Зима - не лето, в шубу одета. Ч. 7 Кощей

Должники и кто неправдой
Вред нанёс – все трепещите!
День Кощеев наступает*,
И правёж ужо вам будет!
Царь Кощей взыскать сам любит,
То, что не сумели люди,
Пострадавшие от кривды.

Там, на острове Буяне,
Дуб стоит полузасохший,
Но со множеством отростков,
И под этот дуб мокрецкий**
Семена приносит ветер***,
Отдавая кош и жертву
Старику в зелёном*4 платье,
Источающим зловонье*5.
Не побитые Морозом,
Семена – зачатки всходов,
Зелени и урожая, -
То же, и яйцо Кощея,
Что хранит в утробе Утка –
Символ жизни и приплода.

Как жена Кощея, Мара,
Мужа смерть опять допустит,
Не дождавшись стариковой
Ласки и любви взаимной,
То омоет его кости
Мёртвой и живой водою;
И воскреснет царь, но юный,
Полный силы в своей страсти,
Чтобы плен и немощь праха
Превратить в ростки живого.

А пока несите, люди,
От щедрот своих, достатка,
Долю в сундуки Кощея.
Он хранит добро надёжно,
Там, где смерть и жизнь в соседстве
Пребывает в вечной дружбе.
И когда пора настанет,
Возвратит вам всё с прибытком.
Ну, а тем, кто лишь обманом
Копят для себя богатства,
Царь Кощей*6 готовит кару,
И лишение их коша.


* День Кощеев – приходится на последний день лютеня (февраля). В православных святцах заменён на день Касьяна (завистливого, недоброжелательного, немилостивого, скупого), который отмечается 29 февраля в високосный год, понятие которого в древние времена не существовало; в старину считалось, что Кощей возвращает с прибытком всё зло и неправду, сотворённую людьми;
** дуб мокрецкий – прообраз раздвоённого райского древа жизни и познания (ведения), символ человека, раздвоённого на мужчину и женщину, символ смерти (засохший) и жизни (яйцо в корнях и отростки);
*** Семена приносит ветер – по народным поверьям, Касьяну (Кощею) подчинены все ветры, которые он держит на двадцати цепях за двадцатью замками. Тут Касьяну явно переданы обязанности Стрибога, который, скорее всего, был родственен Кощею и нёс важную функцию – сохранял и распространял семена растений;
*4 в зелёном – символическим цветом Кощея был цвет зелени;
*5 источающим зловонье – по Л. М. Алексеевой, «касть» от «капость»  в понятии мерзость к гниющим останкам плоти, и вообще всё пакостное, скверное, нечистое, сорное; по В. Далю – это ещё и грязь, распутица (арханг.). Наверное, логично, в этот перечень добавить понятие «перегной»;
*6 Царь Кощей – словосочетание «кош ие», которое употреблялось татаро-монголами и означало «хозяин коша (поселения), можно, пожалуй, трактовать и как «хозяин доли» - господин богатства. Неслучайно, на санскритском языке хозяин казны звучит как кощегара или кочегара. Под казной в древние времена понимались все припасы, включая и зерно, и мёд, и пушнину, а не только злато – серебро. Будет логично добавить ко всему перечисленному добро и зло.

29.01.11

«Изба-Читальня». © 29.01.2011 Геннадий Дергачев/work/281879/


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →