя, рождает сомнения:
кто мы – клочья тьмы на игле отражения???

12.
Кто мы - клочья тьмы на игле отражения,
статисты в театре у господа Бога?
Откуда же в сердце томленье, боренья
с нежданной красы - и при виде убогого?

Не в том ли загадка, что каждого мучает,
толкает к деяниям смертного рода -
неведомый вектор подспудной природы,
а вовсе не слепость нелепого случая?

И он, непонятный и необъяснимый,
лишь стоит немного сменить точку зрения,
меняет на вечное - необратимость.
Что ищешь ты, роком бесстрастным гонимый,
богатство и страсти? Плечо побратима?
Иль все же - божественность преображения?

13.
Иль все же - божественность преображения
несет нас вперед по дороге познания?
Рождая волшебное, новое зрение
у тех, поначалу - кто даже признания

при жизни своей не имел, путешествуя
мирами далекими, сказками-баснями,
меняя творимое ими прошедшее
на то, что могло бы быть - жизни - прекраснее?

Мечты о полете. Полеты мечтателей…
У бабочки - гусеницами – зрители…
Скольжение в будущее по наитию…
Поэты, художники, изобретатели…
Куда вас несет? Что нас ждет в знаменателе -
явление духа чудесных открытий?

***
Магистрал

Уносит сознание парус фантазии.
Намеками, где-то на периферии,
плывут облака из страны эвтаназии -
в стране под покровами девы Марии.

Приподнимаешь завесу за краешек,
с риском наткнуться на демониаду...
Да любопытство сильнее блокады.
Скажи нам, Волшебный Фонарь, что желаешь!

Вторичны оценки, суждения, критика.
Первичны - лишь средства передвижения.

Кто знает, как надо? В чем сущность движения?
Кто мы - клочья тьмы на игле отражения?
Иль все же - божественность преображения,
явление духа чудесных открытий?..

***
Авторство: 1,2,3,5,8,11 - Игорь Белкин; 6 –Палад; 4,7,10 - Сан-Торас; 9,12,13, магистрал - Омагодан О)
Картина Сан-Тораса "Три паруса и Волшебный Фонарь", холст, масло.
<17-20.08.2011>


Рецензии
Сплошной поток ассоциаций,поэтому читать нужно медленно, строчку за строчкой, с, по возможности, полным проникновением в образы и смыслы... Получается сложная философская мозаика в весьма красивых символичных мыслеформах. Грандиозно!-буквально Панорама На Жизнь взглядами, преломленными сознанием авторов. Очень глубоко и...слишком высоко. Не хватает человеческого тепла,"холодят мне душу эти выси, нет тепла от вечного огня...", хотя, возможно, этой стихийной логичностью стихо и задумывался и, видимо, в этом его оригинальная задумка. По степени восприятия исключительно мужское произведение, мне кажется.
Мне очень понравилось, но решиться написать рецензию на такой труд очень сложно.

С ув. ко всем авторам,

Просто Соль   23.08.2011 15:47     Заявить о нарушении
Знаете, тронула меня искренность ваша и уважение
к сонетному труду, нашей гильдии. Теперь испытываю, некоторую, неловкость за мои подтрунивания и снисходительные прогнозы в сторону читательского отношения к этому сонету.
Поэтому прокомментирую три моих сонета из общего венка.
Ваши слова: «Не хватает человеческого тепла» - толкнули к этому действию, и мне,
не то чтобы спорить или доказать, но обратить внимание ваше хотелось, именно, на те строки, в которых больше чем тепло, но жар...
Других авторов в сонетах, которых так же бьется пульс чувств, не стану приводить, чтоб не растянуть и без того, не малый объем этого комментария.
4 сонет мой - первый катрен:

В стране под покровами девы Марии,
где Богом согретое небо - тревожно,
где стольких поэтов нещадно морили -
душа, пролетая, несёт осторожно

В первой строке речь о родине, о России – стране ставшей снова христианской. Дева Мария покровительница России – женщин, матерей,
Мои, и ваши, и миллионов людей свечи горят под ее образами.
За моих детей, за всех, за сирот...
Захаживаю к ней, люблю ее лицо, ее младенчика…
Это имя в строке, в эту сторону ведет.

«где Богом согретое небо – тревожно» речь о том, что вернулся народ к вере
и небо, до толь холодное (без Бога – пУсты небеса) - согрето теперь,
но тревожно, жизнь нашу сами знаете, тут у каждого свои тревоги.
Но меня более остального мучит сиротство, которого сейчас больше чем во время войны, 60% малюток при живых родителях брошены.

