Стихопортреты. Обзор Геннадия Акимова

Портрет № 1

Она поёт...

Не говори, чего не можешь знать,
Не измеряй других своим аршином, -
Пьянчужка эта – тоже чья-то мать,
Она поёт на рыночке блошином
Старушечьим дрожащим голоском,
Отчаянно мотив перевирая…
В замызганной кофтёнке, босиком, -
Она дошла практически до края,
До той черты, что отделяет нас
От бессловесной, безымянной твари.
…Но теплится на дне пьянющих глаз
Такая тяга к жизни! Лишь гербарий
Из старых писем тех, кого уж нет,
Из пожелтевшей кипы фотографий
Напоминает то, что много лет
Подпитывало старческие страхи -
Тот день, когда осталась вдруг одна,
Без мужа, без детей – в пустой квартире…
Она поёт… Насмешками пьяна.
Совсем одна в безумствующем мире.

За. Действительно портрет. Дело не в конкретике, просто каждый легко себе представит эту старушку,
потому что встретить её можно в любом городе. Разница будет только в деталях. Чувствуется, что автор
работал с натуры, ничего не выдумывал и искренне неравнодушен. Написано уверенной рукой, без провалов
и ляпов, хорошим грамотным языком. Есть удачные рифмы – “аршином-блошином”, “твари-гербарий”. Тем
не менее на высший балл не тянет, к сожалению.

Против. Есть такая поговорка: наши недостатки - продолжение наших достоинств. Вот и здесь: да, нет
провалов, но нет и взлёта. Ровная работа крепкого ремесленника. Я ни в коей мере не хочу обидеть или
унизить автора, ведь ещё Цветаева писала: “Я знаю, что Венера – дело рук/ Ремесленник – и знаю ремесло.”
Но всё же до Венеры автор не дотянул, имхо. Есть плоские, избитые рифмы, ощущается некоторая
скованность, и концовка несколько смазана. Определение “безумствующий” никак не относится к
одиночеству героини, надо было поискать другой эпитет, подчеркивающий её отчуждение от окружающего
мира.
И всё же хочется сказать автору добрые слова. Несмотря на мои вредные замечания, это хорошее
стихотворение.

Оценка за технику 11
Оценка за художественное впечатление 11
__________________________

Портрет № 2

Он смотрел в глаза…

В городе, забывшем за сотни лет
Пять своих имён и пятнадцать битв,
Голоса богов и слова молитв,
Солнечные блики и лунный свет,
В доме, одряхлевшем, уставшем ждать,
Жил непримечательный господин,
Был он неопрятен и нелюдим,
Хоть и выходил каждый день гулять…
Только иногда, затворивши дверь,
В предвечерней медленной тишине
Он смотрел в глаза, где на самом дне
Прятался ручной, но опасный зверь.
Он смотрел, он видел, он чуял, как
Мечется в зрачках неручная боль,
Как солёно, вязко – потоп? прибой? -
Плещется чудовищная тоска…
Он смотрел, он спрашивал и искал,
Он тонул, горел, он хотел понять -
А потом боялся взглянуть опять.
Потому, видать, не любил зеркал…

За: Тоже портрет. Правда, весьма расплывчатый. Есть только намёки на конкретику: опасный зверь в глазах,
чудовищная тоска… Словом, непростой бэкграунд у господина. Чего-то он натворил в жизни такого, что
даже в зеркало смотреть неприятно. Интригует.

Против: Загадка осталась без разгадки, интрига – без разрешения, стихотворение – без катарсиса. И по
прочтении остаётся лишь чувство недоумения: зачем это всё? Есть загадки, а есть тайны. Так вот тайны
здесь как раз и нет, только туман, непонятно для чего напущенный. В плане же исполнения – сплошные
штампы: в рифмах, в метафорах, в описаниях… Ученическое стихотворение, да простит меня автор. Тем не
менее подкупает стремление не просто поделиться своими чувствами, а создать в стихе какое-то своё
пространство, с элементами мифологичности. Хочется пожелать автору успехов на его пути.
Оценка за технику 9
Оценка за художественное впечатление 6

____________________

Портрет № 3

Миледи

У нее бесстыжие глаза кошки
И копна роскошная волос рыжих,
Сердце - отшлифованный металл брошки, -
Как насмешка бога или сил высших.
Кто-то мог бы звать ее своей милой…
Как-то не сложилось… Ну и пусть. Поздно.
…Ветер гонит листья по земле стылой,
Гаснут в небе утром, как мечты звёзды…
Позабыты платья, веера, шляпки,
Стал мужской костюм ее второй кожей.
Сын – как кукушонок. Встречи с ним – кратки.
Стыд клеймом пылает… Ну за что, боже?!!
К чёрту сантименты, - не к лицу слабость,
Если не дрожит в руках флакон с ядом.
Глупенькая жертва… И почти жалость
К ней, что так доверчиво сидит рядом.
Жизнь – игра без правил. Проиграл – сдохни!
И сама попалась… Вот и всё, крошка.
Страх вонзает в сердце глубоко когти.
Ей бы девять жизней! - Ведь в душе – кошка.
Что ж вы, мушкетеры, палача звали?
Руки замарать боитесь вы, что ли?
…Меч коснется шеи… Только блеск стали
И короткий миг её немой боли…

За. Тоже портрет, только в отличие от предыдущего – никаких загадок. Попытка взглянуть на отрицательного
персонажа сочувственным взглядом, попытаться понять, влезть в чужую шкуру. Заслуживает одобрения. К
сожалению, других достоинств у стихотворения нет.
Против. В плане исполнения претензии те же, что и к предыдущему стиху: заштампованность поэтических
средств и приёмов. Ни одной оригинальной рифмы, но что гораздо хуже – ни одной оригинальной мысли.
Ведь тема-то интересная: почему красивая неглупая женщина становится преступницей, предательницей,
хаднокровной убийцей? В чём её трагедия? Но автор пытается раскрыть эту тему такими общими словами,
что они попросту не работают. А жаль. Прошу автора не обижаться, но стихотворение не состоялось, на мой
взгляд.

