Машэра
Хороший камень Александрит – он может менять свой цвет, хороши другие – отличающиеся завидным постоянством цвета, хороши те, которые, будучи опущенными в напиток, где присутствует яд, дают над сосудом радужное сияние, удивителен бриллиант, который вообще в воде себя не выдаёт, чистота кристалла.
Славный камень страз – которым можно обмануть истинное положение дел, нет, не надолго, но всё же. Ты сверкаешь, как будто действительно чего-то стоишь, кроме номинала, разумеется. Ведь те стекляшки, дешёвая мишура и подделка, а ты подделка элитная. Однако разница.
Так вот о камнях, то есть их носителях – по именам.
Имя первое.
Машэра Пётр.
Фамилия вызывала при прохождении проверки на продвижение по службе некоторые недомолвки. Нет, естественно не всегда, но тем не менее – лучше не выделяться из общих границ, четко очерчивающих: кому и что позволено, так навскидку, на слух даже. И вот Машэра –
1. Маска, маскарад, маскировка – «от арабского mashera – маска». (Шанский и др.)
2. В иврите масах – занавес, завеса, экран
масеха – маска, личина;
месуках – покрытый
3. В Торе: масах пэтах оэль – завеса входа в шатёр
Суффиксы трёх русских слов маскируют их родство с древним ивритским корнем.[1]
Партийная номенклатура – это кость государства. И кость должна соответствовать организму в который впаяна. Редкие смельчаки путались вырваться из уз рождения и покорить другие вершины. Пройти через этот осмос. Это возможно только при одном непреложном условии – назад дороги нет, или ты пройдешь, или тебя вычислят как элемент «несоответствующий». И если вам кажется, что имя – это случайность, то вам это только кажется.
В целях соответствия четким установкам, которые были спущены по всей вертикали на выдвиженцев, первоначальная транскрипция фамилии была непроходной. Об этом знали в народе, в смысле о том, что он сменил фамилию, что, в общем-то, не должно было быть общедоступным знанием. И тем не менее.
Машеров.
Пётр.
1. Рetra genetrix – родящий камень. Камень принесший в наш мир чудо рождения, а не сотворения. Камень – мать . Генная инженерия высшего порядка. Все эти цепочки. Звено к звену рождающие человечество. Это единство Солнца и Луны, мужского и женского, царя и царицы, серы и ртути, возникающее после смерти (nigredo) как родящий камень (petra genetrix) с совершенством гермафродита. Ребис, который всё искали чудаки-алхимики, сжигаемые за это на кострах. Prima materia.
2. Неведомая, дикая, седая – медведицею белою – Сибирь, за Камнем, за Уралом, пропадая – звала, звала в неведомую ширь.
Петр Миронович Машеров, родился 13 феврала 1918г. на Могилёвщине.
Четырнадцатый Первый секретарь ЦК КПБ.
Погиб 4 октября 1980 г. в автомобильной катастрофе на трассе Москва — Минск
Хроника гибели.
Отец не дожил до Пленума ЦК КПСС меньше двух недель. Всё было решено. Он шёл на место Косыгина. Я понимаю, что отец мешал многим. Именно тогда, в октябре 1980 года, «взошла звезда» Горбачёва.[2]
Н. П. Машерова
Сейчас, когда я знаю, какими техническими средствами владело КГБ, я склоняюсь к версии об организованном характере аварии, приведшей к гибели Машерова. Впереди кортежа, на расстоянии не заметном для сопровождения, движется машина, начиненная спецаппаратурой, предназначенной для воздействия излучением на водителя и пассажиров машины Х. Оставалось лишь найти препятствие на дороге, куда врежется облученный шофер.
В. И. Калиниченко, следователь
Нет ответа на главный вопрос — о трагической гибели лидера. Не всё понятно, а версии этого ДТП разные. Почему на том перекрестке машина сопровождения отрывается на 150 метров? [3]
Аркадий Русецкий, д-р ист. наук
Тридцать лет назад я работал заместителем начальника управления внутренних дел Минска и первым прибыл на место аварии.
