***
и старше)
Нижний Новгород
2004 г.
Автор сердечно благодарит всех оказавших помощь и поддержку в издании этой книги.
Бутов В.Г.
Олень и лень (стихи для детей дошкольного возраста и старше).
Художник – Дробных Инна Юрьевна
Новая книга В.Г. Бутова «Олень и лень» о детях и для детей. Поэтому ее с интересом и с пользой для себя прочтут и дети, и те, кто любит детей и занимается с ними.
Творчеству Валерия Григорьевича присуще некое доброе озорство, игра со словом и выдумка.
Глава 1. Устами ребенка
- Мама, а когда лето придет, я вместо теплой рубашки буду прохладную надевать?
- Я вчера тоже долго-долго не мог уснуть… Аж два раза до десяти считал.
- Хорошо, бабушка, я тебе кашу съем, а ты мне почитай сказку.
- Леша, а что это ты на обе ножки хромаешь?
- А у меня головка болит.
Таня, шести лет, глядя на мохнатую красивую гусеницу:
- Ой, какая отвратительная прелесть!
После того, как мама не исполнила данное пятилетнему сыну обещание:
- Почему ты, мама, правду не держишь?
Кто сильней?
- Ласточка сильней воробья. Знаешь почему? У нее хвост… ну, острее… Как повернется, как уколет!
Мама с шестилетней дочкой наряжают елку.
- Что-то мы в этом году игрушек новых мало купили…
- Ничего, мамуля, не беспокойся. Для э т о й елки все наши игрушки новые. Она ведь раньше не наряжалась.
Обиженный Саша, пяти лет, стоит в углу и жалуется трехлетнему Сереже:
- Раньше все просили: скажи «папа», скажи «мама». Сделай шажок, ну, еще шажочек. Ну-ка, ну-ка ко мне бегом… А теперь ругаются: «Не кричи! Не бегай! А зачем тогда они нас говорить и бегать учат?!
Признание Кати семи лет: - Я знаю, когда у меня настроение хорошее – это плохо…
Внук Валера, восемь лет:
- Дедушка! А дедушка!.. Кость была большая – вот такая! Я не смог ее, как ты, разрубить топориком. Я… - как ударил! – получилось две половинки: одна большая, одна маленькая. Маленькую половинку я Шарику отдал, а большую – тебе оставил… Ведь ты с ней справишься. Не то, что я.
- Я надел ботинок на лысую ногу и понял, как неуютно чувствует себя дедушка в шляпе дождливой, холодной осенью…
Когда день рождения 29 февраля
- Мам, послушай, мам… - дергает за подол маминого халата пятилетний Витя, - а ты не можешь меня родить обратно… Ну, хотя бы на день раньше…
Инопланетянка
Пете – шесть лет, его сестренке – восемь месяцев. Петя пристает к родителям с вопросами:
- Папа, а на каком языке Валюха разговаривает?
- На своем.
- Мама, я ей и на нашем, и на ее языке объяснял, чтобы она не плакала, чтобы не царапалась и за волосы не дергала, а она не понимает что ли?
- Ничего, мы и ее научим на нашем языке разговаривать, – бодро отвечает мама.
- А она что – инопланетянка?
- Почему инопланетянка? – удивляется мама.
- Но я же сразу стал ваш язык понимать и с вами разговаривать?!
Почему?
- Мама, а почему и сухой «чай», и мокрый называют «чаем»?
- А как же его называть? – удивленно пожимает плечами мама.
- Как, как? – Возмущается Володя, – очень просто – чай с водой.
- Но так не говорят…
- А почему тогда говорят: чай с молоком, чай со сливками, чай с лимоном?
- Мам, а мам… чай – это он?
- Он.
- А молоко – оно?
- Оно.
-А чай с молоком?
- Жил на свете один дедушка – добрый-предобрый. Он был такой добрый, что всех зайцев спасал, чтобы они не потопли. И звали его люди за это Мазайцев, - увлеченно и уверенно рассказывает второклассник Сережа.
- А почему «Ма-зайцев», а не «Па-зайцев»? Он же мужчина? – уточняет младшая Танечка.
Ты - цветочек?
Дети четырех – пяти лет играют в песочнице: «строят» дом, «устраивают» палисад, огород… Дима с лейкой подходит к сидящей у «палисада» девочке:
- Галочка, ты цветочек?
- Цве-то-чек!.. – Расплылась в улыбке девочка.
- Можно, я тебя полью?!
Мущщинская работа… для мальчиков?
Восьмилетний Дима приходит в гости поиграть и увидев, что его подружка занята мытьем полов, обращается к ее маме:
- Тетя Вера, моя мама говорит, что когда мальчик с девочкой дружат, то мальчик должен помогать ей во всем… У вас случайно нет мущщинской работы… для мальчиков?
- Гусар – это такой большой красивый гусь?
- Гусли – это такая для музыки игрушка у гусей. Они на ней играют, играют… А когда не получается, они сердятся и кричат: «Ги-га-га»! «Ги-га-га»!
- А у гуся жена – гусеница?
- А у дворянки муж – дворник?
