Стихопортреты. Обзор Марка Шехтмана

Портрет № 1
 
Она поёт...

Не говори, чего не можешь знать,
Не измеряй других своим аршином, -
Пьянчужка эта – тоже чья-то мать,
Она поёт на рыночке блошином
Старушечьим дрожащим голоском,
Отчаянно мотив перевирая…
В замызганной кофтёнке, босиком, -
Она дошла практически до края,
До той черты, что отделяет нас
От бессловесной, безымянной твари.
…Но теплится на дне пьянющих глаз
Такая тяга к жизни! Лишь гербарий
Из старых писем тех, кого уж нет,
Из пожелтевшей кипы фотографий
Напоминает то, что много лет
Подпитывало старческие страхи -
Тот день, когда осталась вдруг одна,
Без мужа, без детей – в пустой квартире…
Она поёт… Насмешками пьяна.
Совсем одна в безумствующем мире.




Это хорошие стихи. Они написаны ясно, жёстко, с чётким понимаем цели и средств, нужных для её достижения. Но это не неожиданные стихи. Они в бессчётный уже раз повторяют призыв видеть в человеке итог его безжалостной судьбы, взывают к жалости. И ещё одно сербёзное замечание: этот портрет не привязан к конкретной социальной ситуации. Он мог быть написан и в 11-м, и в 16-м, и в 21-м веке. Я не берусь судить, достоинство это или недостаток, но слишком обобщённый портрет перестаёт быть портретом.
 
Техника – 13
Впечатление – 12
____________________
 
 
Портрет № 2

Он смотрел в глаза…

В городе, забывшем за сотни лет
Пять своих имён и пятнадцать битв,
Голоса богов и слова молитв,
Солнечные блики и лунный свет,
В доме, одряхлевшем, уставшем ждать,
Жил непримечательный господин,
Был он неопрятен и нелюдим,
Хоть и выходил каждый день гулять…
Только иногда, затворивши дверь,
В предвечерней медленной тишине
Он смотрел в глаза, где на самом дне
Прятался ручной, но опасный зверь.
Он смотрел, он видел, он чуял, как
Мечется в зрачках неручная боль,
Как солёно, вязко – потоп? прибой? -
Плещется чудовищная тоска…
Он смотрел, он спрашивал и искал,
Он тонул, горел, он хотел понять -
А потом боялся взглянуть опять.
Потому, видать, не любил зеркал…


Блестящее произведение!  Непредсказуемое в своём исходе и в своём итоге. Именно тот случай, когда обобщение узнаваемо и адресуется к современному обществу, обитатель которого – зверь по сути, а оттого жесток и несчастен.
Кстати, последние европейские погромы хорошо показали, что бывает, когда зверь вырывается наружу.
 
Техника – 14
Впечатление -15

____________________


Портрет № 3

Миледи

У нее бесстыжие глаза кошки
И копна роскошная волос рыжих,
Сердце - отшлифованный металл брошки, -
Как насмешка бога или сил высших.

Кто-то мог бы звать ее своей милой…
Как-то не сложилось… Ну и пусть. Поздно.
…Ветер гонит листья по земле стылой,
Гаснут в небе утром, как мечты звёзды…

Позабыты платья, веера, шляпки,
Стал мужской костюм ее второй кожей.
Сын – как кукушонок. Встречи с ним – кратки.
Стыд клеймом пылает… Ну за что, боже?!!

К чёрту сантименты, - не к лицу слабость,
Если не дрожит в руках флакон с ядом.
Глупенькая жертва… И почти жалость
К ней, что так доверчиво сидит рядом.

Жизнь – игра без правил. Проиграл – сдохни!
И сама попалась… Вот и всё, крошка.
Страх вонзает в сердце глубоко когти.
Ей бы девять жизней! - Ведь в душе – кошка.

Что ж вы, мушкетеры, палача звали?
Руки замарать боитесь вы, что ли?
…Меч коснется шеи… Только блеск стали
И короткий миг её немой боли…



Ну, что ж! Весьма неожиданно и мило как дополнение к великому роману Дюма-папы и как новый взгляд на судьбу леди Винтер! Интересно, сколько лет автору? 15? 16? Или больше? Но тогда, ручаюсь, автор – сентиментальная особа женского пола, готовая всё простить своему литературному, как она считает, двойнику! Интересно, а г-жи Бонасье и герцога Бэкингема ей не жалко?
С точки композиционной зрения стихи несколько растянуты, в них нет экономии образных средств, нет ярких, запоминающихся тропов.
 