В тот день Машеров действительно должен был лететь на вертолете. С военного аэродрома в Липках, что за Боровлянами. Уже и в вертолет сел. И машины с провожавшими его лицами, как и положено, отъехали. Только его «Чайка» осталась, как и требует инструкция, стоять. Такой был и есть закон: машина первого лица после отлета продолжает какое-то время ждать на всякий непредвиденный случай. И вдруг Петр Миронович говорит летчикам: «Что я такой погодой увижу?» Приказывает глушить двигатель и садится в «Чайку». Это я к тому, что исключаю сразу, что кто-то там какую-то диверсию подготовил. Никто не знал, что первый секретарь поедет на машине. Даже ближайшее окружение.
Петр Миронович был еще жив. Он успел произнести фразу, которую я никогда не забуду:
«Не трогайте шофера - он невиновен». И машина с ним уехала. Мы начали осматривать место происшествия. Водитель Машерова Зайцев и его охранник Чесноков были мертвы.
Никто на том перекрестке ничего не подстраивал. Всё там ясно. Водитель грузовика с картошкой Пустовит, увидев «Чайку», попытался вывернуть машину. Сыпучий груз от резкого поворота сместился, и ГАЗ-53 стал неуправляемым. Машины столкнулись в лоб и как бы схлестнулись: грузовик правой, а «Чайка» левой стороной. Поэтому и засыпало «Чайку» картошкой.
Я сам сделал штук 20 фотографий, фотоаппарат у меня был хороший по тем временам, «Зенит». Тогдашний собкор «Известий» Николай Матуковский, с которым мы дружили, выпросил для публикаций. Я отдал. Часть их потом видел в газетах. Возможно, что-то сохранилось.
Когда осматривали место аварии, я заметил валявшийся пистолет охранника Чеснокова. Новый, ПСМ. Нам самим как раз такие выдали. Положил его в карман своей куртки. А потом, вернувшись в Минск, переложил в свой служебный сейф. И не поверите, забыл. Вспомнил про него лишь благодаря товарищам из КГБ, которые работали с нашим управлением.
Летом прошла московская Олимпиада. А перед ней, в начале года, евреям разрешили выезд в Израиль, через наше управление шло оформление документов. В общем, когда у меня пару раз на столе оказались от уезжавших «нечаянные» благодарности, в том числе свертки с золотыми монетами, я стукнул кулаком по столу и сказал, что один, без КГБ, работать с эмигрантами не буду. И мне дали в помощь двух заместителей УКГБ по Минску и Минской области Сударикова и Краснова. И вот как-то они пришли ко мне, стали мы обсуждать какую-то проблему, я открываю сейф - а там пистолет. Отдаю его ребятам. А они: «Е-мое, у нас же из-за него такой переполох. Всем приказали искать пистолет Чеснокова». Я сам позвонил зампреду КГБ Василию Русаку и сообщил ему, что пистолет был у меня. Он радостно воскликнул: «Скажи Сударикову и Краснову, пусть проставляются».
Как оказался пенсионер за рулем?
Машеров говорит: «Извините, что беспокою. У меня вот водитель, с которым мы долгие годы были вместе, друг семьи. Он заядлый охотник, уходит на пенсию. Я хочу подарить ему ружье, которое мне подарил Хонеккер». (Это тогдашний руководитель социалистической Германии.) Можно быстро выписать разрешение?». «Ну конечно», - отвечаю. Мы выписали это разрешение, отдали. Такой подарок Петр Миронович к пенсии водителю сделал. А дальше было вот что. Зайцев побыл на пенсии. А ближе к лету пришел к жене Петра Мироновича. Расплакался: «Полина Андреевна, не могу я без вас, без вашей семьи». Петр Миронович его забрал обратно.