- Баранесса – это жена барана?
- Грот – это такой огромный-преогромный рот… в горах?
- Богатырь? – Это такой богатый-богатый, который все может. Ну, в общем, огигарх.
Глава 2. На перекрестке
Страхи.
Улеглись все в доме спать.
Я упрятался в кровать…
А кому не спится,
Кто всего боится,
В темноте почудятся
Сказочные чудища.
Уж какой там сон, какой,
Если воет ветер
И стучит в окно рукой
Сам Кощей Бессмертный?
А за шторою у нас
Объявился Карабас.
Ждет, когда я лягу спать,
Чтоб к себе меня забрать.
Лев забрался под кровать,
Может в клочья разорвать.
А на белой на стене
Бледный свет явился мне.
Скрип раздался
в тишине…
Страшно, страшно,
страшно мне.
Там, наверно, Домовой
Вдруг прошлепал в угол свой.
И в холодном том углу
Лег тихонько: ни гу-гу.
Я боюсь пошевелиться…
Может, все мне это
снится?
Стыдно мне,
что я боюсь,
и поэтому храбрюсь.
Вот возьму сейчас
очнусь, -
никого не забоюсь!
И единым сразу махом
Прогоню свои все страхи.
В окнах звездная река
Не находит щели…
За стеклом ведь не рука
Тощего Кощея, -
Это ветер ветку клена
К моему окошку клонит.
И совсем не Карабас
Там за шторою у нас.
Ваза там с цветами –
Подарили маме.
Под кровать же –
постарался –
На ночь старый кот забрался.
А на белой на стене
Свет луны явился мне –
Дремлет в темном зале
Словно лунный зайчик.
Ну, а там, где «Домовой»
Вдруг прошлепал
в угол свой,
Там улегся пудель наш –
Мой мохнатый
добрый страж.
Вот какие пугала
Взял и напридумал я.
… Встал, прошелся в угол я
И погладил пуделя.
Он в ответ меня лизнул,
Лег в кровать я – и уснул.
Что за свист?
Я проснулся от тихого свиста,
Словно ветер в дудочку дул.
Выводил негромко, но чисто,
Огляделся я: кто? – не найду…
Думал Васька, мой друг, где-то свищет,
Вызывает меня погулять.
Нет, не он меня все-таки ищет –
Свист раздался вдруг рядом опять.
Вышел я один за околицу,
Думал дома останется свист,
Но во след крадется и гонится,
Хоть не громкий, заливистый свист.
Соловей ли где гнездышко свил?
Иль пастух на свирели играет?
Только слышу я всюду свист,
Где б я ни был, а он - все рядом.
Зачесалось что-то в носу,
Ковырнул я мизинцем тонким,
И тогда я вдруг понял только, -
Этот свист я с собою несу…
О ласковом ластике.
Резиночки стирательные
Такие все старательные…
У меня есть ластик,
Мягкий он и ласковый.
Я им очень дорожу,
Потому я с ним дружу.
Не проходит даже дня –
Выручает он меня.
Ошибусь я шибко,
Он сотрет ошибки.
Удалит все пятна –
Станет лист опрятным.
Молодец он, «молоток» -
Чистым вновь стал мой листок.
Только есть одна беда,
Не смирюсь с ней никогда:
- Он - любимый ластик мой,
Мягонький и ласковый,
Чем сильней старается,
Тем быстрей стирается.
Фломастер
Мой веселенький фломастер
На все руки чудо-мастер.
Как волшебник или маг
Нарисует вам «за так»
Сад, машину, пушку, танк,
Самолет и облака…
Словно добрый, мудрый гном
Он «построит» чудный дом.
… У него в «животике»
Слон и бегемотики,
Флаги разные держав,
Шеи длинные жираф,
Рельсы, речки, поезда –
Он художник хоть куда!
Хоть и дремлет он пока,
Нарисует на века!
Олень и Лень.
Однажды в знойный летний день
К ручью игривый шел Олень.
Вода в ручье была ничья,
Прохладно было у ручья.
Найдя развесистую тень,
Разлегся в той тени Олень.
В лесу висела тишь и звень
И шевельнуться было лень…
… Который год, который день
Мхом обрастал огромный пень.
Трава вокруг была ничья,
И было тихо у ручья.
Губою лишь пошевели:
Вода, трава и мох – твои…
И не заметил наш Олень,
Как телом овладела Лень.
Затем в один прекрасный день
Он стал ленивым, как тюлень.
Все хорошо – тепло пока.
А как сберечь
зимой бока?
Медвежонок
Бродил Медвежонок веселый по лесу
Он ел, что придется и все, что полезно:
Букашку, грибочек, листок, землянику.
А впрочем, однажды под землю проник он.
Он лапой и носом разгреб муравейник,
Который чуть ветер затем не развеял.
За тем бугорком он погрыз корешки.
Затем на коре поиграть он решил.
Затеял игру он с колючим ежом.
Не смог подружиться с ползучим ужом.
Медведи, известно, большие сластены.
Сластеной родился медвежий ребенок.