Техника – 11
Впечатление – 10


____________________

 
Портрет № 4

Мой брат

Мой брат бородат, преисполнен огня
И радостной веры.
Возможно, мой брат осуждает меня,
Надеюсь, что в меру.
Он беден, и ноша его велика:
Всевышний да дети.
В его бороде утонули века,
В глазах его ветер.
Он там, где ракеты летят во дворы,
Он вместе со всеми.
Лежат между нами века и миры,
Пространство и время.
Молись же, молись, чтобы здесь, на звезде,
Огни не погасли...
Приехал ко мне на один только день –
Я плачу, я счастлив.
Его поджидают судьба и хамсин,
Пути и потери.
Что делать, так вышло, он Божий хасид,
И ноша по вере.

А я, стихотворец, вовеки неправ,
И верю не слишком...
Печаль моя, свет мой, возлюбленный рав,
Мой младший братишка.
 
 
Очень интересные по замыслу  и достаточно профессионально реализующие этот замысел стихи. Интересны некоторые рифмы, например: «хасид – хамсин». Но такие оброты, как «В его бороде утонули века…» или «Его поджидают судьба и хамсин…», звучат несколько смешно, отчего теряет свою напряжённость вся атмосфера стихотворения. Образы же «В глазах его ветер…» или «Он там, где ракеты летят во дворы…», как мне кажется, нуждаются в расшифровке: а что это за ветер?... откуда и чьи ракеты?
 
Техника – 12
Впечатление - 12
____________________


 
Портрет № 5

Вечная Женщина

Сдвинулся на день судьбы окоём,
утро встаёт - безмятежно, как будда...
Вечная Женщина моет посуду,
завтрак готовит, стирает бельё

что ей безумие мира сего?
что ей посулы его и обманы?
в жилах её - изумрудная прана,
вечных забот и любви торжество

может, ей даже назначено быть
гением чистым и чудным мгновеньем
...долгим, пожизненно долгим терпеньем
вспоена дел её буйная сныть

ныне, и присно, и вечно - взойдёт
может - на плаху, а может - на царство,
зная, что жизнь - это яд и лекарство,
счастья испробовав брагу и мёд

Господи, снежного дня серебром
выкуп ей дай за неверье, бессилье
...Вечная Женщина штопает крылья,
музыка в горле и ночь за окном
 
 
Очень бравурно и очень декларативно. Я так и не понял, почему эта женщина  «Вечная», до чего ей всё-таки есть дело и почему дела её называюся «буйной снытью» (при том, что сныть, как я прочел, – это какое-то лекарственное растение)? Изобилие инверсий вовсе не добавляет этим стихам ауры загадочности, а просто делают их трудночитаемыми: «Господи, снежного дня серебром / выкуп ей дай за неверье, бессилье…».
 
Техника – 10
Впечатление - 10
____________________


Портрет № 6


вокзальное
.
Он обожал велосипед
и запах старых шпал,
слова 'транзитный пассажир'
и городской вокзал,
прохладный кафель м и ж,
сушилку на стене,
зал парикмахерских услуг
на третьем этаже.
Любил ночной тариф такси,
подвыпивших людей,
дешевый замшевый шансон
вокзальных площадей.
Шум ожидающей толпы,
когда из точки А
в ночную точку СПб
приходят поезда.
Фруктовый запах спелых груш,
соломенных корзин,
которые тащил домой
курортный семьянин.
Еще любил речной вокзал.
Стоящий рядом с ним
плавучий ресторан 'Причал'
и привкус кислых вин.
Ну в общем был такой - вполне
хороший гражданин.
 
 
Ах, как хорошо начато! - и как ничем не закончено…
Что хотел сказать нам автор перечислением приоритетов «хорошего гражданина»? Что он мелочен? Или что умеет радоваться жизни? Или автор просто хотел хотел создать некую панораму и ауру среды обитания этого человека? Ну, создал… И что дальше?
 
Техника – 11
Впечатление – 10

___________________________


Портрет № 7

Мечтатель



Он «не вышел» ни лицом, ни телом,
Сёстры ржали: – Вот ведь, вырос лох!
Мать сыночка-лоха не хотела,
Всё шипела: – Чтоб ты, малый, сдох!

Парень был, и впрямь, какой-то странный:
Целовал нательный медный крест,
Обещая: – Стану капитаном –
Навсегда сбегу из этих мест!

И сбежал, уже больным и старым,
Просто хлопнул дверью, был таков...
(Проплывал над городом недаром
Целый флот из белых облаков).

Жизнь неслась своим привычным галсом,
Дождь трусил по матушке-Руси,
Никого на свете не боялся,
Ни о чём у света не просил...
 
