Книга Маленький концерт для alter ego
Вера Чижевская, страстно любящая музыку, написала о ней большое количество стихотворений разных жанров. Это верлибры, силлабо-тоника, белый стих…
Но здесь вы познакомитесь лишь с небольшой частью её “музыкальных” произведений.
На страницах этой книги Наталья и Евгений выступают в качестве скромных аккомпаниаторов к “концерту”, в котором солирует их Учитель.
Наталья НИКУЛИНА
эго и душа
меня беспокоит его присутствие здесь
успокаивает его отсутствие.
появляется надежда,
что оно вернётся другим,
несколько изменённым.
лучше – совсем другим.
меня беспокоит и даже раздражает
что мы не совпадаем:
я – Душа и моё эго –
большой ребёнок.
сплошное: дай! дай! дай!
хочу! хочу! хочу!
но иногда оно исчезает…
и я замираю в ожидании
каким оно вернётся?
и сможем ли мы по-прежнему
играть с ним в поддавки?
По клавишам пешеходного перехода
день музыки
я сегодня прошлась по городу –
опавшие листья
и всюду
музыка
пальцы онемели импровизируя.
в воздухе
поэма экстаза Скрябина.
позвоночник дугой выгнулся
пропуская через себя пятую
симфонию Прокофьева
голова запрокинулась – опера
опера желаний Моцарта
скрипкой Страдивари Вселенная
на боку лежит.
сотворение мира Чюрлёниса
перевернула опавший лист –
Бахом запахло.
ахнула.
____________________________
А.Скрябин “Поэма экстаза”; В.Моцарт “Опера желаний”;
М.Чюрлёнис. “Сотворение мира” (серия картин)
***
раскладывая музыкальный пасьянс
раз в столетие:
барокко, романтизм,
классику, фолк…
Демиург России
каждый раз тяжело вздыхает, –
нет рока в своём отечестве
прямо рок какой-то с этим роком.
впрочем
обычное дело
на Руси.
***
по клавишам
пешеходного перехода
музыкой каблуков, подошв, ног -
на другую сторону улицы,
в другую жизнь,
в другой ритм;
оглянулась:
кто-то вошёл
в оставленную мной жизнь
на той стороне улицы -
не сбился бы с ритма.
***
чёрно-белый штрих-код
иных измерений
расшифруем с тобой
в четыре руки
О, Sole Mio…
***
найти флейту
с дырочками тёмного света
войти и слушать и смотреть
как играет реквием Моцарта
на чёрных клавишах чёрный человек Есенина
смотреть как летит по касательной
касаясь тверди
мёлодия тёмной материи
высекая радугу чёрного света
сосредоточенно.
воплощённый стиль одиозной эпохи
всё чаще подстригаю волосы
мечтая избавиться от страшных мыслей
всё реже стригу ногти
в надежде дотянуться до мечты.
но ногти всё чаще ломаются
а волосы встают дыбом.
остаётся тупо грызть ногти.
и рвать на себе волосы.
дорого стоит улыбка
мэрилина мэнсона.
***
голос азербайджанской зурны
наполняет соками
зёрна граната.
голос армянского дудука*
высекает узоры
на каменных хачкарах.**
но в сердце европейца
они всё равно звучат
как прощанье с родиной***
Михаила Огинского.
_____________________
*Дудук и зурна – национальные музыкальные инструменты
народов Закавказья, Среднего Востока, Индии и т.д.
**Хачкар – армянский каменный крест.
Stabat Mater
с тех пор как распяли Христа
на Земле всё чаще и яснее
слышится Плач Матери.
Вивальди
Перголези
Дворжак
Верди
Шуберт…
сколько композиторов
во все времена
писали Её Плач
и сколько ещё напишут…
но Плач звучит всё громче и громче …
не поэтому ли
что всё тише и тише
становится колыбельная?
по ком звучит
Stabat Mater?