«Пас» пчел он на пасеке у лесника,
Не рассердился лесник тот пока.
И медный взял тазик, и взял колотушку,
И громко стучал, будто бухал из пушки…
Теперь не сыскать в том лесу нам повесу.
Ну, разве, что только по следу, по весу.
В декабре.
Как пришла зима –
Замели снега.
Замели снега –
Занесли корма.
Да в лесах, лугах
Нету зернышка.
Да в лесах, лугах
Нету ягодки…
То метель машет там,
То мороз трещит,
Стылым перышкам –
Не согреть тоски…
Холодна зима –
Голодна сама.
Собрались не на обед
Стайкой малою
На большой совет.
Птицы малые.
Держат птички совет –
Ищут милые ответ.
- Мы не дятлы, чтоб долбить
сосны и березы.
- И не совы – приносить
боль другим и слезы.
- Да, зима в декабре
не бывает добрей.
- В январе, феврале –
и морозы злей.
- Чтоб не околеть
Надо к людям лететь.
- Люди так добры,
Люди так щедры –
Отворят дворы
И дадут еды…
Прилетели птички,
Птички – невелички.
Птичка – синичка –
Вовсе невеличка.
На снегу огонь горит
Яркий и насыщенный –
Красногруды снегири
Явно не от сытости…
… Прилетают птички к нам
по одной и семьями.
Крупы разные – корма –
На кормушку сеем мы…
Даже выверну карман
Не жалея семечек.
На перекрестке.
В нашем городе большом
Я стою у перехода.
Здесь всегда полно народа,
Захотел –
и перешел!
Но машины,
как жуки:
Заводные
и цветные,
И блестящие,
иные, -
Как большие пауки.
Вместо лапочек –
колеса
По асфальту: ш-шир да ш-шур…
И не лезу я без спроса
Хоть и очень я спешу.
Если надо, значит – надо!
Без конфликтов и без споров
Ожидают все команду.
Чью команду? –
Светофора!
Чья машина?
На двойные именины
Мише с Машей по машине
(Чтоб они не вздорили,
Меж собой не спорили),
Тетя с дядей подарили…
Те их по-бла-го-да-ри-ли
И играли дружно,
Впрочем, как и нужно.
Как-то Мишина машина
Утром вдруг «не завелась».
Оказалось, дом мышиный
Мышь в машине завела.
И в жилье столь необычном
Стала жить вполне привычно,
Словно в норке собственной,
Хоть и «дом» особенный.
Через месяц, вдруг заметьте, -
Прибавление в семейке.
Чья же все-таки машина:
Мишина или мышиная?
Как вопрос сей разрешить:
Может, жить им разрешить,
Иль прогнать их всех в три шеи,
Или выкинуть в траншею?
Так и Машина машина
Превратится в дом мышиный?!
И машина Машина
Лапкою помашет нам…
Может быть для мышки дом
Поскорей в лесу найдем?
Остался с носом
Хитрый король всех обманул,
Обидел, унизил Мука:
Вещи волшебные он не вернул,
А Мука обрел на муки…
Но Мук не поддался ударам судьбы.
И не смерился с судьбой без борьбы.
… Раздобыл Мук фрукты,
Аж воскликнул: Ух, ты! -
Съел – и вырос его нос,
Как огромнейший вопрос.
А другие надкусил –
Еле уши он носил.
И, уменьшив уши, нос,
Королю он все отнес.
А король – вот задавала! –
Взял, наелся до отвала.
Во дворце переполох,
А вокруг лишь: «Ах!» да «Ох!»
- Вот уж рыло да из рыл!
- Лучше б умер. – Уморил!
Нет, не умер - уморил.
Вот что Мук с ним сотворил.
- Что с королем? –
Задашь ты вопрос.
- Достался бедняге
Пре-крас-ней-ший нос!
С тех пор на такие вопросы
Все отвечают: «Остался с носом!»
Козявочка
Как-то детская рука
Подняла с земли жучка:
В полосатенькой пижаме,
Не кусается, не жалит.
Да и странный он такой:
Только тронь его рукой,
Он тот час же затаится,
Точно мертвым притворится.
- Ты не бойся, полосатый, -
Не вонючий, не усатый.
Ты не скалишь страшно пасть –
Я не дам тебе пропасть.
А совсем на оборот –
Ну, ползи на огород.
Как-то летом детский взгляд
Оглядел картошки ряд…
Встал ребенок, рот разинув, -
Непонятная картина:
У картошки на кустах
Грозди виснут просто – Ах! -
«красные смородины»,
с ножками, уродливы.
А средь зелени листвы
Полосаты и сыты,
Будто бы в халатиках,
Братья-полосатики.
А местами – не узнать,
Ох, прожорлива та рать,
Так смогла б лишь саранча –
Стебли голые торчат.
Так везде - за рядом ряд…
Кто же в этом виноват?
Может, детская рука,
Пожалевшая жука
В полосатенькой пижаме,
Не спросившая у мамы:
Что же за заявочки
У такой козявочки?
Нет, жестоким ты не будь.