 Интересные стихи, хотя можно предъявить претензии к некой заданности образов «плохих» сестёр и матери. Не очень получилось у автора оправдать и название «Мечтатель», исходя из образа главного персонажа. А герой не мечтатель, он, скорее, как учили нас в школе, «лишний человек»… Но дело не в этом. Просто эти стихи никак не тянут на портрет. Но раз они допущены к конкурсу, я с натугой попытаюсь в них этот портрет углядеть…!
 
Техника – 11
Впечатление - 10

___________________________


Портрет № 8


Последняя в роду



Ни упругую кожу, ни бархат плеч
не сокрыть ни мехами ей, ни мантильями.
Может траур поможет ей уберечь
хоть одно трепыхание, жизнь субтильную ?

Снова черный примеривать ей чепец
на аллее с надгробными обелисками
и осколками веры, хоть легче - без,
имена и народы на них оттискивать.

Но окно завлекает шальным лучом
и блазнит переливами паутинными.
Не поймет ни викарий, ни Бог, ни черт,
как поют горделивые кены с тиньями *,

как толпа воздыхателей у ворот
источает смирение серенадами...
Больно горечь ухватит за вдовий рот
Орхидеей Сиреневой *. Статный, ладный ли,

он ни в полночь, ни утром не разберет,
что не юность - бессмертие томно тискает.
В саван жизни укутана, пенит брод,
но не вытянет сеть ее смерть эльфийскую.

_________________
* кена, тинья - инструменты перуанских индейцев (тростниковая флейта и малый барабан)
* Сиреневая Орхидея - перуанская порода собак.
 
Прошу прошения у организаторов конкурса, но это тот случай, когда я некомпетентен в попытках вникнуть в детали представленного портрета.
Она – «Последняя в роду» и хоронит, очевидно, родственников. Да? А ещё, кажется, она вдова и, вероятно, бездетная. Я прав? А может, ей снова выйти замуж и кого-нибудь родить, а не слушать все время «как поют горделивые кены с тиньями»?!
Финал же стихотворения менявообще ставит в тупик своей зашифрованностью. Увы…
 
Техника – 9
Впечатление – 9   


___________________________


Портрет № 9



Ты чей, Герой?

Ты чей, Герой? В сечёных латах.
Зазубрен меч. Твой шлем в пыли...
Лицо в рубцах, душа... в заплатах
Дум о друзьях. Тех, что ушли...

Ты чей, Герой? На постаментах
Окаменели лик и стать.
Ты - триумфатор в монументах.
Тебе уж нечего терять!

Терять... А что нашёл ты в жизни?
Отдав войне остатки сил
И помянув друзей на тризне
Ты ничего не получил.
 
 
Я так понимаю, что это Герой войны. Правда, за своими доспехами и мечом он следит плохо, ибо сказано: «Зазубрен меч. Твой шлем в пыли…». Наверное, пожилой уже, тяжело за всем уследить. Тем более, войны кончились, Герою поставили памятники при жизни: «…На постаментах / Окаменели лик и стать. / Ты - триумфатор в монументах…». Ну, значит, храбро воевал, заслужил у власти и народа! А что «душа в заплатах дум о друзьях» - так это правильно. Зачем же павших соратников забывать? Конечно, выражено это все дубовато и грубовато, но вполне зримо.
И вот теперь пусть автор объяснит мне, чем ему герой так насолил, что жизнь его объявлена пустой и зряшней?
 
… А что нашёл ты в жизни?
Отдав войне остатки сил
И, помянув друзей на тризне,
Ты ничего не получил.
 
Как это – ничего не получил? Страну защитил, граждан её! Или автор одержим мыслью, что любая война – это плохо? Но тогда я с ним категорически не согласен.
 
Техника – 9
Впечатление - 9
___________________________


Портрет № 10

Хранитель времени, мой часовщик...

                *  *  *

Хранитель времени, мой часовщик,
Как шестерёнок и пружин язык
Ворочается, щёлкает, дрожит –
И между дёсен времечко бежит...

В фамильной лавке, сидя у окна,
Ему пуловер штопает жена,
Чтоб он согрелся, сидя у печи,
Где годы обжигали кирпичи...

Но снова ночь – и стрелочка сверчка
Отстукивает жизнь часовщика...
И спит жена, и тяжелеет мрак,
И время ищет свой ночной колпак...
 
 
Итак, имеем стихи о часовых дел мастере, чьи предки тоже были часовщиками, ибо сказано: «В фамильной лавке, сидя у окна…».
И снова вопрос: что автор хотел всем этим сообщить?
Что я должен испытать, прочитав некоторые подробности о жизни мастера часов? Как сказал бы театровед, в этой драме нет сверхзадачи. А что Время неостановимо, я уже где-то слышал.
Зато есть элементарные ошибки:
«Где годы обжигали кирпичи...» – кто кого, простите, обжигал?
 