Оценка за технику 7
Оценка за художественное впечатление 5

____________

Портрет № 4

Мой брат

Мой брат бородат, преисполнен огня
И радостной веры.
Возможно, мой брат осуждает меня,
Надеюсь, что в меру.
Он беден, и ноша его велика:
Всевышний да дети.
В его бороде утонули века,
В глазах его ветер.
Он там, где ракеты летят во дворы,
Он вместе со всеми.
Лежат между нами века и миры,
Пространство и время.
Молись же, молись, чтобы здесь, на звезде,
Огни не погасли...
Приехал ко мне на один только день –
Я плачу, я счастлив.
Его поджидают судьба и хамсин,
Пути и потери.
Что делать, так вышло, он Божий хасид,
И ноша по вере.
А я, стихотворец, вовеки неправ,
И верю не слишком...
Печаль моя, свет мой, возлюбленный рав,
Мой младший братишка.

За. Безусловно портрет, и выполнен рукой мастера. Нет ничего лишнего, всё работает на замысел, нет
поэтических красивостей и витиеватостей, есть точные штрихи и детали. Не люблю, когда о портрете
говорят “как живой”, но тут самому хочется сказать именно так. Сама жизнь дышит через эти строки. Если о
деталях: очень важно, что вера “радостная”, автор нашёл единственно нужный эпитет. “Ноша его велика –
Всевышний да дети” – прекрасно и точно. Замечательная концовка. Это настоящая поэзия, сомнений нет.

Против. Нет в мире совершенства, вот и здесь есть о чём поспорить. Мне кажется, не очень хорошо, что
слово “века” повторяется в двух строфах подряд, тем более, что во втором случае перечисляются в одном
ряду и века, и время. Не совсем одно и то же, но очень близко. Большинство рифм тоже не блещет
оригинальностью, но здесь это не видится таким уж недостатком, когда идёт такой мощный стихотворно-
энергетический поток, рифмы отходят на третий план. Больше претензий нет. Есть только благодарность
автору.
Оценка за технику 14
Оценка за художественное впечатление 15

___________________

Портрет № 5

Вечная Женщина

Сдвинулся на день судьбы окоём,
утро встаёт - безмятежно, как будда...
Вечная Женщина моет посуду,
завтрак готовит, стирает бельё
что ей безумие мира сего?
что ей посулы его и обманы?
в жилах её - изумрудная прана,
вечных забот и любви торжество
может, ей даже назначено быть
гением чистым и чудным мгновеньем
...долгим, пожизненно долгим терпеньем
вспоена дел её буйная сныть
ныне, и присно, и вечно - взойдёт
может - на плаху, а может - на царство,
зная, что жизнь - это яд и лекарство,
счастья испробовав брагу и мёд
Господи, снежного дня серебром
выкуп ей дай за неверье, бессилье
...Вечная Женщина штопает крылья,
музыка в горле и ночь за окном

За. “В жилах её – изумрудная прана”. Красиво.

Против. Портретом можно назвать весьма условно. Рисуется образ “Вечной женщины”, т. е. некоего идеала.
При этом образ получается несколько унылым. “Вечных забот и любви торжество”, “жизнь – это яд и
лекарство”, “моет посуду, завтрак готовит, стирает бельё”… Такая образцовая домохозяйка с дырявыми
крыльями. Некоторые метафоры весьма рискованны. Например, “дел её буйная сныть” – то есть, что ни
делает, всё – сорняк? “Сдвинулся на день судьбы окоём…” - вдумавшись, понимаешь, о чём идёт речь, но
уж больно кучеряво сказано. Впрочем, желание быть оригинальным тут же заменяется жутким штампом –
“снежного дня серебром”. Увы, стихотворение очень слабое. И всё же автор не безнадёжен. Проблески есть.
Оценка за технику 8
Оценка за художественное впечатление 6
___________________

Портрет № 6

вокзальное
.
Он обожал велосипед
и запах старых шпал,
слова 'транзитный пассажир'
и городской вокзал,
прохладный кафель м и ж,
сушилку на стене,
зал парикмахерских услуг
на третьем этаже.
Любил ночной тариф такси,
подвыпивших людей,
дешевый замшевый шансон
вокзальных площадей.
Шум ожидающей толпы,
когда из точки А
в ночную точку СПб
приходят поезда.
Фруктовый запах спелых груш,
соломенных корзин,
которые тащил домой
курортный семьянин.
Еще любил речной вокзал.
Стоящий рядом с ним
плавучий ресторан 'Причал'
и привкус кислых вин.
Ну в общем был такой - вполне
хороший гражданин.

За. Автор – безусловно, художник. Множество узнаваемых деталей складываются в единую картину.
Зримость, “вещность” – безусловные достоинства произведения.

Против. А вот портрет ли это? Я бы сказал, всё-таки пейзаж. Городской, привокзальный. Хотя характер героя
просматривается – этакий любитель странствий, романтик с гитарой. К сожалению, полушутливая концовка
неожиданно обрывает стихотворение. Такое впечатление, что автор просто не знал, о чём ещё написать.
Жаль.

Оценка за технику 13
Оценка за художественное впечатление 12

___________________________


Портрет № 7

Мечтатель

Он «не вышел» ни лицом, ни телом,
Сёстры ржали: – Вот ведь, вырос лох!
Мать сыночка-лоха не хотела,
Всё шипела: – Чтоб ты, малый, сдох!
Парень был, и впрямь, какой-то странный:
Целовал нательный медный крест,
Обещая: – Стану капитаном –
Навсегда сбегу из этих мест!
И сбежал, уже больным и старым,
Просто хлопнул дверью, был таков...
(Проплывал над городом недаром
Целый флот из белых облаков).
Жизнь неслась своим привычным галсом,
Дождь трусил по матушке-Руси,
Никого на свете не боялся,
Ни о чём у света не просил...

За. Портрет, согласен. Незавершённый, с пробелами, но всё же. Коротко, без мудрствований лукавых. К
сожалению, этого маловато для высокой оценки.

Против. Автор показал нам начало и конец жизни героя. Обозначил характер. А вот судьбу не прописал. Так
и прожил всю жизнь “лохом”, а потом заболел и умер? Но при этом не боялся и не просил. Что ж, годится
для эскиза. Но на полноценную картину не тянет.