Но, однако, не забудь:
Не щадит пускай рука
Колорадского жука.
Глава 3. Чудные родители
Рисование коня.
Как-то в детстве для меня
Рисовал отец коня.
Сделал маленький овал –
Получилась голова.
Из большого – сразу вот:
Здесь спина, а здесь – живот.
Хвост к овалу прицепил…
А потом, что было сил
Снизу большего овала
Долго ноги рисовал он.
Выводил старательно –
Десять раз стирал-то он.
Рисовал и так, и этак,
Только ног-то, ног-то - нету.
Две передние, как спички,
Ну, а задние, как палки.
- «Тонконогий» будет кличка, -
Улыбнулся вяло папа.
Я придирчив был и строг:
- Не хочу я тонких ног.
Надо – ясней ясного –
Как у настоящего.
Рисовал он так и этак,
Только ног-то, ног-то - нету.
Выводил старательно –
Десять раз стирал-то он.
Рисовал до ярости –
Вышли, как у страуса.
Рисовал до пота, -
Как у бегемота.
Ох, устал тогда мой папа…
Конь-то наш вдруг стал на лапы:
Все четыре – разные,
Страшно безобразные.
- Ты… рисуй. Рисуй опять,
Ну, а я пошел гулять…
Вот вернулся я с прогулки,
Застучало сердце гулко:
Два овала на листе,
Ног-то нет ни тех, ни тех.
Даже хвостика метла
Вдруг исчезла, а была!
Вижу: краской голубой
Низ листа закрасил…
- Папа, папа, что с тобой?
Где мой конь прекрасный?
- Я старался и немало,
но – опять, опять, опять…-
Конь - плывет. – Сказал устало
И пошел ложиться спать.
Много или мало?
- Как ты думаешь, Олег, -
Спрашивает мама.
- Жить на свете сотню лет -
Много или мало?
- Для тебя, наверно, нет.
Для меня же – много.
Ведь тебе - вон сколько лет!
Ты давно в дороге.
Ну, а мне еще шагать –
Ого-го! – ступенек.
И просить у вас опять
Хоть немного денег.
Не хочу я – «жить сто лет»!..
Ты купи мне пистолет!
Ну, такой с пистонами
На полоске тоненькой -
Он, как настоящий –
Лучше целый ящик.
И тогда - вопросов нет –
Мне их хватит… на сто лет!
Чудные родители.
- Говорите, в магазине,
По совету бабы Зины,
Вы меня т о г д а купили
И всю жизнь меня любили,
А сегодня денег нет,
Чтоб купить велосипед?
Вот потеха, так потеха!
Покупать зачем меня?
Я на нем бы сам приехал –
Вы мне все-таки родня!
А я – нашел!
Солнца – некуда девать!
Жарит и не мало.
- Сапоги не надевай,
Стас, - сказала мама.
… Словно выигравший бой,
Радостно-лучистый
Возвращается домой
Лишь местами чистый.
- Сапоги мне дай, конфету
Побыстрей и я пошел.
Говорила, грязи нету…
Ну, а я – нашел! Нашел!
На лошадку Петя сел…
Наводил порядок папа:
Он протер все окна, лампы,
Он полы везде помыл –
Ничего не позабыл!
Все игрушки осторожно
Разложил он возле шкапа.
Мебель ставил он на ножки,
А зверюшек - всех на лапы.
Он расчистил все дорожки
И почистил все паласы,
Так что крошки, малой крошки
Ну, нигде не завалялось.
Папа вышел в магазин.
Петя был совсем один.
Смотрит он: возле балкона
Конь-огонь стоит знакомый.
Так и манит он – садись,
И на мне опять промчись.
На лошадку Петя сел
И объехал много сел.
На лошадке Петя смел –
И порядок папин смел.
По горам и по лесам
Проскакал он смело сам.
Тут вдруг папа появился…
Видно, папа рассердился:
- Раз ты, Петя, расшалился.
Дважды ты уже свалился.
Не серди опять меня –
Слазь с ретивого коня.
… Стали ноги словно вата.
Знает Петя – виноват он…
С л е з тихонечко с коня.
С л е з хватило на три дня.
Я сплю…
Дали мне команду: «Спать!»
Ну, а мне не спится –
Жесткой кажется кровать
И щебечут птицы.
Не хочу еще я спать.
Я хочу еще играть!
Я хочу порисовать.
Ну, хотя бы почитать…
Папа: «Спать!» И мама: «Спать!»
«Завтра рано всем вставать!»
Папу с мамой я люблю,
Отвечаю им: «Я сплю!»
… Только веки не слипаются…
Только сны не попадаются…
Надо веки опустить,
Их ресницами прикрыть.
При опущенных ресницах
Мне чудесный сон приснится…
Папу с мамой я люблю,
Отвечаю им: «Я сплю!»
И не надо хмурить взгляд
Мама ягоды сушила.
Папа семечки сушил.
Тучка солнышко закрыла,
Кто-то семечки стащил.
Ягод тоже меньше стало,
Видно кто-то их склевал.
Рассердилась наша мама,
Папа вмиг сердитым стал.