«Как шестерёнок и пружин язык
Ворочается, щёлкает, дрожит –
И между дёсен времечко бежит...» – это, простите, часовщик часы во рту держит?
А зачем?
 
Техника – 9
Впечатление – 9


____________

Портрет № 11


Посвящение Крылатой Рыси
 
Ты стихи выпускаешь в шальной ветерок
На свободу – к катрену строка –
Как пускают батистовый тонкий платок
По сияющей грани клинка...

Те стихи пахнут ночью, романтикой трасс,
И костром под смолистой сосной,
И в ореховых лунах прищуренных глаз
Проступает распадок лесной.

Струны знают под сотню различнейших нот,
Тетива – лишь короткую трель,
Оттого, точно стрелы, аккорды в полет
Выпускает стрелок-менестрель.

Русый локон, отброшенный за спину вновь
Не скрывает кистей на ушах,
Как темны вертикали кошачьих зрачков,
Как светла в этих песнях душа!

Кошка – добрый и древний загадочный зверь,
Но ее привязать не берись -
Эта кошка летает сама по себе
И зовется Крылатая Рысь!
 
 
Очень, очень романтично! И автор явно под впечатлением то ли фильма «Аватар» с его остроухими синими красавицами с вертикальными зрачками, то ли вспоминает вооружённых девушек из «Хранителей Кольца». А «романтика трасс» - это, конечно,  от Визбора и прочих бардов 60-х… Но имею деловой вопрос: а зачем «…пускают батистовый тонкий платок / По сияющей грани клинка»?
Подведём итог: чей портрет – неизвестно; что обозначает вся эта воинственная детализация – непонятно; причём тут кошка – не выяснено.
 
Техника – 8
Впечатление – 8

______________


Портрет № 12

Венская лавка

Где глинка для нежности кожи
И мыло различных сортов,
Салфетки душистые  тоже –
В той лавочке тлела, похоже,
Торговая жизнь стариков.

Два-три покупателя в сутки –
Неважный улов для двоих!
Но долго тянулись минутки,
И было неловко и жутко
Без лепетных шиллингов их...

А ночью – больные перины,
Мензурки с лекарством, водой
И скрипы кроватной пружины,
И голос умершего сына
Сквозь маетных ходиков бой...
 
 
Претендующий на душераздираемость двойной портрет старых мужа и жены, потерявших единственного сына… Немного мистики – «И голос умершего сына / Сквозь маетных ходиков бой...», немного деталей, вышибающих из нас слезу – «А ночью – больные перины, / Мензурки с лекарством, водой / И скрипы кроватной пружины..»
Не очень понятен эпитет «лепетные» по отношению к австрийской валюте.
А в целом – стрела в пустоту, и хочется спросит – а дальше что?
 
Техника – 9
Впечатление – 9

______________




 
Портрет № 13

ДИСПОЗИЦИЯ ПО ШТЕРНУ

Рыдала ключница Гликерья, слезой закапав пирожок: «Вишь, барин плеткою ожёг, суровенек опять с похмелья». Нахмурившись и подбоченясь, рукою щеку подперев, пеняя на хозяйский гнев, внимала причитаньям челядь. В окошко билась нудно муха, стучали ходики – тик-так. «Видать, навел нечистый  враг за невоздержанность проруху, - шептала кучеру кухарка. – Вечор у барина она все хохотала, сатана. А утром, глянь, - с каким подарком…»

Гликерья, приспустив сторожко рубашку с белого плеча, от плети вспухшую печать всем показала и ладошкой глаза отерла. Колокольчик в покоях барских зазвенел. Гликерья стала, словно мел, бледна, и, причитать закончив, поправив локон медно-русый, в покои барские ушла… Звенела за стеной пила, стучал топор, орали гуси…

К обеду небо потемнело, взметнуло ветром к небу пыль, кобель  у кузницы  завыл и получил за это дело. Но не смогли ни вопль, ни громы уже мятущейся грозы унять восторженную зыбь и сладость чувственной истомы лежащих в барской почивальне.