Оценка за технику 13
Оценка за художественное впечатление 8

___________________________

Портрет № 8

Последняя в роду

Ни упругую кожу, ни бархат плеч
не сокрыть ни мехами ей, ни мантильями.
Может траур поможет ей уберечь
хоть одно трепыхание, жизнь субтильную ?
Снова черный примеривать ей чепец
на аллее с надгробными обелисками
и осколками веры, хоть легче - без,
имена и народы на них оттискивать.
Но окно завлекает шальным лучом
и блазнит переливами паутинными.
Не поймет ни викарий, ни Бог, ни черт,
как поют горделивые кены с тиньями *,
как толпа воздыхателей у ворот
источает смирение серенадами...
Больно горечь ухватит за вдовий рот
Орхидеей Сиреневой *. Статный, ладный ли,
он ни в полночь, ни утром не разберет,
что не юность - бессмертие томно тискает.
В саван жизни укутана, пенит брод,
но не вытянет сеть ее смерть эльфийскую.
_________________
* кена, тинья - инструменты перуанских индейцев (тростниковая флейта и малый
барабан)
* Сиреневая Орхидея - перуанская порода собак.

За. Портрет? Вроде да. Только абстрактный донельзя.

Против. Жуткая смесь: викарий, кеньи с тиньями, серенады, эльфийская смерть… О ком идёт речь – можно
только догадываться. Последняя в роду – в человеческом роду, видимо? Откуда же в таком случае толпы
воздыхателей? Или это знатный перуанский род? Тогда почему так глобально – оттискивать на обелисках
“имена и народы”? В конце путаница достигает апогея: “статный, ладный ли” – кто это? По логике, по
построению предложений – вдовий рот.(?!) В общем, лабиринт без путеводной нити. Я заблудился, прошу у
автора прощения.

Оценка за технику 6
Оценка за художественное впечатление 4
___________________________

Портрет № 9

Ты чей, Герой?

Ты чей, Герой? В сечёных латах.
Зазубрен меч. Твой шлем в пыли...
Лицо в рубцах, душа... в заплатах
Дум о друзьях. Тех, что ушли...
Ты чей, Герой? На постаментах
Окаменели лик и стать.
Ты - триумфатор в монументах.
Тебе уж нечего терять!
Терять... А что нашёл ты в жизни?
Отдав войне остатки сил
И помянув друзей на тризне
Ты ничего не получил.

За. Благородные чувства автора.

Против. Портрета как такового нет. Есть латы, шлем, монументы, тризна… А человека нет. Хотя именно он
должен быть на первом плане, а не антураж, к тому же архаичный – непонятно почему. Об исполнении
сказать нечего, оно на уровне десятилетнего ребёнка. Может быть, автор действительно ещё не вышел из
детского возраста? Тогда стоит быть снисходительным.
Оценка за технику 6
Оценка за художественное впечатление 0

___________________________

Портрет № 10

Хранитель времени, мой часовщик...

* * *
Хранитель времени, мой часовщик,
Как шестерёнок и пружин язык
Ворочается, щёлкает, дрожит –
И между дёсен времечко бежит...
В фамильной лавке, сидя у окна,
Ему пуловер штопает жена,
Чтоб он согрелся, сидя у печи,
Где годы обжигали кирпичи...
Но снова ночь – и стрелочка сверчка
Отстукивает жизнь часовщика...
И спит жена, и тяжелеет мрак,
И время ищет свой ночной колпак...

За. Попытка создания образа. Портрет? Пожалуй, да. Но я бы такой на стенку не повесил.

Против. Неумение строить фразы, отсутствие ясности речи, а следовательно – и мысли. В первой строфе
непонятно, кто ворочается, щёлкает и дрожит – язык или часовщик? Или оба? Во второй строфе становится
жаль часовщика – он сидит у печи, но ему всё равно так холодно, что жена вынуждена штопать для него
пуловер. В третьей строфе стрелочка отстукивает жизнь (?), жена спит, время тоже хочет отойти ко сну. А
чем в это время занимается хранитель времени? Вроде бы стихотворение о часовщике, но в конце он просто
исчезает. Ну нельзя так. Я не говорю уже, что сам образ часовщика как хранителя времени чрезвычайно
избит и множество раз обыгран. Очень слабое стихотворение, к сожалению.
Оценка за технику 4
Оценка за художественное впечатление 3

____________

Портрет № 11

Посвящение Крылатой Рыси

Ты стихи выпускаешь в шальной ветерок
На свободу – к катрену строка –
Как пускают батистовый тонкий платок
По сияющей грани клинка...
Те стихи пахнут ночью, романтикой трасс,
И костром под смолистой сосной,
И в ореховых лунах прищуренных глаз
Проступает распадок лесной.
Струны знают под сотню различнейших нот,
Тетива – лишь короткую трель,
Оттого, точно стрелы, аккорды в полет
Выпускает стрелок-менестрель.
Русый локон, отброшенный за спину вновь
Не скрывает кистей на ушах,
Как темны вертикали кошачьих зрачков,
Как светла в этих песнях душа!
Кошка – добрый и древний загадочный зверь,
Но ее привязать не берись -
Эта кошка летает сама по себе
И зовется Крылатая Рысь!

За. Понравились строчки “И в ореховых лунах прищуренных глаз проступает распадок лесной.” Жаль, что
больше в стихотворении находок нет. Портрет ли это? Да. Кошачий.

Против. Автор не очень уверенно владеет искусством построения фраз так, чтобы они ложились в размер
органично и без ущерба. В первой же строфе, чтобы подогнать строчку под размер, говорится: “…- к катрену
– строка”, хотя правильно – либо “к строке строка”, либо “к катрену – катрен”. “Струны знают под сотню
различнейших нот” – вообще перл. Понятно, что “различнейших” – опять подгон под размер, вместо
“различных”. Но автор умудрился ещё и количество нот, коих известно всего семь, увеличить в разы! Вот
находка для композиторов! “Русый локон, отброшенный за спину” – всё, фраза закончена. Но для нужной
длины строчки автору не хватает одного слога, и он вставляет абсолютно неуместное “вновь”. Казалось бы,
мелочи, но об уровне текста они много говорят. Впрочем, как я понимаю, это песня. Что ж, для исполнения
под гитару вполне годится. Как поэтический текст – слабовато.