«где стольких поэтов нещадно морили»
это точная строка, которая у каждого вызовет в памяти те имена, что болью отзовутся.
Не могу всех замученных расстрелянных в России поэтов тот час перечислить,
(места не хватит), но те, что в памяти возникнут в эту минуту - пусть прозвучат:
Пушкин - убит, Лермонтов –убит, Гумилев – расстрелян, Маяковских – пуля в себя, Есенин повесился, Марина - петля, сестра Анастасия 17 лет каторги,
Дочь - Аридна -18 лет тюрьмы и ссылки, сын безвести, муж расстрелян.
Мандельштам от голода в тюрьме, а сокамерники (по бараку его мертвую руку поднимали за пайку на его лагерный номер),
Пастернак от разрыва сердца - затравили, Рубцова –задушили, Клюев – тюрьма,
Ахматова – немые губы 15 лет, и очередь под «Крестами», Бродский ссылка- изгнание…
«душа, пролетая, несёт осторожно

тебя, осиянное рифмами слово,
Серебряный век! - твои тонкие нити,
твои имена... Чтобы снова и снова
коснуться ушедших судеб, и событий»...

Этих судеб коснуться памятью, этих событий,

«Идешь на меня похожий, глаза опуская вниз
Я тоже была прохожий, прохожий остановись»!МЦ.
Вот и останавливаюсь:

«Но бронза скульптур, застывая, не дышит!.

Это бронза Марины в Борисоглебском,
Это Ахматовой бронза на берегу Невы, смотрит,
не дышит, на стены тюрьмы куда к сыну, где мужа…

«Не дрогнут знакомые, милые лица.
За горести мук, и за то, что так вышло…
Упасть к алтарю и молиться, молиться».

За то, что так вышло…

«Кладёшь карандашик с запиской под камешек,
приподнимаешь завесу за краешек».

В научном мире есть традиция: за открытия в науке,
коллеги, отдавая дань ученому, дарят ему свои ручки.
Поэты тоже. У могилы Бродского в Венеции, у Ахматовой
под Питером, у Марининого камня в Елабуге (могила неизвестна)
есть и мои карандашики, записки, это может быть,
«приподнимает завесу за краешек».
Вижу, что другие сонеты, нет места, комментировать.
Вот, сжато те мысли, чувства, которыми писались эти строчки.
Я благодарю Вас за ваш отзыв.

Сан-Торас   24.08.2011 00:51   Заявить о нарушении
Хочется сказать - болью ДЫШАТ строки вашего отзыва, как и ваших частей сонета, болью, очень искренней и глубокой... Много сожалений... и у других авторов тоже... но по другим поводам - у Белкина - о невозможности постижения... смысла своего Пути, смысла жизни, если угодно, у Палада - о страхе расплаты за истины, не данные человеческому разумению, у О Магодана О - о сложности постижения человеко-Божественной природы и их взаимодействия... Очень импрессивное произведение. Нет, в сонете очень много чувств (боль, сожаление, страх, смятение, надежда...), но вряд ли их можно назвать ТЕПЛОМ... Поэтому я и говорю, что стих - мужской.
Извините, дорогой Торас, это не попытка спорить с вами, а, наверно, раскрытие моей рецензии, потому как знаю, что, как математик, пишу чрезвычайно тщательно подбирая слова, чтобы максимально кратко и ёмко выразить излагаемую идею, но часто необходима большая пространность, буду стараться исправляться)

Просто Соль   24.08.2011 13:35   Заявить о нарушении
Математик? Снимаю шляпу! А напишите с нами, если еще что-нибудь замутим?

Сан-Торас   24.08.2011 14:19   Заявить о нарушении
вряд ли у меня что-то получится)))вот вас читаю с удовольствием)

Просто Соль   24.08.2011 15:03   Заявить о нарушении
Я читаю ваши стиши,
у вас много чувств,
страстей, перживаний.
Устремление мысли - благородно.

Сан-Торас   24.08.2011 23:28   Заявить о нарушении
страстей и переживаний? - ну да, я ж говорю, что такая как все остальные... тоже как все балуюсь такими игрушками, но они однотипные и быстро приедаются, вы же знаете, что есть гораздо более интересные игры. В плане чувств все мы одинаковы, велика разница - в разуме, согласитесь, игры разума гораздо интересней. Насчет благородства - давно пришла к выводу, что мудрое всегда морально (можно сказать и - благородно)...

Просто Соль   25.08.2011 12:59   Заявить о нарушении
если вам не знакомо это учение (об Играх), возникшее при изучении разных религиозных воззрений, коротенько об этом здесь
http://www.proza.ru/2010/10/26/1423

Просто Соль   26.08.2011 08:23   Заявить о нарушении
Спасиб. За ссылку. Хорошо написано и знакомо мне это основательно.

Сан-Торас   26.08.2011 08:46   Заявить о нарушении
Дорогой Торас! Ничем не хотела Вас обидеть, наоборот, всегда во всём Вас поддерживаю. "Это всё косноязычие моё... думаю правильно... а выражаюсь... как выражаюсь..." Так что, простите, если что, биременную женчину (т.е. - мну))

Просто Соль   17.09.2011 20:45   Заявить о нарушении