Кухарка, очищая лук, прислушалась – затих ли стук и стон. «Закончил, вишь, охальник. А то все драться. Вот ведь дело. Папаша тоже  был мастак – баб портил, так его растак…»
Лицо старушки потеплело…




Картинка, как говорил незабвенный Паниковский, «из  раньшего времени». Весьма детальная, с явным сочувствием бедной Гликерье и с глубоким пониманием специфики сексуальных ритмов у барина-крепостника. Раньше бы сказали: «как хорошо, что революция избавила нас от этих ужасов!»
Впрочем, довольно забавно и неплохо в избранном жанре написано. Не вполне понятно, где тут «патрет», если говорить в рамках лексики изображённого времени. Но – раз допущено к конкурсу – надобно найти, ибо должон быть!... И, сочтя эти стихи портретом вышеупомянутой Гликерьи, я ставлю оценки:

Техника – 11
Впечатление – 11
______________




 
Портрет № 14

ТОРМОЖЕНИЕ


"Я уже подробно объяснял, что торможение, запрещающее убийство или ранение сородича, должно быть наиболее сильным и надежным у тех видов, которые...социально объединены"
.....................................................Конрад Лоренц, "Агрессия"


Так нет же –
вместо того чтобы пить молоко из глиняной чашки, 
отщипывая  по кусочку хрустящий горячий хлеб,         
ты молча натягиваешь фланелевую рубашку,            
колючий свитер под горло и падаешь  в тысячу неб, 
хлопнув закрытой дверью, как будто ударив наотмашь
кого-то внутри себя – только бы снова не зарычать. –
Чтоб где-то в фонарном созвездьи, остановившись, вспомнить, 
что вечер отлился в форму забытого дома ключа 
и быстро тускнеет рядом с остывшей французской булкой. 
Вернуться по следу так просто, но вряд ли придешь назад – 
и ты тупо кружишь по клетке скверов и переулков,             
боясь всепрощенья и боли в родных, ненавистных глазах.
 
 
Хорошо и основательно, в духе экзистенциализма исполненный портрет «нашего современника» - существа несчастного, с изломанной, амбивалентной душой, живущего больше в своём выдуманном мире, где войны и страдания носят сугубо виртуальный характер, а мужчины забыли, как любить женщин и просить у них прощения.
Но если принять тезис, что поэзия – это не «что», а «как», то портрет следует признать интересным и хорошо сделанным.
 
Техника – 12
Впечатление – 13


______________


Портрет № 15 

Уютный стих



Время - такая надёжная штука, -
маятник с тиканьем тихим качает
или выходит скрипеть в половицах,
ночь коротая до светлого часа
в старой квартире, где умные мыши
книг не грызут, - нет, они их читают;
а для еды там есть сыр в мышеловках,
сало и корочки, что экономка
мышкам кладёт как приманку, но, к счастью,
позабывает взвести механизмус.
Старый профессор с достойной бородкой,
сидя на старой, но крепкой стремянке
под потолком, где тома в переплётах
кожаных, грубо тиснёных, пахучих,
слушает шорох мышей под коврами,
слушает время, скрипящее мирно,
думает много о бренном и вечном,
только о вечном он думает больше:
вечное больше его привлекает
тем, что оно не кончается скоро.
Радуясь этому, мудрый профессор
дремлет, покоясь в привычном уюте,
и экономка с вязаньем пушистым
дремлет, пока аккуратное время
не позовёт её боем курантов
мышкам дать сыр, а профессору ужин,
и проводить его к мягкой постели;
и, засыпая, подумать покойно:
время - такая надёжная штука...
 
Очень понравилось… Просто, умно, интересно, я бы даже сказал – прочувствованно.
Белый стих нисколько не мешает ощутить грустную поэзию жизни, клонящейся к ночи.
Если говорить о том, чего мне не хватило, чтобы сказать «отлично!», – так это попытки автора найти какую-то сумасшедшинку, странность, подводный риф в этой предсмертной благости… Например, что профессор когда-то давно лишил девственности молодую тогда экономку, но утром сделал некое открытие и забыл напрочь о минувшей ночи!
Почти шучу...
 
Техника – 12
Впечатление – 11
 
 
 _____________

Портрет № 16

Здесь обитает день позавчерашний

Хромая  тень на стенах  пьяно  пляшет
И кувырком летит на половик.
Здесь обитает день позавчерашний -
В углу.  Весь дом давно ему велик.

Столом здесь дверь на столбиках ледащих,
(Снята с петель дверного косяка)
А вместо стула -  магазинный ящик
Из-под  палёной: бьёт наверняка.

Из оцинковки старое корыто,
Немой кукушки кованая нить,
Здесь всё давным-давнёхонько пропито,
Что и не можно было бы пропить.

Обложка книги  - жил в ней как-то  Гамлет,
На ней - для птиц прогоркшее пшено
В распахе ставен…
Вот и весь регламент.
Быть иль не быть – давно предрешено.