Оценка за технику 8
Оценка за художественное впечатление 8

______________

Портрет № 12

Венская лавка

Где глинка для нежности кожи
И мыло различных сортов,
Салфетки душистые тоже –
В той лавочке тлела, похоже,
Торговая жизнь стариков.
Два-три покупателя в сутки –
Неважный улов для двоих!
Но долго тянулись минутки,
И было неловко и жутко
Без лепетных шиллингов их...
А ночью – больные перины,
Мензурки с лекарством, водой
И скрипы кроватной пружины,
И голос умершего сына
Сквозь маетных ходиков бой...

За. Название очень нравится.

Против. Во-первых, не портрет ни разу. Но это не самое худшее… Проблемы с русским языком – вот что
страшно. “Салфетки душистые тоже” – нельзя так строить фразу, даже в угоду ритму стиха. “Торговая
жизнь”, “лепетные шиллинги”, “больные перины”… Да буквально всё неловко и неуклюже. И потому
больше похоже на кукольный театр, а не на реальную жизнь, и попытка внести трагический накал в
концовке не вызывает у меня никакого отклика. Прошу прощения у автора, достучаться до меня он не смог.
Хотя я отнюдь не циник.

Оценка за технику 1
Оценка за художественное впечатление 1

______________


Портрет № 13

ДИСПОЗИЦИЯ ПО ШТЕРНУ

Рыдала ключница Гликерья, слезой закапав пирожок: «Вишь, барин плеткою ожёг,
суровенек опять с похмелья». Нахмурившись и подбоченясь, рукою щеку подперев,
пеняя на хозяйский гнев, внимала причитаньям челядь. В окошко билась нудно
муха, стучали ходики – тик-так. «Видать, навел нечистый враг за
невоздержанность проруху, - шептала кучеру кухарка. – Вечор у барина она все
хохотала, сатана. А утром, глянь, - с каким подарком…»
Гликерья, приспустив сторожко рубашку с белого плеча, от плети вспухшую печать
всем показала и ладошкой глаза отерла. Колокольчик в покоях барских зазвенел.
Гликерья стала, словно мел, бледна, и, причитать закончив, поправив локон медно-
русый, в покои барские ушла… Звенела за стеной пила, стучал топор, орали гуси…
К обеду небо потемнело, взметнуло ветром к небу пыль, кобель у кузницы завыл и
получил за это дело. Но не смогли ни вопль, ни громы уже мятущейся грозы унять
восторженную зыбь и сладость чувственной истомы лежащих в барской
почивальне.
Кухарка, очищая лук, прислушалась – затих ли стук и стон. «Закончил, вишь,
охальник. А то все драться. Вот ведь дело. Папаша тоже был мастак – баб портил,
так его растак…»
Лицо старушки потеплело…

За. Ах, какие вкусные стихи! Хочется перечитывать и наслаждаться – прекрасным языком, чувством юмора
автора, яркостью и сочностью картинки… Вот здесь действуют живые люди, а не манекены! Учиться всем!
И хотя автор изображает дела давно минувших дней, ему безоговорочно веришь: да, вот так всё и было.
Психологический термин, вынесенный в заглавие, многое объясняет в поведении героев. Да, забыл: портрет
ли это? Безусловно, и не один!

Против. А против ничего нет. Может быть, в тексте и есть какие-то недостатки, но только не для меня. У
меня – только благодарность автору за доставленное удовольствие.

Оценка за технику 15
Оценка за художественное впечатление 15

______________


Портрет № 14

ТОРМОЖЕНИЕ

"Я уже подробно объяснял, что торможение, запрещающее убийство или ранение
сородича, должно быть наиболее сильным и надежным у тех видов,
которые...социально объединены"
.....................................................Конрад Лоренц, "Агрессия"

Так нет же –
вместо того чтобы пить молоко из глиняной чашки,
отщипывая по кусочку хрустящий горячий хлеб,
ты молча натягиваешь фланелевую рубашку,
колючий свитер под горло и падаешь в тысячу неб,
хлопнув закрытой дверью, как будто ударив наотмашь
кого-то внутри себя – только бы снова не зарычать. –
Чтоб где-то в фонарном созвездьи, остановившись, вспомнить,
что вечер отлился в форму забытого дома ключа
и быстро тускнеет рядом с остывшей французской булкой.
Вернуться по следу так просто, но вряд ли придешь назад –
и ты тупо кружишь по клетке скверов и переулков,
боясь всепрощенья и боли в родных, ненавистных глазах.

За. Портрет человека в момент вспыхнувших эмоций. Мне понравилось, текст весьма плотный и цельный
при относительно небольшом объёме. Автор хорошо передаёт смену настроений. Мне кажется, что-то
юношеское здесь довлеет, о чём говорит острая восприимчивость и неустойчивое мироощущение героя. Да
кто из нас не хлопал дверью отчего дома! На время, а то и навсегда.

Против. Особо не к чему придраться, выполнено достаточно крепко. К тому же я доброжелательный
читатель, если в целом текст нравится, блох вылавливать не люблю. Думаю, автор сам видит, над чем нужно
работать.

Оценка за технику 12
Оценка за художественное впечатление _13

_____________


Портрет № 15

Уютный стих

Время - такая надёжная штука, -
маятник с тиканьем тихим качает
или выходит скрипеть в половицах,
ночь коротая до светлого часа
в старой квартире, где умные мыши
книг не грызут, - нет, они их читают;
а для еды там есть сыр в мышеловках,
сало и корочки, что экономка
мышкам кладёт как приманку, но, к счастью,
позабывает взвести механизмус.
Старый профессор с достойной бородкой,
сидя на старой, но крепкой стремянке
под потолком, где тома в переплётах
кожаных, грубо тиснёных, пахучих,
слушает шорох мышей под коврами,
слушает время, скрипящее мирно,
думает много о бренном и вечном,
только о вечном он думает больше:
вечное больше его привлекает
тем, что оно не кончается скоро.
Радуясь этому, мудрый профессор
дремлет, покоясь в привычном уюте,
и экономка с вязаньем пушистым
дремлет, пока аккуратное время
не позовёт её боем курантов
мышкам дать сыр, а профессору ужин,
и проводить его к мягкой постели;
и, засыпая, подумать покойно:
время - такая надёжная штука...