Видят рядом – прыг да скок –
Скачет маленький комок,
Серенький и ловкий…
Вор или воровка?
Закричали: «Вора бей!»
Застучали: «Вора - бей!»
Замахнулись: «Вора - бей!»
Получилось: «Воробей!»
А за что же птичку бить?
Птичек надо нам любить:
Нет у птичек закромов
И готовеньких кормов.
Ну, а мы не обеднеем –
Станем только мы добрее.
Птички ведь хорошие –
Похлопаем в ладоши им.
И не надо хмурить взгляд,
И бросать в них все подряд…
Крикни: «Кыш!» - и говорят,
Птички сами улетят.
Вот такая семейка
Папа еж, папа еж,
На кого же ты похож?
На клубок с иголками,
Острыми и колками.
Что ж ты, мамочка ежиха,
Очень медленно бежишь так?
Ты свернись быстрей в клубок
И катись как колобок.
Сын – еженок, дочка – ежка
Вслед за мамой по дорожке
Шустрые, игривые,
Вечно шаловливые.
И совсем не злючие –
Потому колючие.
Глава 4. И попробуй разберись…
И попробуй разберись…
Как-то осенью в лесу
Встретил рыжую лису.
А с лисою рядом лис –
Рыжий, как осенний лист.
И попробуй, разберись:
Где лиса, а где тут лис?
Да к тому же лис с лисою
Быстро скрылись за листвою.
За листвою разною
Рыжею и красною.
Рыжий лес и рыжий лис,
Рыжий, как осенний лист.
И попробуй, разберись:
Где здесь лист, а где же лис?
Арбуз
Живет по имени Арбуз
У нас на грядке карапуз.
- Смотри,
какой футбольный мяч
Упал здесь ненароком.
Мгновенье –
он сорвется вскачь,
Незрелый
раньше срока.
Сказал так папа, и шагнул
Навстречу карапузу,
И хитровато подмигнул,
И постучал по пузу.
- Ну, нет, - сказал он, - полежи
На солнышке,
погрейся.
Даю еще дней десять жить,
На больше не надейся.
Ведь ты посеян и растешь
И срок твой ближе, ближе…
А в срок
ты будешь так хорош,
что пальчики оближешь.
О Кате и котятах
1.
Жила-была у мамы девочка Катя.
И… жили у Мурки девочки-котята,
И были у Мурки мальчики-котята:
Два сереньких в белых носочках,
Два беленьких с черной грудкой
И два черненьких в белых чулочках.
Ох, как маме Мурке было трудно
Накормить котят и спать уложить,
И заставить их меж собой дружить.
Бесятся – играют, никак не сосчитать:
Всех ли накормила, уложила спать?
А ну-ка, давайте мы ей поможем:
И посчитаем, и спать их уложим.
2.
Выросли котята, под ногами вертятся.
То Катина мама, а то папа сердятся:
- Не шагнуть, не уснуть.
Не одеться, не раздеться.
Никуда от них не деться:
В каждой шапке и в каждом углу – по котенку!
- Все! - решили мама с папой.
- Надоели хвосты, лапы!
Всех котят раздать пора
По другим, чужим дворам.
Одного серенького в белых носочках
Взяла тетя Маша в белом платочке.
Два беленьких с черной грудкой
Забрал рыжий мальчик Рудик.
А самого шустрого в белых чулочках
Поймал и унес спортсмен очень ловкий.
Еще одного забрали в детсад,
Конечно, он не был тому очень рад.
Сколько же дома осталось котят?
Сколько вне дома о Кате грустят?
3.
Грустят они о Кате, грустят они о Мурке.
Не нравятся чужие им кроватки и печурки.
Серенький, что в белых носочках,
Вернулся домой вначале ночи.
Два беленьких с черной грудкой
Сбежали как только заснул мальчик Рудик.
А черный, самый шустрый, в белых чулочках
Сбежал от спортсмена, хоть он очень ловкий.
Все проголодались, все кушать хотят.
Сколько вернулось обратно котят?
4.
Пришла и соседская девочка Катя,
Рада она, что вернулись котята.
Сколь Кать и сколько котят
На Катину маму разом глядят?
Зебра
В зоопарке как-то раз
Видел я лошадку:
Полосата, как матрас,
С кожей очень гладкой.
С головы и до хвоста
Зебра – просто красота!
Удивил бы даже вас
Необычный столь окрас.
Вот природой сделано!
Черным ли по белому,
Белым ли по черному –
Как узнать ученому?
И еще понять при этом:
Больше здесь какого цвета?
А ответ-то очень прост.
Я отвечу на вопрос.
Вот ответ ученому:
Грива черная и хвост,
Значит – больше черного.
Щенок
Мне сосед щенка принес:
Черный хвост и черный нос,
Белый в черных пятнах,
Ласковый, приятный.
Но вполне упитанный,
Глуп и невоспитан он.
Пол вначале он полил
И тихонечко завыл.
Я под душ его – помыл,
Он, барахтаясь, скулил.
Высох, тапки стал таскать,
И край скатерти кусать.