 
Я поздравляю автора с прекрасным портретом человека, которого в стихах нет.
Впрочем, прием этот не нов: так в пьесе Булгакова «Пушкин. Последние дни» именно Пушкин является главным героем, объектом разных мнений, целей, интересов, опасений и действий, но сам он нигде не появлется.
В этих стихах герой представляется так ясно – и визуально, и психологически, – что остаётся только угадать, какой творческой профессией он владел: был ли актёром, художником, писателем?...
Автор с завидной небрежностью сопрягает различные стилистические уровни, создает почти из ничего интересные метафоры, блистательно пользуется многозначными деталями.
Крохотная придирка – не «пошло» мне вдруг возникшее на фоне точных рифм отдалённое созвучие «Гамлет – регламент».
 
Техника - 14
Впечатление – 15

______________

Портрет № 17

Козёл-перезвон

Расступись на небе ясном озон,
И закройте, бабы, рты на засов:
Жил да был  в селе козёл-перезвон,
Самый звонкий был из местных козлов.

Кучерявые -  до пола  - вихры,
Позолоченных рогов круговерть,
По оврагам  собирал репехи
И звенел, чем только можно звенеть.

Колокольчики на шее – хрусталь,
В бороде стрекозья песня без слов,
Ну а в прочих недоступных местах
Звонарями  Кохинор и Орлов.

Ухмылялись на лугу косари,
Звон косьбы в алмазном звоне  тонул:
И всего то два (не пять и не три!)
Но какой из них – Великий Могул?

Припевал  за тем покосом ручей,
Стрекотали кузнецы вперебой,
Только  вызвоны не спутать ни с чем,
Ай да леший,  ну даёт, домовой!

А пылищи-то, пылищи вокруг...
Хватит, бабы, хватит пялить  глаза!
Дружно тряпки взяли все – и на луг,
Да  алмазы  протереть  у козла!

Так звенит он от  зари до зари
..........................................................
Раздувает ночь  пригасший костёр…
Кофейку покрепче, что ль, заварить?...
Ты очки себе бы, что ли,  протёр...




Да, ещё тот козлина… И портрет достоин натуры. И пейзане – ну, такие остроумные! Правда, малограмотные: не знают, что надо говорить не «Могул», а «Могол».
Но какое пиршество фантазии! Какие детали и краски! Какие перспективы у местной алмазодобывающей из козлов промышленности!
Все вполне приемлемо и поэтабельно.
 
Техника – 11
Впечатление – 11

_____________


Портрет № 18


понедельник, полдень

Умер человек в метро: сел на лавочку -
брюки, туфли и пальто, сумка, палочка -
взял из сумки телефон, выбрал номер:
вызов, пять гудков - алло, тут и помер.

Полетела, соскользнув по руке его,
палка на пол веткой мертвого дерева
чуть подпрыгнула на плитах исхоженных,
замерла, легла у ног, как положено.

Эхо съежилось воровкой распушенной,
заметалось саранчой над картушами,
бросив мраморной стене в отражение
одинокий силуэт без движения
и уткнулось в окна свода валериев
а за ними россыпь яблок с деревьев,
небо, трактор, физкультурники веером,
в общем - жизнь и все что ею навеяно.

Подошел дежурный с кожаной папочкой
тронул пульс, набросил серую тряпочку
составляет протокола считалочку:
брюки, туфли и пальто, сумка, палочка,
телефон, очки, блокнот, книжка детская,
понедельник, полдень, новокузнецкая.

Сильные стихи с точки зрения владения техникой. Блестяще использованы дактилические рифмы, которые делают пространство стиха многомерным и свободно дышащим. «Лавочка», «палочка», «тряпочка», «считалочка» – уж такая умилительно-мирная, такая мило-обыкновенная картина смерти! – и оттого особенно страшная в своей обыденности.
Но – опять: если это портрет, то чей? Умершего? Станции метро? Обыкновенного дня? Или и правда – портрет Смерти?

Техника – 14
Впечатление – 13

______________


Портрет № 19


По следам Тихо Браге

        Тихо Браге - датский астроном(1546-1601).
        Наблюдал за Марсом в ярко-
        красной мантии. На дуэли с
        научным оппонентом лишился
        носа и поставил серебряный
        протез. Последние годы
        прожил в Праге. Здесь же
        умер и похоронен.


Туристы ли, паломники, бродяги,
Покорно семенящие за мной!
С утра нас ждет великий Тихо Браге:
Он жил здесь, в Праге,рядом, за стеной!
По улочке - крутой, как знак вопроса
(И без названья, кажется, вообще),
Веду людей к Серебряному Носу
И к радуге на огненном плаще.

Вот дом его. За капуцинским храмом,
Где бубенцов заученная трель...
Здесь нет интриги и любовной драмы -
Одна сплошная звездная дуэль!
Ведь небо из шестнадцатого века
Казалось людям ближе, чем сейчас...