Если б 4 октября 1980 года Зайцев не нарушил инструкцию, Петр Миронович мог бы остаться жив. Можно было вывернуть руль вправо - там места хватало. Машеров ведь и сам хотел выкрутить руль - левая рука у него была сломана, я тоже это заметил.
За рулем ГАЗ-53 был передовик, глава многодетной семьи. Он тоже был ранен - доставили в ту же больницу, что и Машерова. Когда он узнал, с кем столкнулся, он повесился в туалете. Его сняли с петли. Медперсонал успел заметить. Если б он все подстроил, с чего бы ему вешаться?[4]
председатель Союза писателей Беларуси
Николай Чергинец
4 октября 1980 г. в 14 часов 35 минут от здания ЦК Компартии Белоруссии в Минске отъехала автомашина «Чайка». На переднем сидении, рядом с водителем, находился Машеров, на сидении сзади - офицер охраны. Впереди и следом за «Чайкой» пристроились две «Волги» - машины сопровождения. Петр Миронович, как обычно, отправился в ближайшие колхозы, чтобы самому оценить состояние озимых всходов. Однако на этот раз сделать это суждено не было... Через 29 минут на Московском шоссе произошло дорожно-транспортное происшествие: в мчавшуюся на большой скорости «Чайку» врезался грузовик, внезапно выскочивший на встречную полосу. Так трагически оборвалась жизнь Машерова, кандидата в члены Политбюро ЦК партии, руководителя белорусских коммунистов. За всю историю Советского Союза не было случая, когда в подобных обстоятельствах погибал руководитель столь высокого ранга. Проведенное на самом высоком уровне расследование сделало заключение: гибель Машерова - результат несчастного случая. Виновным был признан, а затем и осужден водитель грузовика.
Сочувствуя белорусам, многие долгое время все же считали гибель Машерова, если можно так выразиться, трагедией не союзного, а все же республиканского масштаба. Однако позже, в свете дальнейших событий - разрушения Советского Союза и реставрации в стране капитализма, - уход Машерова с политической арены предстал в ином ракурсе. Дело в том, что Машеров должен был со дня на день выехать в Москву, где на предстоящем пленуме ЦК партии должен был рассматриваться вопрос о назначении его на пост главы советского правительства. Многие стали задаваться вопросом: а что было бы со страной, если бы в ее высшем руководстве появился такой человек, как Машеров? Многих не оставлял вопрос: гибель Машерова - это несчастный случай или политическое убийство?
Те, кто занимался собственным расследованием, разделились на два лагеря: одни в конце концов соглашались с официальной версией, другие же считали, что гибель Машерова специально подстроена и за ней кто-то стоит в Москве: то ли Брежнев, то ли Андропов (Либерман) . Сторонником последней версии был, в частности, Валерий Легостаев, один из помощников члена Политбюро ЦК КПСС Е. Лигачева. В статье «Гебист магнетический» Легостаев утверждает, что Машеров стал жертвой политического убийства в пользу Андропова (см. газ. «Завтра», N4, 2004 г.). Есть и другие «расследователи», которые стремятся развеять подозрения в отношени Андропова. В конце прошлого года на центральном телевидении прошла передача «Следствие вели...» с Леонидом Каневским, в которой была предпринята такая попытка. В передаче, в частности, утверждалось, что Машерова в Москву якобы пригласил Андропов. Это не соответствует действительности. Брежнев завел разговор с Машеровым о переходе на работу в Москву еще летом 1980 г., во время Олимпийских игр. Говорят, что глава советского правительства Косыгин высоко отзывался о деловых качествах Машерова и поддерживал перевод Машерова на работу в Москву. В указанной телепередаче также утверждалось, что «Андропов, придя к власти, собирался вызвать Машерова в Москву». Подобное утверждение звучит по меньшей мере странно: Андропов «пришел к власти», т.е. стал генсеком партии, лишь через два года после гибели Машерова. Авторы передачи делают вывод: смерть Машерова - несчастный случай, и Андропов к ней не имеет отношения.
Дискредитировать Машерова было невозможно, его репутация безупречна. Остается единственный способ - устранить Машерова физически.