Он меня испытывал,
Я его воспитывал.
Через сосочку кормил,
И полы я часто мыл…
Он шалил, скулил и выл –
Не сдержались бы и вы.
Как же он меня довел.
Не поверите – завел.
Я был строг, его ругал
И за хлыст бралась рука…
Чтоб взаимно не страдать,
Я решил его отдать.
До друзей щенка довел,
Взял и в дом его завел.
Говорю: «Берите!
И благодарите!»
Жил в том доме мальчик Петя.
Просто мальчик, как все дети.
Но щенок, как в дом попал,
Лапу сам ему подал.
Тот за ухом почесал
И куда-то почесал…
Притащил игрушки
И принес конфету.
А щенок послушно
Делал все за это:
Не скулил он и не выл,
Пол один лишь раз «помыл».
И давай ему служить,
И давай он с ним дружить.
… Вот лежат к щеке щека –
Хоть бери назад щенка.
Разное я видывал,
Им я позавидовал.
Он, слегка упитанный,
Но такой воспитанный.
Может, дело тут, однако,
Все не в маленькой собаке?
Хорек и мышь
Басня
Хитрый жил такой зверек –
Называется хорек.
Был он юн и очень ловок,
Но, однако, бестолковый.
Прибежал он к камышам
И давай грозить мышам:
- Я – хорек. Я – со сноровкой.
Я – охотник очень ловкий.
И уж если я решу –
Мышку жизни я лишу.
Услыхала это мышка
И давай по-мышьи мыслить:
«А я – мышка мышка мышка
убегу в камыш камыш я».
И в камыш камыш камыш
Убежала мышка мышка.
Вот хорек, подобно норке,
Взял разрушил домик-норку.
Но пуста нора нора -
Похвалился рано рано…
Спохватился тут хорек,
По-хорьчачьи он изрек:
- У меня четыре лапки,
Как же мышку я прошляпил?
А потом он очень ловко
Почесал по «бестолковке»
Лапкой с острыми когтями
И ни с чем вернулся к маме.
Кошкин интерес.
Наша кошка ест картошку –
Витамины ей нужны.
Смотрит – грустная – в окошко,
Даже игры не важны.
Смотрит жалобно в окошко –
Там ее весь интерес…
Посажу ее в лукошко,
За малиной сходим в лес.
Песенка дятла.
- Тук-тук-тук,… - Тук-тук-тук!…-
я стучу, стучу без рук.
Я стучу, стучу, стучу,
Потому что есть хочу,
Потому что светел лес,
Потому что – весело!
Щегол
Ходит щеголем Щегол –
Модно он раскрашен.
Как на нищих, как на голь,
Словно на букашек,
Смотрит он на птиц других
Без раскрасок, без таких.
Он, в лесу когда гулял,
Многих перещеголял.
Синица
- Дзинь-дзинь-ца..,
- синь-синь-ца…-
за окошком слышится.
По окошку: - дзинь-дзинь-дзинь…
За окошком – синь, синь, синь…
Это бойкая синица
Просит чистенькой водицы.
Налила ей водицы,
Чтоб она могла напиться.
А за горсточку зерна
«цирк» покажет мне она:
с зернышком, да резво так –
с горсточки – на веточку,
с веточки – на веточку!
И опять на горсточку!
И опять по веточкам!
С веточки – как с горочки! -
К зернышкам той горсточки…
… День не может вечно длиться,
К ночи слипнутся ресницы…
И, наверно, мне приснится
Эта резвая синица…
Надоели
Ранней осени пора…
Возле старой ели
Мы сидели у костра
И картошку ели.
А картошка из костра
С корочкой хрустящей!
Все прекрасно,
только рать
Мошкары гудящей
Стала дружно наседать,
И под старой елью
Нас, сидящих у костра,
Комары заели.
Не глазей по сторонам;
У костра, под елью
Ели так, что скоро нам
Это надоело.
Рать такую не прогнать,
И от вас не скрою:
Мы картошку заедать
Стали мошкарою.
Рать такую не прогнать
Дымом и кострами.
Мы картошку заедать
Стали комарами.
Глава 5. Загадки
***
О ней ты слышал многократно,
Она в стишке обычно кратком…
Не подглядывай украдкой,
А отгадывай загадки ____________ (загадки)
***
Ну-ка быстро отгадай:
Шустрый он не по годам
И тебе уже знаком,
Он с шершавым языком…
Без боязни и без лени
Подметает пол наш ___________ (веник)
***
Как спортсмен – на роликах,
И доволен ролью он.
Он работать не устанет
И во все углы заглянет…
Хоть покрыт весь пылью нос,
Не чихает _____________ (пылесос)
***
Он стоит на крепкой ножке
И на солнышко похож он…
Он, как все растет под солнышком,
А зовут его _____________ (подсолнушком)
***
Душевная подружечка –
Легко с ней очень дружится,
Ее кладут под ушечко…
Зовут ее ______________ (подушечка)
***
Не паук, а словно сетью,
Он окутал белый свет,
Знает обо всем на свете,
Для него секретов нет…
И «заходят» даже дети
Без боязни в ____________ (Интернет)
***
Он большой и очень белый,
Словно выбелен он мелом…
Открываем дверцу… -
в нем
Мы еду себе найдем.