За. А вот действительно – уютный стих! Как мягкая постель с тёплым одеялом. Здесь не кипят страсти, не
вершатся трагедии. Здесь – книги, полки и мыши. Такой стандартный набор, но играет. Может быть, потому,
что мыши начитанные? Хочется быть таким профессором и думать только о вечном. Хочется… да жизнь не
даёт. Очень симпатичное стихотворение.

Против. Нет против, всё хорошо, уютно и аккуратно. Ах да, на портрет всё же не тянет. Интерьера здесь
больше.

Оценка за технику 14
Оценка за художественное впечатление 14

______________


Портрет № 16

Здесь обитает день позавчерашний

Хромая тень на стенах пьяно пляшет
И кувырком летит на половик.
Здесь обитает день позавчерашний -
В углу. Весь дом давно ему велик.
Столом здесь дверь на столбиках ледащих,
(Снята с петель дверного косяка)
А вместо стула - магазинный ящик
Из-под палёной: бьёт наверняка.
Из оцинковки старое корыто,
Немой кукушки кованая нить,
Здесь всё давным-давнёхонько пропито,
Что и не можно было бы пропить.
Обложка книги - жил в ней как-то Гамлет,
На ней - для птиц прогоркшее пшено
В распахе ставен…
Вот и весь регламент.
Быть иль не быть – давно предрешено.

За. Попытка дать портрет, не показывая самого героя. Интересно. Первая строфа хороша. Дальше, к
сожалению, хуже.

Против. Описание обстановки грешит непроработанностью. К примеру, эпитет “ледащий” можно применить
только к живому существу, но не к столбикам. Оборот “не можно” вместо “нельзя” вызывает улыбку,
напоминая о малороссийской мове. В третьей строфе идёт перечисление через запятую, и таким образом
получается, что из оцинковки – не только старое корыто, но и кованая нить. Думаю, автор понимает, что
оцинковку не куют, и поправит текст. Ну и концовка… Она не поднимает стихотворение на новую высоту, не
придаёт ему ценности философского обобщения. Просто констатирует факт. А для поэзии этого маловато,
прошу автора меня извинить.

Оценка за технику 8
Оценка за художественное впечатление 8
_____________


Портрет № 17

Козёл-перезвон

Расступись на небе ясном озон,
И закройте, бабы, рты на засов:
Жил да был в селе козёл-перезвон,
Самый звонкий был из местных козлов.
Кучерявые - до пола - вихры,
Позолоченных рогов круговерть,
По оврагам собирал репехи
И звенел, чем только можно звенеть.
Колокольчики на шее – хрусталь,
В бороде стрекозья песня без слов,
Ну а в прочих недоступных местах
Звонарями Кохинор и Орлов.
Ухмылялись на лугу косари,
Звон косьбы в алмазном звоне тонул:
И всего то два (не пять и не три!)
Но какой из них – Великий Могул?
Припевал за тем покосом ручей,
Стрекотали кузнецы вперебой,
Только вызвоны не спутать ни с чем,
Ай да леший, ну даёт, домовой!
А пылищи-то, пылищи вокруг...
Хватит, бабы, хватит пялить глаза!
Дружно тряпки взяли все – и на луг,
Да алмазы протереть у козла!
Так звенит он от зари до зари
..........................................................
Раздувает ночь пригасший костёр…
Кофейку покрепче, что ль, заварить?...
Ты очки себе бы, что ли, протёр...

За. Весёлый стих, озорной. Где-то даже хулиганский. Невозможно не вспомнить Высоцкого, хотя перед нами
не подражание. Портрет? Да… пикантный.

Против. Как шутка – вполне. На что-то большее не претендует. Впрочем, и ничего плохого в этом нет.

Техника: 13
Художественное впечатление: 8

______________


Портрет № 18

понедельник, полдень

Умер человек в метро: сел на лавочку -
брюки, туфли и пальто, сумка, палочка -
взял из сумки телефон, выбрал номер:
вызов, пять гудков - алло, тут и помер.
Полетела, соскользнув по руке его,
палка на пол веткой мертвого дерева
чуть подпрыгнула на плитах исхоженных,
замерла, легла у ног, как положено.
Эхо съежилось воровкой распушенной,
заметалось саранчой над картушами,
бросив мраморной стене в отражение
одинокий силуэт без движения
и уткнулось в окна свода валериев
а за ними россыпь яблок с деревьев,
небо, трактор, физкультурники веером,
в общем - жизнь и все что ею навеяно.
Подошел дежурный с кожаной папочкой
тронул пульс, набросил серую тряпочку
составляет протокола считалочку:
брюки, туфли и пальто, сумка, палочка,
телефон, очки, блокнот, книжка детская,
понедельник, полдень, новокузнецкая.

За. Большая достоверность, много зримых подробностей. Портрет? Вряд ли, о герое мы ничего не узнаём,
кроме факта его смерти. Просто бытовая зарисовка, репортаж с места происшествия. Хотя сделано неплохо.

Против. Мне кажется, подчёркнутая обыденность замысливалась как приём “от обратного” – чтобы сильнее
проняло. Не проняло, приём не сработал. Всё-таки протокол есть протокол, а поэзия – нечто большее. Жаль.

Техника 11
Художественное впечатление 9

______________

Портрет № 19

По следам Тихо Браге

Тихо Браге - датский астроном(1546-1601).
Наблюдал за Марсом в ярко-
красной мантии. На дуэли с
научным оппонентом лишился
носа и поставил серебряный
протез. Последние годы
прожил в Праге. Здесь же
умер и похоронен.

Туристы ли, паломники, бродяги,
Покорно семенящие за мной!
С утра нас ждет великий Тихо Браге:
Он жил здесь, в Праге,рядом, за стеной!
По улочке - крутой, как знак вопроса
(И без названья, кажется, вообще),
Веду людей к Серебряному Носу
И к радуге на огненном плаще.
Вот дом его. За капуцинским храмом,
Где бубенцов заученная трель...
Здесь нет интриги и любовной драмы -
Одна сплошная звездная дуэль!
Ведь небо из шестнадцатого века
Казалось людям ближе, чем сейчас...
Ты мой алхимик, Время! Но не лекарь,
В сны превращавший годы столько раз!..
Прокружим до полуночи по Праге,
А, может быть, до завтрашнего дня,
Чтоб старый телескоп свой Тихо Браге
Направил и на вас, и на меня,
Чтоб он увидел сердце человека,
Повисшего над пропастью потерь...
Душа ведь из шестнадцатого века
Казалась людям ближе, чем теперь...