___________________________
Stabat Mater (ста;бат ма;тэр) — католический гимн, автором которого считается итальянский поэт XIII века Якопоне да Тоди. Свое название текст получил по своим первым строкам Stabat Mater dolorosa, означающим «Стояла мать скорбящая».
фолия вивальди
барочной капелле «Золотой век»
тень виолониста*
обнявшего огромный инструмент
похожа на недостроенный храм гауди в барселоне.
тонкие длинные тени двух скрипачек
напоминают силуэты башен-близнецов перед терактом.
тень первой скрипки точная копия врезающегося самолёта.
бесконечная тень флейтиста долго и нежно тянется за кулисы. что она там оставила?
клавесинистка отбросила тень внутрь инструмента
там её царапают/колют/щекочут/
струны/крючки/пёрышки/
пыль на пёрышках тоже щёкотная.
в центре тень человека вытягивающего что-то из груди.
это тень виолончелиста достаёт через сердце
музыку
оставленную далеко в прошлом.
(тень сердца при этом мечется из стороны в сторону)
тень виолончели при этом отсутствует.
на фолию вивальди
мой мальчик
похожа
любовь твоя.
____________________________________
Фолия – с испанского буквально - "безумие, сумасшествие".
Старинный танец и песня любовного содержания португальского
или испанского происхождения.
Виолон – струнный старинный инструмент, контрабасовая виола.
***
музыка не хранится во мне нисколько.
медленно просверливая
соединительные и костные ткани
она оставляет после себя
лишь полые кимберлитовые трубки.
и стихи не задерживаются во мне ни капельки.
рассекая мякоть
то острой алмазной гранью
то тупым стальным лезвием
исчезают в области разрывов
через которые становится видно
запёкшиеся куски
то голубого
то чёрного неба.
и образы.
образы тоже расстаются со мной мгновенно.
распадаются. все.
кроме твоего
который намертво припаян
к серебряной струне
связующей меня
с этой жизнью.
***
словно в самый сильный телескоп
сквозь “не “сон в летнюю ночь”
иногда бывает ясно виден
насквозь счастливый
силуэт
Альфреда Шнитке
там …
Вера ЧИЖЕВСКАЯ
* * *
Моё неповторимое ЭГО
бьётся рыбой об лёд,
боится, что его очистят,
бросят в бурлящую жизнь,
сварят
и съедят.
Прошлой зимой повезло:
рыбаки не заметили,
что ЭГО приблизилось
к краешку полыньи
и так ударило хвостом,
что нырнуло под этот самый лёд.
Летом подфартило:
в лодке оказалась пробоина,
рыбаки не успели вычерпать воду -
и ЭГО вместе с водой ускользнуло из лодки.
Может, осенью или весной надавить на жалость
и сказать рыбакам,
что у меня единственное ЭГО?
И никогда не было
АLTER EGO!
В час Паганини
Ошибка Фауста
«…Мне угодней быть мишенью, нежели стрелою»
Фридрих Ницше
Доктор Фауст! Задержитесь! С Вами я хочу проверить
всё ли можно опровергнуть. А потом мы будем слушать
пенье в храме, где о Боге так поют, что плачут дети
и проходят мимо скверны… Мне угодно быть мишенью
для созвучий, что, не целясь, попадают точно в сердце
и расходятся волнами вместе с Моцартом и Бахом!
Вы про них и не слыхали… Но доподлинно известно,
век под номером шестнадцать* был на музыку не беден:
Монтеверди, Кавальери… Вы могли бы к Палестрине
в Рим на праздники поехать, чтоб послушать “a capella”
в католическом соборе. Вам бы сразу расхотелось
не по возрасту влюбляться, воевать бесплодно с морем…
Вы стремились быть стрелою для неведомых мишеней,
но прекрасные мгновенья ускользали, притворившись
то прелестной Маргаритой, то Еленою прекрасной,
то морским непокорённым угрожающим приливом.
Не дано Вам было видеть укрощённую стихию.