***
Не зовут такую в гости –
Всюду лезет, хоть не просят.
Очень любит сладкое,
Сядет и на гадкое…
И ребятам, и старухам
Надоела эта ____________ муха.
Старушка в избушке
Родилась, что малый гномик –
И по ней ее был домик.
Не сдержать в природе роста –
Вместе с нею домик рос тот.
И живет теперь старушка
В старой крепенькой избушке.
Кто такие?
Не кричат: «Ку-ка-ре-ку!»
Ходят лежа на боку.
Только мне-то «на боку»
Не лежать уже: «Ку-ку!»
Что за зверь?
Огромными прыжками
По полю несся зверь.
Он прыгал через камни,
Кустарник – не барьер!
И был нам слышен где-то
И шум, и свист, и вой.
Он тряс при всем при этом
Кудлатой головой.
На всех нагнал он страху,
Когда он нас нагнал
И – бросился с размаху!
Но… странным был финал:
Вдруг ветер стих и ровно
Нам в спины задышал…
И мимо нас огромный
Катился серый шар.
И тихо, очень скромно,
Скрепуче прошуршал:
- Я – просто легкий шар…
Я – шар… шар… шар…
Кто этот смелый воин
Один на черном поле?
Очень бел
И очень смел,
Не боится черноты.
Ну, а ты?
Глава 6. Обыгрыши
***
Хоть трусила седая Мышь,
Но подтрусив к Слоненку,
- Ну, как дела идут, Малыш?
Вдруг запищала тонко.
По грибы.
Лисичка встретила в грибных местах «лисичку»…
Но есть не стала: как никак – «сестричка»!…
Вот такой родственник.
Лег «боров» боровом под крышу.
И – жаром пышет, дымом дышит.
А ей работать весело.
Пила не пила,
Но ела и пела,
Веселой была
И пружинила тело.
Работала, смело
Пружинила тело
И бревнышко ела,
И весело пела:
- И – вж-жи-ик, и – вж-жи-ик,
Вж-жи-ик-и, вж-жи-ик-и.
Пи-лю дро-ва бере-езовы,
Ело-овые, соосно-овые.
На чурочки на но-овые.
И – вж-жи-ик, и – вж-жи-ик,
Вж-жи-ик-и, вж-жи-ик-и.
Со мной дружи-ите, му-жики-и!
Пила поет на все село –
Знать, ей работать весело.
Вот!
Вот построили мы дом.
Возле дома глины ком.
Взяли в руки крепкий лом –
Глины ком пошел на слом.
«Маменькина дочка»
Таня – «маменькина дочка».
Наступает только ночка,
Все ей кажется: вот кочка
Под матрацем, словно бочка,
Ей мешает сладко спать –
Надо к маме на кровать.
Одеялом там укрыться
И от страхов там укрыться.
Таня еще маленькая
Потому и маменькина.
Абы как
Если сделать абы как
Что-то очень важное,
- Вероятно, будет брак, –
Мастер, глянув, скажет.
И добавит, сняв очки:
- Сделано для «га-лочки».
Подружки
А у Кати есть подружечка –
Очень мягкая подушечка.
С ней легко и просто дружится
В час, когда она под ушечком.
А на нас?
Чтоб полакомиться вволю,
Стас украдкою припас
Вкусный, сочный ананас.
Съел –
и очень он доволен.
Тайна вылезет наружу,
Как ее ты не раскрась:
Он о д и н съел ананас!
Наплевать ему на дружбу! –
А на нас?!
Рисунок мелом
На асфальте мелом
Я рисунок делал.
Хоть пыхтел я и потел,
Не послушен был тот мел.
Вдруг бабуля подошла,
Говорит: - Ну, вот, нашла.
Обыскалась, сбилась с ног…
- Рисовал я вот. Не смог…
Дом, как будто конура,
Ну, а пруд - как лужа.
Не колодец, а нора.
Не бывает хуже.
- Ну, давай, давай, милок,
Побыстрей ты свой мелок.
Хоть и сложен этот труд,
Нарисуем дом и пруд.
А, чтоб не был мелок,
Дай побольше мела.
Будет дом тогда высок.
Будет пруд тогда глубок.
Станет все похожим!
… Не споткнись, прохожий!
Дом на колесах.
С мамой ехали на юг.
Мы везли с собою
Двадцать платьев и утюг.
И еды – горою.
Как на Севере, на льдине,
С нами – полный холодильник.
И я еду и лежу –
За окошком – лето.
А я еду и лижу
На боку конфету.
И я еду, ем еду:
Колбасу и пряники;
Вместе с фруктом съел беду –
Не помыл бананики.
… Хорошо, что в доме этом
Очень рядом туалеты.
Мухота
За столом сидели люди,
Пили, ели из посуды…
После них остатки пищи
Под столом и то отыщешь.
… Все ушли, оставив э т о
киснуть, видно, до рассвета.
