Колесо времени. Серпень
КОЛЕСО ВРЕМЕНИ продолжает катиться по странице Красного рояля. Продолжаем наши традиции и приглашаем вас принять участие в новом конкурсе КОЛЕСО ВРЕМЕНИ, темой которого становятся ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ.
Идёт последний месяц лета - СЕРПЕНЬ, время, когда на всей Славянской земле заканчивается жатва, уборка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. Давайте и мы соберем свой урожай стихов, а те, которые не соберем на этот конкурс - будем считать данью Велесу: по старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду Велесу»:
«Уж мы вьем, вьем бороду
У Белеса на поле...
Завиваем бороду
У Белеса да на широком...
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»
************
Правила конкурса Колесо Времени таковы: весь год делится на 12 этапов, каждый из которых соответствует определенному месяцу по славянскому калнедарю. Обязательное условие конкурса: КАЖДЫЙ МЕСЯЦ ПРИНИМАЮТСЯ СТИХИ, НАПИСАННЫЕ (ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА СТИХИРЕ) В ЭТОМ ЖЕ МЕСЯЦЕ (по современному календарю) ЛЮБОГО ГОДА. ТЕМАТИКА конкурсных стихотворений должна быть связана с ПРЕДАНИЯМИ СТАРИНЫ.
Познакомиться с предыдущими этапами этого конкурса можно здесь:
ПРОСИНЕЦ (Январь) http://www.stihi.ru/2011/01/26/6667
СЕЧЕНЬ (Февраль) http://www.stihi.ru/2011/02/15/10394
ПРОТАЛЬНИК (Март) http://www.stihi.ru/2011/03/22/3363
БЕРЕЗЕНЬ (Апрель) http://www.stihi.ru/2011/04/28/668
ТРАВЕНЬ (Май) http://www.stihi.ru/2011/05/17/3257
КРЕСЕНЬ (Июнь) http://www.stihi.ru/2011/06/23/6420
ЧЕРВЕНЬ (Июль) http://www.stihi.ru/2011/07/18/7050
************
Под стихотворением нужно дать подпись в следующем порядке ( очень прошу порядок не менять!) автор, название стихотворения, ссылка на страницу стихотворения на стихире.
Каждое стихотворение размещается отдельной рецензией, за его участие автор вносит в копилку Красного Рояля 100 баллов. Один автор может выставить (разными рецензиями и с указанием своего основного имени) несколько стихотворений, соответственно внеся за каждое такой же взнос.
*************
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПА СЕРПЕНЬ - 19 августа - 07 сентября. Принимаются стихи, написанные (опубликованные) в АВГУСТЕ любого года, так или иначе связанные с ПРЕДАНИЯМИ СТАРИНЫ.
*********
*******
*****
Каждый месяц будет выбираться ОДИН победитель. Победитель определяется голосованием участников конкурса, а также читателей и почитателей, при этом для участников конкурса голосование является обязательным.
КООРДИНАТОР КОНКУРСА — Юлия Белохвостова
На каждый этап будет приглашаться один ЗНАТОК, от которого мы будем ждать обзор стихотворений, принятых на конкурс, а также комментарии по наиболее интересным с его точки зрения стихам.
ЗНАТОК на этапе СЕРПЕНЬ - Владимир Николаевич Репин, любитель, исследователь и знаток истории Руси и России.
***
В конце года все победители участвуют в БОЛЬШОМ ТУРНИРЕ У НОВОГОДНЕГО КОСТРА, по итогам которого будет выбираться Самый Поэтический Месяц Года и Лучший Поэт Года!
ПРИЗОВОЙ ФОНД конкурса: Поэт месяца получает 500 баллов.
************************************На СЕРПЕНЬ наполняй сусеки зерном, а страницы - словом!***********************************
Свидетельство о публикации №111081808926
Первое место разделили два стиховторения, набравшие по 10 баллов:
Александра Инина За луной http://www.stihi.ru/2010/08/04/15
Геннадий Акимов, Прощальная, http://www.stihi.ru/2011/08/22/5825
Салют победителям в пасмурное московское небо и по 500 баллов в копилки!