Разве можно в бездну жизни заглянуть и не ослепнуть?
Доктор Фауст! Вы ошиблись и не так с душой расстались.
Завтра будет Мефистофель слушать музыку со мною.
________________
* Доктор Иоганн Фауст, маг и чернокнижник, был
реально существующей личностью в ХVI веке.
Ещё при жизни о нём стали складывать легенды.
Глен Гульд играет Баха
1
Концертная “Yamaha”
звучит сейчас и здесь:
Глен Гульд играет Баха -
"Партиту номер шесть".
Гульд – музыки захватчик,
почти конкистадор.
И дерзостью означен
его победный взор.
…Отшельник и молчальник,
обласканный судьбой,
он даст концерт прощальный*,
чтоб стать самим собой
с мистическим размахом…
Но время ещё есть -
и Гульд играет Баха –
"Партиту номер шесть".
_____________________
* Гульд отказался концертировать в 32 года
2
Пожалуйста, Глен, не спешите исчезнуть с экрана -
сыграйте ещё хоть чуть-чуть из Гольдбе’рг-вариаций!
Так льётся Ручей* из великой реки Себастьяна,
что можно поверить в возможности реинкарнаций!
Вы клавиши гладите нежно, как спину собаки,
и Ваш сенбернар присмирел – я уже догадалась,
что музыка к Вам, как щенок, с колыбели ласкалась,
но Время сейчас подаёт неизбежные знаки**:
и снимет парик Иоганн Себастьян перед Вами:
“КАКОЙ музыкант чрезвычайный пожаловал в гости!”
“Не в гости, Маэстро…”, - Вы скажете только глазами
и рядом окажетесь с Бахом на звёздном помосте…
Потом в Вашем вздохе печально мелькнёт сожаленье,
что многих бездомных собак приютить не успели…***
Но Бах не услышит: совместное сердцебиенье
созвучием красок коснётся земной акварели.
____________________________
*Вach (нем.)– “ручей”
**Последняя видеозапись “Гольдберг-вариаций” Баха
была сделана Гленом Гульдом за два года до смерти.
***Неосуществлённая мечта Гульда – построить приют
для бездомных собак.
В час Паганини
“В час Паганини.
Чёрное зарево с душою
Обугленной…”
Юлия Андреева
Чёрное зарево нынче не трогало струны -
души на землю Путём возвращаются Млечным.
В час Паганини под белым свечением лунным
скрипка Маэстро равна человеческой речи:
может смычок на любом языке изъясняться,
но проверяет его по небесному слову.
За облаками бездомные звуки теснятся,
только тому откликаясь по первому зову,
кто и над бездной аккорд расшифрует небесный
нотными знаками в звёздном порыве высоком.
…В час Паганини трепещут в ознобе телесном
твари земные под божьим всевидящим оком.
”Каин и Авель” – джазовое жертвоприношение
Эллису Марсалису и его сыновьям
Каин играет на саксофоне,
Авель играет на трубе.
Партия Каина “стелется по земле”,
партия Авеля “поднимается к небу”.
И можно представить
трубача Уинтона Марсалиса
скотоводом,
а его родного брата - саксофониста Брэнфорда -
земледельцем.
Двое братьев приносят жертву слушателям -
джазовую пьесу “Каин и Авель”* -
сообща с третьим братом Джейсоном,
ударником.
Тромбонист Дэлфио Марсалис с отцом
слушают их за кулисами
…Бескровное музыкальное приношение
Уинтона и Брэнфорда
заканчивается триумфом…
А когда ЭЛЛИС МАРСАЛИС садится к роялю,
клавиши вместе с ним
начинают чутко прислушиваться
к инструментальным голосам своих детей:
не мучают ли каждого из четверых братьев
мысли о музыкальном первородстве?
И надо ли готовиться исполнять
ещё никем не написанное
джазовое произведение “Исав и Иаков”?..