Ты мой алхимик, Время! Но не лекарь,
В сны превращавший годы столько раз!..

Прокружим до полуночи по Праге,
А, может быть, до завтрашнего дня,
Чтоб старый телескоп свой Тихо Браге
Направил и на вас, и на меня,
Чтоб он увидел сердце человека,
Повисшего над пропастью потерь...

Душа ведь из шестнадцатого века
Казалась людям ближе, чем теперь...
 
 
Превосходная работа – чёткая, продуманная, будто отлитая из одного куска серебра… Прошу простить за ассоциации! – Серебряный Нос навеял!
Великолепно сопрягаются история, современность, философия осмысление прошлого и настоящего – в пользу прошлого. Сюжет развивается по спирали, и каждый поворот всё безжалостнее к современнику:
 
…Ведь небо из шестнадцатого века
Казалось людям ближе, чем сейчас...
 
…Душа ведь из шестнадцатого века
Казалась людям ближе, чем теперь...
 
Словом, работа не мальчика, но мужа, – причём, умного и очень талантливого!

Техника – 14
Впечатление – 15

______________


Портрет № 20

Настоянное

Уже оплачен бальзам крепленый
влюбленным мачо в кафе у клена,
и бармен, вспомнив визит вчерашний,
нальет три полных - заказ не ваш ли ?

Ты не заметишь ни складок жестких,
ни гладкой меди его прически,
тебя опустит провалом взгляда -
куда ? - да пусть хоть в глубины ада,
узнать бы только в каком наперстке
не быть настойке пощечин хлестких...

Пусть в мире пестром полно диковин,
такой наперсток еще не кован.
Настойки грубый привычен запах.
Ты смочишь губы. Ты выпьешь залпом.
Тебя погубит не ром, не граппа -
обычный кубик в руке арапа *.

******************************
арап - (здесь) плут, обманщик, аферист



Очень странные стихи, но при всей симпатии к странностям – чей это портрет?!
Ну, допустим «влюбленного мачо». А в кого влюблённым? И зачем? И где та, в которую?...
Впрочем,  вопросы этим не исчерпываются. А как расшифровать эти строки:

Тебя опустит провалом взгляда -
куда ? - да пусть хоть в глубины ада,
узнать бы только в каком наперстке
не быть настойке пощечин хлестких...
 
Я понимаю – испанские страсти… то да сё – но всё-таки? И что это за таинственный напёрсток? Нет, не дано мне проникнуться этой поэтической метафизикой.
 
Техника – 11
Впечатление – 11

______________


Портрет № 21


Портрет на эмали

В том аномально-тёплом декабре
На пне смеялись рыжие опёнки,
Был юмор Ваш изысканным и тонким,
А я Ваш взгляд ловила, присмирев.
Забрёл в тупик прерывистый рассказ
о Райволе*, о снах, о Ваших жёнах...
Я видела Ваш мир насторожённый
За створками татарских длинных глаз,
Где прятался застенчивый моллюск
Под глянцевым покровом перламутра...
Всё медлило догадливое утро,
И ночь мы заучили наизусть.
Она сложилась в откровенный шрифт
Травы,
Такой отчаянно-зелёной,
Что и зимой взрастает для влюблённых
В ногах надменно-равнодушных пихт.
И затвердел в прозрачную эмаль
Ваш силуэт у Финского залива,
Где стали мы нечаянно счастливей,
И обаятельней, для тех, кто понимал.
А муж был до обиды не ревнив,
И называл Вас другом и коллегой…
Стоял декабрь.
Без вьюги и без снега.
Зелёно – тёмно – каряя
финифть…
 
Очень интересный случай: да, портрет – но чей?
Если психологический – то лирической героини, если визуальный – то её, не побоимся этого слова, любовника. Но поскольку любое лирическое стихотворение есть портрет лирического героя, то я выбираю другой вариант. Итак, он – любовник…
Очень неплохо и любовно-внимательно выписаны его повадки и черты. Кажется, я начинаю понимать, что находят европеянки в восточных мужчинах – ах, тонки, загадочны, и взгляд… и экзотика… Да, никуда уже не деться… И все нарисовано такими чудными прикосновениями, такими влюблёнными пальцами, что даже прихотливые ассонансные рифмы кажутся точными! Вот только «опёнки» немного нарушают романтику смешноватым суффиксом. Надо бы – «опята».
 