На втором месте соображают на троих наши мэтры с дебютанткой конкурса, набрав по 8 баллов:
Александр Спарбер Бормотуха http://www.stihi.ru/2007/08/01-2522
Синельникова Марта, На Ивана Купалу, http://www.stihi.ru/2011/08/21/5493
Наталья Панишева, Невеста колдуна, http://www.stihi.ru/2009/08/08/5696
Поздравляем!
На третьем месте - тоже тёплая троица, набравшая по 7 баллов:
Репин В. Потанцуй со мною, парень... http://stihi.ru/2009/08/30/5221
Сара Бет Бернар, Авигея, http://stihi.ru/2008/08/29/3593
Клавдия Смирягина-Дмитриева, Боярыня http://stihi.ru/2011/08/10/1354
Замечательные стихи!!!
Остальные голоса рапределились следующим образом:
Ольга Королева. Осенние сумерки.http://www.stihi.ru/2010/08/24/5579 - 6 баллов
Ива Новая, Лягушка http://stihi.ru/2007/08/22-607 - 4 балла
Юлия Белохвостова, И ожиданье не напрасно...http://www.stihi.ru/2008/08/06/257 - 3 балла
Сергей Богомолов, Когда вечерами летними, http://stihi.ru/2009/08/20/3584 - 2 балла
Демина Марина "О гаданиях" http://stihi.ru/2008/08/20/732 - 1 балл
Всем - большое спасибо за участие и, надеюсь, до скорой встречи на следующем этапе! А под этой рецензией - начинаю публикацию комментариев нашего Знатока - Владимира Репина.
Красный Рояль 13.09.2011 08:43 Заявить о нарушении
1.Юлия Белохвостова, И ожиданье не напрасно...
Стихи хорошие, но ТЕМАТИКА конкурсных стихотворений должна быть связана с ПРЕДАНИЯМИ СТАРИНЫ. А о преданиях мне здесь не удастся сказать ничего.
2.Александра Инина За луной
Три нити
из высохшей свиты травы,
И три поколения спят за оградой…
И сразу понимаешь: ох, нечисто! За оградой кладбища спокон веку хоронили самоубийц, колдунов, нехристей, лихих людишек, нераскаявшихся разбойников. Там же, правда, хоронили и попов-расстриг, и одно время даже актеров.
А уж о перевитой траве столько сказано…
«А меж тем кукушечий глаз вьюнком у тебя перевитый на нитке висит, это мне тоже видно. И что не рыбак ты никакой и не лекарь местный - это
мне тоже ясно. По травяному набору сужу - обучался ты этой науке не в лесу …
Много значит в ведовском травознатье, сколько раз нужно перевить
ползучей травой траву бедучую, чтобы свойства ее на противные переменились, а то и новые приоткрылись, доселе неведомые…»
Знания эти глубоко осели в народе, хоть и на простом уровне: первый сноп хранился, перевитый васильком, до нового урожая – и неспроста.
Текст с первых строк погружает в атмосферу «Олеси» А.Куприна, атмосферу ведовства и всеобщего недоброжелательства, оборотней-волколаков и осиновых колов…
Интересно и точно в тему.
3.Лариса Семиколенова Держится Небо нашей любовью
Ну, такое вот обращение сразу и к китайскому фольклору, и к теме атлантов – держателей небес, и конечно, к теме любви.
Красный Рояль 13.09.2011 08:46 Заявить о нарушении
Юлия Белохвостова 13.09.2011 08:56 Заявить о нарушении
4. Демина Марина "О гаданиях"
Про кофе ничего не скажу – не славянское гадание.
Про свечи с зеркалом и так все знают: зажигает красна девица в баньке свечу (в бане икон нет, а перед ними гадать – грех), ставит за ней зеркало, и глядит в него до глюков, пока в нем суженый не покажется.
А вот с петухом интереснее:
Петух и курица — почетные гости-участники святочных гаданий . Наши прапрабабушки приглашали петуха с курицей выбрать судьбоносный предмет, символизирующий счастливую или безрадостную жизнь.