___________________________
* Пьеса “Каин и Авель” для саксофона и трубы
написана Брэнфордом Марсалисом
Памяти Луи Армстронга
Рассвет уронил
росные капли
на свёрнутые в трубочку...
золотые листья.
И вспомнилось,
что завещал он играть
над своей могилой.
Но у музыкантов
не хватало дыхания
от слёз, что падали
на трубы,
отливающие золотом.
Между до и до-диез…
Давиду Г.
Один человек
открывал мою душу
скрипичным ключом,
показывая,
как изящно-округло скрипичный ключ
выходит из собственной замкнутости,
давая пятиполосную дорогу
нотным знакам.
Но когда возникала мелодия,
порой доносившая до слуха звуки
между до и до-диез,
между ля и ля-бемоль…
музыкант сказал, что записать их
невозможно,
но именно это
и называется ДЖАЗОМ.
Огорчение рояля
Пианист плохо играл Бетховена,
и рояль расстроился так,
как впору расстроиться
и человеку.
Рояль слышал однажды
рассказ о Бетховене,
который сказал в сердцах
молодому прилипчивому музыканту:
“Уйди, дурак, я с Богом разговариваю!”.
Значит, пианисту не удалось услышать
беседу Бетховена с Богом?
Но какие же надо иметь уши,
чтобы услышать ТАКИХ собеседников
сквозь временнУю толщу
почти в два столетия?!
А плохой пианист и не слушал,
и уши у него были обыкновенные.
Но старинный рояль долго сокрушался,
что подвёл Бетховена…
Бетховену
Госпожа Нищета!
Зачем то и дело
ты приходила к Нему в гости?
Разве Он звал тебя?
В конце жизни
ты даже подружилась
с Его племянником Карлом,
чтобы и за гробом
обобрать Его до нитки.
А ты, госпожа Любовь!
Сколько раз Он призывал тебя,
а ты дразнила Его,
как тореадор плащом,
покрывалом семейного уюта!
Он уже не мог услышать
шороха платья Терезы Брунсвик,
но до последней минуты
вспоминал,
как по её губам угадывал
слова признания.
Нищета и Любовь,
ставшие при Его жизни
родными сёстрами,
откроются ли нам –
потомкам -
как стыдно и страшно им было
сживать со света
глухого Гения?
Дирижёрская палочка
Тосканини,
Кусевицкий,
Бернстайн,
Стоковский,
Баренбойм,
Бруно Вальтер…
А над ними -
Герберт фон Караян
Моцарт,
Бетховен,
Брамс,
Верди,
Вагнер,
Чайковский…
И над ними -
Герберт фон Караян
НАД Гербертом Караяном
посмел возвыситься
только его ВОЗРАСТ.
И тогда великий дирижёр попытался
пойти на хитрость -
воспользовался высказыванием Гёте:
”Если душа и разум способны на многое,
а тело служить отказывается,
долг природы дать мне взамен
другое тело”.
Два десятилетия Маэстро
находится в вечном отпуске!
Когда же взмахнёт дирижёрской палочкой
новый маленький караян,
пусть даже и под другой фамилией?!
* * *
“Каждый выбирает для себя...”
Ю.Левитанский
Вы слышите змеиный голос флейты?
Как он зазывен, расслабляет душу
и ловит слабых в сети тонкой неги!
Но вот оргАн приходит к нам на помощь:
к высоким сводам католического храма
восходит музыка, сопровождая дух.
Всплывая из глубин альт-саксофона,
в тягучих негритянских звуках блюза
ночь и печаль живут нерасторжимо.
Но вдруг труба предсказывает утро -
и солнце омывает свод небесный
и освещённый мир лежит у ног.
Но там, где всё неясно и непрочно,
напомнит музыка о нестерпимой боли.
И тьма кричит – “тяжёлый рок” из мрака
растерянные обнажает лица,
конвульсии телесные рождая
у тех, кто молод и не знает смерти...
Я выбрала: меж утром и печалью
меж тьмой и радостью душа моя блуждает,
чистилище никак найти не может.