1. За две недели до гибели Машерова заменяется руководство КГБ в Минске.
2. Руководитель личной охраны Машерова, который 13 лет успешно обеспечивал безопасность Машерова, переводится на другую работу.
3. Мощный машеровский автомобиль «ЗИЛ», который мог выдержать столкновение с любым транспортным средством, в те дни отправили в ремонт.
4. О выезде Машерова в область не сообщили в службу ГАИ и, в нарушение существующего правила, милицейские посты на трассе не были выставлены.
5. Головная машина сопровождения была обычной белой «Волгой», т.е. не в милицейском оформлении, не была оборудована проблесковыми маячками и звуковой сиреной оповещения.
Эти явно преднамеренные нарушения установленных правил безопасности свидетельствуют о том, что создавались условия, при которых дорожно-транспортное происшествие становилось более вероятным.
А теперь рассмотрим, что непосредственно привело к автокатастрофе и гибели Машерова.
1. «Чайка» Машерова в сопровождении двух машин «Волга» на большой скорости движется по Московскому шоссе в сторону области. Интервал между ними 60-70 метров.
2. Навстречу кортежу один за другим следуют два грузовика. Обозначим впереди идущую машину грузовик N1, а следующую за ней - грузовик N2.
3. Кортеж Машерова и грузовики приближаются друг к другу. Внезапно головная «Волга» сопровождения выезжает на встречную полосу, а затем быстро возвращается во главу кортежа.
4. Грузовик N1 резко тормозит. Водитель грузовика N2, пытаясь избежать столкновения, тормозит и резко крутит руль влево и оказывается на встречной полосе. Мгновение - и раздается страшный грохот: «Чайка» Машерова врезается в грузовик. Все, кто был в «Чайке», погибают. Водитель грузовика чудом остается жив.
В ходе допроса водителю грузовика был задан вопрос, почему он выехал на встречную полосу? Водитель объяснил: пытаясь избежать столкновения с грузовиком, он не повернул вправо, так как там были деревья и он боялся разбить машину. Шофер повернул влево, т.к. полагал, что встречная полоса свободна. Он также заявил, что не видел никакой «Волги» с сигнальными огнями и не слышал звука сигнальной сирены.
Итак, что же мы узнали? А узнали мы то, что водитель грузовика N1 вел себя как-то странно. Он не позволял грузовику N2 обогнать себя, но держал его как бы на привязи и ждал только сигнала, чтобы резко затормозить и вынудить его выскочить на встречную полосу. Другим соучастником преступления был водитель белой «Волги» сопровождения. Его задача как раз и заключалась в том, чтобы сообщить водителю грузовика N1 о приближении «Чайки» Машерова. Таким сигналом и стал выезд белой «Волги» на встречную полосу, а затем возвращение во главу кортежа. И еще одна деталь: почему белая «Волга» не была оснащена световой и звуковой сигнализацией? А для того, чтобы водитель грузовика N2 не узнал, что на трассе появилась правительственная машина и не предпринял необходимых мер предосторожности.
Д. Веселовский
«Машеров Петр Миронович (возможный руководитель СССР)»
До сих пор никто не знает, кто подогнал «чайку» к подъезду здания ЦК в тот день. По своему статусу папа уже не имел права ездить на ней. Ему не разрешало 9-е управление. С дачи он приехал на «ЗИЛе». И около здания ЦК стоял «ЗИЛ». Водитель ждал папу в приемной, и когда они спустились, увидели "чайку". В этом и есть тайна гибели Машерова. Нужно лишь сравнить тактико-технические характеристики двух машин. «ЗИЛ» - «танк» на колесах, "чайка" - «консервная банка». Одна дверь «ЗИЛа» весила 300 кг. А «чайка» вся весила 2600 кг. Тогда спецы говорили, что когда "чайка" тормозит, она становится неуправляемой. А «ЗИЛ» можно было на месте развернуть на 160 градусов. К тому же водитель уже привык к «ЗИЛу». После аварии нам рассказали, что рука папы была зажата на руле. Он среагировал вместе с водителем.[5]
Интервью с дочерью Машерова.