За. Интересная тема. Тихо Браге достоин стать героем стихотворения, безусловно. Есть в стихе и
философский посыл – взгляд в сегодняшний день из прошлого. Может быть, не совсем портрет? Ну, скажем
так: портрет-размышление. Исполнение по-хорошему классичное.

Против. Можно было бы поспорить с автором по поводу того, что в шестнадцатом веке небо казалось ближе,
чем теперь. Мне-то кажется, наоборот. Но не буду отказывать автору в праве собственного вИдения. А вот
насчёт души – соглашусь с ним. Не могу назвать стихотворение шедевром, но мне понравилось. Хорошо.

Техника 12
Художественное впечатление 13

______________


Портрет № 20

Настоянное

Уже оплачен бальзам крепленый
влюбленным мачо в кафе у клена,
и бармен, вспомнив визит вчерашний,
нальет три полных - заказ не ваш ли ?
Ты не заметишь ни складок жестких,
ни гладкой меди его прически,
тебя опустит провалом взгляда -
куда ? - да пусть хоть в глубины ада,
узнать бы только в каком наперстке
не быть настойке пощечин хлестких...
Пусть в мире пестром полно диковин,
такой наперсток еще не кован.
Настойки грубый привычен запах.
Ты смочишь губы. Ты выпьешь залпом.
Тебя погубит не ром, не граппа -
обычный кубик в руке арапа *.
******************************
арап - (здесь) плут, обманщик, аферист

За. Портрет влюблённого мачо. Со всеми особенностями, присущими этой породе людей, как известно,
циничных и жестоких. За что их только женщины любят? А я знаю за что – за подчёркнутую
мужественность и запах настойки.)

Против. Неплохое стихотворение. Но всё это уже было, было… Да, я знаю, неизбитый сюжет найти очень
трудно. Но если пишешь портрет – напиши кого-нибудь живого, а не куклу. Здесь всё же театральности
больше, чем жизни. Поэтому стихотворение, хоть и легко читается, не вызывая отторжения, за душу всё же
не берёт. Прошу прощения у автора.

Техника 11
Художественное впечатление 11

______________

Портрет № 21

Портрет на эмали

В том аномально-тёплом декабре
На пне смеялись рыжие опёнки,
Был юмор Ваш изысканным и тонким,
А я Ваш взгляд ловила, присмирев.
Забрёл в тупик прерывистый рассказ
о Райволе*, о снах, о Ваших жёнах...
Я видела Ваш мир насторожённый
За створками татарских длинных глаз,
Где прятался застенчивый моллюск
Под глянцевым покровом перламутра...
Всё медлило догадливое утро,
И ночь мы заучили наизусть.
Она сложилась в откровенный шрифт
Травы,
Такой отчаянно-зелёной,
Что и зимой взрастает для влюблённых
В ногах надменно-равнодушных пихт.
И затвердел в прозрачную эмаль
Ваш силуэт у Финского залива,
Где стали мы нечаянно счастливей,
И обаятельней, для тех, кто понимал.
А муж был до обиды не ревнив,
И называл Вас другом и коллегой…
Стоял декабрь.
Без вьюги и без снега.
Зелёно – тёмно – каряя
финифть…

За. Портрет обаятельного соблазнителя. Ах, эти влюбчивые женщины! Пойду позвоню жене – чем она
занята, пока муж обзоры пишет?) Нет, на самом деле стихотворение глубже, конечно. Нравится деликатная
манера изложения. Несмотря на довольно откровенный подтекст, есть в этом рассказе то, что называется
несовременным словом “целомудрие”. И это дорогого стоит. И ещё одно слово вспоминается –
“классицизм”. Единство места, времени и действия налицо, как и гармонично – ясное исполнение.

Против. К сожалению, произведение несвободно от банальностей. “Всё медлило догадливое утро и ночь мы
заучили наизусть” - как будто прямиком из романса вековой давности. “Перламутра – утро” очень избитая
рифма, особенно на фоне “ревнив – финифть” или “моллюск – наизусть”. Впрочем, стихотворение мне
нравится, и много придираться я не хочу. Спасибо автору.

Техника 13
Художественное впечатление 13

______________

Портрет № 22

сказка о рыбаке и рыбке

Жили, были старик со старухой,
в развалюхе, покрытой соломой.
Дед рыбачил на сейнере где-то,
а старуха батрачила дома.
Было это году в 43,
или раньше, не помню, не знаю,
Дед поймал икряного тайменя
и подумал: " удача какая".
Никому не сказал он ни слова.
Рыбку спрятал в рюкзак и на скутер.
А старуха была балаболка,
проболталась о рыбке кому-то.
Только сели они за ушицу
- заявляются двое в шинелях.
И поехал старик не на сейнер.
Он поехал, болезный, на север.
Старика проводила старуха,
и осталась, считай что, вдовою.
Дети выросли, в городе пашут,
иногда вспоминают папашу.
И его злополучную рыбку,
что не стала для них золотою.

За. Очень грустная сказка. Но правдивая, что тут скажешь. Времена были суровые, и не за такое на север
отправляли.

Против. Не портрет. Если только портрет эпохи? Но на таком ограниченном пространстве это сделать
невозможно. Да и стилизация под Пушкина – слишком лёгкий путь. Ситуация трагическая, а текст
воспринимается отстранённо именно в силу этих с детства знакомых интонаций.

Техника 8
Художественное впечатление 7

_____________


Портрет № 23

Аквариум

В фойе кинотеатра у стены
Стоял аквариум. В нём жили рыбки
И рак отшельник с грустными глазами.
Им воду каждый день подогревали
И сыпали в лоток сушеных дафний.
В воде зелёной размножались рыбки,
И умирали, отмотав свой срок,
Оранжевыми длинными хвостами.
О реках, где пиратствуют пираньи,
И царствуют в болотах анаконды,
О родине - опасной, но прекрасной,
Никто из них не помнил и не ведал.
И только кот, живущий по соседству,
И уважавший, как никто, свободу,
Мечтал разбить хрустальную тюрьму,
И выпустить на волю бедных рыбок.
Однажды он мечту осуществил:
Аквариум разбился. Рак отшельник
Уполз куда-то, пятясь по привычке.
А рыбки задохнулись в одночасье.
Наевшись рыбы, кот - освободитель
Пошёл на крышу рассказать котятам
Что жизнь в тюрьме с водою подогретой
не может рыбкам заменить свободы...