Живу под звуки флейты и органа...
Под трубный глас архангелов на небе
боялась жизни и теперь боюсь...
“Болеро” Равеля
Майе Михайловне Плисецкой
Песка пустынного я слышу запах жгучий
над караванами верблюдов терпеливых,
несущих груз к земле обетованной.
Всё злее солнце и песчаной бурей
накатывает музыка Равеля,
и даже ветер стал молитвой жаркой.
Песком забрызганы погонщики верблюдов.
Всё оглушительнее жажда хочет влаги.
Мелодия на водопад похожа:
всё громче падает, но мимо, мимо, мимо.
И этим водопадом не напиться
и не омыть расплавленное тело.
И рвутся ноты на конечном звуке.
Погибла музыка… И может быть, погиб
тот караван, что не нашёл оазис.
…И странно было мне узнать однажды:
Равель имел в виду совсем не гибель,
а песню раскалённого металла.
Иегуди Менухину
“…Дух – не пыль, он в прах не распадётся,
Став собой самим, он к небу рвётся”
“Талисманы” Гёте
Осязание, зрение, вкус, обоняние, слух
слушать тело должны… Не впервые встревоженный Дух
дирижирует, первую скрипку доверив Душе,
и его дирижёрская палочка настороже:
чувства не повинуются, заняты только собой –
начинают поспешно, а после - звучат вразнобой.
И тогда Дирижёр, ощутив неизбежный барьер,
без оркестра исполнит далёкую музыку сфер.
И скрипичному соло доверит качнуть небосвод,
зная: каждая нота на землю звездой упадёт.
Укротитель
Я ни разу в жизни не видела вечнозелёной пихты,
что обитает в местности, холодом опалённой.
Но почему-то имя Святослав Теофилович Рихтер
рифмуется с запахом музыки вечнозелёной.
Когда он играл, углубившись в глубокое звучание
мощных аккордов - ни один звук не бывал потерян,
клавиши рояля только издавали грозное рычание,
словно укрощённые властным пианистом звери.
Не так-то просто обуздать Бетховена многоликого
и Прокофьева не отдать врагам на заклание!
Музыка – зверь особенный, не то, чтобы редкостно дикий,
но требует смелого, умного понимания.
А слушателю нет дела до малоизвестных частностей,
он в вечном поиске великого укротителя,
который не сторонится неожиданных опасностей,
рождающих страх у обычного исполнителя.
…Кто-то скажет, что подобное мнение - субъективное.
Но, согласитесь: ещё во времена пещерные
звучащие в древних лесах элементарные мотивы
тоже рождали субъективные ощущения.
Ответ маэстро
Играет кларнет в переходе подземном -
а я, чтобы музыку не упустить,
замру у стены, восприняв как везенье,
зовущей мелодии тонкую нить.
Потоки людей, будто стадо мустангов,
стремятся мелодии этой не в такт.
Седой кларнетист аргентинское танго
играет, играет, играет - за “так”.
Я тоже из стада, меня эскалатор
вот-вот перехватит, но я обернусь:
стена, музыкант с аккуратной заплатой
на локте, в глазах - неподъёмная грусть.
Скажите, Маэстро, какими ветрами,
какими судьбами Вас так занесло?!
Не Вам быть героем в трагической драме,
где вместо искусства живёт ремесло!
…Вопрос риторический был не озвучен,
но так отвечал кларнетисту кларнет,
что я поняла – это редкостный случай:
узнать - напрямую у звуков - ответ.
* * *
Владимиру Струганову
Я написала песенку простую,
и думаю, что вы её достойны:
сумеете с умом распорядиться
и пользоваться ею ежедневно,
себя не видя рядом с ней чужим.
Не бойтесь полюбить её открыто.
А если вам бесстрашье незнакомо,
то песенка не очень огорчится,
но истину библейскую напомнит:
”Боящийся несовершен в любви”.
А если б я её не написала?