В углах комнаты оставляли золотые и серебряные украшения, хлеб и воду. Вода — символ пьянства, хлеб — обыденной жизни. В сравнении с золотым колечком хлеб может означать и бедного мужа. Серебряное колечко или сережки — жизнь в доме со средним достатком. Символом удачи, богатства и счастья считалось золотое кольцо.
В комнату запускали курочку или петушка. Какой угол выберет птица, того и ждать гадающей девушке. Но так может гадать только один человек. А если в гости пришли подружки? Вот еще один способ.
Девушки снимали с себя украшения и укладывали их на полу по кругу. Чье колечко или сережка понравилось пернатому прорицателю, и он клюнул их, той девушке в этом году и собирать приданое и готовиться к свадьбе.
В некоторых областях России гадают в курятниках. Ночью, закрыв глаза, выбирают курицу и отрывают ее от насеста. Какого цвета перья у потревоженной птицы — такого цвета волосы будут у второй половинки.
Иногда в дом с собой брали и петуха, и курицу. Их сажали на пол и потихоньку наблюдали за их поведением. Если петух брал верх над курочкой, пытался клюнуть или запрыгнуть на нее, значит, в семье будет главным муж.
Если же курица не сдавалась и старалась дать достойный отпор, верили, что мужу не придется верховодить своей супругой. Скорее, даже наоборот, главой семьи, скорее всего, будут считать жену.
Желая узнать, кто же будет главным в доме, девушки связывали хвосты обеих птиц и накрывали их большим ситом. После этого следили, кто будет тянуть за собой, петух или курица. Если курица — командовать жене над собственным мужем. А если петух — наоборот, девушке своему будущему супругу надо будет подчиняться.
На петуха и курицу загадывали желание. Для этого на земле рисовали круг мелом. Его делили на столько частей, сколько желаний хотели загадать. По краям, в каждой доле оставляли маленькое зернышко.
В середину круга ставили клетку с курицей и петухом. Затем открывали дверцу клетки таким образом, чтобы обе птицы выбрались из клетки одновременно. Они обращали внимание на зернышки и начинали их клевать.
Если зернышко из сегмента с желанием съедал петух, верили, что желание сбудется. Если же курица — на свою удачу особо не рассчитывали. Иногда, с помощью петуха, девушки узнавали, какой год их ждет.
Для этого ровно в полночь на полу оставляли определенное число зерен. Потом в комнату заносили петуха. Если птица съедала абсолютно все зерна — быть удачному году. Все будут здоровы, в семье будет достаток, а та, что рассыпала зернышки, в этом году обязательно выйдет замуж.
Если же некоторые зернышки оставались, год можно было считать счастливым в большей или меньшей степени. Если же петух от зерен отворачивался, значит, счастья и везения следовало ждать только в следующем году.
Иногда гадали таким образом. Собиралась группа девушек, и одна из них рассыпала по полу зернышки. Остальные договаривались и пересчитывали друг друга. У каждой, кроме девушки, бросавшей на пол зерна, был свой номер.
Потом в комнату, где гадали, заносили петуха . Если петух не оставлял ни одного зерна на полу, замуж должна была выйти в этом году девушка, рассыпающая зерно. Если оставлял одно зерно, выходила девушка, которая была по счету первой, два — вторая и т. д.
Ну, и венки на воду. Страшное гадание:
На Ивана Купала бросить в реку венок из березы: если потонет – смерть, поплывет – замуж выйти, к берегу прибьет – незамужней быть.
Также в ночь на Ивана Купала молодые люди искали себе пару, выбирали свою судьбу: девушки бросали на воду венки с зажженными свечами, а юноши должны были их выловить — чей венок поймает, та девушка и станет его женой.
И ирония в стихах о гадании вполне уместна. Получилось.
Красный Рояль 13.09.2011 09:00 Заявить о нарушении
5. Репин В. Потанцуй со мною, парень...