За. Очень занимательная аллегория. Кому она посвящена – можно долго гадать. Но забавно. Как сказка для
детей и некоторых взрослых – хорошо.

Против. Не портрет совсем. И рыбок жалко.)

Техника 11
Художественное впечатление 11

________________


Рецензии
Гена, привет! Обзор интереснейший, и, пожалуй, самый смелый по оценкам. Больше, насколько я понимаю, "неудов" никто из судей не ставил. И, пользуясь твоей же схемой с "За" и "против", хочу в качестве большого плюса как раз эту схему разбора каждого стиха отметить, а ещё анализ на соответсвие заданию, но это, последнее, было во всех обзорах и сделало чтение намного более информативным, чем это часто бывает.

И некоторые рассуждения вокруг да около. Пожалуй, слова твои мягче оценок - несколько раз ловила себя на том, что прочитав, ждёшь более высокого балла, чем он на самом деле оказывается. Ну а серьёзное несогласие по часовщику и лавке. Насколько я себе картину представляю, такое вот сжатие фразы в ущерб формальным правилам грамматики и школьной логики в отечественном стихослосложении процветает достаточно давно и является общеупотребительным художественным приёмом.

Но тут видимо работает то самое совпадение-несовпадение, которое возникает до всех формальных оценок. В рассказе про ключницу с барином одна слеза, закапавшая пирожок, никого не смутила, хотя если эта слеза не была китовой или хоть слоновьей, то, чтобы закапать пусть даже и маленький пирожок, слезинок нужно было много пролить. Но, видимо, потому и невозможно научить компьютер оценивать стихи, что тут воввсе не формальные правильности-неправильности лежат в основе наших оценок, а что-то другое.

Надя Яга   18.08.2011 21:09     Заявить о нарушении
Надя, привет! Я выбрал эту схему с "за" и "против", потому что старался в каждом произведении найти прежде всего позитив, то, что можно похвалить. Всё же, несмотря на строгость, а она для арбитра необходима, я доброжелательный читатель. А смелость в оценках - ну, это просто, диапазон 15-ти балльной шкалы большой, почему я должен использовать только верхнюю его часть? Хотя мне привычнее 5-ти балльная, и наверное, я был не очень осторожен. Что ж, в следующий раз (если он будет) проявлю осмотрительность.)))

Геннадий Акимов   19.08.2011 07:29   Заявить о нарушении
Ген, я снова про то же самое. Хотя примеров не счасть, но всё же без них наш спор вызодит голословным. Вот смотри

“Салфетки душистые тоже” – нельзя так строить фразу, даже в угоду ритму стиха.

или можно, но не всем, а только уже признанным, причём речь не о XIX веке, где можно списать что-то на изменившийся стандарт, а вполне о двадцатом

Цветаева

Точно гору несла в подоле -
Всего тела боль!
Я люовь узнаю по боли
всего тела вдоль

ровно та же конструкция, причём многократно в этом стихотворении повторенная. можно сприть об умстности той или иной конструкции конкретно тут, но отвергать её полностью после всего написанно в серебряном веке и после, явно нельзя

Надя Яга   19.08.2011 23:46   Заявить о нарушении
и про инверсии опять же. Попробуйте переписать

Чёрный читает чтец,
Крестятся руки праздные...

в обычном порядке. Что останется от волщебства этих строк?

Надя Яга   19.08.2011 23:49   Заявить о нарушении
Надя, ты ждёшь от меня раскаяния?) Могу тебе пообещать только, что в судьи не пойду больше никогда. Ладно ещё, когда обиженный автор возмущается, это нормальное явление. Но если ведущая со скалкой гоняется за арбитром и бьёт его классиками по голове... Зачем мне такое счастье?) Если на конкурсе есть неприкосновенные авторы - надо было предупредить об этом заранее. А теперь поздняк метаться. И устраивать здесь нам с тобой дискуссии ни к чему.

Геннадий Акимов   20.08.2011 11:19   Заявить о нарушении
Ген, я не со скалкой. Я просто для себя понять, что и как. Прости радибога. Мне казалось, что рабочая дискуссия после - нормально явление, что любой открытый конкурс - это возможность критики и ведущих, и судей, а не только авторов. Но, видирмо, я тоже ошиблась. На конкурсы я зову только людей, которым доверяю и не только в квалификации, но и в способности любую дискуссию выдержать. Ты безусловно к этим людям относишься. Другое дело, если я в качестве ведущего не гожусь, ну тут я ничего исправить не в состоянии. Можно и вовсе конкурсы прикрыть, благо их много на стихире, от потери одной конкурсной площадки ничего не изменится.

Надя Яга   20.08.2011 11:47   Заявить о нарушении
Надюша, понимаешь, я-то выдержу. Тут дело в другом - смысл арбитража теряется. Нельзя эту кухню на всеобщее обозрение выносить, я думаю. Пусть участники и зрители перемывают судьям косточки, спорят с ними - ради Бога! Я готов со всеми разговаривать. Но внутренние разногласия - другое дело, их можно и нужно обсуждать, но только по почте. Иначе доверие к конкурсу подрывается. А конкурсы нужны и полезны, их закрывать не надо.:)


Геннадий Акимов   20.08.2011 12:00   Заявить о нарушении
Ген, мне кажется, что нет, что как раз это нормально. Можно и нужно обсуждать все расхождения, естественно не переходя границы уважительного отношения друг к другу. Иначе выходит какой-то стиль политбюро ЦК КПСС, но мы ж не они, вроде. Нормальный человек поймёт, что это нормальный рабочий процесс, не подрывающий ничьих авторитетов, а другие пусть ищут другие площадки где по всем устроителям принят догмат непогрешимости. Кстати, когда в обзоре написано, что какой-то текст не является портетом - это тоже критика со стороны судьи в адрес ведущего, и, я читаю и заметку в пямяти оставляю насчёт будущих конкурсов, если они-таки будут, что надо почётче отсеивать стихи, которые мимо темы. Ну и так далее.