И не было бы песенки на свете?
О, как бы тщетно вы её искали,
забыв, что для начала нужно встретить
того, кто пишет песенки для нас.
Евгений М'Арт
***
Некоторые короли передавая свою власть наместнику,
награждали его званием «королевского второго я».
Я запутался в своих альтер эго:
одно из них
песни поёт, точно на празднике Дионисия,
другое
падшим демоном Врубеля будто бы плачет,
третье
словно священнодействует вокруг Ковчега Завета,
четвёртое
радостью сияет, ровно птицей райской Сирином поцелованное,
пятое
шаманом бьётся, как во время камлания…
и все -
под одну и ту же музыку.
Какое из этих альтер эго моё королевское? Ему
уже бы отдал всю власть свою!..
танец с памятью
Соберу оркестр кузнечиков
и встану дирижёром
с прутиком в руке.
Отыграю концерт
под аплодисменты
миллионной листвы.
А ты опоздаешь
на пару сотен лет
по женской привычке:
утончённая тень твоей фигуры
обнимет уже поросший холмик,
с которого я высматривал тебя;
и только заколдованный мною ветер
под звуки зелёного оркестра
станцует с твоей памятью,
а тебе шепнёт на ушко
место нашей встречи
в следующей жизни.
флейта
Ему приснилась белая флейта:
чьи-то бледные пальцы,
открывающие и закрывающие чёрные дырочки,
а из дырочек сыпались звёзды,
они летели и сталкивались,
и прежде чем исчезнуть
в бездне,
оставляли эхо радужных звуков...
Он решил
не просыпаться.
И умер.
Прощаясь с телом,
незнакомый старец произнёс:
- Ему снилась флейта.
И он не проснулся...
Старца спросили:
- Откуда вам знать?
- Мне ли не знать,
если флейта моя!
Ему всё равно. А мне
флейту жалко...
***
Е.
Мне так хотелось угодить
этой девушке
с потерянными мирами в её голове,
с лунным взглядом бездонных зрачков,
с космическим ветром, запутавшимся
в её беспорядочных кудрях...
Мне так хотелось угодить
этой девушке!
И я не смог отказать ей в танце,
судорожно придумывая на ходу
какой-нибудь марсианский такт
под её музыку.
Мне так хотелось угодить
этой девушке!..
сны прошлого
Беспричинное чувство ностальгии
отдаёт патефонным прошлым
ни этой, предыдущей жизни:
на пластинке
одинокий барабан
отсчитывает пульс Планеты
- аритмия;
саксофон,
захлёбываясь
неземными звуками,
рассказывает о любви
- и всё печально…
Закутавшись в одеяло,
высматриваю, выслушиваю, выцарапываю
образ той,
что тревожит
мою слепую память
не разродившимся воспоминанием.
Но подвыпившая ночь
уже подкупила
моё подсознание зверя
текиловыми снами
и немой кинолентой с одноруким суфлёром...
музыка разлуки
Если бы ты вспомнила
плач скрипки
в звуке проносящейся мимо
космической пыли,
и представила,
как в одной пылинке
способна затаиться
целая Вселенная,
ты бы поверила,
сколь мала бесконечность
для каждой из них!
Именно там,
на самом дне прошлого,
где берут своё начало
взгляды,
появилась эта мелодия
самой первой нашей Разлуки…
игра на пианино
Падают с клавиш летят каплями в душу
чувства кончиков пальцев.
Капли собрались вместе.
Прислушался - это же море!!
Что будет, ежели душу
раскрыть нараспашку?
…Согласен на потоп после себя!..
жизнь
Жизнь от смерти
в пол-аршина.
И деревья пребольшие
проплывают подо мною
и макушками своими
расцарапали мне спину.
И щекочет пятки небо.
Нотой мимо – не на слово.
Милой песней сорван голос.
Майским рденьем прогораю,
улыбаюсь пропадая.
На стихи судьбу порезал,
положил на хлеб и ем.