А вы думали, что это просто танец? Нет, это принародная тренировка боевых навыков. Кто лучше пляшет – тот и в бою выживет, тому красна девица и сердце отдать готова.
Гопак с лёгкостью решал все проблемы начальной боевой подготовки казачества. Казак, с детства танцующий гопак, когда приходило время начинать боевую подготовку, уже владел всем комплексом необходимых приёмов. Оставалось просто научиться их правильно применять.
«Боевой гопак - это исконно украинская боевая система, впервые появившаяся в Запорожской Сечи (?). Тут надо сразу разделить гопак на танец, включающий в себя боевые элементы, и само искусство боя, основанное на этих элементах танца, которое и называют «боевой гопак». На Сечи существовали школы, где это боевое искусство преподавалось вместе с грамотой и обучению игре на музыкальных инструментах. После революции традиция боевого гопака была прервана, пока в 1985 году один житель Львова по имени Владимир Пилат (имеющий опыт восточных единоборств) не взялся за его реставрацию, взяв за основу движения танца гопака. И сам термин «боевой гопак» тоже придумал именно он. В 1995 году в Украине прошёл первый чемпионат, а в 1997 г. была создана Центральная школа боевого гопака.
Боевая техника гопака сочетает в себе танцевальную пластику с ударами, блоками, захватами и бросками. А также с работой холодным оружием от крестьянского серпа (двух серпов) до двуручного меча.
В боевом гопаке существует 7 ступеней воинского мастерства. Три ученические - Жовтяк, Сокол, Ястреб, одна промежуточная - Джура, и три мастерские - Козак, Характерник и Волхв. У каждой ступени есть свой герб, что, согласитесь, не хуже чем цветные пояса и даны.
Поединки проводятся в очерченном круге под музыкальное сопровождение, задающее эмоциональный тон боя. Имеющие мастерские степени могут использовать в поединках-танцах оружие. В сочетании с историческими казацкими костюмами зрелище получается впечатляющее. Так, в 2001 году на Всемирном фестивале боевых искусств в Южной Корее представители сборной команды Международной Федерации Боевого Гопака, впервые презентовавшие там своё боевое искусство, заняли третье место».
6. Александр Спарбер Бормотуха
Интересная такая штуковина, бессмысленно(?)-ассоциативная…
«С лица воды не пить», «Медведь на ухо…» эти пословицы известны, конечно, всем. А вот знаете ли вы, уважаемые читатели, в какие исторические глубины ведет нас простенькая песенка «Аты-баты..»?
Если ее чуть реставрировать, получится:
- Аты Бату! – шли салт-атты…
Т.е. с кличем «Отче Батый!» шли легковооруженные (салт – налегке верхом, без поклажи) всадники (атты, всё – тюрк.).
И песенка выкатывается во времена самого начала «татаро-монгольского ига». Только вот что интересно – почему она осталась жить в народе? Не помню я, чтобы на Руси так же охотно распевали «Jeszcze Polska nie zginęła» или «Horst Wessel». Значит, не вызывала отторжения «Строевая ордынская» Московского улуса?
Красный Рояль 13.09.2011 09:11 Заявить о нарушении
Заговор, не иначе. Тематика во весь рост. Наиболее интересная фигура здесь – Перун. Отличительный признак Перуна – усы и оселедец.
Оселедец отмечен ромеями у Святослава, оселедец виден на чуть ли не единственном сохранившемся рисунке Перуна. Он единственный требовал человеческих жертв (недаром славяне считают его "пришлым" богом), как и Кетцалькоатль - ПЕРНАТЫЙ змей, ПЕРУН (?) ацтеков, вышедших из Атлана, по их мифам. Видимо, ношение и скальпирование оселедца – это обычай еще атлантских воинов – своеобразный учет "сбитых" для достоверности.
Кстати, о живучести традиции. Мощи Ильи Муромца (бритого по-казачьи) оселедца не имеют - видимо, он срезан в бою, в котором Илья был убит или тяжело ранен (копье в бок и руку).