Здесь приводится часть протокола допроса водителя грузовика N2 Пустовита. Следователь спрашивает: «Почему вы сели на хвост впереди шедшему грузовику?». Пустовит отвечает: «Перед этим я обогнал кран, который потом растаскивал наши машины. Я вообще никогда никому на хвост не садился (А теперь - внимание!), но этот ехал больно странно - то 60, то 80. Никак не мог его обогнать...»[2]
ЗИЛ 41052 (БРОНЕКАПСУЛА) Эта машина сопровождения (также полагавшаяся и кандидатам в члены Политбюро ЦК КПСС)
Это один из самых защищенных автомобилей в мире. До перестроечных дел американцы не могли разгадать этот секрет. А после развала СССР они первым делом купили старый ЗИЛ и разобрали его. Оказалось, что секрет очень прост. Дело в том, что традиционная технология бронирования предполагает усиление базовой конструкции элементами брони. Но наши пошли другим путем – они сварили бронекапсулу, а потом построили внутри нее автомобиль! Такая конструкция абсолютно невозможна при серийном производстве, однако на свою безопасность власти денег никогда не жалели. И не смотря на то, что Президент России сейчас передвигается на немецкой машине немецкой же бронировки, американцы при постройке лимузина для нынешнего Президента США использовали именно российскую технологию, невостребованную, к сожалению, на родине.
• 495 000$ - цена такой машины сегодня, б/у 30-ти летней давности [6]
За гэтыя гады разгромленая нашымі бацькамі і Машэравым Нямеччына ў развіцці не толькі апярэдзіла нашу агульную краіну-пераможцу і Рэспубліку Беларусь, але і пераўзыйшла, мабыць, на поўстагоддзе, калі не болей. Таму, здаецца мне, памыляецца паважаны доктар навук: не нам пашанцавала на разумных, адукаваных і чэсных кіраўнікоў, а Нямеччыне. А калі характарыстыку "буйных" трохі павярнуць у іншы бок, дык бадай што нам пашанцавала больш, чым каму ў свеце: такога накруцілі-навярцелі, што ўвесь разумны свет лыпае вачыма і нічога зразумець не можа.
("Звязда", 13 лютага 1998 г., Іван Антановіч "Хай свяціцца імя тваё…")
За эти годы разгромленая нашими отцами и Машеровым Германия в развитии не только опередила нашу общую страну-победителя и Республику Беларусь, но и превзошла, пожалуй, на полустолетие, если не больше. Поэтому, кажется мне, ошибается уважаемый доктор наук: не нам повезло на умных, образованных и честных руководителей, а Германии. А если характеристику "крупных" немного повернуть в другую сторону, то пожалуй нам повезло больше, чем кому в мире: такого накрутили-наверцели, что весь разумный мир хлопает глазами и ничего понять не может.
[1] - "Заметки по еврейской истории"
« "Алеф" – "альфа" – "а", или Маска, я тебя знаю! Заимствования из иврита в русском языке», Лиза Аронович
[2] - Н. А. Зенькович Покушения и инсценировки. От Ленина до Ельцина. — М.: Олма-Пресс, 1998 г.
В действительности обязанности больного Косыгина к этому времени уже исполнял протеже Л. И. Брежнева Н. А. Тихонов, а М. С. Горбачёв вошёл в секретариат ЦК КПСС ещё в 1978 году.
[3] - В. Анатольев, С. Дединкина Загадки Петра Машерова // Союзное Вече. — В. 13.02.2008.
[4] – из интервью Людмила Селицкая «КП» — 14.10.2010
[5] - right]http://kz.kp.ru/readyimages/61114.jpg[/right
[6[ - right]http://www.molotovgarage.ru/projekt_m/zil2.jpg[/right
Свидетельство о публикации №111081604906