Ну, а летняя жара –
Ох! – «мушиная» пора.
Прилетел сюда «разведчик»,
А за ним - еще, еще!
И «учетчица» под вечер
Потеряла мухам счет.
И сказала муха та:
- Во, какая красота!
Во, какая мухота!
И сказали «мухов тыщи»:
- Во, какая мухотища!
- Во, какая красотища!
Не кормите «мухов тыщи», -
Убирайте со столов.
Все без лишних слез и слов
Мойте с мылом и почище!
И тогда-то: - Красота! –
Не страшна вам мухота.
На даче.
К нам кусачая оса
В домик залетела.
В миг у всех у нас глаза,
Как остекленели.
Ух! – громадная была,
Не оса – Осина!
Словно нас метла смела
Мощная и сильная.
Но в густой траве, в кустах
Нас настиг осиный страх.
Словно бы над рощей
Выл бомбардировщик.
Мы следили и дрожали –
Вот сейчас ударит жалом;
Напугала жалом,
Как бандит кинжалом.
И от этой злой Осины
Мы взлетели на осину.
На ветвях, как птички мы –
Только не чирикаем.
Сам
«Варит сам – самовар.
Валит сам – самосвал».
… Из-под крышки валит пар,
Сам не сварит «самовар».
Хоть и мусора навалом –
Сам не свалит «самосвал».
Хоть накачен новый скат –
Сам не едет «самокат».
Загорелось всем: «В поход!» -
Сам не ходит «самоход».
Очень хочется в полет –
Не летает сам «олет».
Если даже много стрел –
Не стреляет сам «острел».
Сам я выучу урок,
Сбегаю на речку,
Наберу грибов, и впрок
Сколочу скворечник.
Заострю много стрел.
Смастерю самострел.
Самокат заезжу.
Самосвал объезжу.
И отправится в полет
Л и ш ь с о м н о ю самолет.
О маневровом.
Мой зеленый тепловозик,
Взад-вперед вагоны возит.
Их стыкует, ставит ровно.
Говорят: Он – «маневровый».
Ох, наверное, устал,
Собирая в путь состав.
Загоню его под крышу, -
Свиста ветра пусть не слышит,
Чтобы дождь не намочил,
Чтоб сумел набраться сил,
Чтобы мог напиться,
Дам ему водицы.
Вместе с другом Ванечкой
Подкручу все гаечки.
Ну, а вместе с Лешенькой
Смажем все колесики.
Тряпкой чистой оботру,
Чтобы был готов к утру.
Вылечу – и вылечу!
Скоро вырасту большой,
Выучусь на доктора.
Это очень хорошо –
Делать людям доброе.
И еще от вас не скрою:
Буду я врачом на «скорой».
Помощь скорая важна.
Помощь «скорая» нужна.
Надо? – самолетом!
Надо? – вертолетом!
Чтоб больного вылечить,
Нужно срочно вылететь.
Если срочно вылечу,
Я больного вылечу!
Кто где живет?
Если в омуте бездонном
Проживает Водяной,
Значит, в проруби холодной
Обитает Ледяной?
Если в доме старом, ветхом
Честно служит Домовой,
То, наверно, в гуще веток
Разместился Ветвяной?
Если в самой чаще леса
Существует Лесовик,
То скажи для интереса,
Что за имя, что за лик:
У живущего под полом –
Половик?!
У владельца всех весов –
Весовик?!
У хранителя часов –
Часовик?!
Ну, а может, тот, под полом –
Половой?!
А владелец всех весов –
Весовой?!
А хранитель всех часов –
Часовой?!
… По горам, по городам,
По деревням и домам,
По полям и по лесам -
Ты придумай дальше сам!
Кто, куда, зачем идет?
Переставляя вслед за мамой ножки
Идет Слоненок по лесной дорожке.
И дождик идет очень мелкий с утра,
Ему от него никуда не удрать.
Толпою народ на работу идет,
И летчик уходит привычно в полет.
Идет от костра лиловый дымок,
Солдатик идет на побывку домой.
Идет наша жизнь
вперед и вперед,
И время со всеми
идет и идет.
Как помочь?
Ваня сделал самолет
И отправился в «полет».
- Я лету, лету, лету,
Ем снежинки на лету.
Чтобы звезды не задеть,
Выше мне нельзя лететь.
Поправляет Ваню мама:
- Не «лету я», а «лечу».
Отвечает он упрямо,
Не стесняется ничуть:
- Кто летает, тот летун.
Это, значит, я – лету.
Потому я не хочу
Говорить, что я «лечу».
Вы толково объясните,
Почему же вы «лечите».
Доктор «лечит», я – «лечу»…
Почему, понять хочу.
Ваня сам понять не прочь.
Как же Ване здесь помочь?
Надо в школу нам пойти,
Это правило найти.
Оглавление:
Гл. 1 Устами ребенка
Гл. 2 На перекрестке
Гл. 3 Чудные родители
Гл. 4 И попробуй разберись…
Гл. 5 Загадки
Гл. 6 Обыгрыши
Свидетельство о публикации №111081307313