О венках на воде мы уже говорили. Но если венки – традиция Купалы, то день Перуна, «преобразованного» церковью в Илью-пророка – это 2 августа, Ильин день. Интересно, что если на 2 августа гроза и необязательна, то день без дождя во второй половине дня – редкое исключение. Русалки и мавки – о них можно говорить бесконечно, но две экзотические версии я вам могу предложить факультативно:
http://www.stihi.ru/2010/07/22/5108 Это – о русалках, которые на ветвях сидят.
http://www.proza.ru/2009/11/18/74 А это о морских девах, включая Марью Моревну. Заодно узнаете, почему Киев – мать городов, а не отец, и что роднит русские избы с античными храмами Эфеса.
Ма́вки (на́вки) — славянские мифические существа, злые духи, русалки[1]: у украинцев — мавки, майки, нейки, у болгар — навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье.
Слово «мавка» (навка) образовано от общеславянского «навь», означавшего нижний, потусторонний мир.
Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Считаются, что таких детей забирают русалки, уносят их к себе в воды, где превращают их в мавок. Поверье позднее, христианизированной юго-западной Руси (Украина).
Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин и убивают их. Часто просят путников дать им гребешок. Если гребешок получают, то расчёсываются и уходят, иначе могут погубить.
На Русальную неделю бегают по полям и напевают «Мене мати породила, нехрещену схоронила!».
По представлениям словинцев, Мавки летают по воздуху в виде больших чёрных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти. Если на них брызнуть водой и сказать «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребёнок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остаётся мавкой.
Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.
Мавки в искусстве: http://freelance.ru/img/portfolio/big/21473.jpg
8. Сара Бет Бернар, Авигея
Авигея - библейский персонаж, умная и красивая жена жестокого и злого нравом Навала, замечательная своею великодушной, благородной помощью, оказанной Давиду и его людям на горе Кармил. Таким образом она отвратила от своего мужа мщение, которое готовился нанести ему Давид, за его грубый отказ в помощи (2 Цар 25:1-35). Когда Авигея рассказала своему мужу, Навалу, об угрожавшей ему опасности, то от ужаса "замерло в нем сердце его, и стал он как камень" и чрез 10 дней после того умер.
Ну что еще можно добавить к комментарию самой Сары?
Я бы просто порадовался точности последних строк:
Неизменны дороги,
ведущие в город забывших
о покое и мире,
что многое делает малым.
Остальное – часы.
В них стою я песчинкою выше,
и к воронке тянусь –
ты в ней тонешь безумным Навалом.
9. Ива Новая, Лягушка
Ну что тут скажешь? Вроде бы давний забытый случай, прозвучавший неожиданным резонансом. Но КАК сказано!
Из мифов и примет – «Убить лягушку – к дождю».
«Лягушка (ляга) – издавна связывалась с водными миром – струями дождя, реками и быстрыми ручьями, а особенно – с сумрачными, покрытыми ряской болотами. Тонкая кожица лягушек быстро высыхает на солнце, потому днем они прячутся, вылезая лишь по ночам и в дождь. Именно из-за вынужденной скрытности лягушек и считали принадлежащими подземному, темному миру. Лягушка – существо, живущее на грани Среднего и Нижнего миров, страж и проводник между ними. Несмотря на близость к водной среде, живет лягушка все-таки на земле и дышит воздухом. Лягушка чрезвычайно плодовита, чему доказательство – множество головастиков, по весне наполняющих лужи и водоемы. Лягушка – символ рожающей плоти, зрелого полового чувства.Вместе с тем, лягушка – существо мудрое, иногда хитрое и коварное. Она наравне с пауком беспощадно уничтожает врагов человеческого рода – вампиров – кровососов: комаров, мух, мошку. Схожесть конечностей и внутренностей лягушек с человеческими, породили поверье о прекрасной девушке, заключенной в скользкую шкурку земноводного. А это уже знак высочайшего уважения наших предков к лягушкам.