Как мне кажется, у нас как раз обстановка вполне человеческая. Любые открытые дискуссии любой степени остроты - это нормально, а вот письмишко, что стих № N+1 принадлежит автору АА, и ему меньше 25 ставить никак нельзя - вот это уже мерзость, которая никакого доверия даже к самим себе не оставит. Именно поэтому я ни разу ни одному арбитру, как бы я ни была не согласна с камими-то оценками, до выставления обзоров ничего никогда не говорила, но обсуждение после конкурса, когда мы снова все - просто читатели, считаю обязательным, чтобы куда-то двигаться и чему-то учиться.

Надя Яга   20.08.2011 12:15   Заявить о нарушении
Насчёт мерзости ты права, разумеется. Не думаешь же ты, что я это всерьёз предлагал? В остальном... Ну, не знаю. Мы не на Политбюро, но конкурс - это состязание по определению. А ни на одном состязании организаторы арбитров не обсуждают и не критикуют. А если критикуют - в другой раз арбитров не найдут.:) По-другому не бывает. Демократия не означает анархию.

Геннадий Акимов   20.08.2011 12:59   Заявить о нарушении
Может, ты и прав. Тогда значит вопрос о том, сохранять ли конкурсы сам отпадёт. А, может, по-другому. У каждой площадки есть свой стиль и люди под этот стиль подбираются. Если всё же находятся до сих пор люди, которых стиль, принятый на БСЭ на отпугивает, то значит, несмотря на некую неправилоьность, он жизнеспособен. Частности естественно корректируются, но открытая и при необходимости достаточно острая дискуссия по окончании, в которой никаких табу вроде "организаторы и судьи вслух разногласияй не обсуждают" нет для меня является не частностью, а базовым принципом. Ну а дальше, как сложится.

Надя Яга   20.08.2011 13:10   Заявить о нарушении
Теперь уже сомневаюсь, стоит ли после вашей дискуссии мне со свими соображениями соваться. Но, поскольку вчера заикнулась Геннадию о них, осмелюсь высказаться по поводу Гениных "против" по стихотворению «Здесь обитает день позавчерашний».
Не могу, не хочу и не имею права оспаривать личного восприятия стихов критиком, как и любым рядовым читателем . Это прекрасно, что все мы разные, видим и чувствуем по-разному. Иначе и поэзии бы в мире не было. Но там, где могу опереться на объективную информацию извне, не преминую воспользоваться этой возможностью.
Прежде чем использовать слово «ледащий» в данном контексте, заручилась поддержкой из нескольких источников. Достаточно зайти на Грамоту.ру, и вот уже есть подтверждение:
*** ЛЕДАЩИЙ, -ая, -ее; -дащ, -а, -е. Нар.-разг.
Тщедушный, слабый (о человеке, животном). Л-ая собачонка. /
Плохой, негодный (о предмете, строении и т.п.). Л. сарай.
Конец цитаты
Не скрою: я, как и Вы, тяготею к первому, более распространённому варианту использования. Но здесь позволила себе употребить данное слово применительно к ножкам импровизированного стола, потому что как автор вижу все предметы, чудом сохранивниеся в данном интерьере, одушевлёнными: обделённые вниманием хозяина, они давно привыкли жить своей жизнью, как могут...
И еще одно возражение – относительно перечисления: «Из оцинковки старое корыто, немой кукушки кованая нить»
Здесь нет ни одного смыслового и грамматического /пунктуационного/ признака привязанности второго объекта перечисления к слову «оцинковка» из первой части перечисления в этом сложносочинённом бессоюзном предложении.
В случае, о котором говорите Вы, после слова «Оцинковка» должно бы стоять двоеточие или тире. Сравните: «Из оцинковки:/- / старое корыто, немой кукушки кованая нить». И вот тогда действительно возникает зависимость перечисляемых объектов от слова, стоящего перед знаком препинания, и, как следствие - смысловая ошибка, потому как оцинковка – это сленговое название металлического оцинкованного листа, а ковка – это совершенно иная технология металлообработки. И это факт, известный как критику, так и автору, а также подавляющему большинству читателей. Или у критика есть сомнения относительно осведомлённости автора?:(((( В последний раз технологическую цепочку оцинковки видела на заводе «Энергомаш» в Белгороде два года назад. Впечатляет! А декор из ковки для крыльца заказывала прошлым летом у очень самобытного мастера, с удовольствием наблюдала его работу).
Сейчас задним числом вижу, что после "кованая нить" хорошо бы поставить не запятую, а многоточие, отделив то, что сохранилось в доме, от не сохранившегося.
Когда прорабатывала этот пассаж фонетически, остановилась на этом варианте (из нескольких), потому что здесь привлекло фонетическое созвучие: вроде бы и слова разнокоренные, но этот повтор - оцинКОВки, КОВаная, и ещё кукушка рядом – эхо такое получается... Но это уже к критике отношения не имеет – просто захотелось поделиться своими аргументами и замыслом.
С интересом и расположением

Надежда Бесфамильная   20.08.2011 16:47   Заявить о нарушении
Надежде Бесфамильной.

Надя, вы знаете - мне эти стихи понравились.
Но позвольте дать вам один совет: никогда - НИКОГДА! - не защищайте свои стихи подобным образом! Это похоже на то, как мать хвалит своего ребёнка, отрезая ему руку и показывая окружающим - смотрите, мол, какая хорошая, красивая ручка! И пальчики, и кожа...
Не имеет права автор этого делать.
С ув.

Марк Шехтман   23.08.2011 17:28   Заявить о нарушении
Вы правы, спасибо за совет. Вычеркиваю все изсвоей ремарки, кроме теории.

Надежда Бесфамильная   24.08.2011 20:08   Заявить о нарушении
Надежда, у Вас замечательное стихотворение. Честно говоря, я думал, ему первое место дадут...)

Владимир Мялин   13.09.2011 13:17   Заявить о нарушении
Дорога не награда, дорого участие:)))
Спасибо, Володя

Надежда Бесфамильная   13.09.2011 13:49   Заявить о нарушении
очень
занимательная
дискуссия...
.
получил
удовольствие
и заряд
)

Игорь Влади Кузнецов   24.09.2011 19:07   Заявить о нарушении