Я крылатым арлекином
в звёздный дождь танцую танго
под зонтом с заикой-эхом.
Крылья мокрые повисли.
Перед бездной бессознанья
говорю на издыханье:
“Задержись чуть-чуть, немножко,
жизнь!..”.
ТРИ РАЗНЫХ ПОЭТА ИЗ ОБНИНСКА.
ТРИ ПОЭТИЧЕСКИХ КОСМОСА
В городе Обнинске (Калужская область) в конце ХХ века – начале ХХI возникло целое созвездие поэтов — Вера Чижевская, Наталья Никулина, Евгений М'Арт, Маргарита Исаакян, уже ушедший Валерий Прокошин.
В этой книге три поэта, три совершенно разных автора — Наталья Никулина, Вера Чижевская и Евгений М'Арт.
Их объединяет в этой книге общая тема — музыка, любовь к ней.
В трех-четырех-восьми строках Наталье Никулиной удается создать необъятный поэтический мир, собственный лирический космос, сказать о жизни главные слова. Ее поэзия — загадочная и романтичная, как женская душа, здесь много недосказанности, тайны. И много красоты. И много музыки в стихотворных строках.
Каждая лирическая миниатюра Натальи Никулиной таит в себе глубокий смысл и подтекст.
черно-белый штрих-код
иных измерений
расшифруем с тобой в четыре руки
О, Sole Mio…
Поэт часто говорит об иных измерениях, об идеальном мире. Наталья Никулина показывает иной — благостный! — мир, который возможен здесь, на земле, когда люди едины, когда можно сыграть о д н о произведение «в четыре руки».
Вера Чижевская — живой классик русского верлибра, и в рекомендациях не нуждается. Однако интересно, что в книге она представлена не только свободными стихами, но и превосходными — очень музыкальными! — силлабо-тоническими произведениями.
Вся книга Чижевской пропитана музыкой, именами и произведениями великих исполнителей и композиторов: Паганини, Равель, Святослав Теофилович Рихтер, Бетховен…
Музыка и поэзия неотделимы друг от друга. И это точно фиксирует Вера Чижевская:
Я ни разу в жизни не видела вечнозеленой пихты,
что обитает в местности, холодом опаленной.
Но почему-то имя Святослав Теофилович Рихтер
рифмуется с запахом музыки вечнозеленой. <…>
Музыка — это и есть поэзия, только записанная нотами. А поэзия — это музыка в словах. И творчество Веры Чижевской — это музыка в словах.
Музыкальны стихи и третьего автора книги — Евгения М'Арта. Он опубликовал только верлибры, но они также мелодичны. Они мелодичны и несут глубокую философскую, аллегорическую нагрузку.
Мне так хотелось угодить
этой девушке
с потерянными мирами в ее голове,
с лунным взглядом бездонных зрачков,
с космическим ветром, запутавшимся
в ее беспорядочных кудрях…
Мне так хотелось угодить
этой девушке!
И я не смог отказать ей в танце,
судорожно придумывая на ходу
какой-нибудь марсианский такт
под ее музыку.
Мне так хотелось угодить
этой девушке…
Евгений М'Арт верен классической школе русского верлибра. Владимир Бурич, Геннадий Алексеев… А еще, может быть, Георгий Геннис, мастер остранения и самоиронии. При этом, конечно, Евгений М'Арт совершенно самостоятельный автор, один из лучших верлибристов своего поколения.
Небольшая по объему книга трех обнинских поэтов — событие в литературном мире. Это книга трех подлинных талантов.
Евгений СТЕПАНОВ,
Главный редактор журнала «Дети Ра»
Никулина Наталья nataljanikulina@yandex.ru
Чижевская Вера arkadiablues@yandex.ru
М‘Арт Евгений evgenmart@yandex.ru
Книга оформлена прекрасными картинами М.Чюрлёниса дизайнером М.Еремяном.
Свидетельство о публикации №111081903755