Роль – роженица, убийца вампиров»
10. Клавдия Смирягина-Дмитриева, Боярыня
Это не предания старины, это история России – древней и молодой, жестокой и родной страны… Что тут можно сказать?
http://bibliotekar.ru/kSerov/21.files/image001.jpg
Художник Серов, "Кубок Большого орла"
http://velisantik.ru/ru/data11/30b.jpg Емкость - около литра.
Красный Рояль 13.09.2011 09:27 Заявить о нарушении
Тут такие параллели со «Словом», что добавлять ничего не хочу. Скажу только, что написано точно, емко, без злоупотребления тюркизмами (т.е. без насильственных посылов к тексту), но харалужное (стальное, булатное) копье сразу дает нам определенный настрой, уже спокойно подтверждаемый далее текстом.
Кара – черный, в применении к металлам на основе железа и доселе живо в русском языке, потому сомнения лингвистов мне не очень понятны.
12.Ольга Королева. Осенние сумерки.
Здесь интересно сплетение вполне реального, очень точного в деталях пейзажа с совершенно сказочным продолжением сюжета.
Сквозь сито глянцевых иголок
Медовый свет течет во мхи,
Окрашивая стертый войлок
Тропинки у корней ольхи.
Стертый войлок тропинок – только в самых дремучих лесах, где трава на тропе не выбивается до земли редкими путниками. Это не только вспомнить надо, но и суметь передать. А сколько приходится читать «пейзажных» стихов, в которых нет ни одной точной и свежей детали, замеченной автором! Здесь же пейзаж прожит автором, прочувствован.
По Лешему: скорее всего, снежный человек. Их в наших лесах всегда водилось достаточно, вот и Илья Муромец одного такого свистуна с дуба каленой стрелой сбил.
Кстати, каленая стрела – деревянная колотая, а не стальная с закалкой.
Дерево раскалывалось на лучины, и они склеивались по линии раскола. Это снимало напряжения в материале, и стрела оставалась ровной, не изгибаясь ни на миллиметр, все время хранения, а значит, и летела по снайперски, в глаз.
Говорят, что леший может водить по лесу, «отводить глаз», и это вполне вероятно: поговаривают о высоких телепатических способностях йети.
Люди когда-то тоже владели этими умениями, но сейчас все утрачено. Но когда-то казаки-характерники могли заставить турецкий отряд проехать вплотную к казачьей сотне в открытой степи, причем турки были уверены, что проезжают не мимо спешившейся казачьей сотни с копьями, поставленными оземь, а мимо рощи деревьев.
http://bayda-site.ucoz.ru/publ/14-1-0-37 (тут чуть подробнее об этом феномене)
13. Сергей Богомолов, Когда вечерами летними
Кратко, точно, и не в тему. Ну, вот нечего тут мне рассказывать.
14. Наталья Панишева, Невеста колдуна
Красиво, увлекательно, в меру страшно. Получилось, одним словом.
Вот только намет – это не просто покрывало, плат; это покрывало на рыцарском шлеме, предохраняющее его от перегрева, сегодня сохранилось, как «арафатка» у арабов Востока, откуда и завезено в Европу крестоносцами. И журавль-оборотень не наш, а японский – цуру. На Руси журавлей-оборотней не знали.
Но все равно красиво :о)
Красный Рояль 13.09.2011 09:30 Заявить о нарушении
Юлия, огромное спасибо за конкурс. Участвовал с удовольствием и интересом.)
Всем спасибо за стихи, выбирать лучшие из хороших - задача не из лёгких.)
Геннадий Акимов 13.09.2011 12:57 Заявить о нарушении
Сара Бет Бернар 13.09.2011 15:00 Заявить о нарушении
С уважением,
Ольга Королева 13.09.2011 19:40 Заявить о нарушении
Юлия Белохвостова 14.09.2011 10:10 Заявить о нарушении
Наталья Панишева 14.09.2011 11:51 Заявить о нарушении
Век живи - век учись!
Спасибо за пояснение.
Репин В. 14.09.2011 14:53 Заявить о нарушении
Наталья Панишева 14.09.2011 15:20 Заявить о нарушении