Техника – 14
Впечатление - 14


______________



Портрет № 22

сказка о рыбаке и рыбке

Жили, были старик со старухой,
   в  развалюхе,   покрытой соломой.
Дед рыбачил на сейнере где-то,
   а старуха батрачила дома.
Было это году в 43,
   или раньше, не помню, не знаю,
Дед поймал икряного  тайменя
   и  подумал: " удача  какая".
Никому не сказал он ни слова.
   Рыбку спрятал в рюкзак и на  скутер.
А старуха была балаболка,
   проболталась о рыбке кому-то.
Только сели они за ушицу
- заявляются двое в  шинелях.
И поехал старик не на сейнер.
   Он поехал, болезный, на север.
Старика проводила старуха,
   и осталась, считай что, вдовою.
Дети выросли, в городе пашут,
   иногда вспоминают папашу.
И его злополучную рыбку,
  что не  стала  для  них  золотою.
 
Будем считать, что это семейный портрет в разрезе приснопамятного времени.
Ну, что ж, все при всём: немножко стилизации под фольклор, немного печальной истории, немного фантазии и вполне приличной техники. Вопрос, правда, возникает – поэзия ли это? Тут сложно сказать… Кому как покажется. Мне – так нет.
 
Техника – 11
Впечатление – 11


______________


Портрет № 23

Аквариум

В  фойе  кинотеатра  у  стены
Стоял  аквариум.  В  нём жили  рыбки
И  рак  отшельник   с  грустными  глазами.
Им  воду каждый  день  подогревали
И  сыпали  в  лоток сушеных  дафний.
В  воде  зелёной   размножались   рыбки,
И  умирали,  отмотав  свой  срок,
Оранжевыми длинными  хвостами.
О реках,  где  пиратствуют пираньи,
И царствуют  в  болотах  анаконды,
О  родине -  опасной,  но   прекрасной,
Никто  из  них  не помнил и  не  ведал.
И  только  кот,    живущий  по  соседству,
И  уважавший, как  никто,  свободу,
Мечтал  разбить  хрустальную  тюрьму,
И  выпустить на  волю  бедных  рыбок.
Однажды  он  мечту  осуществил:
Аквариум  разбился.  Рак  отшельник
Уполз куда-то,  пятясь  по  привычке.
А рыбки  задохнулись  в  одночасье.
Наевшись  рыбы,   кот - освободитель
  Пошёл  на  крышу рассказать  котятам
Что  жизнь  в  тюрьме с   водою  подогретой
не  может рыбкам заменить свободы...
 
 
Жуткая, разрывающая сердце история. Как  он мог? Кто позволил ему ломать аквариум? Как мы дошли до жизни такой, что четвороногий обжора и демагог изображает из себя освободителя, а на самом деле удовлетворяет свои хищные инстинкты?
Стоп… Я этого не говорил, а вы не слышали… Нет в России таких демагогов и мерзавцев и быть не может!
А стихи весьма банальны. И портрет общества в аквариуме, его будней и трагического конца отдаёт морализаторством и особых чувств не будит – по крайней мере, во мне.
 
Техника – 10
Впечатление – 10
 


Рецензии
Бывает так, что критику читать интереснее чем собственно произведение, которому она посвящена. Читая конкурсные обзоры, несколько раз ловила себя на ощущении, что это именно так. Но само по себе блестяще написанное эссе может разочаровать, если впечатления критика и собственные читательские совсем уж резко расходятся. Когда совпадают, приятно, но, может, самый интересный случай, когда встрачаешь непривычный, новый, может, не сразу принимаемый взгляд, который позволяет не только на эти конкурсные, но и на другие (и на свои тоже) стихи взглянуть с новой стороны. В этом обзоре несколько таких миниоткрытий для меня было.

Про сверхзадачу всерьёз думается редко. Хоть и стараешься зря не рифмовать и отсекать случайное в уже написанных текстах, но пожалуй-таки недостаточно жёстко. В этом смысле обзор Марка уже оказался нужен и не вообще, а именно мне.

Неожиданное положительное открытие - стихотворение про зеркало. Я его не разглядела до обзора, а потом, перечитав, увидела в нём гораздо больше. С годами таких поворотов всё меньше, и ценятся они выше.

А ещё, но это уже именно как критика конкурсных стихов, в обзоре Марка замечательно раскрыты возможности портретного жанра. Сам по себе вопрос, чей портрет, оказывается очень плодотворен для анализа. Портрет смерти в сценке на Новокузнецкой - этого захотеть - не забыть. А вот про Гликерью уе по следам пришло, что за жанровой сценкой правда есть портрет, но не эпохи, не ключницы с кухаркой, а самого барина, и портрет достаточно выразительный.

Пока на этом остановлюсь. Спасибо за обзор, Марк.

Надя Яга   18.08.2011 16:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.